Отстает в развитии ребенок генетика

Отстает в развитии ребенок генетика thumbnail

Содержание:

  • Синдром Дауна
  • Синдром Ретта
  • Синдром Мартина-Белл
  • Синдром Прадера-Вилли
  • Синдром Ангельмана

В последние годы сильно возросло количество генетических нарушений у детей. Эту печальную тенденцию видит на своих консультациях и Наталья Керре — дефектолог, семейный консультант, автор книги «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии». Она описала самые часто встречающиеся в ее практике генетические синдромы — те, с которыми с наибольшей долей вероятности могут столкнуться родители. И рассказала, в чем может заключаться коррекционная помощь детям.

Генетика как наука пока только развивается, мы знаем о генетических аномалиях не очень много, но правильная и своевременная диагностика крайне важна для выбора педагогического и медицинского маршрута помощи ребёнку. Генетические синдромы могут принимать самый разный облик и быть похожи на умственную отсталость, аутизм, шизофрению, ДЦП.

Родителей должны насторожить два момента: если у ребёнка имеются аномалии физического облика (необычная форма ушей, пальцев, глаз, странная походка и т.д.) — и если специалисты долго не могут определиться с диагнозом (каждый ставит своё, пройдено уже больше пяти консультаций, но единого мнения нет).

От рождения ребёнка с генетическими проблемами не застрахована ни одна семья, но считается, что в зоне повышенного риска находятся следующие категории:

  1. Семьи, в которых уже есть ребёнок с любыми генетическими отклонениями.
  2. Мать старше 40 лет.
  3. В анамнезе есть самопроизвольные выкидыши либо замершая беременность.
  4. Длительный контакт родителей с мутагенными вредностями (облучение радиацией, «вредное» химическое производство и т.д.).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся генетические синдромы. Необходимо напомнить, что окончательный вывод по поводу диагноза делается только после очной консультации врача-генетика и всестороннего обследования ребёнка!

Синдром Дауна

Это наиболее изученное на сегодняшний день генетическое заболевание. У детей наблюдается снижение мышечного тонуса, недостаточно развитая моторика, нарушение функции вестибулярного аппарата. Синдрому Дауна также свойственны уплощённое лицо и затылок, низко расположенные уши, увеличенный язык, «монголоидный» разрез глаз. Однако эти физические особенности могут проявляться в разной степени. И, вопреки распространённому мнению, дети с синдромом Дауна довольно сильно отличаются друг от друга и больше похожи на своих родителей, чем друг на друга.

Эти дети обычно ласковые, артистичные, общительные, не склонные к антисоциальным поступкам. У детей может быть различный уровень снижения интеллекта: от глубокой умственной отсталости до незначительной задержки развития. Большинство детей способны к обучению и социализации по программе для лиц со снижением интеллекта.

Синдром Ретта

Это генетическое заболевание встречается только у девочек. Беременность и роды обычно протекают без проблем, новорожденные ничем не отличаются от других детей. Однако после 1,5–2 лет наступает регресс, когда ребёнок перестаёт осваивать новые навыки, снижаются темпы роста окружности головы.

Со временем добавляются дополнительные признаки: характерные «моющие» движения руками в области пояса, эпилептические приступы, остановки дыхания во сне, неадекватный смех и вскрикивания, замедление роста кистей рук, стоп и головы. Развитие идёт неравномерно, периоды остановки и регресса сменяются движением вперёд.

Уровень интеллектуального отставания различен, очень хорошие результаты при работе с детьми с синдромом Ретта даёт сочетание методик для детей с ДЦП с методиками для детей с аутизмом. Периоды регресса, конечно, существенно осложняют и замедляют коррекционную работу, но со временем она всё равно обязательно приносит свои плоды.

Синдром Мартина-Белл

Его еще называют синдромом ломкой Х-хромосомы: у детей большой лоб, низко посаженные оттопыренные уши при недоразвитии средней части лица. Рост небольшой, обычно есть снижение мышечного тонуса, косоглазие. Кожа бледная, очень хорошо растяжимая. Дети очень подвижные, эмоционально неустойчивые (возможен внезапный переход от смеха к слезам и обратно), тревожные.

