Роль плавания в физическом развитии ребенка

 «Значение плавания в физическом развитии детей»

   Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечение на воде один самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, научить плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Плавательные движения ребёнок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простой динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребёнка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени. 

При плавании органы кровообращения ребёнка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение её к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов так же оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечнососудистой

системы.

Так как физическую нагрузку на сердце, во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями, при плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажнённым воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная активность емкость легких.

В лечебной гимнастике плавание находит всё более широкое применение в качестве средства для профилактики, и лечения различных нарушении в осанке детей, например сколиозов.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определённого ритма движении представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмичных движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Правильное физическое воспитание ребёнка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания  воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры- при обтирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребёнка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.

При систематическом купании, плавании сосудистая система человека приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменениям температуры воды. Человек привыкает длительно находиться в среде с более низкой температурой. Температура тела и кожи в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду.

Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и детей дошкольного возраста в особенности.

Источник

Елена Муравьева
Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка

Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники относятся ко 2группе здоровья, имея незначительные отклонения состояния здоровья. Именно поэтому в современных условиях возрастает значение физического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника. Внимание к физическому состоянию детей – дошкольников обусловлено исключительным влиянием двигательного развития на общее психическое и соматическое состояние ребенка в этом возрасте.

Для обеспечения нормального физического и психического развития ребенка, необходима двигательная активность с первых дней его жизни. По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка во втором триместре беременности

Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание. Так как плавание есть превосходное средство развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и влияющее на состояние его здоровья, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию.

Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на:

— сердечно-сосудистую систему;

— дыхательную систему;

— мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей);

— суставы (бедра, руки, шея);

— опорно-двигательный аппарат.

Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопия, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, Так же плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами, как лечебное средство. При нарушении обмена веществ, сердечно – легочной недостаточности и других. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направленны на преодоление этого неприятного и небезобидного чувства. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

И не стоит забывать, что плавание является одним из эффективных средств закаливания детского организма.

Закаливание в более узком смысле следует понимать как различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только холод, но и резкие перепады внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям.

При систематическом купании, плавании сосудистая система ребенка приобретает свойство быстро приспособляться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительно находиться в среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду.

Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и детей дошкольного возраста в особенности. У них совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Наиболее эффективный способ организации занятий плаванием является игра, так как это один из ведущих способов обучения детей дошкольного возраста. На занятии задания даются в игровой форме, проводятся различные игры помогающие усвоить учебный материал.

В каждой возрастной группе, с учетом возраста и индивидуального подхода, использую игры на ознакомление со свойствами воды, которые помогают детям почувствовать сопротивление воды, освоиться с ней.

«Волны на море», «Море волнуется», «Невод».

Например: игра «Волны на море» — помочь детям руками почувствовать сопротивление воды. Стоя кругом или шеренгой. Руки отведены вправо, лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Туловище поворачивают руки под самой поверхностью воды – получаются волны. Движение продолжается беспрерывно.

Игры способствующие освоению движений в воде (бег, ходьба, прыжки); приучающие не бояться брызг; учат слушать задания и выполнять их быстро и медленно.

«Карусели», «Бегом за мячом», «Солнышко и дождик», «Морской бой», «Сделай дождик», «Щука», «Мы веселые ребята», «Морской бой», «Кораблики».

Например: игра «Морской бой» — приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно. Две шеренги стоят друг против друга, по сигналу начинают брызгать водой друг другу в лицо.

Игры с погружением в воду – учат детей задерживать дыхание,нырять.

«Качели», «Жучок-паучок», «Нырни в круг», «Передай мяч», «Найди жемчуг», «Спрячемся под воду», «Лягушата».

Например: игра «Жучок-паучок» — упражнять детей в погружении в воду с головой. Дети, взявшись за руки, идут по кругу «паучок» стоит в центре- дети говорят слова

Читайте также:  Ученые о сензитивном развитии ребенка

Жучок-паучок вышел на охоту,

Жучок-паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай,

Прячьтесь все под воду. (дети прячутся под водой).

Игры с выдохом в воду – способствуют овладению выдохом в воду.

«Водолазы», «У кого больше пузырей?», «Качели», «Нырни-достань предмет». В младшем дошкольном возрасте используются игры на дыхание — «Чей мяч дальше?», «Остуди чай», «Сделай пузыри».

Например: игра «Водолазы» — стоя парами, сделать вдох, погрузиться в воду, полный выдох.

В старшей и подготовительной группах для решения поставленных задач использую игровые упражнения. Которые учат детей свободному передвижению в воде, статическому плаванию, скольжению, правильно принимать горизонтальное положение тела и правильно работать ногами.

«Крокодилы», «Цапли», «Лодочки с веслами», «Поезд в туннель», «Воротики», «Стрела», «Винт», «Звездочка», «Поплавок», «Буксир», «Байдарки», «Лодочка», «Переправа», «Стрела».

Воспитателям в группе и в летний период советую проводить игры для развития дыхания; «Сдуй перышко», «Сделай бурю в стакане», «Надуй шарик», «Выдуй пузырь». Игры с водой; «Кораблики», «Кто быстрее?», «Остуди чай».

Для того, чтобы работа по плаванию была эффективной, необходимо по данному вопросу организовать сотрудничество с инструктором по физической культуре, с психологом, с воспитателями и родителями.

Поэтому в группах выставляются папки передвижки на темы «Детский страх перед водой», «Необходимость закаливания детского организма»; брошюры «Дыхательная гимнастика», «Формы закаливания детей».

Из всего сказанного можно сделать вывод — плавание имеет огромное воздействие на детский организм. Поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.

Источник

Определение и роль плавания в развитии физических качеств детей

Плавание — способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств[1].

Главная задача обучения плаванию — способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка[2].

В системе физического воспитания плавание представлено в качестве:

1) массового средства разностороннего физического воспитания и жизненно необходимого навыка, овладеть которым должен каждый человек с детских лет;

2) массового средства оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;

3) средства профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;

4) вида массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений[3].

Нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания от юношеского разряда до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится детско-юношескими спортивными школами и клубами, а также другими физкультурно-спортивными организациями.

Актуальность плавания как средства физического развития детей обусловлена его влиянием на организм. Для понимания воздействия плавания на детский организм целесообразно выделить специфические особенности данного вида физической активности.

Первая особенность плавания как средства физического развития детей заключается в том, что человек находится и производит движения в необычной для себя среде — воде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводимость, вязкость, плотность, удельный вес, сжимаемость) во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение в воду вызывает изменение теплорегуляторных процессов, что способствует закаливанию организма. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расходуется в несколько раз больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания). Раздражая весь комплекс рецепторов тела, вода оказывает стимулирующее, управляющее воздействие на центральную нервную систему[4].

Дополнительная нагрузка приходится на грудную клетку при погружении тела в воду, стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Высокие показатели ЖЕЛ (6,500 куб.см. и более) характерны, как правило, для пловцов, которые начали заниматься плаванием в детском возрасте. Годовой прирост ЖЕЛ у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется от 300 до 1.100 куб.см. и значительно превышает средние величины ЖЕЛ у детей, не занимающихся плаванием[5].

Второй характерной особенностью плавания как средства физического развития детей является то, что тело в воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности, и содействует их развитию. Действие мышц при отсутствии твердой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей и, следовательно, продолжению роста тела пловца в целом. Занятия плаванием гармонически развивают основные качества: силу, быстроту; ловкость, выносливость.

Третья особенность плавания как средства физического развития детей заключается в относительной невесомости тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкивающей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для коррегирования нарушенной осанки, восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий[6].

Читайте также:  Ребенок 5 месяца развитие кормить

Четвертой особенностью, определяющей характер влияния плавания на физическое развитие детей, является горизонтальное положение тела, циклические движения, связанные с чередующимися сокращениями мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела. Все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечнососудистой системы[7].

Вместе с тем у пловцов под влиянием тренировки происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечнососудистой системы. Увеличивается сила и объем сердечной мышцы, в покое отмечается: брадикардия (45-50 с.с. в 1 мин), возрастает систолический объем сердца, пауза абсолютного покоя мышц сердца в сократительном цикле. Однако во время нагрузки частота сердечных сокращений может достигать 200 уд/мин. Минутный объем крови с 4-5 л в покое доходит до 40 л, значительно превышая возможности сердечной мышцы у лиц, не занимающихся спортом.

Указанные выше особенности плавания как средства физического развития детей способствуют глубокой положительной морфологической и функциональной перестройке всех систем организма, что возможно при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение.

Кроме того, плавание оказывает общий оздоровительный эффект на детский организм.

Пребывание в воде оказывает благоприятное влияние на организм ребенка. Однако, в первые дни обучения плаванию, пока еще не происходит условно-рефлекторного включения механизма терморегуляции. Достижение закаливания температурой воды бассейна при этом наблюдается обычно к 7-8 занятиям. Заболеваемость юных пловцов-детей и подростков в среднем в три раза меньше по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом.

Плавание успешно используется для исправления нарушений осанки и формирования позвоночника ребенка. В частности, лечебное плавание при сколиозе направлено на: формирование правильной осанки, возможной коррекции имеющейся деформации позвоночника и грудной клетки, развитие правильного дыхания, увеличение силы, повышение тонуса мышц, особенно разгибателей позвоночника и брюшного пресса, улучшение функций сердечнососудистой системы, приобретение навыков плавания, коррекцию плоскостопия; закаливание организма. Наиболее действенным средством при всех степенях нарушения осанки, является плавание брассом, баттерфляем а также асимметричное плавание с нагрузкой отстающих в своем развитии мышечных групп у занимающихся[8].

Также значительно повышается уровень приспособительных реакций у занимающихся с дозированным плаванием в бассейне с морской водой при комплексном лечении больных хроническими бронхитами и пневмониями, оказывающего более существенное влияние, чем обычные купания. Использование лечебных свойств плавания для больных атеросклерозом, гипертонической болезнью, которое способствуют нормализации и улучшению функционального состояния сердечнососудистой системы. Длительное малоинтенсивное плавание способствует улучшению деятельности нервной системы. Малые и средние физические нагрузки при плавании оказывают стимулирующее влияние на функции пищеварительного аппарата, а большие угнетают, затормаживают. Наблюдается также значительное изменение психических процессов у детей, которое характеризуется их значительным снижением и последующим восстановлением только после 3-х часового промежутка времени[9].

Таким образом, эффект влияния плавания на организм, который нашел свое должное отображение в научно-методической литературе, многообразен и главным образом изучен на контингенте детей и подростков. Начиная от закаливающего влияния, гигиенического эффекта, улучшения деятельности органов и систем, до отрицательного влияния вследствие специфических заболеваний органов, а также его лечебного использования для коррекции осанки и искривления позвоночника, в улучшении ряда психических процессов и прикладных целях для улучшения вестибулярной и статокинетической устойчивости профилактике укачивания и снижения несчастных случаев на воде.

[1] Евсеев Ю.И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010 – С. 79

[2] Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание. Начальное обучение с видеокурсом. — М.: Человек, 2013. – С. 8

[3] Барчуков И.С. Физическая культура. — М.: Академия, 2013. – С. 52.

[4] Дрюэт Дж., Мэйсон П. Плавание. — М.: Астрель, 2012. – С. 7-11

[5] Нечунаев И.П. Плавание. Книга-тренер. — М.: Эксмо, 2013. – С. 32

[6] Педролетти М. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013 – С. 69

[7] Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. — М.: Детство-Пресс, 2011. – С. 33

[8] Кононова Е. Плавание. Библия тренера. — М.: Эксмо, 2014. – С. 41

[9] Маклауд Й. Анатомия плавания. — М.: Попурри, 2013. — 200 с.

Источник