Особенности развития воображения ребенка

Особенности развития воображения ребенка thumbnail

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы.  Л.С. Выготский говорил, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека.

 Е.П. Ильин утверждает, что воображение – это способность фантазировать; домысел, плод фантазии, психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.

По определению Б. Мещерякова, В. Зинченко, воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных.

Каждый образ, созданный в воображении является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение — основная характеристика памяти, преобразование — основная характеристика воображения. Если основная функция памяти — сохранение опыта, то основная функция воображения — его преобразование.

Есть две важные психологические функции воображения. Одна из них- психотерапевтическая, другая- психодиагностическая. Первая состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на психологические состояния и поведение человека. Вторая заключается в том, что по продуктам фантазии человека, по их содержательному анализу можно судить о психологии данного человека. В этом случае предполагается, что в продуктах фантазии человека непосредственно отражаются его психологические особенности. Подвергая эти продукты специальному анализу, мы можем делать определенные выводы о психологии человека.

Первые проявления воображения относятся к концу раннего возраста, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это прежде всего в игре. В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше воображения, чем в многих других ситуациях. Он должен уметь придумать и во что играть, и что использовать для игры, и что сказать и сделать в каждой из принятых ролей. Именно дети, отличающиеся богатством выдумки, охотнее всего принимаются в игру, чаще всего сами бывают зачинателями и организаторами игр. Воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное, воспроизводит это в играх, сказках, рисунках.

Процесс воображения развертывается в виде двух относительно самостоятельных этапов, проявление которых в возрастном отношении не совпадает друг с другом: первый этап — оформление замысла действия или события; второй этап — формирование плана реализации замысла. Существенная черта развития воображения — проявление целостного планирования, оно позволяет вначале построить план действий, а затем последовательно его реализовать, корректируя по ходу выполнения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения  детей гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения ребенка — это развитие направленности воображения.

В возрасте до пяти лет еще не развито планирование и построение действия в уме в соответствии с замыслом. Затруднено прогнозирование результата воображаемого и практически не реализованного действия. Достаточно долго дошкольники не могут сообщить о том, что они собираются сделать фактически до начала действия. Это заметная особенность как игровой, изобразительной, так и отчасти трудовой деятельности. Можно сказать, что воображение творит замысел в образной форме без необходимого вербального обобщения. 

Воображение дошкольников 6-7 лет претерпевает существенные изменения. Если в этом возрасте ребенку задать вопрос о содержании его будущих действий, он может дать достаточно развернутый отчет себе и другому о своих планах. Они не только следуют за логикой реальности, но и хорошо отличают действительность от игровой ситуации.

Широкие возможности для развития воображения предоставляет сюжетно-ролевая игра. Сначала воображение ребенка приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем оно опирается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребенка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план. Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребенок должен сначала представить свои действия, их последовательность, их значение для общего сюжета игры, а потом действовать. Такая необходимость приводит к тому, что ребенок начинает все чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме, а затем как-то обнаруживать это вовне. Так постепенно складывается воображение как особый психический процесс — действия в плане образов, представлений. Постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляется возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать, но будет ли эта возможность реализована ребенком, во многом определяется взрослыми. Важно раскрыть перед ребенком саму суть творческой деятельности: не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам. Как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять свое воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Читайте также:  Примеры маршрута развития ребенка

Развитие воображения таит в себе некоторые опасности. Одна из них — это появление детских страхов. Все родители замечают, что у детей уже четырех-пяти лет появляются самые различные страхи: дети могут бояться темноты, потом уже более определенно — скелетов, чертей и других. Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения. Вторая опасность, таящаяся в развитии воображения, заключается в том, что ребенок может полностью уйти в мир фантазий. Уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. И именно здесь таится опасность ухода от действительности в фантазию, грезу, мечту. Именно поэтому начиная уже с дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определения целям, сделать его продуктивным.

