Особенности развития ребенка категории зпр

Особенности развития ребенка категории зпр thumbnail

Причины возникновения задержки психического развития

К. С. Лебединской в 1980 г. Был предложен свой вариант

классификации ЗПР. В основу данной классификации

легла этиопатогенетическая систематика.

 Выделяют 4 основных типа ЗПР:

  • Конституционального характера;

  • Соматогенного характера;

  • Психогенного характера;

  • Церебрально-органического характера.

   Особенности развития ребенка категории зпрВсе 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их  эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное отличие – в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.

ЗПР конституционального происхождения

При этом виде задержки психического развития эмоционально – волевая сфера ребенка находится на более раннем  этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально – волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.

ЗПР соматогенного происхождения

Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.

ЗПР психогенного характера

Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативной функции, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы.

На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных,  инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п.

Дети с этим видом ЗПР характеризуются  эмоционально-волевой незрелостью.

 Психофизическая характеристика детей с ЗПР

 Особенности развития ребенка категории зпрВ данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы. При обследовании таких детей выяснилось,  что основной причиной их не успеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т. п. формируются не только позже, но и несколько иначе.

Если сравнить детей, нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия (данные Б. И. Белого, П. Б. Шошина). Представления об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств и предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающие к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР представляется трудность целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.

Исследования Шошина П. Б. показали, что на быстроту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни. Например, им трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит не так, как они привыкли, такое же действие может оказать плохая освещенность, либо одновременная подача нескольких сигналов. Некоторые исследователи отмечают трудности детей с задержкой психического развития в ориентации влево вправо, а также то, что у этой категории детей целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и непоследовательны (Л. В. Кузнецова).

У детей с задержкой психического развития страдает процесс сложно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям, в этой категории есть, дети которые лучше справляются с заданием, а есть те которые не могут в полном объеме его выполнить.

К первому классу дети с ЗПР испытывают трудности в сформированности словесно-логического уровня. Дети не понимают, что в задании главное, что второстепенное. В этом контексте понимания главное для них — речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное. Эта категория детей отличается еще и инертностью мышления.

По данным некоторых исследователей, у детей с задержкой психического развития особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. У детей недостаточно сформирована сторона фонематического слуха: им трудно различить фонемы. Для этой категории детей характерны также затруднения в логико-грамматическом составе речи. По данным некоторых исследователей, при письме отмечается парография (пропуски букв, их перестановки и замены), имеются трудности в ориентации на листе, иногда встречается зеркальность в написании.

Дети этого вида дефицитарного развития характеризуются эмоциональной нестойкостью, эффективностью (возбудимостью) поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью либо, наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности, наивности, внушаемости у таких детей сочетается с эмоционально-волевой незрелостью.

У таких детей встречается, напротив, эйфорический фон настроения. Они дурашливы, смешливы, двигательно активны (исследования К. С. Лебединской и др.).

При психопатоподобных состояниях встречаются негативистические проявления, выраженные в повышенной сексуальности, склонности к воровству, бродяжничеству и т. п.

Читайте также:  Развитие ребенка игры с пуговицами для детей

По данным ряда зарубежных исследователей, к главным  особенностям личности детей этой группы дефицитарного развития относятся нестойкие эмоциональные процессы, трудности освоения в новом коллективе, частые смены настроения. Детям с недоразвитием эмоционально-волевой сферы неинтересны предлагаемые задания или какая-либо работа, у них отмечается слабость механизмов побуждения к деятельности, нечеткость проделываемой работы, нет четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуальной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ЗПР

 Особенности развития ребенка категории зпрОдной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении. Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не  хватает знаний для усвоения, даваемого в общеобразовательной школе материала.

Такие дети без  специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.

От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым особенностям.

Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень работоспособности.

Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразвито.

Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в более простые игры.

Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность.

Обучение по программе общеобразовательной школы для них неприемлемо, т.к. их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю необходимо понаблюдать за такими детьми, для правильной дифференциации, быть очень терпеливым, чтобы не отправить в специальный класс детей с нормальным развитием.

