Предметно развивающая среда учреждения развития личности ребенка

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Главная задача общеобразовательных учебных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности. Ребёнок — это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности. Он — великий подражатель, увлечённый исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности. Вся жизнь и деятельность воспитателя посвящена воспитанникам, пониманию их интересов, принятию их проблем. Нужно стремиться, чтобы каждый день, проведённый ребятами в детском саду, стал для них событием, наполненным ощущением радости и счастья.

 Предметно-пространственная среда развития — организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия ребёнка, его развития. Развивающая среда — естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Всё это способствует активной, познавательно-творческой деятельности всех детей группы. Создание интерьера помещений, использование детской мебели по возрасту, игр, игрушек, физкультурного и другого оборудования должно базироваться на научных принципах своеобразной «Эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребёнку не роскошь, а условие построения развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

 Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 Доступность среды предполагает:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по группе, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Для ребёнка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно приложить все силы, чтобы окружающая ребёнка обстановка не причиняла ему вреда, а способствовала установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда даёт дошкольнику возможность испытывать использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.  При создании развивающей среды группы следует учитывать особенности детей, интересы, склонности, способности, личностные особенности и др. Определяющим моментом в  создании развивающей среды является педагогическая цель, идея, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Читайте также:  Анатомо физиологические особенности роста и развития ребенка грудного возраста

Предлагается гибкое и вариативное использование пространства путём создания развивающих зон, уголков для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей и всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной,  театрализованной,  конструктивной и т.д.,  которые содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.. Пространство должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, притом не  мешая друг другу.

Развивающая среда обеспечивает детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, свободно выбирать материалы и игровые пособия для привлекающего их вида деятельности. Все основные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физкультурно-оздоровительного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития детей.

Источник

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» — это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая средагруппы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Средадолжна быть наполнена:

— содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

— тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

— для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагаетрешение следующих задач:

— Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

— Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

— Способы общения — понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Читайте также:  Эпилепсия у ребенка до года развитие по месяцам

— Тактика общения — сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметномусодержанию игрового пространство группы относятся:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей средеорганизовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная средапроектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

— обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

— побуждает детей к деятельности;

— способствует развитию самостоятельности и творчества;

— обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник

Наталья Трунова
Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка»

Нет такой стороны воспитания, понимаемого

в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего

ребенка конкретного мира».

Е. И. Тихеева

Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.

Предметно-пространственная развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Кроме того, предметно-пространственная развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Читайте также:  Антропометрические исследования для оценки физического развития ребенка

Важно, чтоб предметная среда имела характер открытой,

незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При

любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо

пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного

возраста.

Правильно организованная предметно-развивающая пространственная среда в детском саду способствует большей эффективности образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее — предметная среда, создаваемая в нашем ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечивает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда, организуемая мною в группе, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

— наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских

видов деятельности;

— охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию

особенностей их развития;

— возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

— двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

При создании предметной среды руководствуюсь следующими принципами, определеннымиФГОС дошкольного образования:

— полифункциональности: предметная развивающая среда должна

открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все

составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть

многофункциональной;

трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

— вариативности: предметная развивающая среда предполагает

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых

предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую,

двигательную активность детей;

— насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

— доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

— безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов

требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

При проектировании предметной средыстараюсь учитывать следующие факторы:

— психологические факторы, определяющие соответствие параметров

предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия,

памяти, мышления, психомоторики ребенка;

— психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие

объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим

возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.

— зрительные ощущения: учитывать освещение и цвет объектов как

факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического

комфорта и информационного источника. При выборе и расположении

источников света должны учитываться следующие параметры: уровень

освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света

(длина волны);

слуховые ощущения: учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;

— тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления

объектов предметной развивающей среды не должны вызывать

отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;

— физиологические факторы призваны обеспечить соответствие

объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и

биомеханическим возможностям ребенка;

— антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-

возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

Таким образом, предметно — развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно- ориентированной модели дошкольного образования.

Источник