Решая вопросы развития воображения дошкольников, на первый план выступают задачи его диагностики у конкретного ребенка. М.В. Ильина предложила следующие диагностики: «Незаконченные рисунки» [5, с.6-9], «Выявление уровня активности воображения и его развития у детей» [5, с.9-12], «Составление изображений объектов» [5, с.12-14], «Воссоздание образов художественного произведения» [5, с.21-24], «Изобретатель» [5, с.24-27], ««Не прозевайте вундеркинда!» [5, с.28-29], ««Изучение оригинальности детских рисунков» [5, с.30-33] «Изучение гибкости построения графического образа» [5, с.33-34], «Несуществующее животное» [5, с.34-37].

Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности — ее интересов, знаний, эмоционального настроя. В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. «Дети могут из всего сделать все», — говорил Гёте. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Биографический список

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности – СПб.: Питер, 2009. – 448с.

4. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56с.

5. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие / О.О. Косякова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 415с.

Источник

На чтение 12 мин. Просмотров 717 Опубликовано 15.02.2020 Обновлено 24.05.2020

Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Невозможно представить ребенка без фантазии. Детский мир значительно отличается от взрослого потому, что дети способны придумывать, неординарно мыслить. Умение воображать помогает развивать творческие способности, находить выходы из сложных ситуаций, легче адаптироваться в реальной жизни, если направить фантазию в нужное русло.

Особенности развития творческого воображения у ребенка дошкольного возраста

Первые шаги к умению пользоваться воображением малыш делает в трехлетнем возрасте. Игра становится частью ребенка, где бы он ни был: дома, на прогулке, в гостях, в поездке. В этот период ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет может играть роль нескольких, если пофантазировать. Трехлетние и четырехлетние дети начинают рассказывать сказки – это пробуждается дремлющее до этого воображение. Но они не умеют планировать. Сложно выведать у такого малыша, что же он собирается нарисовать, если ребенок взял карандаши и бумагу. С помощью фантазии рисунок, конечно, родится, однако образ будущей «картины» будет выстраиваться уже в процессе.

До пятилетнего возраста дошколята еще не умеют направлять фантазию, зато в пять-шесть лет это уже хорошие выдумщики, которые могут осознанно решить, во что они хотят играть, что нужно нарисовать, какую поделку им хочется смастерить. Когда цель задана, начинается непосредственно работа. Нередко в игре дети пытаются воплотить полученный опыт, впечатления от просмотра мультфильма или спектакля, какой-либо жизненной сцены.

Нередко дети создают свой особый мир, если в реальном что-либо их не устраивает: сложные взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, в том числе с родителями; фобии, с которыми ребенок пытается бороться придуманным самостоятельно способом; проблемы, которые легче решаются в фантазийном мире.

В любом случае развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.     

Читайте также:

  • Как сделать мыльные пузыри своими руками
  • Эмоциональное развитие дошкольника

Виды воображения

Специалисты выделяют несколько видов воображения.

Творческое

Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.

Воссоздающее

Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.

Буйная фантазия

Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле. 

Читайте также:  Образец индивидуальные маршруты развития ребенка в доу по фгос образец таблица

Читайте также: Игры на развитие мелкой моторики у детей

Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно.

Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.

Это:

  1. Занятия прикладной деятельностью,
  2. Занятия литературой,
  3. Дидактические игры,
  4. Развитие кругозора,
  5. Развитие тактильных способностей,
  6. Занятия искусством, музыкой, танцами.

Прикладная деятельность – один из методов не только разбудить фантазию ребенка, но и направить в нужное русло. Так, занятия рисованием или лепкой помогут научить малыша придумывать и воплощать идею. Конструирование даст возможность создавать нечто фантазийное, но этот предмет уже можно потрогать, он может стать объектом игр. Пусть ребенок придумывает вещи, которых нет в реальном мире, но ведь так гораздо интереснее. Выдуманная вещь может обладать признаками, которые ей даст сам автор.

Хороший вариант развивать воображение – сказки, которые сочиняет сам ребенок. Взрослому только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет простая история, самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же случиться с персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок придумывает сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.

Большое значение в развитии фантазии играют дидактические игры. Опытный педагог может заинтересовать малыша, предложив ему учиться и играть одновременно.

Так, можно воспользоваться следующими приемами.