У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в психолого-педагогическом аспекте. Не у всех детей этой категории выражен неврологический статус, но в то же время имеются  некоторые признаки, напоминающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т.к. она может быть похожа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых перенесенных заболеваниях. В этом случае лучше проводить диагностику в психолого-педагогическом плане. При диагностике задержки психического развития нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой категории справляются с заданием при содействии учителя намного быстрее и эффективнее, это отличает их от умственно отсталых детей, и при диагностике на этот факт следует обратить внимание.

Если главным признаком является недостаток памяти, внимания, перехода и скорости психических процессов, то ставится диагноз ЗПР (Т.В. Егорова).

Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после психолого-педагогического наблюдения во время обучения в младших классах общеобразовательной школы.

Также к одной из ступеней диагностики можно отнести значительно низкий уровень игровой деятельности (в отличии от сверстников). Им не под силу сюжетно-ролевые игры, они не способны выбрать тему без вмешательства взрослых, в сюжетно-ролевой игре они не могут распределить роли. Возникают трудности и с соответствием плану игры (сценарию).

Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталыми детьми, то увидим, что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо игрушкой играют в соответствии с ее назначением.

Прогноз и эффективность педагогического воздействия на детей ЗПР

Прогностические данные при задержке психического развития зависят от клинической картины ЗПР. Т.А, Власова отмечает, что наличие стабильности ЗПР «различно в зависимости от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения) либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитарностью отдельных корковых функций» Астанов В.М. Хрестоматия: Дети с нарушениями развития. Как известно, задержка психического развития проявляется в недостатке функции в рамках интеллектуальной деятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развития вследствие тех или иных причин (инфекционные заболевания, травмы и т.д.). Поэтому, чтобы помощь ребенку оказывалась в правильном направлении, очень важно верно дифференцировать данный прогноз от других форм интеллектуальной недостаточности. Данные выводы наших исследователей показывают, что детям с задержкой психического развития во всех ее клинических проявлениях можно помочь при определенной коррекционно-педагогической работе с ними (Астанов В.М. Хрестоматия: Дети с нарушениями развития).

Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы VII вида. Поступление детей в данные школы возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей либо опекунов ребенка. Прием детей по возрасту происходит таким образом: если ребенок до поступления в коррекционную школу обучался в массовой школе с 6-летнего возраста, то он принимается в 1-й класс данной школы, а если с 7 лет пошел в общеобразовательную школу, то зачисляется во 2-й класс коррекционного учреждения. Если же ребенок показывает неспособность к освоению программы массовой школы и не обучался в ней, то он зачисляется в 1-й класс коррекционной школы данного вида с 7-летнего возраста со сроком обучения 5 лет. Для более успешной работы преподавателя в классе должно быть не более 12 человек.

В ходе коррекционно-педагогической работы детям с задержкой психического развития должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Преподавателю необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, чтобы, понять, где его слабое место, и  затем еще раз объяснить, показать и донести до ученика не понятый им материал. Также учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую утомление наступает очень быстро и , как следствие, материал ими усвоен в полном объеме не будет.

В данных школах дети обучаются по базовым учебным предметам — таким, как развитие речи, русский язык, математика, ритмика, труд – и предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром.

Кроме учебной коррекционной работы проводится и лечебно-профилактическая работа с данными детьми. Она включает различные лечебно-физкультурные занятия.

Вся учебно-воспитательная работа в данной школе должна основываться на принципах коррекционной педагогике и понимания первопричины отклонений в психическом развитии у этих детей, должна обеспечиваться подготовка в личностно-развивающей сфере ребенка. При правильно организованном подходе к каждому ребенку такие дети способны на значительный прогресс в знаниях, умениях и навыка. (А.Д, Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. Основы коррекционной подготовки).

Читайте также:  Ребенок 8 месяцев развитие не ползает

Положительная динамика дает возможности детям нормально адаптироваться в обществе.

Источник

Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития.