Часто встречаются черты, похожие на аутизм: эхолалия, двигательные стереотипии, трудности с установлением глазного контакта, повышенная чувствительность к свету, звуку, прикосновениям. Почти у всех детей речевые проблемы: нарушение слоговой структуры слова, проблемы с артикуляцией, своеобразный назальный оттенок голоса и т.д.

Дети обычно хорошо подаются коррекции, охотно занимаются. Хорошие результаты показало использование сочетания методик для детей с аутизмом и снижением интеллекта.

Синдром Прадера-Вилли

При этом генетическом синдроме в возрасте 2-6 лет у детей появляется характерная особенность — аномально повышенный аппетит, отсутствие чувства насыщения. У детей с синдромом Прадера-Вилли наблюдается снижение мышечного тонуса, удлинённая форма головы, широкое плоское лицо, миндалевидные глаза, косоглазие, подковообразная форма рта.

Дети обычно эмоциональные, жизнерадостные, но после 6 лет может появиться психопатоподобное поведение с бурными истериками. Со временем повышается общая тревожность, наблюдается компульсивное поведение в виде «щипков» себя за кожу.

Почти у всех детей с синдромом Прадера-Вилли снижен интеллект, но часто очень хорошо развито визуальное восприятие. Дети хорошо обучаемы по программам для детей со снижением интеллекта, обычно легко учатся читать по методикам с применением глобального чтения.

Синдром Ангельмана

Характерный признак этого генетического заболевания — приступы беспричинного смеха, эйфории, застывшее на лице счастливое выражение. Дети гиперактивны, у них нарушена координация движений, часто тремор конечностей. У детей с этим синдромом, как правило, либо полностью отсутствует речь, либо присутствует 5-10 слов.

У детей наблюдается гипопигментация кожи, увеличение интервала между зубами, гладкие ладони, постоянная жажда, слюнотечение. Дети обычно мало и плохо спят. Часто — эпилептические приступы. Интеллект снижен. Хорошие результаты даёт применение сочетания методик для детей с интеллектуальной недостаточностью с методиками для детей с гиперактивностью.

Родителям необходимо помнить, что постановка ребёнку диагноза, связанного с генетическими аномалиями, не означает, что коррекционная работа будет бессмысленной. К сожалению, на сегодняшней день не существует способа полностью вылечить генетический синдром. Но улучшить состояние ребёнка по сравнению с изначальным можно абсолютно во всех случаях.

Источник

Распространенность задержки общего развития и задержки умственного развития составляет 1-4% в популяции, что делает их значимой социальных проблем современного общества.

Определения типа отставания в развитии является важным предварительным шагом, поскольку влияет на выбор дальнейших способов исследования. Задержка общего развития (ЗОР) характеризуется существенной задержкой в двух/более областях , таких как крупная и мелкая моторика, речь/освоение языка, когнитивные, социальные и индивидуальные навыки, деятельность в повседневной жизни; также ЗОР является предпосылкой для дальнейшей постановки диагноза «задержка умственного развития». Термин «задержка общего развития» было решено использовать для детей младшего возраста (обычно младше пяти лет), тогда как термин «задержка умственного развития» обычно применяется к детям более старшего возраста, чьи результаты IQ тестов более надежны и достоверны. Для детей с ЗОР характерна задержка в овладении стандартными навыками определенного возраста; подразумеваются проблемы в обучении и адаптации.  Однако легкая форма отставания в развитии может быть временной и не привести в дальнейшем к задержке умственного развития.

Задержка умственного развития (ЗУР) – это отставание в развитии, проявляющееся в младенчестве или раннем детстве. В некоторых случаях оно может быть диагностировано только после пяти лет, поскольку, начиная с этого возраста, стандартизированные методы измерения особенностей развития показывают более надежные результаты. Американская ассоциация по вопросам задержки общего и умственного развития определяет ЗУР, используя три показателя: уровень интеллекта (IQ), адаптивное поведение и предоставляемые системы поддержки.Таким образом, при диагностике ЗУР нельзя полагаться только на измерение IQ. В последнее время термин «умственная отсталость» было предложено заменить термином «задержка умственного развития». В данном клиническом исследовании Американская ассоциация по вопросам задержки общего и умственного развития использует следующее определение: «задержка умственного развития – это расстройство, характеризующееся существенными ограничениями в интеллектуальном функционировании и адаптивном поведении, выражающимися в нарушении концептуальных, социальных и практических адаптивных навыков; проявляется до 18 лет».

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в дидактической игре

В 40-60% случаев ЗОР и ЗУР являются симптомами широкого спектра генетических заболеваний. Генетическое подтверждение нозологий, ведущих к ЗУР и ЗОР, является одним из основных этапов работы с пациентами данной группы. Использование комплексных генетических исследований с учетом клинических проявлений пациента позволяет с высокой точностью определить этиологию заболевания, спрогнозировать его дальнейшее течение, учесть появление отсроченных осложнений и назначить требуемую терапию.

В зависимости от наличия сопутствующих проявлений ЗОР и ЗУР делят на несиндромальную форму (наличие только симптоматики ЗОР и ЗУР) и синдромальную форму (наличие дисморфизмов, пороков развития, нарушения функции различных органов и систем и так далее).

Наиболее частыми генетическими аберрациями, характерные для синдромальных форм ЗУР и ЗОР являются хромосомные аномалии (трисомия по 21, 18, 13 хромосоме и изменение числа копий Х хромосом), а также микроизменения в геноме, характеризующиеся увеличением или уменьшением количества копий определенных участков хромосом (микроделеционные и микродупликационные синдромы).  Комплексное генетическое обследование на основные формы анеуплоидий и синдромы изменения копийности генов должно быть первым этапом лабораторного скрининга пациентов с отставанием развития и ЗУР. Методика мультиплексного генетического анализа, основанная на амплификации лигированных зондов, позволяет проводить скрининг на 26 формы микроделеционных и микродупликационных синдромом, таких как синдром ДиДжорджи, синдром Прадера-Вилли, синдром Рубенштейна-Тейби и другие. Кроме этого, данная система способна распознавать основные анеуплоидии и изменения копийности Х-хромосом.

При отрицательном результате на первичный генетический скрининг рекомендуется проведения исследования на распространенные моногенные причины синдромальных форм ЗУР и ЗОР. Для пациентов мужского пола, наиболее частой моногенной причиной ЗУР и ЗОР является синдром Мартина-Белла (синдром ломкой Х-хромосомы), характеризующийся экспансией CGG-тринуклеотидных повторов в нестабильном участке гена FRM1. У пациентов женского пола синдром Мартина-Белла является редкой причиной ЗУР и ЗОР. Увеличение количества CGG-повторов более 200 ведет к нарушению импринтинга промоутерной зоны гена FRM1 и ингибированию его функций. Использование методики полимеразной цепной реакции с праймингом тройных повторов позволяет проводить первичный скрининг на наличие патологической экспансии как у пациентов мужского пола, так и женского.

У пациентов женского пола наиболее частой моногенной причиной ЗУР и ЗОР является синдром Ретта, ассоциированный с мутациями в гене MECPи проявляющийся серьезной задержкой развития с 18-го месяца жизни и судорожными припадками. Автоматическое секвенирование гена MECPпо методу Сэнгера является основным подходом к выявлению мутаций при синдроме Ретта.

Наиболее частыми генетическими причинами несиндромальных форм отставания в развитии является синдром Мартина-Белла, а также синдромы, ассоциированные с изменением числа Х-хромосом, такие как синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, синдром тройной Х-хромосомы. Комплексное обследование на данные формы ЗУР и ЗОР должно быть первым шагом при лабораторном обследовании пациентов с несидромальным отставанием развития.

