Отставание развития ребенка 3 года

В период с трех до четырех лет дети развиваются очень активно. Малыши быстро растут и крепнут физически, во всем подражают родителям, учатся быть самостоятельными, стремятся к общению с другими детьми и взрослыми.

Одно из главных испытаний этого периода – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, существующую отдельно от матери. Это почти всегда сопряжено с капризами и истериками «на ровном месте», поэтому большинство родителей ожидает с нетерпением, пока ребенок переживет первый этап взросления.

Другое важное явление трехлетнего возраста – это запуск работы речевых центров. Ребенок активно расширяет свой словарный запас, использует целые фразы и короткие предложения, осмысленно выражает свои просьбы и потребности, полностью и четко произносят большинство знакомых слов.

Родители должны внимательно наблюдать за своей трехлеткой: правильно ли он развивается. Если есть какие-то отклонения, необходимо сразу же обращаться к специалисту и начинать коррекцию. Пока нарушения находятся в начальной стадии, в подавляющем большинстве случаев их удается убрать полностью, и вскоре ребенок догоняет своих сверстников.

Читайте также: Ребенок отстает в развитии в 4 года. Признаки и действия

На что важно обратить внимание?

О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:

  • связь с матерью настолько сильна, что ребенок буквально не может оторваться от нее даже на очень короткое время. Он боится упустить ее из виду, даже если она находится рядом;
  • ребенок быстро устает, не может концентрироваться на одном занятии или предмете дольше несколько минут, он постоянно вскакивает с места, совершенно не может ждать своей очереди. Из-за этого ему трудно играть и общаться с другими ребятами, даже несмотря на имеющийся интерес;
  • есть нарушения крупной и мелкой моторики – ребенок с трудом удерживает равновесие, часто падает, очень неуклюжий, постоянно врезается в людей, мебель, стены, путает ноги, когда их переставляет (например, при спуске по лестнице). Его движения либо очень медлительны, либо выглядят хаотичными. Ему трудно брать и удерживать мелкие предметы;
  • ребенок панически боится потерпеть неудачу в любом деле, будь то помощь по дому или игра, он очень эмоционально реагирует на критику;
  • слово «надо» для него пустой звук, он постоянно стремится избежать какой-либо неинтересной (с его точки зрения), но важной деятельности, в том числе развивающих занятий;
  • он постоянно все забывает, часто теряет игрушки, повторяет одни и те же ошибки, несмотря на уговоры и объяснения;
  • использует отдельные слова, понятные только близким, или не говорит вообще, не понимает обращенную к нему речь, инструкции;
  • действия ребенка носят, как правило, разрушительный характер – он часто кричит, бросает вещи, мучает животных, может даже снять одежду в общественном месте, упасть на пол и закатить истерику без видимой причины. В отличие от кризисных истерик, в этой ситуации ребенка трудно успокоить, на это уходит довольно много времени;
  • специально игнорирует правила поведения, задирает других детей, даже несмотря на многократные объяснения родителей, что так вести себя нельзя;
  • ребенка часто можно застать за повторяющимися однотипными движениями, его мысли могут приобрести настораживающую навязчивость;
  • для малыша может быть характерна повышенная тревожность и пугливость, ему кажется опасным буквально все вокруг – животные, незнакомые люди и новые места.

В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых.
Перечисленные признаки задержки в развитии необязательно проявляются все сразу. Серьезно беспокоиться нужно, если с вашими наблюдениями совпало хотя бы три-четыре пункта. Особую опасность представляют отсутствие речи и вспышки агрессии.

Что делать, если ребенок отстает?

Во-первых, не слушайте советы сердобольных «мимокрокодилов»: нет, не перерастет, и максимально допустимое отставание от возрастной нормы – всего несколько месяцев, а не год-другой. Вы рискуете упустить драгоценное время.

Во-вторых, как можно скорее обратитесь к детским специалистам. Начните с посещения детского невролога и отоларинголога: необходимо определить, в чем кроется причина отставания – в органическом поражении, незрелости ЦНС или нарушении слуховой функции. Следующий шаг – консультации детского психолога и психиатра. Они оценят психическое здоровье ребенка, подберут необходимые препараты и помогут вам выстроить диалог с малышом.

Читайте также: Синдром Ретта: как бороться с генетической ошибкой?

В-третьих, создайте благоприятную обстановку дома. Когда в семье разлад, ребенок, хотя вам и кажется, что он пока ничего не понимает, четко реагирует на каждое резкое слово или угрожающий жест. Окружите малыша любовью и заботой. Постепенно он начнет вести себя спокойнее.

