Методические разработки по физического развития ребенка в доу

Организация физического развития в ДОУФизическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Но определение физического развития не может существовать без правильно организованного физического воспитания.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является 

организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Педагогический коллектив нашего детского сада работает по следующим принципам физической организации деятельности педагогов. Это:


  • принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками; 

  • принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно — воспитательного процесса; 

  • принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей; 

  • принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья; 

  • принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

Мы используем такие формы взаимодействия с детьми, как:


  • прогулки, походы;

  • Физкультурные занятия 

  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; 

  • Массаж

  • Дыхательная гимнастика

  • утренняя гимнастика, аэробика;

  • Физкультминутки

  • Динамические переменки 

  • кружок «Здоровячок»

  • совместные досуги с родителями 

  • спортивные праздники и развлечения; 

  • Спортивные игры 

  • Подвижные игры на воздухе и в помещении 

  • Дни здоровья 

  • Оздоровительный бег на воздухе 

  • Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности 

  • Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами (группы с 9ти часовым пребыванием) 

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста. 

Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка

В саду имеются следующие оборудования: для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания — дуги, палки обручи, камушки, скакалки, мячи, бассейн, горка. Так же есть пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется площадка. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Читайте также:  Развитие ребенка в школе интернате

Организованной формой в двигательном режиме является 

физкультурные занятия. При проведении занятий воспитатель использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

В целях оздоровления организма ребёнка в группе проводятся различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика и точечный массаж, сухое обтирание, гимнастика на постели, уход за полостью рта. 

Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними. 

Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми: 

1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений. 

2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.

3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.

Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.

В воспитании детей применятся массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обуславливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшаются состав крови, функции нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. 

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшим воспитателем совместно с воспитателями разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

В нашем саду работает бесплатный кружок «Здоровячок».

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем информацию в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение- основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д), консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. 

Множество положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», в игре «Зов джунглей» и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья».

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма

Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического воспитания. поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. 

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами. 

Источник

Автор: Долженко Елена Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №2»

Населенный пункт: пгт. Нижний Одес

Методическая разработка педагогического мероприятия

по физическому развитию детей 3- 4 лет

«В гостях у мышонка»

1.Пояснительная записка

Актуальность.

Современное игровое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Дети дошкольного возраста очень любят современное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре, заниматься на тренажерах.

Использование современного игрового оборудования дает возможность включать в обычное физкультурное занятие новые формы двигательной активности детей. Использование средств ритмопластики, стретчинга (творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность), фитбол-аэробики, танцевально-игровой гимнастики, лечебно-профилактического танца, способствует приобщению дошкольников к систематическим занятиям физической культурой и повышению интереса к ним; улучшению состояния их здоровья, профилактике различных заболеваний; повышению уровня физической подготовленности.

Детский фитнес – система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное (соответствующее возрасту) физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию. Занятия с использованием нетрадиционного спортивного оборудования могут быть как самостоятельным занятием, так и частью обычного физкультурного занятия. Занятия на тренажерах начинаются с 1 минуты и с простых упражнений. Постепенно деятельность усложняется и увеличивается продолжительность работы на тренажерах до 2 минут.

Физкультурные занятия с малышами на тренажерах – это увлекательные игры, основанные на сюжете: встрече со сказочным персонажем, который помогает установить контакт с воспитанниками, раскрепоститься, создать комфортный психологический климат.

Цели и задачи методической разработки:

— продолжать учить прыжкам на двух ногах на батуте;

— упражнять ходьбе на носках, с высоким подниманием коленей, бегу в заданном темпе;

— закреплять умение проползать через туннель на четвереньках;

— совершенствовать навыки и умения правильно использовать тренажеры, технику выполнения упражнений на них;

— развивать равновесие, двигательную самостоятельность;

— повышать интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями;

— формировать навыки позитивного и созидательного общения.

Используемые методы и приемы:

Стихотворная форма – для поддержания интереса, положительного настроя детей.

Сюрпризный момент, костюм, чтобы заинтересовать д, удерживать внимание и т.д.

Игровой стретчинг направлен на развитие подвижности позвоночника.

Дыхательное упражнение направлено на снятие напряжения после физической нагрузки и приведения организма в спокойное состояние.

Мяч-фитбол – повышение интереса и физической нагрузки.

Игровой самомассаж – реабилитация тонких движений и развивающее — оздоровительное средство.

Ожидаемый результат:

У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям, интерес и потребность в выполнении физических упражнений;

снижен показатель низкого уровня физической подготовленности;

увеличен уровень физической подготовленности детей;

у детей сформированы нравственно-волевые качества – дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность;

у детей, постоянно занимающихся в тренажерном зале, крепкое здоровье, они инициативны, отзывчивы;

Ход мероприятия:

Задачи:

продолжать учить прыжкам на двух ногах на батуте;

-упражнять ходьбе на носках, с высоким подниманием коленей, бегу в заданном темпе;

-закреплять умение проползать через туннель на четвереньках;

-совершенствовать навыки и умения правильно использовать тренажеры, технику выполнения упражнений на них;

-развивать равновесие, двигательную самостоятельность;

-повышать интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями;

-формировать навыки позитивного и созидательного общения.

Место проведения: тренажерный зал.

Игровой персонаж: Мышонок (воспитатель).

Вводная часть

(1.5-2 мин)

Дети в колонне по одному идут за воспитателем. Появляется Мышонок.