Документы

Источник

Генетических заболеваний очень много. Но так как блог у меня об особом детстве, то и говорить конечно мы будем о таких болезнях, которые проявляют себя именно в раннем детстве и чаще всего дают симптомы аутического расстройства, ЗПР и нарушений речи.

изображение взято из открытых источников

Если говорить об аутизме, то на данный момент 20% случаев расстройств аутического спектра на самом деле не самостоятельное заболевание, а только симптом генетического расстройства. С некоторыми из заболеваний ничего нельзя сделать, но некоторые вполне отвечают на лечение. Поэтому знать о том, что так бывает и как это вообще выглядит очень важно, так как такое знание может в некоторых случаях спасти и ребенка, и его интеллект.

Когда в семье появляется ребенок с генетическим заболеванием или синдромом, самое частое, что говорят люди, это: «Я не знаю почему так получилось! У нас в роду такого никогда не было!» В основе этой фразы лежит непонимание механизмов генетики.

Генетические болезни это по сути трагическая случайность, у которой несколько вариантов развития. Среди них есть и такие варианты, где было носительство патологических генов, но они не проявляли себя у родителей, а у ребенка проявили, и просто спонтанные мутации. Ниже я рассмотрю все эти варианты.

Болезни с аутосомно-рецессивным типом наследования

Простыми словами: болезнь проявляется только тогда, когда у ребенка и от мамы, и от папы имеется патологический ген.

Мама и папа носители одного здорового и одного дефектного гена. У родителей здоровый ген работает за больной и подавляет его проявления. Поэтому мама и папа здоровы. Для проявления болезни требуется встреча 2-ух носителей. На это шансы прям как в лотерее — 1 к 50 как минимум для самых распространенных генетических расстройств. И даже в случае встречи носителей нужно попасть ещё в 25%, чтобы родился именно больной ребенок. Ниже показан процесс наследования для большей наглядности:

изображение взято из открытых источников

Из болезней с аутосомно-рецессивным типом наследования особенно можно выделить две, как такие, что наиболее часто становятся причиной проблем в развитии в этой категории.

Фенилкетонурия — считается самой легкой генетической болячкой. Легкой потому, что чтобы болезнь не проявилась, требуется соблюдать строгую пожизненную диету. Это трудно, но в принципе выполнимо. Дети при соблюдении лечебной диеты практически ничем не отличаются от сверстников и остаются умственно сохранными.

Если диета не соблюдается или систематически нарушается, ребенок начинает отставать в развитии. Дефект обмена веществ приводит к умственной отсталости тяжелой или средней степени, нарушению навыков самообслуживания, возможны эпилептические припадки.

Чтобы диета имела максимальный эффект, желательно начинать ее с рождения или хотя бы не позже 2 лет. Нелеченная фенилкетонурия наносит необратимые повреждения мозгу. Поэтому еще в роддоме малышам проводят скрининг «Пяточка». Если тест ребенку не делали, но имеются проявления болезни: задержка развития, ребенок имеет светлые волосы, кожу и глаза, а также характерный «мышиный» запах (запах плесени, затхлости), то лучше как можно скорее сделать либо платный анализ самостоятельно, либо обратиться к детскому психиатру за направлением к генетику и уточнением диагноза бесплатно.

Читайте также:  Методические разработки по физического развития ребенка в доу

Гомоцистинурия — ещё одна болезнь обмена веществ. Связана с нарушением обмена незаменимой аминокислоты метионина, из-за чего в организме копится его побочный продукт — гомоцистеин. Гомоцистеин особенно токсичен для стенок сосудов и нейронов. В общем-то, поэтому основные и наиболее беспокоящие симптомы у больных детей — задержка нервно-психического развития, прогрессирующее повреждение сосудов и тромбозы.