Читайте также:

  • Физминутки в детском саду
  • Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Приемы развития фантазии и воображения у детей

Кто это?

Педагог рисует удивительного зверя, который может существовать только в мире иллюзий, и предлагает ребенку не только дать имя чудо-зверю, но и рассказать, откуда он взялся, где живет, с кем другим, что есть.

Сказка

Педагог предлагает ребенку придумать интересную историю, в которой главными персонажами будут конкретные предметы. Сложно, но интересно.

Волшебная клякса

Это возможность дать ребенку пофантазировать, но на основе конкретного задания. На лист наносится клякса. Из этой кляксы ребенок может создать то, что ему захочется. Он может ее дорисовать, дополнить каким-либо элементами. А также придумать историю об этом создании.

Читать и познавать

Развитие интеллекта, творческого создания невозможно без расширения кругозора. А расширение кругозора невозможно без чтения, познавательных прогулок и экскурсий, интересных встреч и общения.

Песочные замки

Этот прием поможет ребенку интересно провести время, научиться пользоваться своим воображением, проявить самостоятельность в придумывании сюжета. 

Эти занятия помогут ребенку стать увереннее, а играя, он будет узнавать много нового и интересного.   

Развитие воображения в раннем детстве

У малышей воображение еще пассивное, ему нужен толчок: интересная сказка, мультфильм, тронувшая за душу ситуация, о которой рассказал взрослый, какая-то игрушка, поразившая ребенка. Ребенок при этом смешивает реальность и фантазию. Недаром маленькие дети, послушав сказку про, например, бабу ягу, легко могут представить ведьму в реальном мире и боятся ее по-настоящему. Эти ребята уже могут играть с «замещаемыми» предметами, однако главной для него остается игрушка.

Поскольку младшие дошкольники не могут еще мыслить и воображать без какой-либо опоры, бесполезно предлагать им задания, к примеру, придумать на ходу сказку. Должна быть подсказка. Поэтому в работе с младшими дошкольниками для развития воображения можно предложить ребенку картинку, на которой изображен какой-либо сюжет, и уже потом предложить придумать сказку. Для начала можно взрослому сказать пару предложений, от которых оттолкнется ребенок.

Если ребенку предложить нарисовать по желанию, он не справится с заданием. Его фантазия еще дремлет. Поэтому нужно четко формулировать задачу: «Нарисуй домик», «Нарисуй солнышко».   

Если речь идет о ролевых играх, то для малышей трех-четырех лет это трудно, практически невозможно. И вся игра будет длиться не более 15 минут. Дети пяти лет способны играть уже более получаса, однако еще не могут заранее планировать сюжет, он развивается в процессе. Задача взрослых направлять и помогать.   

Развитие воображения у старших дошкольников

У старших дошкольников воображение не нуждается в толчке, он самостоятельно может фантазировать. При этом ребенок в старших группах детского сада уже четко разграничивает выдуманное и реальное. Старший дошкольник умеет играть с любыми предметами, которые он может наделить конкретной ролью. Он способен представить себя в конкретной роли, может быть активным игроком, настолько умело пользуется фантазией.

Хорошим упражнением для старших дошколят будет задание «Сказка», причем детям не нужно смотреть на картинку, чтобы придумывать, они легко воссоздадут иллюстрацию сами на основе своего рассказа.

Для старших дошкольников нетрудно нарисовать что-либо по собственному желанию. Их задачу можно усложнить и сделать более интересной, если в ходе процесса рисования предложить охарактеризовать персонажа, которого они рисуют. 

Когда идет ролевая игра, старшие дошкольники могут увлечься процессом даже на несколько часов, причем они продумывают сюжет, могут планировать действия, четко держаться предложенной роли. Кстати, учитывая, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают задумываться о будущей профессии, своей роли в обществе, им можно предложить развивать фантазию как в игре, так и в творческой деятельности.   

Читайте также статьи:

  • Развитие восприятия у дошкольников
  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования

Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.

