Особенности развития мышления ребенка и подростка

Особенности развития мышления ребенка и подростка thumbnail



Встатье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и старших подростков, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Проблеме развития мышления в подростковом возрасте посвящены фундаментальные теоретические исследования психологов XX века — Ж. Пиаже, Д. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, в которых указывалась значимость интеллектуально-когнитивной сферы в формировании личности подростка и его дальнейшем вхождении во взрослую жизнь. По мнению А. С. Арсеньева, российского философа и психолога, основополагающим аспектом психических новообразований подросткового возраста является развитие у подростков критического рефлексирующего мышления, которое «и есть определяющее новообразование в его психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка» [1].

Изучение психологии мышления и его развития является актуальным и сегодня, поскольку появляются как новые взгляды на когнитивное развитие, так и новые подходы к его изучению. Одним из которых является информационно — ориентированный подход в изучении когнитивных способностей, при котором акцент сделан на исследовании восприятия, внимания, а также воспроизведения и оперирования информацией. Сегодня, чтобы реализовать себя в качестве полноценной личности современного общества, необходимо с раннего детства развивать навыки логического, критического и творческого мышления для адекватного восприятия информации из окружающего мира и её рефлексии.

А подростковый возраст — это как раз период наиболее существенных изменений: и качественных и количественных в развитии мышления. Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания наиболее эффективных условий реализации интеллектуального потенциала школьника-подростка.

В подростковом возрасте условно выделяют две возрастные группы: младшие подростки (11–12 лет) и старшие (12–15). За этот маленький промежуток времени мышление претерпевает значительные изменения: происходит переход от конкретного к формальному или теоретическому мышлению. Причём этот переход происходит не сразу, а постепенно: младшие подростки уже способны к логическим рассуждениям, но приоритетным формальное мышление становится только у старших подростков.

Младшие подростки (от 11 до 12 лет) по концепции Ж. Пиаже находятся на стадии развития мышления, которая называется стадией конкретных операций. На этой стадии у детей появляются некоторые способности к логическим рассуждениям, которые все же еще очень конкретны. Это конкретные элементы: объекты, отношения или размеры; операции: сложение или вычитание; правила и свойства, которые описывают способы выполнения этих операций. Одна из причин возникновения логического мышления — то, что теперь ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу. Это дает возможность понять отношение части к целому, целого к частям и отношения между частями одного целого [3]. Дети на этой стадии знают, что различные объекты можно объединять в группы по размеру, в алфавитном порядке или по возрасту и что любой объект может одновременно принадлежать к нескольким классам: ребенок может быть в одно и то же время мальчиком, четвероклассником, спортсменом и рыжим. Умственные операции на этой стадии становятся обратимыми, например, «кошки» и «собаки» вместе могут рассматриваться как категория «домашние любимцы», а категория «домашние любимцы» может делиться на подкатегории «кошки» и «собаки».

На стадии формальных операций по концепции Ж. Пиаже старшие подростки в процессе обучения осваивают на логическом уровне все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификацию, систематизацию, которые постепенно превращаются в единую целостную структуру [2]. Также на протяжении подросткового периода улучшаются три мыслительных процесса более высокого уровня: умозаключение, размышление и рассуждение [3]. Они уже могут пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов. В отличие от подростков, находящихся на более ранней стадии развития, у них появляется способность к интроспективному мышлению (мысли о мыслях); абстрактному мышлению (выход за границы реального к возможному); логическому мышлению (способность учитывать все значимые факты и мысли и делать из них верные выводы) и гипотетическому мышлению (формулирование гипотезы и ее доказательство с учетом многих переменных).

Американские ученые Ф. Райс и К. Долджин приводят следующий пример, который демонстрирует разницу между детским подходом к проблеме и логичным систематическим подходом подростка: «У детей спросили, что они думают о таком событии: «Только храбрым летчикам разрешается летать над высокими горами. Пилот одного истребителя, пролетая над Альпами, врезался в канатную дорогу и порвал главный трос, из-за чего несколько кабинок упали вниз. Погибло несколько человек». Ребенок с конкретно-операциональным мышлением ответил: «Я думаю, этот пилот не очень хорошо летал». Ребенок, мышление которого находилось уже на уровне формальных операций, высказал другое мнение: «Может быть, он не знал, что на его пути находится канатная дорога, или летел слишком низко. Возможно еще, что перед стартом или уже во время полета у него испортился компас, поэтому он сбился с курса и врезался в трос».

