Особенности развития ребенка второго года жизни

Особенности развития ребенка второго года жизни thumbnail

                      Особенности    развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. — I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно «деловое». Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации «чистого общения», «контактов взглядов», «эмоциональные игры». Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения — это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность — ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

Читайте также:  Дисфункциональное влияние семьи на развитие ребенка

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.

Источник

Мария Березина
Возрастные особенности детей второго года жизни

Вторая группа раннего возраста

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Особенности развития ребенка

В данном возрастном периоде темп физического развития детей несколько снижается по сравнению с первым годом жизни. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе 200_250 гш, длина его тела увеличивается в месяц примерно на 1 см. К концу второго года рост ребенка колеблиться от 83 до 91 см, а в вес — от 11 до 13 кг.

Постепенно совершенствуются все системы организма, и особенно нервная система. Повышается ее работоспособность. На втором году ребенок может бодрствовать 4 — 4.5 часа подряд. Уменьшается суточное количество сна до 12.5 часа. Ребенок меньше спит днем и с 1 года 6 месяцев переводится на один дневной сон.

В ведущей предметной и других видах деятельности развиваются все сенсорные процессы, наглядно — действенное мышление, память. Идет пролцесс активного освоения предметных действий. Формируются представления о предметах, интенсивно развивается речь.

Общение становится средством взаимодействия со взрослыми в разных видах деятельности и формирования личностных ккачеств: элементарной самостоятельности, активности, инициативности, коммуникативности.

Малыш развивается и в условиях разных видов художественной деятельности. Проявляет первые эмоциональные реакции на эстетические особенности предметов окружающего мира.

Задачи:

продолжать укреплять здоровье ребенка и содействовать развитию основных движений;

создать условия для развития предметной деятельности, ознакомления с миром предметов и действий с ними;

стимулировать познавательную активность ребенка;

развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи;

создавать условия для развивающего взаимодействия в огбщении и выполнении элементарных правил поведения, ощющения успешности в деятельности и развития позитивного образа «я»;

содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические способности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные, музыкальные и изобразительные художественные образы.

Физическое развитие и здоровье детей

Общие задачи физического воспитания детей

охранять и укреплять здоровье, закаливать детский организм;

создавать условия для гармоничного физического и психического развития, повышения умственной и физической работоспособности детей;

продолжать развивать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

способствовать развитию физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и т.  д.);

создавать условиядля оптимальной двигательной активности детей в течение дня;

содействовать формированию личностных качеств (активности, самостоятельности, отзывчивости, выдержки и т.  п.);

способствовать формированию знаний, связанных с физическим воспитанием;

воспитывать интерес к физическим упраднениям.

Организация жизни ребенка

(режим)

На второмгоду дети живут по двум режимам: от 1 года до 1 года 6 месяцев (спят днем 2 раза) и от 1 года 6 месяцев до 2 лет (спят днем 1 раз).

Читайте также:  Центр развития ребенка 2452

Для детей третьего года составляется один режим,но детиделяться на две подгруппы: младшая (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет).

Все режимные процессы с детьми младшей подгруппы проводятся в первую очередь.

Организация кормления и воспитание культурно — гигиенических навыков детей

Задачи:

полностью удовлетворять потребности детей в пище (при необходимости докармливать);

привлекать детей к посильной подготовке к приему пищи;

содействовать формированию умений:

Источник

развитие детей второго года жизни

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время — до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты — как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие — только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

СОН

От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки. Второй — после обеда или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у всех детей неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Читайте также:  Диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений тесты

Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в периоде адаптации к детскому саду (яслям), дольше полутора лет сохраняют второй сон. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда будут готовы. Вообще этот процесс крайне индивидуальный. После 1 года 6 месяцев ребенку оставляют один дневной сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания находится в бодром, активном состоянии. Если через некоторое время он начинает проявлять признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно (на две-три недели) снова следует перевести на два дневных сна. Ранний (до 1,5 лет) переход на один сон нежелателен — малыши устают от длительного бодрствования, перевозбуждаются, долго не засыпают.

От 1,5 до 2 лет дети спят днем один раз, около 2-3 часов. Общая продолжительность сна должна составлять не менее 13-14 часов.

Дневной сон лучше по-прежнему проводить на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить ребенка на открытой веранде, в лоджии, в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, ведь в коляске ему уже тесно, а на раскладушке или в гамаке детям спать нельзя во избежание искривления позвоночника.

Можно организовать дневной сон в комнате, но при этом должен быть постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь зимой открывать форточку, а летом — окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветривайте комнату, а на ночь оставляйте неплотно закрытую форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе — важное условие спокойного крепкого сна.

На время сна повяжите ребенку косынку и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его конвертом под мат-рас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Подумайте об одежде для сна — просторной, не стесняющей движений.

В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

С 1,5 лет можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см, не пуховой и не перьевой.

При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном нужно произвести туалет носа водой «Аква-марис», в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь накапливается и вызывает кашель (под утро или в конце дневного сна).

Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели: эта привычка расслабляет, снижает тонус организма уже настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся — и вставай! Перед сном тоже необхо¬дим определенный настрой — спокойные игры, тихое чтение. Тогда «переключившийся» на сон ребенок спокойно засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ — ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Литература:

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Журнал «Актуальные вопросы развития детей».

Возврат к списку

Источник