Мышонок: Здравствуйте, ребята!

Я, мышонок серый,

Маленький, но смелый.

Спортом занимаюсь,

С болезнями не знаюсь.

А вы, ребята, любите заниматься спортом? (да)

Тогда я вас приглашаю в свою норку. Там мы вместе поиграем, и вы мне покажете, что умеете делать. В мою норку можно проползти только на четвереньках.

Друг за другом становитесь,

Пройти в норку потрудитесь.

Проползайте, проползайте,

Да смотрите не сломайте.

Дети друг за другом пролезают через туннель в тренажерный зал.

А как в норку проползли,

Зашагали раз, два, три!

А теперь пойдем за мной.

Читайте также:  Развитие ребенка в юношеском возрасте

И шагаем всей гурьбой.

Обычная ходьба.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу.

Дети ходят с высоким подниманием коленей.

Побежали, побежали,

Свои пятки показали.

Бегают, ускоряя темп.

А теперь все тише, тише,

Дети замедляют бег.

Кот на крыше мышек ищет.

Ходьба на носках.

Кот ушел, а мыши в пляс:

«Не нашел ты, Васька, нас!»

Игровой стретчинг «Кошка».

И.п.: — стать на четвереньки, спина прямая.

Раз! – поднять голову, максимально прогнуть спину, сказать «Мяу, мяу, мяу».

Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину, сказать «Фыр, фыр, фыр».

Три! – поднять голову, максимально прогнуть спину, сказать «Мур, мур, мур», потереться о плечо.

Обычная ходьба.

Научились мы ходить, ножки поднимая,

Вот как наши малыши весело шагают!

Раз, два, малыши весело шагают.

Раз, два, малыши ножки поднимают.

Дети идут за Мышонком, обходят «сухой» бассейн. Каждый идущий последним в колонне останавливается у отдельного его сектора.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(11-12 мин)

ОРУ (с использованием «сухого» бассейна)

Мышонок: Стали все друзья играть, стали шарики катать.

Руки вместе поднимите и в бассейн их опустите.

Покрутите, покрутите, шарики вы поищите.

И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки, наклониться вперед, руки погрузить в шарики, выпрямиться, и.п. 5 раз

Слышу, кот подкрался к норке. Прячьтесь, детки.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руками держаться за барьер бассейна. Присесть по сигналу «Спрятались!», выпрямиться по сигналу «Показались!» 5-6 раз

Продолжаем мы играть и по мячикам шагать.

И.п. – сидя на бортике бассейна, ноги прямые, руки хватом за края бортика. По сигналу «Шагаем!», вращать ногами, имитируя ходьбу; по сигналу «Стоп!», остановиться, и.п. 4 раза.

Мы шагали, мы шагали. Наши ножки не устали.

Раз, два, раз, два, ну-ка прыгай, детвора.

И.п. – ноги вместе, руки на бортиках. Стоя в бассейне лицом к бортику, порыгать на двух ногах в чередовании с ходьбой. По 8 прыжков 2-3 раза.

Снова руки поднимите, и в бассейн их опустите.

Пошуршите, пошуршите, мячики вы поищите.

Повторяется первое упражнение комплекса.

Мы шагаем, мы шагаем, дружно ноги поднимаем.

ОВД (на тренажерах):

Становитесь по порядку, продолжаем мы зарядку.

Будем штангу поднимать, прыгать, бегать и шагать.

Дети занимают места на тренажерах. Под музыку дети выполняют упражнения на тренажерах, расставленных по кругу.

Последовательность тренажеров: велотренажер, мини-стэп, мини-твист, батут, бегущая по волнам, беговая дорожка, силовой тренажер. При переходе детей с одного тренажера на другой используются массажные коврики.

Форма организации – круговая тренировка.

Дети встают в круг.

Дыхательное упражнение «Сердитый Ежик».

Подвижная игра «Кот и мыши» (используется мяч-фитбол).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(2 мин)

Самомассаж с использованием массажных мячиков:

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Дыхательное упражнение «Дышим носиком»:

Чтоб здоровыми вам стать,

Надо носиком дышать!

Носик, носик, начинай,

А ты, ротик, продолжай.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.

Глубоко вдохнуть носом, сделать продолжительный выдох через рот. 5-6 раз

Малыши-крепыши

Занимались от души!

С шариками поиграли,

Свою силу показали.

Закалилась детвора.

В группу вам идти пора.

Дети колонной под музыку выходят из зала.

По туннелю проползайте,

Да смотрите не сломайте.

Оборудование к педагогическому мероприятию:

— мягкие модули;

— «сухой бассейн»;

— тренажеры (беговая дорожка, велотренажер, «бегущая по волнам», батут, силовой тренажер, мини-стэп);

— массажные мячики,

— мяч-фитбол;

— шапочка мышки,

— аудиозапись

Список используемой литературы:

1.Борисова М.М. – Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / Марина Борисова. – Москва: Обруч, 2014.

2.Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников – Содействие, 2008.

3. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников/М.ГНОМ и Д, 2003г.

4. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Фитнес-данс». С.-П. 2007.

5. Шилкова И.К., Большев А.С.»Здоровьеформирующее физическое развитие». М. 2001.

6. Фомина Н.А. –методические рекомендации к программе по ф/в дошкольников «Детский сад-2100», интернет ресурсы.

7. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – Мн., 1998

Приложения:

  1. file0.docx.. 26,7 КБ

Опубликовано: 21.09.2018

Источник