Читайте также:  Таблица развитие общения ребенка со сверстниками

Ребенок с конкретно-операциональным мышлением полагает, что если произошло столкновение, значит, пилот был плохим; ребенок с формально-операциональным мышлением принимает гипотезу, которая ему кажется наиболее вероятной. Ребенок с формально-операциональным мышлением конструирует все возможности и проверяет их одну за другой» [3].

Важной характеристикой подросткового мышления является его гибкость. Об этом свидетельствует эксперимент, проведенный Ж. Пиаже с целью изучения процесса решения подростками сложных мыслительных задач. Детям было представлено пять сосудов с бесцветными жидкостями и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, которая дает желтую окраску. Если дети младшего возраста смешивали жидкости в случайном порядке, то подростки действовали по-другому. Они попытались рассчитать все возможные варианты смешения жидкостей. После чего выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений, они получили результат, который был заранее логически обоснован [2].

То есть подростки мыслят и решают проблемы разносторонне, обосновывают различные интерпретации наблюдаемых результатов. Поскольку они способны предвидеть различные возможные варианты еще до наступления реального события, их редко удивляют необычные результаты.

Еще одним важным отличием формально-операционального мышления подростков является то, что они могут ориентироваться на абстракции, а не на непосредственные впечатления. Благодаря этому подростки начинают проявлять интерес к разнообразным абстрактно-философским проблемам, в том числе к религиозным, экономическим, политическим, этическим. Они рассуждают об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Таким образом, происходит становление мировоззрения юной личности, и этот процесс непосредственно связан с интеллектуальным развитием [3].

В нашей исследовательской работе мы поставили перед собой цель выявить особенности развития мышления в подростковом возрасте и показать, что мышление в этот период развивается постепенно: от конкретных операций к формальным.

В исследовании принимали участие 17 учащихся 7А класса в возрасте 11 лет и 13 учащихся 9К класса в возрасте 15 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.

Учащимся были предложены два субтеста из школьного теста умственного развития (ШТУР): «Аналогии», «Классификация», предназначенные для диагностики умственного развития подростков [4].

В первом задании даны три слова, два из которых связаны между собой, а к третьему нужно подобрать четвёртое с аналогичной связью. Например:

Глагол: спрягать = существительное:?

а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.

Во втором — даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Например:

а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.

Субтест «Аналогии» выявляет умение подростков работать с разными типами логических связей: род-вид, часть-целое, причина-следствие, противоположность, порядок следования, рядоположенность, функциональные отношения. Результаты субтеста показали, что учащиеся 9 класса лучше владеют навыками построения логических связей разных типов, нежели учащиеся 7 класса. Средний балл в процентах у старших подростков 72 %, у младших — 44 %. Самый высокий показатель правильных ответов среди семиклассников был у заданий с рядоположенностью (фигура: треугольник = состояние вещества: жидкость) — 76 %. На втором месте — задания с функциональными отношениями (тепло: жизнедеятельность = кислород: дыхание) — 54 %. Среди девятиклассников наоборот самый высокий показатель правильных ответов оказался у заданий с функциональными отношениями — 87 %. На втором месте — задания с рядоположенностью — 85 %. Самый низкий показатель правильных ответов у семиклассников — 25 %, у девятиклассников — 51 % дали задания с типом связи часть — целое (стихотворение: поэзия = рассказ: проза). Таким образом, обе группы показали лучшие результаты выполнения заданий с типами связи: функциональные отношения и рядоположенность, а низкие результаты обе группы продемонстрировали в заданиях с типом связи часть — целое. Это может объясняться тем, что навыки построения логических связей определенных типов легче или наоборот, труднее, осваиваются как младшими, так и старшими подростками. Формирование этих навыков происходит постепенно в процессе овладения новыми знаниями и применения уже имеющихся знаний на практике.

Субтест «Классификации» показывает, с какими понятиями подросткам легче работать: конкретными или абстрактными. Учащиеся и 7-го и 9-го классов легко справились с заданиями с конкретными понятиями — 62 % и 75 %. Например, из пяти слов: а) дождь, б) снег, в) осадки, г) иней, д) град подчеркнуть лишнее. Эти задания дали самый высокий показатель правильных ответов в обеих группах. Затруднения вызвали задания со смешанными и абстрактными понятиями. Здесь процент выполнения заданий гораздо ниже: 48 % у семиклассников и 62 % у девятиклассников (смешанные понятия: а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник) , 45 % у семиклассников и 69 % у девятиклассников (абстрактные понятия: а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс). Причем, самый низкий показатель правильных ответов семиклассники продемонстрировали в заданиях с абстрактными понятиями (45 %), а девятиклассники — в заданиях со смешанными понятиями (62 %). Но учащиеся 9 класса показали более высокий уровень владения абстрактными понятиями (69 %), чем семиклассники (45 %), так как мышление старших подростков уже не зависит от конкретного, наглядного материала.

Читайте также:  Центр развития ребенка ромашка

Также в субтестах «Аналогии» и «Классификация» представлены задания, которые выявляют уровень усвоения школьных предметов: литература и русский язык, математика и физика, история, биология, география. Результаты показывают, что уровень усвоения школьных предметов у девятиклассников выше, чем у семиклассников: 72 % (девятый класс) и 48 % (седьмой класс).

По результатам вышеперечисленных данных в обоих классах учащихся делят на группы по успешности выполнения всех заданий: наиболее успешные, близкие к успешным, средние, малоуспешные и наименее успешные. Для каждой группы высчитывается средний балл выполнения заданий, который показывает их близость к социально-психологическому нормативу, который берётся за 100 %. Результаты тестирования демонстрируют, что приближенность к социально-психологическому нормативу у девятиклассников выше, чем у семиклассников. Если разница между наиболее и наименее успешными учащимися 9 класса составляет 27 % (80 % и 53 %), то между учащимися 7 класса — 43 % (68 % и 25 %). Этот показатель можно объяснить тем, что в старшем подростковом возрасте повышается контроль исполнения поставленных задач, усиливается и мотивационный компонент обучения, которые в целом отвечают за улучшение когнитивных способностей.

Также в ходе выполнения заданий мы отметили, что учащиеся 9 класса меньше отвлекались на внешние раздражители, они были полностью поглощены решением поставленных задач и даже после их выполнения не потеряли интерес к данной теме, задавали вопросы, высказывали предположения о правильности сделанного выбора, аргументируя его. В отличие от младших подростков, которые, наоборот, всячески отвлекались и стремились быстрее закончить тест.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Старшие подростки в отличие от младших уже владеют навыками формально-операционального или теоретического мышления, характеризующегося умением пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов.
  2. Младшие подростки на стадии конкретных операций уже могут проявлять способности к логическим рассуждениям. Они легко устанавливают такие логические связи, как: рядоположенность, функциональные связи, противоположность.
  3. Старшие подростки владеют большим количеством информации и объемом знаний, поэтому у них более высокий уровень усвоения школьных предметов, чем у младших подростков.
  4. У старших подростков лучше развита способность как сосредоточивать внимание, так и игнорировать то, что отвлекает внимание. Этот навык необходим для успешной учебной деятельности.
  5. Старшие подростки показывают более высокие результаты умственного развития, так как у них уже достаточно развит контроль исполнения: вместо спонтанного ответа они активно руководят своими мыслительными процессами.

Литература:

  1. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 624 с.
  2. Психология подростка: учебник /под ред. А. А. Реана. — СПб: «Прайм — ЕВРОЗНАК», 2003. — 408 с. — (Мэтры психологии).
  3. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс, К. Долджин. — 12-е изд. — СПб: Питер, 2012. — 816 с.: ил. — (Мастера психологии).
  4. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие /Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, подростковый возраст, задание, класс, ребенок, операция, самый высокий показатель, семиклассник, тип связи, уж.

Источник

Мозг

В подростковом возрасте начинается процесс активного удаления малоиспользуемых нейронных связей. Остаются лишь наиболее используемые пути прохождения нервных импульсов. В результате, мозг ребенка становится более специализированным и эффективным для определенных задач, а неиспользуемые способности постепенно угасают. Визуально изменение структуры мозга выглядит следующим образом:

Структура мозга Новорожденного, Ребенка 6 лет и Ребенка 14 лет

К 13 годам быстро развиваются теменные доли, которые обозначены на рисунке синим цветом, поэтому интеллект и аналитические способности ребенка сильно возрастают. Также активно развивается префронтальная кора (выделена белым овалом). Но пока она не развилась, у ребенка не хватает способности адекватно оценивать риск и возможности, строить долговременные планы, контролировать себя и свои эмоции.

Зрелость отделов мозга в 13 лет

К 17 годам префронтальная кора мозга уже хорошо сформирована, что дает ребенку возможность иметь дело с гораздо более сложными вещами и науками чем раньше. Она отвечает за: принятие, контроль, регуляцию решений и действий, произвольность внимания, планирование, прогнозирование и критическое мышление. Улучшает способность формулировать цели и вырабаты­вать планы их достижения, эффективно их реализовывать. Позволяет контролировать импульсивность, повышает эмоциональную саморегуляцию и эмоциональную зрелость. Это именно та область мозга, которая отличает нас от других видов животных и сильно влияет на успешность учебы и работы в будущем. Ее развитие продолжается (с убывающим темпом) вплоть до 25 лет. Важно постоянно задействовать эту область мозга, задачами, которые она выполняет, т.к. ее развитие оказывает критическое влияние на успешность в современном мире.

Когнитивное развитие

Обучение оказывает развивающий эффект на все когнитивные функции ребенка, они становятся более организованными и управляемыми. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности и на развитие личности в целом.

Читайте также:  Срок развития плода ребенка

Начинает развиваться мышление на уровне формальных операций. Конкретные предметы и события больше не являются обязательными для мышления. Теперь подростки способны:

  • Решать абстрактные задачи;
  • Рассуждать в чисто словесном плане;
  • Делать умозаключения по поводу гипотетической ситуации без связи с реальностью или собственным убеждением;
  • Делать логические выводы из своих рассуждений;
  • Строить прогнозы и планы.

Отличительной особенностью мышления подростков, является их способность размышлять о теоретических возможностях; способность отрешиться от конкретной реальности и непосредственных впечатлений. Это помогает проецировать себя в будущее, отличать реальное настоящее от возможного и думать о том, что могло бы произойти. Все это приводит к тому, что подростки начинают больше мечтать.

Сближение воображения с мышлением дает импульс к творчеству, подростки начинают писать стихи, рассказы, увлекаться музыкой, конструированием, программированием и т. п. Далеко не все подростки стремятся к достижению творческого результата, но все используют возможности своего творческого воображения, реализуя неудовлетворенные в реальной жизни желания в мире фантазий. Например, замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, видит себя героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в красавицу, в нее все влюбляются и т.д. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Качественно улучшается внимание: увеличивается объем, устойчивость, возможность распределения и переключения, повышается произвольность и контролируемость.

Память. Запоминание и воспроизведение приобретает все больше смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность запоминания. Значительно улучшаются стратегии запоминания — намеренные умственные действия, которые человек предпринимает, чтобы повысить эффективность сохранения информации в памяти. Основные стратегии: повторение, организация и обработка — установление связи или общего смысла между несколькими частями информации. Обработка материала становится более эффективной и целенаправленной.

Представленная выше модель когнитивного развития, которую при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда. Часто преобладают способы механического запоминания — зубрежки. Такой способ не позволяет овладеть в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями: вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза. Овладение же формальными операциями мышления может затянуться до возраста 20 лет, а при особо неблагоприятных условиях, мышление данного типа может никогда не сформироваться. При этом у некоторой части школьников индивидуальные результаты могут быть весьма впечатляющими. Решающее значение для развития мышления и памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности, содержание учебных программ, система подачи учебного материала.

Познавательная потребность в подростковый период резко возрастает и отличается широким разбросом. Интересы часто находятся вне школы, имея поверхностный и неустойчивый характер. Преобладают занимательные (развлекательные) и пассивные формы ее удовлетворения. Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзья и одноклассники.

Учебная деятельность и мотивация

Подростковый период начинается со средний школы, а затем переходит в старшую. В это время начинается предметное обучение, появляются учителя с разными стилями преподавания, контроля и оценивания (кто-то дает детям больше свободы и возможность проявлять себя на уроках, а кто-то требует дисциплины и механического воспроизведения). Увеличивается объем учебного материала, появляются более высокие требования к его осмысливанию и усвоению. Многие подростки демонстрируют снижение мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к общению со сверстниками и к окружающему миру, лежащему за пределами школы и который становится все более доступным.

Для подростка очень важно осознать и осмыслить жизненное значение знаний, прежде всего для самого себя и своего будущего. Если же подросток не видит ценности в знаниях, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к некоторым предметам или учебе в целом.

Не желая и/или не умея учиться, не понимая необходимости этого, подросток испытывает отрицательные чувства к учебе, не получает от нее удовольствия, домашние задания вызывают стресс и апатию. Все это связано с отсутствием адекватной мотивации учения. Подросток переходит от мотива обрести и усвоить знание, к мотиву формально завершить учебу и получить аттестат, переключая свои интересы на мир, лежащий вне учебы.

Однако именно этот период является наиболее благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, когда учение приобретает личностный смысл, может стать деятельностью по саморазвитию. Подросток должен видеть потребность в учебе, она должна давать путь к будущему и сулить успех. Также важно включать учебу в ведущие мотивы этого возраста — общение и построение себя.

Огромное влияние на подростков могут оказать учителя. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаимопонимании, если их общение глубокое и разностороннее, то учитель становится для ученика одним из уважаемых людей, он служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование самосознания, целей и устремлений ребенка.

Подробнее о том, как родителю правильно вести себя с подростком.

Источник