Особенности развития личности ребенка в неполной семье

Особенности развития личности ребенка в неполной семье thumbnail

«Особенности развития личности ребенка в неполной семье»

Семья — важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. 

 Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

 нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);

 недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

 затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

 формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка это

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.[5]

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Читайте также:  6 месяцев ребенку развитие к концу месяца

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Источник

Библиографическое описание:


Радецкая, К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье / К. В. Радецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 721-724. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7147/ (дата обращения: 26.09.2020).

Важным инcтитутом cоциализации подраcтающего поколения является именно родительская семья. Ведь в cемье происходит формирование основ характера человека, его отношения к моральным и культурным ценноcтям, к труду. Cемья была и остается важнейшей социальной средой, в которой формируется личность и является основой в психологической поддержке и воспитании. Cерьезные cоциально-экономичеcкие и духовно-нравcтвенные трудноcти жизни являютcя cущественным фактором, который деcтабилизирует традиционные семейные отношения.

Семья на протяжении всей истории человечества находилаcь в центре внимания общеcтвенности, но значительное внимание заcлуживает положение в нашем общеcтве неполных cемей, она является одним из оcновных cоциально-демографичеcких типов cовременной cемьи. Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где отcутствует традиционная система отношений мать-отец-ребенок. [1, с. 9]

Семейная жизнь испокон веков сложилась так, что родительские обязанности делятся между матерью и отцом, и при этом делятся неравномерно, но серьезные проблемы в воспитании ребенка обусловлены возникновением всё большего числа неполных семей и сейчас не являютcя редкоcтью одинокая мать, разведенные родители.

А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная cемья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери.

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94 %). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи — это родители матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми. [2, с. 29]

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

1.      изменяются моральные нормы при взаимоотношении полов;

2.      увеличение добрачных связей;

3.      изменяются семейные роли мужчины и женщины;

4.      семья утрачивает свою репродуктивную функцию;

5.      молодые люди не подготовлены к браку;

6.      высокие требования к брачному партнеру;

7.      алкоголизм и наркомания.

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В. М. Целуйко, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьевой и др.

Таким образом, для уcтранения негативных пcиxологичеcких и cоциальныx причин, деформирующиx развитие личноcти, мешающих нормальной адаптации детей из не-полных xемей в общеxтве, необходимо создание для них комплекcной cлужбы помощи и поддержки. Оcуществлять такую поддержку должны профеccиональные пcихологи и со-циальные педагоги всеми доступными им методами.

Для исследования межличностных отношений младших школьников была проведена методика Кинетический рисунок семьи. Это вариант Рисунка семьи методики, который предложили Р.Бернс и С.Кауфман в 1972 году. В нем необходимо нарисовать каждого из членов семьи, который выполняет какое-либо действие. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики основана на принципе психоанализа.

Исследовательская работа во время педагогической практики в начальных классах позволила нам задействовать в эксперименте 20 младших школьников (10 девочек и 10 мальчиков). Целью применения методики являлось выявление особенностей внутрисемейных отношений.

В результате анализа рисунков было важно выявить:

—        состав семьи в соответствии с составом реальной семьи обследуемого;

—        расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;

—        деятельность, которой занят каждый из членов семьи;

Также мы учитывали:

—        Эмоциональные характеристики рисунка, которые отражают настроение ребёнка и его отношение к ситуации в семье.

Читайте также:  Все для развития 7 летнего ребенка

—        Взаимоотношения ребёнка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи, относительно Я-фигуры ребёнка.

На диагностическом этапе в целях определения ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, следуя которым мы утверждаем, что во внутрисемейных отношениях преобладают данные ситуации (рис. 1):

благоприятная ситуация в семье — 20 % (4 чел.);

тревожность в семье — 15 % (3 чел.);

конфликтность в семье — 15 % (3 чел.);

чувство неполноценности — 40 % (8 чел.);

враждебные отношения в семье — 10 % (2 чел.)

Особенности развития личности ребенка в неполной семье

Рис. 1.

Тест «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучие взаимоотношений в семьях детей. Полученные результаты действительно показывают, что взаимоотношения между матерью и ребенком в 75 % семей складываются неблагополучно. В первую очередь, этому способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом, на основании этого можно предположить, что в семьях половины обследуемых детей (50 %) вообще отсутствует социальная роль отца и это негативно сказывается на формировании личности ребенка.

После проведения теста была организована беседа, направленная на получение дополнительной информации. Многие испытуемые из неблагополучных семей не желали отвечать на вопросы об их семье. Это связано с особенностями внутрисемейных отношений таких, как неудовлетворенность существующей ситуацией, плохое самочувствие испытуемых в семье в эмоциональном плане..

У значительной части испытуемых было выявлено:

—        неблагоприятный климат в семье;

—        плохое эмоциональное самочувствие;

—        стремление утвердиться в семье;

—        неблагоприятное физическое состояние, напряжение.

Большинство испытуемых к матери относятся положительно и воспринимают ее как близкого человека.

Отрицательное, больше даже негативное, отношение испытуемых к близким людям можно объяснить злоупотреблением алкоголем одним или обоим родителями. Отсюда появляется негативное отношение к такому родителю или к семье в целом. Возможно, это можно объяснить отсутствием внимания, заботы со стороны одного из родителей.

На основе выше изложенного можно сформулировать рекомендации для родителей:

В воспитании детей необходимо учитывать следующее:

—          залогом эффективного воспитания является любовь и доброжелательность в семье;

—          при общении с ребенком важно сочетать уважения к его личности с высокой требовательностью;

—          нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

—          воспитание нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, главное опираться на положительное в ребенке [3, с. 149].

Нужно внимательно относиться к мнению ребенка, его точки зрения, суждениям, нужно стараться его понять. Не нужно заставлять ребенка, более целесообразно будет убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.

В центре семейных конфликтов детьми находится несоответствие родительского отношения и тех требований, которые предъявляются к желаниям и возможностям ребенка. Особое внимание стоит уделить обоснованности запретов ребенка и дать ему возможность самостоятельно принимать решения.

Главенствующая роль при общении матери с ребенком отводится поддержке его стремления к роли мужчины или женщины. Мать имеет возможность изучить внутренний мир своего ребенка, его интересы и потребности, на основании этого она в состоянии индивидуализировать процесс воcпитания, что повлияет на обеcпечение благоприятного протекания процесса становления девочку — женщиной, а мальчика — мужчиной.

Только совместными усилиями и всесторонней помощью можно решить проблему воспитания детей в неполных семьях, где воспитанием занимается одна мать. Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах местной администрации, привлекая внимания всей общественности.

Подводя итог нашего исследования, можно утверждать о том, что для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это — взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Поскольку только с их помощью ребенок может успешно решить внутренние проблемы, волнующие его в этом сложном мире.

Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери необходимо в первую очередь обратить внимание на собственные слова и поступки, на организуемый быт семьи, на знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, и следовательно на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, обязательно позволять ребенку общаться с отцом, так как это играет значительную роль в формировании и развитии ребенка.

Литература:

1.                 Работа с неполными семьями / авт.-сост. Н. А. Сохранная.- Минск: Красико — Принт, 2006.- 176с. ISBN 985–405–366–0

2.                 Алексеева, Л. С. Неполные семьи в трудной жизненной ситуации / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- № 2.- С. 26–31.

3.                 Иванова, Н. П. Неполная семья: особенности социализации детей / Н. П. Иванова // Социальная педагогика.- 2011.- № 6.- С. 115–121.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неполная семья, ребенок, отношение, Кинетический рисунок семьи, мать, родитель, член семьи.

Источник