С чего начинать развитие речи у ребенка

Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:

  • Познавательные способности.
  • Развитость психики.
  • Поведенческие реакции.
  • Характер.
  • Коммуникационные навыки.
  • Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.

ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?

Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:

  • Патологии протекания беременности.
  • Сложности в процессе родов.
  • Родовые травмы с повреждениями мозга.
  • Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
  • Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
  • Регулярные болезни.
  • Многоязычное окружение.
  • Родители не общаются с малышом на регулярной основе.

Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.

Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.

Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.

Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.

Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.

Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.

Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.

В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.

БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ

С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:

  • Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
  • Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
  • Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
  • Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.

Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.

Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА

С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.

Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ

С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.

Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.

Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.

Читайте также:  Центра развития ребенка созидание

С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».

С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.

Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:

  • Активно общаться с ребенком.
  • Читать сказки, книги, обсуждать их.
  • Рассказывать про свои эмоции и впечатления.

Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

  • Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
  • Если после 3 месяцев нет гуления.
  • В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
  • В 9 месяцев у малыша нет лепета.
  • В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
  • В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
  • В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.

Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.

Здоровья Вам и Вашему малышу!

Понравилась статья — ставьте лайк! 🙂

Еще почитать полезности можно на нашем сайте

Источник

Плач младенца ― не просто способ привлечь к себе внимание родителей, а его первые слова! Сначала он способен только на это, но со временем голосовые связки окрепнут и малыш начнет издавать более сложные звуки. Родители могут и должны помогать ему в этом, потому что от становления речи зависит дальнейшее развитие ребенка. Уже доказано, если с ребенком мама «вела беседы» еще до того, как он родился, то это способствует раннему становлению речи. Одного этого недостаточно. Обоим родителям нужно выучить правила, как общаться и играть с ребенком, чтобы он научился говорить.

Норма развития речи от рождения до дошкольного возраста

Каждый ребенок имеет индивидуальные темпы развития, это касается в том числе и становлению речи. Некоторые детки начинают понимать, что в состоянии удовлетворить свои потребности, не выражая их, и отчасти в этом виноваты родители. Другие же по своему характеру молчуны и до 2-3 лет могут общаться только отдельными словосочетаниями. Несмотря на все это, есть нормы развития речи. На них нужно ориентироваться, но не считать железными правилами.

До того, как ребенок пойдет в школу, он должен уметь четко говорить все буквы, чтобы в будущем не было проблем с правильным написанием слов.

Могут ли патологии вызвать задержку?

Чем больше доступны маленьким малышам физические умения, тем активнее развивается их речевая деятельность. Это имеет научное объяснение. Любые физические движения – это напряжения мышц, а приводит их в тонус мозговой ствол. В речевой деятельности участвуют также мышцы языка, губ, голосовые связки, легкие. Логично предположить, что на них также воздействует один и тот же участок мозга.

Сложно протекающая беременность с частыми токсикозами и болезнями, а также тяжелые роды могут спровоцировать задержку речевого развития. Это связано с негативным воздействием на тот же мозговой ствол, из-за чего нарушается его нормальная деятельность.

В группе риска оказываются дети, у которых зафиксированы внутриутробное обвитие пуповины вокруг шеи, гипоксия. Как следствие, такие дети рождаются с нарушениями мышечного тонуса, из-за чего они могут отставать в развитии. Чтобы ребенок мог вовремя научиться говорить, негативные последствия нужно устранять на ранних этапах (массажи, парафиновые обертывания, ванночки).

Почему важно развивать мелкую моторику

Мнение всех педиатров и логопедов сводится к тому, что для раннего  развития речи нужно стимулировать мелкую моторику пальцев. Это действительно так, упражнения для мелкой моторики активизируют моторный центр. Он расположен близко к речевому центру, поэтому при этом начинают пробуждаться и его участки.

В дошкольных учреждениях в обязательные занятия включают лепку из пластилина, аппликации, а также пальчиковую гимнастику в игровой форме. Дома родители тоже должны не забывать заниматься со своим малышом, положительное влияние оказывают:

  • пальчиковые игры – ладушки, сорока-белобока и др.;
  • массаж ладошек;
  • листание страниц (на первых порах нужно выбирать детские книжки с грубыми страницами);
  • разрывание бумаги;
  • рисование пальцами;
  • складывание разных предметов – пирамидки, матрешки, миски разных размеров;
  • пазлы, мозаики;
  • рисование на песке.

Маленькие дети могут пробовать на вкус заинтересовавшие их предметы. Помните об этом, старайтесь не давать им играться тем, чем он может подавиться или проглотить.

Как помочь ребенку быстрее научиться разговаривать

С самого рождения детский мозг начинает обрабатывать и систематизировать все звуки, которые слышит. Впоследствии он начнет узнавать знакомые звуки, голоса, распознавать интонацию. К тому времени у него скопится достаточный запас, который малыш будет пытаться имитировать.