            Термин «задержка психического развития» (ЗПР) предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушения познавательной деятельности, по структуре и качественным показателям отличающимся от олегофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

            К детям с задержкой психического развития (ЗПР) относятся дети, не имеющих выраженным отклонений в развитии (умственная отсталость, тяжелое речевое недоразвитие, выраженные  первичные недостатки в функционировании отдельных анализаторных систем – слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности в адаптации, в том числе , вследствие различных биосоциальных причин (остаточные явления легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональная незрелость, соматическая ослабленность, незрелость эмоционально-волевой сферы). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регулярном компоненте психической деятельности (недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль), так и в ее операциональном компоненте (сниженный уровень развития отдельных психических процессов, моторный нарушения, нарушение работоспособности).

            По всем изучаемым показателям психосоциального развития дети данной категории качественно отличаются от детей с другими дизонтогенетическими расстройствами, с одной стороны, и от сверстников с «нормальным» развитием – с другой, занимая по уровню психического развития положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися детьми.

            Причинами возникновения задержки  психического развития у детей могут являться:

  • разные по характеру и времени церебрально-органические повреждения головного мозга;
  • наследственно обусловленная незрелость головного мозга;
  • заболевания внутренних органов, различные хронические расстройства;
  • длительное воздействие неблагоприятных условий среды.

Однако основной причиной возникновение у ребенка ЗПР исследователи считают слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга которые могут быть врожденными или возникнуть во внутриутробном, родовом, а также в раннем периоде развития ребенка.

В основе классификации задержек психического развития лежит этиопатогенетический принцип (причина возникновения ЗПР), предложенный К.С. Лебединской. Автор выделила четыре задержки психического развития следующего происхождения:

  • конституционального;
  • соматогенного;
  • психогенного;
  • церебрально-органического.

ЗПР конституционального происхождения. У детей данного типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития; мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет); повышенный фон настроения; непосредственность и яркость эмоций; легкая внушаемость; незрелость личности ребенка; нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения).

Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и физиологическом. Такие дети, как правило, маленькие и щупленькие.

ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врожденные пороки развития, неврозы и т.д.). Любые физиологические недостатки сопровождаются психическим отклонениями.

У детей данного типа наблюдается неуверенность в своих поступках, боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность), низкий уровень коммуникативного развития. Поэтому кроме медикаментозного лечения они нуждаются в психологической поддержке со стороны семьи и педагогов.

ЗПР психогенного происхождения. Возникновение задержки психического развития данного типа связано с неблагоприятными условиями воспитания. Неблагоприятные условия окружающей среды влияют на психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам психологической сферы. Такие дети очень ранимы, не уверены в себе, у них могут наблюдаться фобии и неврозы.

ЗПР церебрально-органического происхождения является самым распространенным и сложно корректируемым типом задержки психического развития.

У детей такого типа наблюдается инфантильное или демонстративное поведение; критичность суждений; низкий уровень развития познавательной и  эмоциональной сферы. Такие дети, как правило, отстают по программе обучения.

Кроме данной классификации известна также классификация И.И. Мамайчук, которая выделяет четыре основных группы детей с ЗПР:

1.                           Дети с относительной сформированностью психических процессов, со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

2.                           Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма.

3.                           Дети с явным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которого наблюдается выраженная дефицитарность отдельных физических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).

4.                           Дети, для которых характерны сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженная познавательна активность. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генезиса, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развии всех физических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и др., — а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.

Независимо от степени выраженности нарушений в развитии, все дети с ЗПР отличаются от их здоровых сверстников своеобразным развитием познавательных процессов, а также своим эмоционально-волевым и личностным развитием.

Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелость неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Так, в ходе психолого-педагогических исследований внимания детей с ЗПР выяснилось, что оно отличается следующими особенностями:

·         Неустойчивостью (колебания внимания), которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 минут, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 минут, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;

·         сниженной концентрацией (выражается в трудности сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости);

·         снижением объема (ребенок удерживает меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено воспитание ситуации в целом;

·         сниженной избирательностью (ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей);

·         сниженным распределением (ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если они нуждаются в сознательном контроле);

·         «прилипанием» (выражается в трудности переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию);

·         повышенной отвлекаемостью.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, высота, толщина, ширина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не могут выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка раннего возраста

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предмета на ощупь. Это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материла. Многое воспринимается ими неправильно.