В-четвертых, старайтесь как можно быстрее запустить речь. Это небыстрый процесс, который важно завершить к пяти годам, поэтому наберитесь сил, терпения и работайте, работайте, работайте. Обязательно ходите на занятия к грамотному специалисту, создайте развивающую среду дома.

Читайте также:  Речь воспитателя как основной источник речевого развития ребенка

В-пятых, отдайте малыша в коррекционный или дефектологический детский сад. Там небольшие группы, с детьми постоянно работают дефектологи и воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Занятия нацелены на запуск и развитие речи, формирование у малышей представлений об окружающем мире, социализацию, развитие важных бытовых навыков самообслуживания. Многие родители, чьи трехлетки отставали в развитии, отмечают, что позитивные сдвиги появились именно после посещения такого специализированного дошкольного учреждения.

И последнее, обязательно пересмотрите распорядок дня ребенка: часто ли вы гуляете? не много ли времени малыш проводит наедине с гаджетами? регулярно ли вы занимаетесь дома? Дефицит родительского внимания, неправильное воспитание, отсутствие мотивации у ребенка к умственной деятельности – частые причины отставания в развитии.

Источник

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Читайте также:  Упражнения для развития логического мышления ребенка 7 лет

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Источник

Сюда я решила собрать то, что ребёнок должен знать к трём годам, чтобы не приходилось говорить о каком-либо отставании в развитии интеллекта.

фото из открытых источников

В этом материале этакий синтез собственного опыта: задания и знания, которых требовали наши педагоги и проверяла ПМПК. При составлении я сверялась с методическими рекомендациями для ПМПК.

Необходимый объём минимальных знаний ребёнка к 3 годам

Внимание: ниже идёт речь только об уровне развития невербального интеллекта. Такие навыки, как моторное развитие, развитие речи и самообслуживание, которые также важны для гармоничного развития ребёнка, в статье не учтены.

???? Восприятие формы

Знать и показывать основные формы: прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.

Дополнительно: может знать ромб, овал, звездочку, трапецию.

Должен раскладывать по рамкам-вкладышам фигуры. Допускается примеривание и перебор.

При умственной отсталости ребёнок будет упорно пытаться «впихнуть невпихуемое», не замечая ошибки — например, квадрат утрамбовывать на место для овала.

???? Восприятие цвета

Знать и показывать основные цвета: зелёный, красный, желтый, синий.

Дополнительно: белый/черный. Может знать оттенки: оранжевый, розовый, голубой и прочее.

При умственной отсталости дети часто вплоть до школьного возраста не могут сказать где какой цвет. Могут не различать цвета.

???? Восприятие величины

Ребёнок должен складывать пирамидку в правильном порядке из 5 колец.

Вместо пирамидки может быть аналогичное задание — сбор 3-6 разноразмерных стаканчиков (собрать, вкладывая стаканчики друг в друга).

Различение по изображению и в реальной жизни какой, допустим, мячик маленький, а какой — большой.

Для этого задания при умственной отсталости требуется специальное обучение, а первые успехи с ним наблюдаются только к 5-6 годам.

???? Соотнесение «часть-целое»

Ребёнок должен правильно собирать разрезную картинку из 2-4 деталей.

Дополнительно: может собирать маленькие пазлы (3-6 фрагментов), может собирать по образцу небольшие башни из кубиков/конструктора, простые узоры из кубиков Коса.

???? Поиск сходства

На возраст 2 года ребёнок должен находить аналогичные изображения. Например, понимать, что к уточке в пару подойдёт такая же уточка.

К 2,6 годам должно включится понимание, соответствия не похожих внешне, но идентичных предметов: например, на изображение овечки ребёнок должен поставить фигурку овечки, отличной от картинки.

К 3 годам ребёнок может подыскивать в пару изображению его «тень».

???? Поиск различий

Замечает, чего не хватает у изображений. Например, он покажет, что у машинки без колёс нет колёс.

Может находить заметные отличия на примерно одинаковых картинках.

???? Базовые математические представления

Ребёнок должен владеть счётом до 3 и показывать нужное количество пальцев.

На ПМПК это проверяется заданиями типа «Дай мне 1 кубик, ещё один кубик, 2 кубика», Сколько здесь кубиков?» и т.д.

Если не знает цифр (не учили), ребёнок должен определять количество предметов по принципу «Один/много».

Читайте также:  Недоношенному ребенку 6 месяцев развитие

???? Графические навыки

Умеет схематически нарисовать простые формы, человечка, линии.