У заболевания несколько путей развития. Может быть нарушен обмен витамина В6, может не хватать кобаламина (это витамин В12), а может всего хватать, но ген неправильно работает. Поэтому чтобы адекватно лечить гомоцистинурию, требуется не только диагностировать болезнь, но и понять что именно нарушилось. В целом, гомоцистинурия с переменным успехом поддается лечению курсами большими дозами витамина В6 (при витамин-В6 зависимой форме), а также курсовыми приемами витаминов В12, бетаина и В9. Для адекватных доз и лечения конечно нужен врач и постоянный контроль, так как если переборщить с витаминами, то потом придется решать проблемы с гипервитаминозом.

Как и с фенилкетонурией, при гомоцистинурии показана диета с ограничением метионина.

В интернете у этих двух болезней можно встретить очень пугающие описания. На самом деле проявления этих заболеваний сильно зависят от формы. Например, мягкая форма фенилкетонурии позволяет ребенку какое-то время вполне вменяемо развиваться, особенно если он находится на грудном вскармливании (в грудном молоке не такое большое количество фенилаланина, как в смесях, и есть ферменты, помогающие с ним справиться). Никакой эпилепсии и прочих ужасов может не наблюдаться. Ребенок даже учится говорить и первое время будет казаться совершенно обычным. Но с постепенным уменьшением доли грудного вскармливания и увеличением доли мясо-молочного прикорма, где много опасного для ребенка фенилаланина, начинает задерживаться развитие: речь упорно стоит на месте и ее сопровождает дизартрия (когда ребенок будто говорит с набитым ртом), появляются стимы — раскачивания, странные игры, упорно не даются горшечные навыки.

Несколько мутаций в одном гене

Бывает так, что одной точечной мутации бывает недостаточно, для проявления заболевания. Нужно чтобы сразу несколько изменений присутствовало в одном гене.

Мутации могут наследоваться от родителей: например, у мамы 1-2 какие-то мутации, у папы тоже только 1-2, но этого недостаточно, чтобы у них развилось расстройство. Зато ребенок собрал весь «комплект» и получил болячку. Но бывает и так, что гены мутируют случайно.

Несколько мутаций в одном гене, приводящие к развитию болезни, иногда встречаются при синдроме Каннера.Эта классическая форма аутизма примерно в 10-15% случаев встречается именно из-за изменений в гене CNTNAP2. Этот ген один из самых крупных в геноме человека. Он отвечает за рост и развитие нервных клеток в мозге. Учитывая его величину и функции, становится понятно почему повреждения в нем приводят к нарушениям развития.

Что интересно, так это то, что немного другие мутации в этом гене могут вызвать то, что в МКБ-10 называется «Специфическое расстройство речи«. У нас же это расстройство зовут алалией. В общем-то, подобное совпадение частично может объяснить почему алалики и аутисты по крайней мере в полтора-два года очень похожи между собой по симптомам. По-видимому, при аутизме и алалии повреждаются не аналогичные, но ОЧЕНЬ близкие области мозга. Малыши с этими диагнозами действительно поначалу настолько похожи по поведению, что даже опытные врачи часто не рискуют ставить окончательный диагноз до достижения ребенком хотя бы 3-3,5 лет, когда будут видны более-менее вменяемые отличия.

Останавливаться подробно на типичных симптомах аутизма и алалии я не буду, но вы можете почитать о них подробно в этой статье.

Аутосомно-доминантное наследование

Кроме рецессивного варианта, когда для появления болезни нужно сразу два носителя, есть также доминантное наследование. В этом случае для проявления болезни достаточно и одного больного родителя, который передает патологический ген ребенку. Либо, если родители здоровы, случайная патологическая мутация у самого ребенка.

изображение взято из открытых источников

Одной из наиболее распространенных генетических причин расстройства аутистического спектра является болезнь именно с доминантным механизмом наследования — туберозный склероз. В большинстве случаев, она не наследуется, а возникает у ребенка как случайная мутация.

