Комплексное развитие ребенка это

Комплексное развитие ребенка это thumbnail

комплексное развитие ребенкаДавайте представим себе такую ситуацию: родители решили изучить самые известные методики раннего развития и выбрать для занятий со своим ребенком оптимальный вариант. Вполне возможно, что они их разочаруют:

̶ Зачем столько математики, ведь мы мечтаем сделать из нашего малыша музыканта?

Или:

̶ Ну вот еще! К чему эти куклы и цветочки? Наш сын будет великим программистом (инженером, ученым, экономистом).

Что это значит? Такие папы и мамы изначально выбирают одно приоритетное направление развития своего чада. И невдомек им, что они могут повторить уже известные ошибки мировой и отечественной педагогики. А жизнь и наука доказывают: только комплексный подход к обучению и воспитанию детей сделает из них гармонично развитые личности. Только всесторонне подкованные люди становятся успешными в современном обществе.

Комплексное развитие  ̶  это комплекс чего?

комплексное развитие в раннем возрастеПрежде всего, давайте дадим определение термину «комплекс». Это связь, если перевести с латинского. Связь чего, если речь идет о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.

Кто-то удивится, но даже в советское время задачей общества было воспитание всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической, трудовой и эстетической сферах.

И ничего не изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует человека, имеющего знания во всех областях.

Многие родители уверены, что комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо для успешной учебы в школе. Но вспомним, что на эту тему говорил известный детский психолог Л. А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

А научиться «всему этому» и возможно только, получая жизненные навыки в комплексе.

Педагоги всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7 лет.

Комплексный подход к раннему развитию детей: варианты и нюансы

комплексное развитие детейПапы и мамы, зараженные идеей раннего развития малыша, в первую очередь обращают свое внимание на методики Монтесорри, вальдофскую педагогику, идеи Масау Ибуки, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. Среди соотечественников набирает обороты ранее развитие по методу Домана-Маниченко: результативность-то налицо!

Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка. Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!

Монтесорри делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики и т. д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов, самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить творчески такие дети проигрывают.

Вальдорфская педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний возраст: 12 лет. Не поздно ли? «Поздно», ̶ говорят реалии сегодняшнего дня.

Масару Ибука призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей. Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для всех ли культур приемлем такой подход?

Супруги Никитины одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу, специальный массаж ̶ ключи к развитию интеллекта. А умственный уровень их учеников ̶ феноменальный. Это результат совместных с родителями решения головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики ̶ недостаточное внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей.

Н. А. Зайцев  ̶  пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам. Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне.

Вот и получается, что самый лучший вариант  ̶  мудро комбинировать разные подходы к раннему развитию ребенка. А ещё лучше ̶ использовать уже проверенные годами методики, где дети развиваются всесторонне.

Плюсы комплексного развития

Так в чем же состоит преимущество комплексного подхода к образованию и воспитанию малышей?

  • Ребенок становится разносторонней, гармонично развитой личностью.

С таким человеком интересно общаться, а ему, в свою очередь, интересен весь мир во всех его проявлениях.

  • Способности ребенка в будущем могут найти реализацию в разных областях.

Это условие личного удовлетворения своей жизнью и достижения успехов в разных профессиональных сферах.

  • Упрощается поиск склонностей и особых талантов ребенка.

Пробуя свои силы в разных сферах, малыш обнаруживает интерес к отдельным из них и имеет возможность развивать свои способности.

  • Укрепляется семья, её жизнь становится более разнообразной.

Ведь все её члены объединены одной идеей: обучая малыша  ̶  познавать мир вместе с ним, лучше узнавать друг друга.

Организовать комплексное развитие ребенка  ̶  просто?

комплексное развитие способностей у детейС одной стороны  ̶  да. В России активно пропагандируется и успешно работает масса давно известных в мире методик раннего развития. Хорошо зарекомендовали себя и авторские программы, которые менее известны, но имеют очень впечатляющие результаты. Это готовые методики, имеющие в своем портфолио:

  • доступную аргументацию принципов раннего развития в рамках методики;
  • ̶

  • подробное описание технологии занятий ребенка с педагогами и родителями;
  • ̶

  • готовый методический комплекс с наглядностью: печатными и электронными пособиями, карточками, раздаточным материалом.
Читайте также:  Показатели возрастного развития ребенка

Полностью разработанные дидактические комплекты экономят время взрослых, помогают без затруднений разобраться в основах методики.