Ребёнок этого возраста при достаточной практике может раскрашивать, не выходя за контур.

При каких условиях отставание не связано с состоянием интеллекта?

Все навыки ребёнка сильно зависят не только от того, насколько у него нормальное развитие, но и от его взаимодействия с окружающей средой и сопутствующих особенностей здоровья.

Например, выше я пишу о том, что ребёнок должен знать фигуры, цвета и прочее. Однако все эти знания тесно связаны со зрительным восприятием, и если у ребёнка имеются с ним проблемы, то в первую очередь стоит работать именно со зрением, то есть, посетить офтальмолога, купить очки и прочее, а не требовать, чтобы малыш разглядел, где какая фигура, например.

Даже при полном интеллектуальном здоровье ребёнок никогда не сможет ответить на вопрос где треугольник или где синий мяч, если никто в окружении ему этого не объясняет. Все знания ребёнок собирает из бесед и занятий с окружающими его людьми. Притом многие понятия типа цвета, форм, не запоминаются с одного раза — требуется периодическое повторение и применение полученных знаний в бытовых ситуациях, игре и разговорах.

Также не надо ждать, что ребёнок отлично справится с заданиями на взаимодействия с какими-либо предметами без практики. Например, чтобы нормально рисовать, нужно практиковаться с карандашом — учиться его держать в руке, чиркать им, экспериментировать. Если малышу карандаш в руки никто и никогда не давал, не стоит ждать, что он сходу проявит чудеса рисования и раскрашивания — его умения будут очень плохи и будут нуждаться в практике, несмотря на то, что ребенок умственно вполне полноценен.

Многие задания в этом возрасте дети выполняют по наглядному образцу. Даже полностью здоровому, понятливому и понимающему речь ребёнку может потребоваться сначала объяснить и пару раз показать, как делать то или иное задание.

Почему у особых детей могут быть трудности при выполнении и усвоении данного материала?

У детей с нарушениями развития (ЗПР, алалия, аутизм) ситуация посложнее. Ребёнок может быть полностью интеллектуально сохранным, однако особенности диагноза будут тормозить и мешать усвоению информации. Однако, это не значит, что научить нереально. Просто нужно запастись терпением и учитывать мешающие факторы.

В случае алалии с сенсорным компонентом, например, практически бесполезны словесные инструкции — ребёнок не понимает речь. Приходится опираться на внимание (тоже очень неустойчивое) и зрительное восприятие. Проще говоря, надо поменьше слов и побольше наглядно показывать, ловя внимание, чтобы ребёнок понял, что от него требуется.

Для детей с ЗПР используется та же тактика. Они больше «дружат» с речью, чем алалики, но всё равно нередко имеют пробелы с вниманием, пониманием обращённой речи и в целом развиваются медленнее.

Дети с РАС — особая категория товарищей, с которыми прежде всего надо работать на вызов коммуникации и имитации. Без коммуникации ребёнок даже не будет смотреть в сторону родителя и слушать, что от него требуется. А отсутствие имитации мешает им действовать по образцу, учась и перенимая опыт.

Кроме того, для детей с нарушениями развития следует делать скидку на сроки появления навыков и знаний. В конце концов, все сохранные интеллектуально дети к 18 годам будут знать и круг, и квадрат, и какой цвет красный, а какой зелёный. Нужно только поработать с их развитием и не делать трагедии из того, что к определённому возрасту ребёнок чего-то не знает.

Вы заметили, что ребёнку что-то не удаётся из списка выше. Какая тактика должна быть в этом случае?

Для родителей абсолютно всех детей я советую, прежде всего, НЕ действовать по принципу: «Вася-сосед собирает в нашем возрасте пазл из 10 деталей, значит и мой должен.» Лучше ориентироваться на умения самого ребёнка.

Сейчас он уверенно справляется с 2 деталями пазла? Значит дайте 3, затем 5 и так далее. Не знает 4 цветов? Не заталкивайте в голову сразу 4, а сначала уверенно выучите 2, а затем ещё 2.

Со всеми без исключения детьми, вне зависимости от наличия расстройств развития, всегда работает тактика начинать с малого и постепенно двигаться вперёд, усложняя задания, когда ребёнок перестаёт справляться с ними без затруднений. Так удастся заинтересовать ребёнка, избежать негативизма к занятиям и последовательно выстроить всё интеллектуальное развитие.

Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Учим особых малышей базовым цветам и формам интересно и без зубрёжки

Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)

Как чтение сказок развивает речь ребёнка?

Источник