Читайте также:  Центра развития ребенка двфу

Вот самые простые способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование со свечкой.
  2. Рисование брызгами через соломинку.
  3. Рисование штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
  4. Рисование пальчиками.
  5. Изонить: нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно дополнить до настоящего рисунка.
  6. Рисование расческой.
  7. Рисование ватной палочкой.
  8. Рисовать таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи, дыхания, зрения. 

Развитие воображения средствами конструирования

В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.

Конструирование помогает:

  • развить пространственное воображение,
  • получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
  • разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
  • воспитать самостоятельность, усидчивость,
  • развить фантазию. 

Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.      

Нарушения воображения и их причины

Дети могут страдать недостатком воображения или, напротив, воображение становится неуправляемым.

Дефицит воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять, а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают символов.

Также дефицит воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет воображение.

В данном случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след в душе, появится желание узнавать об этом больше.

Бурная фантазия, которая может проявляться в агрессии, лжи, страхах, подмене реального мира фантазийным, также может помешать в нормальном продуктивном развитии воображения.

Причинами этого неадекватного воображения могут стать внутренние страхи ребенка, проблемы, которые у него есть с родными и сверстниками, не способность ладить с окружающим миром, а также другие психологические проблемы.

В этом случае желательно обратиться к психологам, которые помогут составить индивидуальную программу для устранения патологии.    

Читайте также:

  • Развитие ребенка с задержкой психического развития
  • ЗПР у детей дошкольного возраста
  • Дети с ОВЗ в детском саду
  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Что влияет на развитие воображения у ребенка

Чтобы развитие воображения ребенка проходило правильно, нужно создать комфортную атмосферу, в которой малыш научится фантазировать с удовольствием и пользой, но не пересечет опасную черту между реальностью и иллюзорным миром.

  1. Развивать речь, поскольку мыслительные процессы связаны с речевыми функциями.
  2. Обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка. Чем активнее ребенок работает руками, тем лучше он говорит и соображает.
  3. Исключить одиночество, что, в свою очередь, исключит необходимость ребенку создавать выдуманных друзей.
  4. Важно повышать самооценку ребенку, не сравнивая его с другими сверстниками, а сравнивая только с ним самим, опираясь на его достижения и поступки.
  5. Доверительные отношения с родителями играют большую роль. Если ребенок не боится наказания, то ему не придется лгать. Но зато можно поощрять творческое сочинительство – сказок, рассказов, рисунков, поделок.
  6. В жизни ребенка должно быть много творчества. Эти занятия стимулируют воображение.    

Отзывы

Евгения, Москва:

Я работаю с детьми с задержкой развития. Много внимания уделяю нетрадиционным методам рисования. Этих детей вообще сложно чем-то заинтересовать, а нетрадиционное рисование – помазком, расческой, трубочками – интересно. И я вижу, как постепенно появляется фантазия и желание творить. Видели бы вы какие рисунки мои дети рисуют!

Максим, Казань:

Страхи – вот одна из причин диких фантазий. Мой пятилетний сын долго боялся «того, кто под кроватью». Научился врать, лишь бы не идти спать, придумывал болезнь, чтобы с мамой остаться. Мы сами виноваты, смотрели фильм, который совершенно не по возрасту сыну, и вот результат. Потом чуть не полгода спали в комнате вместе с сыном, пока он не поверил, что никаких чудовищ под кроватью у него нет.

Алиса, Вологда:

Мне кажется, лего очень хорошо развивает фантазию. Купила сыну конструктор, так часами может сидеть и что-то строить. Целый город построил, «населил» какими-то животными, я даже название не могу выговорить, как он их называет. Заметила, что сын стал более внимательным к мелочам, усидчивым. Это хорошо, ведь на будущий год ему в школу. 

Читайте также новые статьи:

  • Что можно приготовить из бананов
  • Какие витамины в банане

В дошкольном возрасте, когда ребенок познает мир, когда ему все интересно, важно уделить внимание развитию воображения дошкольника. На помощь родителям и педагогам придут такие творческие занятия: рисование, театр, моделирование, конструирование, сочинительство, танец и другие, где ребенок может отпустить на волю фантазию. Так ребенок научится владеть воображением, которое станет продуктивным.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник