Особенности развития моторики ребенка в дошкольном возрасте

Особенности развития моторики ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Возрастные особенности дошкольников: периодизация дошкольного возраста, особенности функционального развития ребенка. Общие наиболее характерные закономерности физического развития детского организма: интенсивность и неравномерность развития основных систем организма от 0 до 7 лет жизни. Пластичность органов и систем. Роль наследуемых биологических свойств, внешней среды, особенности воспитания. Высокая активность обменных процессов, реактивность организма. Единство и взаимосвязь физического и психического развития. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем под влиянием физических упражнений.

Особенности созревания нервной системы под влиянием внешних и внутренних воздействий. Образование условных рефлексов, выработка динамических стереотипов. Созревание нервной системы и возрастные особенности моторной функции. Взаимосвязь двигательной деятельности с развитием ЦНС, ее роль в регуляции движений. Морфофункциональное развитие двигательного анализатора во взаимосвязи с другими анализаторами, второй сигнальной системой и вегетативной сферой. Роль внешних воздействий (создание условий, особенности воспитания, занятия физическими упражнениями) для развития моторики. Динамика основных показателей физического развития у детей от 0 до 7 лет и влияние на них физических упражнений.

Особенности костно-мышечной системы детей. Изменение пропорций тела, формирование скелета, увеличение мышечной массы, развитие мышц разгибателей, качественные изменения в работе мышц.

Совершенствование и перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем как основа повышения функциональных возможностей детей при мышечной деятельности. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Развитие психики ребенка под воздействием физических упражнений (развитие двигательных ощущений, представлений, изменение в эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере). Значение возрастных особенностей развития организма детей на каждом этапе онтогенеза для выбора и дозировки физических упражнений.

Особенности развития моторики в раннем возрасте. Значение своевременного развития моторики для полноценного воспитания ребенка. Раннее развитие анализаторов — существенная предпосылка формирования движений под влиянием внешних воздействий.

Зависимость содержания, темпа и последовательности развития моторики в раннем возрасте от особенностей воспитательных воздействий. Быстрый темп развития движений — характерная особенность раннего возраста. Возрастные показатели развития движений. Ведущие системы движений в разные периоды первого года, их характеристика и значение. Развитие движений на втором году — закрепление умения ходить и формирование ряда других движений. Потребности ребенка в движении. Целенаправленное проведение с ребенком на первом году жизни комплекса индивидуальных занятий, направленных на формирование соответствующих его возрасту двигательных актов: эмоционально положительного комплекса оживления, движений руки, умений поднимать и удерживать голову лежа на животе и при вертикальном положении корпуса, ползать, переступать, ходить.

Игры подвижного характера с подгруппой детей 9 — 10 месяцев. Гимнастика и массаж с детьми первого года жизни. Формы и методы работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста. Использование пассивных, активных, активно-пассивных и рефлекторных упражнений. Показания и противопоказания использования массажа в раннем возрасте. Приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация. Виды массажа и рекомендации к их применению.

Физкультурные занятия с детьми второго года жизни, их цель: формирование навыков ходьбы, ползания, катания и бросания мяча, развитие равновесия, координации движений и укрепление разных групп мышц. Проведение занятия с подгруппой детей. Условия для проявления детьми раннего возраста двигательной активности: простор для движений, манежи; соответствующие возрасту ребенка игрушки и физкультурные пособия; частое общение и правильная организация взрослым самостоятельной двигательной деятельности детей.

Особенности развития моторики ребенка дошкольного возраста. Возрастная динамика развития локомоций. Качественные и количественные показатели уровня развития движений у детей разного возраста. Развитие функции равновесия как условие успешного формирования движений и действий. Развитие пространственных и временных ориентировок.

Особенности развития физических качеств на разных возрастных этапах. Взаимозависимость развития движений и физических качеств.

