Методы работы с гиперактивным ребенком 5 лет

Методы работы с гиперактивным ребенком 5 лет thumbnail

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ .

В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей раннего и младшего дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

«Активный»- от латинского- деятельный, действенный. « Гипер»- от греческого- над, сверху – указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального ребёнка, соответствующего возрасту его развития невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью ( 1,72).

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития (т.н. кризисы): в 1-2 года, 3 года,6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.

Однако, некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявлений гиперактивности:

дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Но существуют другие классификации. Американский психолог В. Клайн (1991) выделяет 4 основных блока: сверхактивность, разбросанность или рассеянность, импульсивность, повышенная возбудимость. Р. Кэмпбелл (1997) к проявлениям гиперактивности относит также расстройство восприятия. Он отмечает, что повышенная активность способствует появлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды ( букв, слов и т.д.) и родительской любви.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает. А импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

В течение нескольких десятилетий за рубежом и в нашей стране проводились биохимические исследования работы мозга таких детей, было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга,- области, ответственные за контроль поведения.

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), в ряде случаев сразу после родов ставится диагноз « перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) и связывают её с определёнными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдается моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессивность ( Агрессия- форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.), упрямство. ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности.

Синдром гиерактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. Диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, но никак не на основе фиксации излишней двигательности ребёнка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей явлвются:

  • патология беременности, родов;

  • инфекции и интоксикации первых лет жизни ребёнка;

  • генетическая обусловленность.

Р. Кэмбелл (1997) отмечает, что родители гиперактивного ребёнка часто допускают три основные ошибки в воспитании.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка:

Западня 1. Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.

Пути преодоления: больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть в его детские игры, беседовать «по душам».

Западня 2. Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка.

Пути преодоления: составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать ( сегодня, завтра, через неделю ).

Западня 3. Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом*

Пути преодоления: работу с гневом родители могут осуществлять, используя «лестницу гнева»*.

*Гнев- одна из основных и важнейших эмоций ребёнка. Агрессия не бывает без эмоций гнева.

Для того, чтобы добиться результатов продвижения по «лестнице гнева», взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения ( «Лестница гнева» см. приложение 1.).

Н.Н.Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения и письма, счёта, 66% с диагнозом СДВГ – обнаруживали признаки дислексии и дисграфии.

Включение в обучение игровых ситуаций – это один из способов, способствующих эмоциональной ситуации ребёнка и более его успешному усвоению знаний.

Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «СГ» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определённых условий. Прежде всего ребёнок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Желательно, чтобы он обучался по специальной программе. Если перечисленные выше условия выполняются и ребёнок получает соответствующую медикаментозную поддержку, то через 3-4 года большинство таких детей можно переводить в массовую школу.

Лечение и воспитание гиперактивного ребёнка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педиатра и др.

Гиперактивный ребёнок ведёт себя не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

Читайте также:  Сколиоз у ребенка 5 лет лечение

В работе с гиперактивными детьми используют 3 основных направления:

  1. Развитие дефицитарных функций ( внимания, контроля поведения, двигательного контроля );

  2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  3. При необходимости работа с гневом.

В общении с гиперактивным ребёнком воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:

  • не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребёнка, т.к. от шума возбуждение усиливается;

  • при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;

  • во время занятий посадите рядом, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

  • в середине занятия дать возможность подвигаться: попросите что–нибудь поднять, принести и т.п.;

  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довёл какое- то дело до конца.

Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Первоначальная работа с гиперактивным ребёнком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребёнка не только слушать, но и слышать- понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретных заданий. Затем идет вовлечение ребёнка в групповые виды деятельности.

Воспитатели. Родители таких детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними.

Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.

С гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. Чаще хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, т.к. самооценка таких детей страдает. Но недопустима неискренняя, незаслуженная похвала. Хвалить ребёнка нужно не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок выполнил его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок просто не услышит вас. Нельзя также давать несколько заданий сразу. В общении с гиперактивным ребёнком не должно быть резких запретов, лучше дать ему возможность выбора.

В силу своей импульсивности гиперактивному ребёнку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом.

Гиперактивные дети быстро утомляются, усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто взрослые принимают за активность ребёнка. Утомление приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения рекомендуется ограничить пребывание таких детей в местах скопления большого количества людей, соблюдение чёткого режима дня.

При подборе игр ( особенно подвижных ) следует учитывать такие индивидуальные особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность надо поэтапно (индивидуально- малая группа- коллективные игры ).

1.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СП.: «речь», 2000.

2. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель- пресс эксмо- пресс, 1999.

3.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность.- Ярославль: Академия развития академия к академия холдинг, 2001.