Туберозный склероз возникает из-за изменения генов-супрессоров опухолей. В норме эти гены должны оберегать организм от новообразований, но мутация приводит к тому, что они не справляются со своими функциями. В итоге у больного появляется множество опухолей (практически всегда доброкачественных) самых разных размеров на коже, в головном мозге, во внутренних органах. Кажется, что такое невозможно не заметить, но эти опухоли часто маленькие. Например, на лице это выглядит вот так (если не знать, то можно решить, что это просто прыщики):

фото из открытых источников

У половины больных нет нарушения интеллекта, у остальных проблемы с интеллектуальным развитием разной тяжести. Часто диагностируются самые разные психоневрологические проблемы — эпилепсия, аутизм, ЗПР, депрессия, СДВГ. Распространены тревожность, перепады настроения, сильная агрессия и проблемы со сном.

Тем не менее, интересно то, что туберозный склероз далеко не всегда диагностируют в детстве. Довольно часто он является случайной находкой, потому, что его проявления, в том числе неврологические, могут сильно отличаться у разных людей. Так по неврологической части у кого-то может быть только СДВГ, а у кого-то сразу и РАС, и эпилепсия. Все зависит от формы мутации — их два вида. Одна более агрессивная, другая менее. А еще важно то, насколько сильно болезнь затронула мозг. Поэтому туберозный склероз диагностируют не по интеллектуальным и поведенческим нарушениям, хотя они и очень часто (у 90% больных) при нем встречаются, а по опухолям во внутренних органах (в основном, в сердце и почках), по сыпи на лице (фото выше) и наличии белых пятен на коже. Белые пятна практически всегда единственный симптом туберозного склероза при рождении.

изображение из открытых источников

Читайте также:  Упражнения развития творческой активности ребенка

Единого лечения для этой болезни не существует, поскольку проявления очень разные. Одним больным назначают лекарства от роста опухолей, другим — противоэпилептические препараты, кому-то показаны операции для удаления слишком больших или растущих опухолей, а кому-то показана только коррекция психоневрологических симптомов.

Дефекты Х-хромосомы

Синдром Мартина-Белл (синдром ломкой Х-хромосомы)

Этот синдром самая частая генетическая причина нарушения развития и РАС у мальчиков. Болезнь появляется из-за мутации в гене FMR1 на Х-хромосоме. Дефект приводит к выключению гена FMR1, и он перестает выполнять свои функции: обучение, память и развитие мозга. В результате мозг не развивается как надо и появляются психоневрологические проблемы.

Из-за расположения патологического гена на Х-хромосоме чаще всего синдром встречается у мальчиков. Мальчики имеют только одну Х-хромосому и если в ней есть повреждение, болезнь неминуемо проявляется. Девочки имеют две Х-хромосомы. При развитии одна из двух Х-хромосом у девочек случайным образом выключается. Если выключается хромосома с патологическим геном, то болезнь у девочки не проявляется.

Для синдрома Мартина-Белл чаще всего подходит описание: «До 1,5 лет ребенок развивался нормально, потом он постепенно замолчал, замкнулся и ушел в себя

Дети с этим синдромом часто имеют умственную отсталость (до 95%) и моторную алалию. Характерны типично аутические симптомы: эхолалии, навязчивые повторения слов, стереотипии, непереносимость физического контакта и прямого взгляда. Но в отличие от аутистов, ребенок с синдромом Мартина-Белл все-таки стремится к общению.

Специфического лечения нет. Лечение, в общем-то, такое же, как и для всех нарушений развития: занятия и лекарства.

изображение взято из открытых источников

Поскольку «ломкость» Х-хромосомы впервые обнаружили в среде, где было мало витамина В9, было также предложено курсами, под контролем врача, давать детям фолиевую кислоту. Есть данные, что дети лучше отвечают на такое лечение, чем больные взрослые — уменьшается агрессия, улучшается внимание и речь.

Синдром Ретта

Еще одна болезнь, связанная с Х-хромосомой. Довольно редкое, но тяжелое нарушение развития. В отличие от синдрома Мартина-Белл, для развития синдрома Ретта достаточно наличия поврежденного гена только в одной Х-хромосоме. То есть, при наличии мутации хотя б в одной Х-хромосоме болезнь по-любому разовьется. Для мальчиков из-за того, что у них только одна Х-хромосома, синдром Ретта смертелен еще в утробе.