Значение совершенствования проприоцепции для овладения различными параметрами движения (темпом, амплитудой, степенью напряженности, точности и т.д.). Возрастающая роль слова в регуляции движений. Изменение характера мотивов двигательной деятельности. Развитие самостоятельности, активности и сознательности, инициативности детей. Значение двигательной активности для физического и психического развития детей. Возрастная характеристика двигательной активности детей. Роль педагогического руководства в формировании и совершенствовании моторики детей.

Анализ различных программ (вопросы физического воспитания).

Литература

1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2005.

Читайте также:  Развитие ребенка в ульяновске

2. Алямовская В. Г. Физическая культура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2005.

3. Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления: дошкольный возраст. Программно-методическое пособие. – М.: Линка — Пресс, 2000.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-синтез. — 2002.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2001.

6. Федотов М. Энциклопедия физической подготовки к школе. – М.: Олма — Пресс.- СПб, 2003.

Тема 9. Гимнастика.

Гимнастика в системе физического воспитания. Виды гимнастики и характеристика их как специфических средств разностороннего педагогического воздействия на детей.

Развивающая гимнастика: базовые и прикладные виды (профессиональные, военные, спортивные). Оздоровительные виды гимнастики: гигиеническая (в режиме дня) и лечебные (корригирующая, реабилитационная, восстановительная, функциональная) виды. Спортивная гимнастика: спортивно-массовая и спортивные виды (спортивная и художественная гимнастика; акробатика).

Гимнастическая терминология. Использование гимнастики в дошкольном возрасте: массаж и гимнастика с детьми первого года жизни; основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.

Основные движения: понятие, значение и характеристика. Виды основных движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье. Равновесие как необходимый компонент основных движений. Специфика воздействия каждого из них на всестороннее развитие ребенка. Критерии оценки каждого из видов основных движений. Задачи и методы обучения детей каждому виду основных движений.

Методика обучения основным видам движений. Последовательность обучения каждому виду в разные возрастные периоды. Методические приемы обучения с учетом возрастных особенностей детей и степени сформированности двигательного навыка. Использование подготовительных, подводящих упражнений при обучении основным видам движений. Характерные ошибки и методика их исправления.

Физкультурные пособия, тренажеры, применяемые в обучении детей основным движениям. Организация детей при обучении основным движениям. Меры и профилактика травматизма при обучении основным движениям. Приемы страховки. Музыкальное сопровождение упражнений.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ): основные понятия и их характеристика. Их влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата; на формирование правильной осанки; на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ЦНС. Роль и значение ОРУ в развитии произвольной регуляции движений, физических качеств.

Классификация ОРУ. Значение комплексного применения упражнений для различных групп мышц в целях всестороннего воздействия на организм. Специфика задач при обучении ОРУ. Применение их в разных формах работы по физическому воспитанию.

Требования к составлению комплексов. Подбор ОРУ для детей разных возрастных групп. Использование предметов и снарядов, тренажеров. Музыкальное сопровождение упражнений в разных возрастных группах.

Методика обучения ОРУ: организация детей, подготовка мест занятий и раздача пособий; методические приемы обучения, предупреждение и исправление ошибок. Обучение правильному дыханию. Влияние исходных положений. Дозировка и темп выполнения; требования к качеству. Правила записи ОРУ.

Строевые упражнения, их характеристика и значение, место в системе физического воспитания дошкольников. Виды строевых упражнений. Техника выполнения. Роль музыкального сопровождения.

Методика обучения строевым упражнениям. Организация детей, последовательность обучения. Методические приемы обучения строевым упражнениям с учетом возраста детей; использование ориентиров и пособий. Анализ программ по физическому воспитанию.

Литература

1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2005.

2. Алямовская В.Г. Физическая культура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2005.

3. Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления: дошкольный возраст. Программно-методическое пособие. – М.: Линка — Пресс, 2000.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-синтез. — 2002.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2001.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1438 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Научная статья

Дошкольное образование

УДК:

К.П.Н., профессор

Уварова Галина Николаевна

Бакалавр НОУ ВПО– 4 курс

Фетисова Светлана Михайловна;

Негосударственное образовательное частое учреждение высшего профессионального образования «Московский социально-гуманитарный институт» (г. Москва)

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Аннотация: В статье раскрывается понятие «мелкая моторика» и ее особенности, особенности формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Читайте также:  Роль плавания в физическом развитии ребенка

Ключевые слова: мелкая моторика, координация движений, двигательные навыки

Annotation: The article reveals the concept of «fine motor skills» and its features, especially the formation of fine motor skills of preschool children

Keywords:  Fine motor skills, coordination, motor skills

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций. В том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Изложение основного материала статьи.

Важными условиями выполнения специальных навыков учебной деятельности (прежде всего письма), также навыков, необходимым для осуществления художественно-графической, музыкальной, конструктивной и других видов деятельности, а также для полноценного развития тех отделов мозга ребёнка, которые функционально связаны с деятельностью рук, является способность ребёнка к произвольной регуляции мышечной активности и сформированности правильного способа захвата различных объектов.

Способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребёнку высокую пластичность в сфере мелкой моторики.

Кроме того, само развитие мелкой моторики происходит в процессе овладения указанными видами деятельности (их операционно-технической стороной) и предметными средствами, необходимыми для их осуществления.

Немаловажен и тот факт, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь.

Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики и существенно влияет на развитие дошкольника.

В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др.), которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, необходимо обогатить техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными (цветные карандаши и краски) и новыми материалами — графитный и угольный карандаши, сангина, акварель, цветные восковые мелки, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и т.п.

Необходимо использование таких нетрадиционных техник, как «Пальчики – палитры», «Печатание», «Рисование ладошками», «Печатание пробками, поролоном», «Акварель по сырому фону», «Тычок жёсткой кистью», «Рисование ватной палочкой», «Набрызг»и др. Большинство из этих техник, в частности, пальцеграфия (рисование пальчиками), рисование способом тычка, использование трафаретов, шаблонов и др. способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов.

Пластилиновая живопись редко используется в дошкольных учреждениях как вид изобразительной деятельности, так как не носит обязательного характера.

Однако в ней заложены немалые воспитательные резервы, педагогические возможности, отмечается тесная взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Данный вид изобразительной деятельности использую в работе часто, поскольку он вовлекает в работу движение рук, зрительное восприятие, оказывает огромное влияние на развитие психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение, речь. Практика пластилиновой живописи доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и подготовки руки к письму. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» весёлых зверей, салфеточки с узорами, осенние пейзажи и т.п.

Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные и индивидуальные работы, выполненные в технике салфеточной аппликации, отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев дети получают комочки, которые используются для заполнения контура рисунка. В результате получаются чудесные «Цыплята», «Высокие горы», «Кудрявая берёзка» и т.д. Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликацию из круп («Гусь», «Медвежонок», «Красивая ваза», «Грибок»), из ваты («Снеговик», «Снежный кролик» «Зимний денёк»), из пенопласта («Снегопад», «Ромашка», «Снежная Королева»), а также в технике обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.

Читайте также:  Ребенок два с половиной месяца развитие

Выводы

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Литература

1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2010. — №8. — С. 62-65.

2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). — М.: Просвещение, 1974. — С. 12-25.

3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Академия, 2010. — 284 с.

4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: Владос, 2011. — 672 с.

5. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. — Екатеринбург: Паритет, 2005. — 204 с.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Академический проект, 2010. — 474 с.

7. Гаврина С.Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия развития, 2012. — 165 с.

8. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О.В. Акуловой, Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 528 с.

9. Ильин Е.П. Психомоторика. — М.: Владос, 2010. — 326 с.

10. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973. — 228 с.

11. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. — М.: Академический проект, 2010. — 453 с.

12. Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoe изучeниe. — М.: Академия, 2012. — 346 с.

13. Мoисeeвa Л.O пoдгoтoвкe руки к письму // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2012. — № 12. — С. 33-44.

14. Нoвикoвa E.В. Кaк пoдгoтoвить руку рeбенкa к письму: кoмплeкс упрaжнeний для трeнингa мышц рук у дeтeй. — М.: Гнoм и Д, 2010. — 40 с.

Источник