Источник

Елена Нариманова
Особенности работы с гиперактивными детьми 5–7 лет

Сегодня все больше детей с общим интеллектуальным развитием, соответствующим возрастной норме, и с синдромом двигательной гиперактивности, который снижает возможности такого ребенка. Моя работа поможет получить общее представление о развитии познавательных процессов у такого ребенка, определить методы целенаправленной коррекционной работы у гиперактивных детей 6-7 лет.

Эта работа рассчитана на воспитателей, учителей и родителей, детям которых поставлен диагноз «гиперактивный ребенок» или

«синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.

Наверное, в каждом детском коллективе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Известный американский психолог В.Окленд так характеризуют этих детей:

«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка,которые можно разделить на три блока:

— дефицит активного внимания,

— двигательная расторможенность,

— импульсивность.

Читайте также:  Вес боксерского мешка для ребенка 5 лет

Дефицит активного внимания

• Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;

• Не слушает, когда к нему обращаются;

• С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

• Испытывает трудности в организации;

• Часто теряет вещи;

• Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

• Часто бывает забывчивым.

Двигательная расторможенность

• Постоянно ерзает;

• Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);

• Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;

• Очень говорлив.

Импульсивность

• Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

• Не способен дождаться своей очереди,

часто вмешивается, прерывает;

• Плохо сосредоточивает внимание;

• Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

• При выполнении заданий ведет себя по-разному

и показывает очень разные результаты,

(на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет,

на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности:

• беспокойство (69,7%,

• невротические привычки (69,7%,

• нарушения сна (46,3%,

• нарушение аппетита (35,9%,

• тики, назойливые движения,

• двигательная активность, неловкость и т. д.

Можно дать следующие рекомендации

для педагогов и родителей, у которых есть дети

с двигательной гиперактивностью.

1. Необходимо познакомиться с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания и двигательной гиперактивности;

2. Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех,он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них.

3. Всегда нужно закрывать дверь в комнату, где вы занимаетесь с ребенком. Чем меньше постороннего шума слышат дети, тем легче им сосредоточить свое внимание;

4. Не относитесь к ребенку как к необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным детям. Создайте атмосферу «равного среди равных». Родители должны знать, что им необходимо тщательно контролировать выполнение различных заданий дома и учить ребенка доводить дело до конца;

5. Работа «глаза в глаза» (лицом к лицу) с ребенком, насколько это возможно;

6. Давать возможность такому ребенку подвигаться во время занятия, походить, даже выйти и войти тихонько на свое место;

7. Дети имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с трудностями в обучении;

8. Помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их интонацией, повторением.

9. Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение;

10. Создайте список правил, которые ребенок должен выполнять.Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует.

11. Поощряйте взаимодействие между детьми. Взаимопомощь и ощущение общности создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей;

12. Желательно записывать на доске или в тетради для родителей указания по проведенным занятиям в группе, так как дети не могут самостоятельно запомнить устные указания и повторить их родителям. Да и родителям легче будет беседовать с детьми о событиях дня;

13. Связывайтесь с родителями для передачи позитивных впечатлений. Создайте вместе с родителями систему поощрений, которая поддержит ребенка и послужит продвижению общих целей;

14. Обеспечивайте такому ребенку наиболее простые, прямые, последовательные и индивидуальные инструкции;

15. Придавайте инструкциям направляющий характер;

16. Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности, тренируйте навыки организованности — это активно влияет на развитие ребенка с гиперактивностью;

17. Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по помещению или площадке, двигаться на своих местах;

18. Составляйте планы деятельности, семейных мероприятий так, чтобы они были интересными и содержательными, при этом обеспечьте различные возможности для поддержания активности на месте и движений в течение всего дня;

19. Используйте различные формы и приемы обучения;

20. Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении;

21. Варьируйте способы оценки успешности обучения и воспитания в соответствии с положительным настроем и сильными качествами ребенка с гиперактивностью.

У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

Источник

Ребёнок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Всё это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Ребёнку нужно постоянно двигаться. Он отвлекается, разговаривает на уроках, крутится, раскачивается, сидит, подложив ноги под попу, при утомлении его моторная активность повышается. Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ. Нужно, чтобы в мозг постоянно поступали питательные вещества, а это возможно только при движении. Если гиперактивного ребёнка заставить сидеть спокойно, ему будет сложнее думать. Поэтому учителям нужно позволить детям двигаться во время урока. Например, если ребёнок утомляется, предложить походить по классу (найти для этого какой-то законный повод!) или дать физическое задание: протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой.