Кроме того, у ребенка с ЗПР страдают скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Это проявляется  в необходимости более длительного периода времени для приема и переработке сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей  об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества в изображении предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые, что проявляется в смешивании сходных по начертанию букв и их отдельных элементов, ошибочном сочетании букв и т.д.

У детей с ЗПР также отсутствуют целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятии они не использовали (зрительный, тактильный или слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью.

Кроме того, детям с ЗПР свойственна общая пассивность  восприятия, что проявляется в попытках подменить сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».

Память детей с ЗПР отличается:

·         сниженной продуктивностью запоминания и его неустойчивостью;

·         большей сохранностью непроизвольной памяти по сравнению с произвольной

·         слабые умения использовать рациональные приемы запоминания;

·         низким уровнем самоконтроля в процесса заучивания и воспроизведения, неумением организовывать свою работу;

·         недостаточной познавательной активностью и целенаправленностью при запоминании и воспроизведении.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Прежде всего, у большинства дошкольников с задержкой психического развития отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи.

Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается также и во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.

Как правило у детей с ЗПР наблюдаются ограниченность словарного запаса, неполноценность понятий, трудности понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Имеющиеся в их словаре понятия сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэму в их речи встречаются неправильные грамматические  конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используются в речи. Дети испытывают трудности в  понимании и употреблении сложных грамматических конструкций и некоторых частей речи.

Кроме того, у детей, имеющих ЗПР, наблюдается отставание к развитии контекстной речи, существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности. Все это частично проявляется в бедности выразительных средств, недостаточном понимании значений образных выражений, иногда в дефектах звукопроизношении свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Дети с ЗПР, нечувствительные к нормам употребления языка, используют атипичные грамматические формы, имеющие характер неологизмов (слово, созданное самим ребенком). Неологизмы детей с ЗПР имеют свою специфику. Это могут быть:

·         слова-«осколки» («прыг» от «прыгать», «крас» — от «красить»;

·         неожиданное соединение морфем (минимально значимая часть слова) («копалка» — вместо лопатка, «красник» — вместо художник, маляр);

·         своеобразное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов «еньк», «ик» («моренька» — от море, «соленька», «солик» от соль).

Количество ошибок в письме детей с ЗПР намного выше, чем у сверстников с нормальным развитием. Преобладают такие ошибки, как пропуски букв, слогов, смешение букв, обозначающих акустически и артикулярно сходные звуки, а также ошибки, обусловленные неусвоением и неумением использовать грамматические правила.

Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития детей с ЗПР является выраженное наличие затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющихся во взаимодействии ребенка с социумом и самим собой.

К особенностям личностного развития ребенка с ЗПР можно отнести:

·         слабую эмоциональную устойчивость;

·         сложности в приспособлении к коллективу в игровом или учебном процессах;

·         изменчивость настроения;

·         недостаточность в дифференциации предметов и людей и т.п.

Еще одной немаловажной особенностью детей с ЗПР является снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что выражается в повышенной тревожности по отношению к людям, от которых они зависят. В случае затруднении в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развернутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений типа «хороший мальчик», «молодец». Среди личных контактов детей с ЗПР преобладают более простые. Также наблюдается низкая эффективность общения таких детей друг с другом во всех видах деятельности.

Перечисленные выше особенности психического развития детей с ЗПР не препятствуют освоению общеобразовательных программ, но обусловливают необходимость их определенной адаптации к психофизическим особенностям ребенка.

Основными направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития, в условиях общеобразовательной организации являются:

·         общее оздоровление детей с ЗПР;

·         коррекция нарушений познавательной деятельности;

·         стимулирование познавательных процессов;

·         развитие сенсорно-моторной сферы;

·         коррекция поведенческих и эмоционально-волевых нарушений;

·         выработка видов деятельности, характерных для определенного возрастного периода.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с задержкой психического развития. Рекомендуется первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы учение в процессе обучения был в поле зрения педагога.

Источник: «Методические рекомендации по использованию технических средств при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся к ОВЗ (задержкой психического развития)»/ О.А. Савельева, Л.В Кузьмина, О.Н. Бободжонова, Е.М. Жимаева

Источник