Многие программы дают возможность, а зачастую даже рекомендуют изготовление дидактического материала своими руками. Это не только удешевляет расходы родителей, но и сближает их со своими детьми и развивает у малышей и тактильные навыки, и творческие способности, и логическое мышление, и трудовые навыки.

Организовать комплексное развитие ребенка непросто для тех родителей, кто не готов тратить время и усилия для занятий с малышом. Кто не способен выполнять требования методики. Кому чужды понятия постоянного самообразования, организованности и систематичности.

Есть ли идеальные комплексы раннего развития детей?

Идеально то, что подходит к конкретному ребенку и конкретным родителям с их характерами, темпераментами, увлечениями. Между тем примером высоких результатов раннего развития малышей может служить методика Домана-Маниченко. Это наглядный образец комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка «с пеленок».

«Программа Развития Интеллекта» по данной методике  ̶  единственная в России, предлагающая комплекс программ для всестороннего развития малыша.

  • Обучение чтению и развитие речи ̶ есть.
  • Обучение математике (счет, операции с числами, геометрические понятия)  ̶  есть.
  • Обучение английскому языку  ̶  есть.
  • Развитие творчества, художественного вкуса  ̶  есть.
  • Физическое развитие – есть.

А. Маниченко значительно усовершенствовал методику Домана, уделив огромное внимание именно комплексному развитию всех возможностей ребенка.

Вообще, каким бы ни было комплексное развитие детей, важно ̶ не убить в ребенке желание учиться, познавать новое и стремиться покорять самые сложные вершины. Тогда и станет он яркой индивидуальностью. Тогда и сможет он стать успешным и изменить наш мир к лучшему.

Источник

Онлайн-тренинг «Продажи в детском центре»
Старт — 28 сентября 2020!

Комплексное развитие ребенка это

Онлайн-интенсив «Личный бренд как средство увеличения продаж»
12 сентября 2020!

Комплексное развитие ребенка это

В продаже новый курс «Олимпиадные задачи для младших школьников»!.

Комплексное развитие ребенка это

Автор: Я. Кругловой

Софья, здравствуйте!

Я прошла у вас тренинги:
«ДДЦ-3»
«Сотрудники»
«Продажи»
«Антикризисные меры»
«Успешный старт» (ещё в процессе над ним до 10 июня, чтобы я без него делала???).
«Лето на отлично»
«Бизнес-план Детского Центра» (в процессе изучения, но это восторг!!!!)

И я могу только сказать:

Я ВАС ТААААК ДОЛГО ИСКАЛА!

Вы — шикарная!

Я в первые ощутила, что нашла прекрасного Учителя, умеющего взрастить, сильного Наставника, за которым хочется следовать, мощного Мотиватора, помогающего справиться со всем на свете, умную Женщину, с которой хочется просто общаться!

Вы создали ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШИЙ тренинг!

Ваши ТРУДЫ сложно оценить!

Я пришла к вам с нуля, без понимания, что такое вообще Детский центр, и сейчас я понимаю, что вы меня взрастили, напитали и дали мне всё, что было только можно.

Но.
Я хочу ещё

Да. Я теперь уверенно (даже с учетом неоконченной пандемии, будь она неладна) иду к своей цели с 7 чемоданищами знаний, с прекрасными конспектами и пониманием «что так… как там…». Вижу, как девочки (уже опытные руководители детских клубов) восторгаются вашими решениям и методами и срочно применяют их в своих клубах, и эти методы исправляют все совершенные ранее ошибки и сложившиеся ситуации.

Но я пришла к вам перед запуском бизнеса, и я могу теперь избежать финансовых потерь, стрессов, потраченного времени зря, путаницы в руководстве своим будущим центром, сотрудниками, в работе с клиентами….

Теперь я знаю, как надо!
И все БЛАГОДАРЯ ВАМ!

Вы — лучшая!

Да, я видела в сторис, что может быть вы будете брать на индивидуальное обучение за 100 тысяч…. Я приду к вам и за 200!

Так как ВЫ все делаете, обучаете и мотивируете — мало кто делает. А ВЫ ДЕЛАЕТЕ!!!!

Процветания вам!
Успехов и достойного признания!
Вдохновения и энергии!
Здоровья и сил на все задумки!
Благодарных и успешных (иначе быть не может) учеников и выпускников!

Благодарю ЗА ВСЁ!!!!!

Круглова Яна

Мы с вами рассмотрели уже разные модели организации детских клубов, остановились кратко на вопросе возможных  пособий для учебных занятий,  поговорили о спектре занятий в детском клубе  и даже коснулись проблемы существующих методик. Теперь пора начинать переходить к частностям.  Какие по организации должны быть занятия в клубе?  Сколько они длятся?  Что будет входить в структуру занятия?

Мы с вами уже уточнили, что занятия в клубе бывают строго специальными (монокурсы), т.е. которые ведутся специалистами: музыка, шахматы, танцы, иностранные языки и т.д. Программы для этих занятий разрабатываются тоже специалистами в данных областях. Кроме монокурсов, существуют ещё общеразвивающие занятия, которые, на самом деле,  и составляют существенную часть всех занятий в большинстве детских развивающих центров.

На общеразвивающих занятиях, в отличие от специальных,  клубы предлагают решение сразу нескольких задач для  родителей:  на этих занятиях мы научим вашего ребёнка читать и считать, ориентироваться в окружающем мире и правильно держать карандаш в руке, сформируем у него различные навыки и разовьём мелкую моторику, речь, а также память, мышление и т.д., и т.п.  Такие занятия можно назвать комплексными, поскольку они представляют собой совокупность каких-то упражнений, заданий из разных по назначению курсов. Преимущества подобных занятий очевидны: родители сразу платят за решение нескольких задач. Ведь сложно представить, что в дошкольном возрасте дети будут по понедельникам и пятницам ходить только на чтение, а по вторникам – на математику, в среду – на письмо, а по субботам – на развитие мышления и памяти… Конечно, комплексные занятия для дошкольного возраста значительно удобнее.  И не только. Комплексные занятия учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста: например, занятие математикой (чтением, рисованием, лепкой и т.д. – т.е. одним видом деятельности)  для ребёнка 5-6 лет имеет временные ограничения – не более 20 минут. Представляете, что родители приводят ребёнка всего лишь на 20 минут, а потом идут обратно? Ребёнка дольше одеть и раздеть, чем длится само занятие. Другое дело – комплексное занятие. Тут тебе и математика, и творчество и т.д., и каждый вид деятельности представлен не более 20 мин. Длительность комплексного занятия логично увеличивается – оно уже может быть от 45 минут и более, но обычно не дольше 1,5 часов.  В комплексном занятии обязательно должны быть паузы, перерывы – активно двигательные или, наоборот,  спокойные. Такие паузы помогают детям переключить внимание и «отдохнуть».

Комплексные занятия проводятся в развивающих центрах для детей от 6 месяцев и до 7 лет. Курс «подготовка к школе» — это тоже комплексное занятие.

Ещё раз подчеркнём, что общеразвивающие  (комплексные) занятия есть во всех детских клубах. А вот организовываются они по-разному.  Можно условно выделить комплекс курсов и собственно комплексное занятие. Давайте посмотрим отличия, а также рассмотрим плюсы и минусы данных структур.

1. Комплекс курсов.  Ещё раз отметим, что это тоже определённая организация  комплексных занятий в клубе. Когда мы говорили о моделях детского клуба, мы отмечали с вами, что есть такие детские центры, которые предлагают родителям определённый комплекс курсов: например, чтение, математика, развитие речи, танцы и т.д. Выстраиваются данные курсы очень просто – по дням недели ставится определённое сочетание названных курсов. Например, подобный комплекс для детей 4-х лет:

Понедельник   (10.00-11.30)

Четверг  (10.00-11.30)

1.Математика

1.чтение

2.окружающий мир

2. Развитие речи

3.Музыка

3. танцы

Родители  это и видят в расписании. Длительность подобных комплексных занятий не бывает короткой.  В целом, В Москве,  подобные занятия обычно длятся около 1 часа и 20 минут с небольшим (5-10 минут) перерывом.  На каждый курс  (математика, чтение, танцы и т.д.) отводится не менее 20 минут. Как мы уже отмечали, в подобной структуре есть свои плюсы и минусы при организации клубной работы в целом. Но есть также свои плюсы и минусы чисто методического характера:

«+» — родителям чётко ясна структура занятия, и они хорошо понимают чему конкретно учат их детей на занятии – это видно из названия поставленных курсов. Если родители пропускают занятия, то они понимают, что конкретно пропустили

«+»— методисту тоже не надо ничего «городить» лишнего и задумываться о мелочах:  чтение, значит, чтение. А математика, значит, математика. Упражнения и задания так подобрать значительно легче.

«+» — на каждый курс отводится немало времени в занятии, что позволяет подобрать большее количество упражнений и заданий и лучше отработать изучаемую тему

«-» — много чего остаётся «за бортом». Кроме конкретных знаний, умений и навыков, однозначно необходимо развить психические процессы (память, мышление, внимание, воображение и восприятие), а также подготовить руку к письму, а кроме того, есть ещё творчество: рисование, лепка, аппликации. Можно, конечно, расширить перечисление курсов  и довести их до 5-7 пунктов в каждый день занятий.  Мало кто так поступает. Это не основной минус рассматриваемого комплекса.

«-» — дети чуть постарше знают на что они «идут»: сегодня интересный окружающий мир, или скучное чтение. Мотивация к обучению от такого открытого и программируемого расписания у детей снижается.

«-» — нарушаются основы построения любого развивающего и обучающего процесса. А вот это существенно!!! Сейчас поясним. Деятельность наших клубов, разумеется, ориентирована на результат. И результатом нашей деятельности будут являться как конкретно сформированные умения и навыки – чтение, счёт, письмо, умение катать колбаски из пластилина и т.д., так и менее «ощупываемые» явления чисто психического характера: умственные действия и операции мышления, свойства внимания, показатели развития памяти и т.д.  Так вот, чтобы всё это формировалось и развивалось, надо обязательно учитывать законы функционирования памяти: для того, чтобы информация просто закрепилась на уровне кратковременной памяти, она должна быть воспроизведена, повторена в течение 3-4 дней. Про долговременную память можно пока даже и не говорить. Скажем простыми словами: чтобы ребёнок запомнил, что это буква А, а это М, просто необходимо, чтобы про это ему сказали два раза в неделю, иначе он всё время будет сидеть на «оперативной» памяти, то есть каждый раз информацию будет воспринимать почти как новую. Не верите? Читайте наших классиков-психологов, да и просто популярные психологические статьи и книги по особенностям и развитию памяти. А теперь заново посмотрите на вышеприведённую структуру комплекса: чтение только по понедельникам. Это значит, что от одного занятия до другого прошло целых 6 дней!!! Кратковременная  и долговременная  память плачут горькими слезами, поскольку  нарушается знаменитый «закон повторения» памяти,  и уступают место оперативной памяти, а она нам не позволяет достигнуть намеченных результатов и прославить наш клуб эффективными результативными методиками…

2. Собственно комплексные занятия. Альтернативой вышеприведённому комплексу курсов выступают  несколько другие комплексные занятия, которые в свою структуру включают сразу чтение и математику, знания об окружающем мире и формирование речи, развитие психических процессов  и творческую деятельность и т.п.. И это всё в одном занятии! Длительность подобных занятий обычно составляет 40-50 минут. Обычно это очень динамичное и насыщенное занятие, поэтому 50 минут более чем достаточно.

Неужели это возможно, чтобы в 45 минут уместилось всё перечисленное выше, да ещё разбавилось двигательными паузами и подвижными играми?  Возможно. Просто методисту необходимо чётко наметить стержень подобных занятий, определить конкретную структуру подобного комплексного занятия, которая поможет от занятия к занятию «наращивать» знания и умения, целенаправленно развивать конкретные операции мышления и свойства внимания, а также позволит демонстрировать родителям результаты нашей эффективной методики.

Как в расписании будет значиться подобное комплексное занятие? Обычно так и пишут:

Понедельник  (10.00- 10.50)

Четверг  (10.00- 10.50)

Комплексное занятие для детей 1 года

Комплексное занятие для детей 1 года

Если со структурой  занятий « комплекса курсов» всё прозрачно, поскольку там чётко обозначены изучаемые предметы и остаётся только подобрать задания, то структура собственно комплексного занятия сложнее.  Легче её будет понять на конкретном примере. Давайте, на примере плана занятия для детей 1 года, рассмотрим структуру подобного комплексного занятия:

План занятия:

1. Приветствие.

2. Развитие восприятия и мышления (цвет, классификация по цвету). Мишка и зайчик делят предметы.

3. Музыкальная разминка.

4. Развитие координации руки и глаза. Нанизывание. Пирамидки для мишки и зайчика.

5. Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

6. Математика. Понятие «один, много, ни одного». Мишка собирает грибы.

7. Массажная пауза

8. Развитие мелкой моторики руки.  Зайчик варит суп.

9.Подвижная игра с флажками. «Мы помашем высоко».

10 .Развитие мелкой моторики руки. Лепка. Готовим для мишки и зайчика котлеты.

11. Развитие восприятия. Цвет.  Чашки и блюдца для чаепития.

12. Пальчиковая гимнастика. Один, два, три, четыре, пять…

13. Подготовка руки к письму. Проведение прямых вертикальных линий. Зайчик ставит чашки на блюдца.

14. Творчество. Рисование ладошкой. Паспарту. Мячик для мишки и зайчика.

15. Прощание

Как видим из данного примера,  подобное комплексное занятие включает в себя решение сразу нескольких крупных задач: развитие восприятия и  мышления,  развитие мелкой моторики руки, формирование математических представлений, подготовку руки к письму  и т.д. Красным цветом выделены подвижные паузы, которые, разумеется, тоже несут развивающую нагрузку. Приведённый план одного занятия не позволяет нам выделить стержень комплексного занятия для детей 1 года, так как для этого  необходимо рассмотреть несколько подобных планов и выделить одинаковые моменты, которые и будут являться «стержнем». Понятно, что структура занятий для детей 3-4 лет, а тем более 5-ти лет и выше, будет сильно отличаться от структуры занятия для годовалых детей.  О конкретной структуре (стержне)  комплексных занятий для детей 1-3 лет и 4-7 лет мы поговорим в других статьях, а пока остановимся на плюсах и минусах  подобных комплексных занятий:

«+» — если такие занятия ставятся 2-3 раза в неделю, то полностью учитывают «закон повторений» памяти. Не менее двух раз в неделю у нас будет чтение и математика, подготовка руки к письму и т.д. Как понимаете, результативность подобных занятий будет очевидна.

«+» — дети не устают на таких занятиях, поскольку происходит частая смена видов деятельности и данная деятельность разительно разнообразна. Каждый пункт плана обычно составляет по длительности от 3 до 10 минут, но не более. Утомления на занятии не происходит.

«+» — за счёт частой смены видов деятельности  положительная мотивация у детей  к обучению гораздо выше.

«-» — родители плохо вначале понимают, чем конкретно занимаются на данных занятиях и требуются дополнительные пояснения. В расписании ведь значится просто «комплексное занятие».

«-»- требуется большая работа методиста или педагога, чтобы подобное занятие сделать целостным и интересным, не разорванным по кускам и действительно развивающим.

«-» — методист должен чётко определить стержень подобных комплексных занятий

«-» — на каждый курс (математика, чтение, творчество)  отводится меньше времени на занятии, что требует дополнительных усилий методиста по подбору заданий.

Наш клуб работает по второй модели. Нам хватает профессионализма сделать комплексные занятия длительностью всего 50 минут увлекательными и действенными, насыщенными и разнообразными, неповторимыми и уникальными – такими, что родители понимают – да, это действительно отличные занятия!  Но это пришло не сразу – понадобилось проделать колоссальную работу по отбору и переработке огромного количества методического материала.

Таким образом, мы видим, что комплексные занятия могут быть разнообразны по своей структуре, но, тем не менее, в любом своём виде они необходимы при организации работы именно с дошкольниками в детском клубе, поскольку учитывают и психофизиологические особенности детей, и потребности родителей.

Желаем Вам интересных, результативных и хорошо посещаемых комплексных занятий!

Анастасия Шевченко

Бизнес-тренер

Методист детского эко-клуба Умничка

Оставить комментарий.

Источник