Читайте также:  Ребенку 5 лет пропал аппетит

Методы работы с гиперактивным ребенком 5 лет

2. Ребёнок быстро устаёт от рутины. Ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже в них разобрался. В других странах детям с СДВГ на 30% снижают количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий), а учителя не требуют, чтобы дети выполняли все примеры, если ребёнок усвоил тему. В случае СДВГ повторение никак не влияет на качество усвоения материала. Хорошо если такие дети могли бы во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, и это никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребёнок начинает отвлекать своих соседей и разговаривать с ними.

3. Дети с СДВГ часто не очень аккуратно оформляют домашние работы. В тетрадях много исправлений, помарок. Поэтому учителям стоит смотреть на содержание работы, а не на оформление, и помнить, что снижение оценок за плохо оформленную работу будет снижать мотивацию к учёбе.

Методы работы с гиперактивным ребенком 5 лет

4. Гиперактивные дети боятся больших объёмов. Если такому ребёнку сразу дать 20 примеров, он испугается. Но если ребёнку дать те же 20 примеров на отдельных карточках пять раз по четыре примера — он сделает все и гораздо быстрее. Кроме того, это ещё и хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. То есть просто нужно делить большие объёмы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребёнок может что-то забывать. Например, как выполнять какое-то задание или вообще конечную цель работы (плохая оперативная память). В итоге детям опять снижают оценки, мотивация падает. Нужно концентрировать внимание ребёнка на всех пунктах задания в упражнении, спрашивать, что нужно не забыть сделать. Кроме того, гиперактивные дети часто забывают свои вещи. Можно напоминать ребёнку об этом или поощрять, если он не забыл взять свои вещи. Эффективен метод «напоминалок» — маленьких записок, наклеек на пенале, благодаря которым ребёнок может вспомнить что-то с собой взять, сделать или куда-то сходить.

Методы работы с гиперактивным ребенком 5 лет

6. Ребёнок часто отвлекается. Желательно посадить его ближе к учителю, чтобы было легче сосредоточиться. Если ребёнок отвлёкся, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Или обсудите с ребёнком, как помочь ему не отвлекаться на уроке.

7. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени. Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребёнка. Он просто не замечает, что прошло больше времени, чем он думал. В результате опаздывает и не успевает что-то доделать. В таких случаях нужно либо постоянно напоминать ему время, либо научить ребёнка ставить таймер, либо самому ставить таймер (или песочные часы) так, чтоб он их видел.

Методы работы с гиперактивным ребенком 5 лет

8. Дети с СДВГ импульсивны. Такому ребёнку трудно удержаться и не выкрикнуть ответ, если он его знает. Трудно не вмешаться в процесс, если происходит что-то для него интересное. На уроках можно ввести специальные таблички, на которых дети могут писать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. Или придумать поощрение, если он сдержался и не перебил одноклассника.

Методы работы с гиперактивным ребенком 5 лет

9. Дети с СДВГ эмоциональны. Они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (гиперактивные дети очень общительны и любят поговорить). В этом случае ребёнку нужна поддержка или помощь, чтобы наладить отношения с одноклассниками. Например, вмешаться в игру и помочь правильно распределить роли.

10. Ребёнок всегда что-нибудь делает не так. Шумит, бегает и утомляет окружающих. Попробуйте понять, какое поведение для вас недопустимо и контролируйте только его. Иначе придётся непрерывно делать ребёнку замечания. Он начнёт игнорировать всё, что вы ему говорите, и у него упадёт самооценка. Будьте избирательны: обращайте внимание только на то поведение, которое вы решили исправить.

Методы работы с гиперактивным ребенком 5 лет

11. Гиперактивного ребёнка можно научить всему. Даже делать сложные для него (по физиологическим причинам) вещи. Но для этого нужно создать ему внешнюю мотивацию.

В этом может помочь система поощрения, которой учителя и родители могут пользоваться вместе. Допустим, вводится несколько правил (три), которые ребёнок должен выполнять в школе. За их выполнение он получает плюсики от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок делает сам и красиво оформляет). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь». Затем родители награждают ребёнка за плюсики, для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый бонус стоит определённое количество плюсов. Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Система наказаний у детей с СДВГ обычно или просто не работает (плюсики ребёнок будет терять быстрее, чем накапливать), или приводит к депрессии.

Ещё можно использовать систему выработки навыка желательного поведения, причём для всего класса. Об этой системе писал психиатр Бен Фурман в книге «Навыки ребёнка в действии». Выбирается один навык, которому учится весь класс. Допустим, быть готовым к уроку вовремя. Значит, что как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять возле своей парты, а на столе лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, учитель их хвалит и кладёт шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной — это означает, что класс освоил навык. За это дети получают какое-то награждение: чаепитие, грамоту, поход в зоопарк и тому подобное.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Источник