Читайте также:  Дидактические игры для развития познавательной сферы ребенка

Очень смешно выглядит, как дети «разговаривают» по телефону. Все это они когда-то видели, теперь пытаются воспроизвести это. Именно многократное повторение знакомых слов и звуков поможет ребенку выучить новый для себя этап. Разговаривайте больше с ребенком, но это не должен быть один лишь родительский монолог. Запомните правила, которые помогут научить малыша говорить.

  • В разговоре с малышами не используйте сложные предложения. Например, если его заинтересовала собака во время прогулки, говорите: собака побежала.
  • Чем больше малыш слышит живую речь, тем больше становится его пассивный словарный запас. Знакомьте его с окружающим миром, предметами. Объясняйте суть вещей, даже если считаете, что он этого не понимает.
  • Чтобы малыш понял, как произносить звуки, ему важно видеть лицо говорящего.
  • Во время своей речи делайте паузу, чтобы дать ребенку высказаться, особенно, если видите его желание это сделать.
  • Чтение детской книжки с комментированием картинок обязательно. Постарайтесь заинтересовать его и просите повторять, кто изображен на картинке.
  • Включенный телевизор не заменит общение. Если малыш занят просмотром мультика, присоединитесь к нему и продолжайте с ним общение.
  • Не упрощайте названия вещей. Если вы вместо машины говорите «би-би», ему проще воспроизвести эти звуки, а не более сложное слово.

Частые ошибки, из-за которых ребенок позже начинает разговаривать

Задача родителей – создать такую домашнюю атмосферу, чтобы у ребенка была возможность развиваться и учиться говорить. Родители должны общаться между собой не на повышенных тонах, резкие крики могут расстроить малыша и вызвать испуг.

Еще одним важным условием является то, что малыш должен слышать правильно поставленную речь. Если вместо грамотной речи ребенок слышит сюсюканье, то нет ничего удивительного в том, что он впоследствии будет произносить исковерканные слова. Придется заново переучивать, а это отнимет время. Чаще обращайтесь к нему, особенно, когда слышите, как он гулит в кроватке. Маленьким детям нравится общаться, поэтому поощряйте его желание говорить.

После одного года лучше отучить ребенка от пустышки. Пустышка провоцирует развитие неправильного прикуса, к тому же язык занимает неправильное положение во рту. Это не способствует своевременному становлению речи. То же самое касается, если малыш привыкнет сосать палец, чтобы успокоиться.

 Чтобы ваш малыш научился вовремя говорить, родители должны больше с ним разговаривать, знакомить с окружающим миром. Однако не нужно лишать общения со своими сверстниками, это будет для него хорошим стимулом.

Источник

Развиваем речь ребенка. С чего начать?

Как известно все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей:  матери, отца, бабушек, дедушек, старших сестер и братьев.

Распространено неправильное мнение о том, что ребенок сам постепенно овладеет правильным произношением, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха малыша многие слова долетают искаженно («не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи, на примере которой формируется их собственная.

  1. Развитие мелкой моторики.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки! Очень полезно рисовать пальчиками краской ( ребенок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги), а также мять и разрывать на кусочки пластилин ( под присмотром взрослого). Предложите ребенку игры с пуговицами. Детям нравится перекладывать их, распределять по величине, цвету, раскладывать в коробочки. Очень полезны пальчиковые игры-потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры-«Сорока-ворона». Освоение ножниц-тоже полезная нагрузка для пальчиков. Можно предложить ребенку разрезать бумагу-это делать проще, а ткань, нитки сложнее.  

  1. Развитие артикуляционной моторики.
Читайте также:  Может ли ребенок отставать в развитии после операции

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки и язык). Поэтому начиная с двухлетнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Гимнастикой лучше заниматься 3 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут перед зеркалом и проводить ее в виде сказки.

Птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть вперед губы «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя шуба не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного угла рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки копытцами. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь,а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произнести звук «д-д-д». Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы ( ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное- правильно.

  1. Выработка правильного дыхания

Обратите внимание, как ваш ребенок дышит при речи? Понаблюдайте за малышом: нет ли быстрых коротких вздохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание.

Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

-следите за правильным вдохом-через нос;

-плечи нельзя поднимать;

-выдох должен быть длительным, плавным;

-cледите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками) ;

-каждое упражнение повторяйте не более 2-3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

На качелях. Ребенок лежит на спине на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе-опускается.

Шарики. Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку — сдуть, затем другую щеку – надуть и сдуть, надувать попеременно 4-5 раз.

Ветряная мельница. Для  этой игры необходима мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти.

Фокус. На нос положить ватный шарик. Широкий язык положить на верхнюю губу и подуть. Фокус заключается в том, что шарик должен лететь вертикально вверх.

 Футбол. На столе в импровизированные ворота задувать шарик для настольного тенниса. Нужно как можно больше забить голов.

Листопад. Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья, это явление называется листопадом. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

Бабочка. Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, чтобы она « полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.

Мыльные пузыри. Веселое и очень полезное занятие – выдувание мыльных пузырей.

Надуем игрушку. Детям предлагается надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.

Дыхательные упражнения помогают вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также способствуют достижению плавного длительного выдоха и быстрому освоению труднопроизносимых звуков.

Источник