Синдром Ретта появляется потому, что поврежденный ген МЕСР2 вовремя не включает одни гены, и не выключает другие. Это приводит к тому, что мозг начинает неправильно развиваться. В итоге начинается отставание в развитии и потеря приобретенных навыков.

Поначалу (первые 6-18 месяцев, иногда даже до 3 лет) ребенок развивается в обычном темпе. Постепенно болезнь вступает в силу и у ребенка наступает регресс навыков. Если ребенок умел ходить, он постепенно разучивается это делать, затухает речь, беднеет игра. Появляются характерные стимы — заламывание рук, похожее на мытье. Может развиться эпилепсия, плохо отвечающая на лекарства.

Лечение болезни направлено на сохранение и восстановление навыков, которые уже есть. И, если получится, приобретению новых. На данный момент лекарства от болезни нет, но есть данные о том, что ведутся разработки перспективных препаратов, которые смогут запустить спящий ген и восстановить работоспособность мозга у больных этим синдромом.

Спонтанная потеря части хромосомы

Эта группа заболеваний, как правило, является случайной мутацией.

Синдром Ангельмана

Кто бы мог подумать, что улыбка ребенка может вызывать грусть? В случае с синдромом Ангельмана или, как его еще называют, синдромом счастливой куклы, частые улыбки и смех у ребенка — один из симптомов болезни.

Кроме слишком частого смеха, дети с этим синдромом обращают на себя внимание специфической походкой на негнущихся ногах, мелкой дрожью и хаотичными движениями рук. В сочетании с задержкой психического и речевого развития, подобные симптомы — веский повод подозревать синдром Ангельмана.

Для этой болезни очень характерны сильные нарушения активной речи. Дети часто понимают намного больше, чем могут сказать. Бывает и так, что ребенок с данным синдромом вообще не говорит, но при этом общается с другими людьми жестами.

Болезнь вызвана утратой части или мутацией в определенном месте 15-ой материнской хромосомы. Полностью избавится от синдрома ввиду его генетической природы не получится. Но работа с логопедом и дефектологом часто дает неплохие результаты и позволяет улучшить состояние ребенка, налаживая его речь и убирая аутические симптомы, которые тоже характерны для этого заболевания.

Синдром Смит-Меганис

А этот синдром вызывается потерей части или мутацией в определенном месте 17-ой хромосомы.

Внешность специфическая и уже по ней часто можно уже заподозрить наличие синдрома, особенно в сочетании с задержкой речевого и психического развития. Для детей характерны густые брови, которые часто срастаются между собой, низкий рост, широкая переносица, глубоко посаженные глаза и выдающийся вперед подбородок с пухлыми губами.

фото взято из открытых источников

Детям с синдромом Смит-Меганис часто ставят такие психиатрические диагнозы как аутизм, СДВГ, ОКР и умственную отсталость. Характерны нарушения сна — ребенок плохо спит ночью, зато днем мучается сонливостью, бывают частые пробуждения. Из аутических симптомов чаще всего выделяются самоповреждения и любовь листать страницы, облизывая пальцы. Также есть характерная именно для этого синдрома поведенческая черта — самообъятия.

Лечение опять таки вспомогательное: заключается прежде всего в коррекции поведения, нарушений речи и ЗПР.

Конечно это не исчерпывающий список генетических патологий, которые могут приводить к проблемам в развитии. Но конкретно эти генетические патологии наиболее распространены и нередко имеют смазанные симптомы, особенно при мягких формах. При мягком течении на первый план в основном выходят поведенческие проблемы, аутистические симптомы, задержки психоречевого развития, но не какие-то нарушения в организме, из-за которых люди бегут к врачу, где могут поставить верный диагноз. А между тем, зная, что называется, врага в лицо, с ним получается легче и эффективнее бороться.

Всем здоровья и добра 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник