Роль папы в развитии речи ребенка

Роль папы в развитии речи ребенка

Все навыки ребенка приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки старших сестер, братьев.

Вмешательство в процесс формирования речи, почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Заинтересованная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

На родительских собраниях, во время бесед и индивидуальных консультаций я рассказывала родителям о том, что с каждым годом растет число школьников, страдающих нарушением письменной речи и с возрастом (8-10 лет) недостатки речевого развития приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и устной речи (дислексия); о том, какие последствия могут иметь дисграфия и дислексия: бедность словарного запаса, несформированная и не правильная речь, неумение выразить свою мысль, безграмотное, с большим количеством ошибок письмо, полное непонимание причинно-следственных связей.

В основном, все хозяйственные и родительские заботы в семье ложатся на плечи матери. Исследования показали, что у детей, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе.

В отношениях между папой и ребенком очень важно взаимное доверие. Многих речевых проблем можно было бы избежать, если бы родители и дети с вниманием относились друг к другу, обсуждая свои дела, поступки. Вечером всем хочется отдохнуть после тяжелого трудового дня, а вникать в кажущиеся такими мелкими и не интересными проблемы ребенка, отвечать на его бесконечные вопросы. Но родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых. Говорите с ребенком обо всем: о своей работе, о планах на выходной день, о хоккейном матче. Не думайте, что он мал и ничего не понимает. Расспрашивайте его о прошедшем дне, играх, друзьях. Вспомните себя в детстве, что для Вас было интересным.

Произнесите новый для ребенка звук в слове, использовать его в повседневной речи — дело не простое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места в фразе — задача очень сложная. Этим Ваш ребенок занимается с логопедом. При закреплении полученных умений и навыков в домашних условиях, игры и упражнения сделают Ваше занятие интересным, веселым и даже азартным.

1. Развитие речевого дыхания.

Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными дыхательными движениями. Нужно научить детей правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха.

Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы: “хомячок” — пошмыгать носом (рот закрыт), “собаке жарко” — часто дышать с высунутым языком. При этих упражнениях надо чувствовать движение стенок живота. Удлинить выдох: подуть на ватку, полоски бумаги, на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта.

Сложнее: носом вдох — живот при этом одновременно выпячивается вперед (надуть животик), ртом выдох — живот вбирается в себя. Это упражнение лучше проводить в положении “лежа”. Чтобы было увлекательнее, папа может положить на животик ребенка небольшую мягкую игрушку и сказать: “Давай покачаем мишку”. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать! Если нужно отработать до автоматизации.

2. Развитие общей мелкой моторики.

Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: рук, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие точных движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Чтобы научить развивать мелкую моторику у детей, я предложила папам игру с карточками, на которых были изображены разные предметы (машина, кораблик, ракета, солнышко и т.д.) и счетные палочки. Палочка за палочкой папы со своими детьми выкладывали изображения по образцу. Затем, по инициативе пап, стали выкладывать фигурки по представлению. После чего родители еще усложнили задание, они предложили выкладывать фигурки на скорость, соревнуясь семьями. Игра прошла очень весело. Побежденных не было.

3. Развитие фонематического слуховосприятия.

Следующий этап собрания был посвящен объяснению того, что современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не только суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Научить ребенка вслушиваться в слова и звуки, интонационно выделять звуки в словах, определять место звука в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова на заданный звук — все это обеспечивает правильную и эффективную подготовку к обучению языку.

Для проведения “Звуковой мозаики”, игры на развитие фонематического слуховосприятия, я приготовила для всех присутствующих листы с начерченными сетками (3х3) и жетоны двух цветов. Квадраты на листах того же размера, что и жетоны. Предложенная папам настольная игра была направлена на дифференциацию гласных и согласных звуков. Я называла разные слова, если слово начиналось гласным звуком, играющие выкладывали жетон красного цвета, если согласным — синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если правильно подбирать жетоны нужного цвета, получится красивый узор.

Читайте также:  Отставание в развитии ребенка это

Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Для “узнавания” гласных звуков я предложила поиграть в следующие игры:

— “Пуговицы”. Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10 пуговиц. Придумывать слова, которые начинаются со звука “А”. На каждое слово бросать пуговицу в бутылочку. Если собраны все пуговицы, закрыть бутылочку крышкой (в этой игре одновременно развиваются речь и мелкая моторика).

— “Пирамидка”. Перед ребенком и папой разбирается пирамидка. Собирая ее, произнести слова, которые начинаются звуком “А”. Одно кольцо — одно слово.

Совместная работа родителей и педагогов является одним из важнейших компонентов всей коррекционной работы и во многом определяет ее успешность. Хочется привести слова И.М. Карамзина “Без хороших отцов нет хорошего воспитания, не смотря на все школы, институты и пансионы”.

Игра — основное и любимое занятие детей. Папы, не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним. Играя с ребенком, в не только способствуете коррекции его речи, но и сами получите огромное удовольствие. Вспомните свое детство, почувствуйте себя моложе и вы станете лучше понимать своих детей.

Источник

Роль папы в развитии речи ребенка

Все навыки ребенка приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки старших сестер, братьев.

Вмешательство в процесс формирования речи, почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Заинтересованная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

С каждым годом растет число школьников, страдающих бедностью словарного запаса, несформированностью речь, неумением выразить свою мысль, нарушением письменной речи и с возрастом (8-10 лет) недостатки речевого развития приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и устной речи (дислексия).

В основном, все хозяйственные и родительские заботы в семье ложатся на плечи матери. Исследования показали, что у детей, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе.

В отношениях между папой и ребенком очень важно взаимное доверие. Многих речевых проблем можно было бы избежать, если бы родители и дети со вниманием относились друг к другу, обсуждая свои дела, поступки. Вечером всем хочется отдохнуть после тяжелого трудового дня, а вникать в кажущиеся такими мелкими и не интересными проблемы ребенка, отвечать на его бесконечные вопросы. Но родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых. Говорите с ребенком обо всем: о своей работе, о планах на выходной день, о хоккейном матче. Не думайте, что он мал и ничего не понимает. Расспрашивайте его о прошедшем дне, играх, друзьях. Вспомните себя в детстве, что для Вас было интересным.

Произнесите новый для ребенка звук в слове, использовать его в повседневной речи — дело не простое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места во фразе — задача очень сложная. Этим Ваш ребенок занимается с логопедом. При закреплении полученных умений и навыков в домашних условиях, игры и упражнения сделают Ваше занятие интересным, веселым и даже азартным.

При закреплении навыков речи дома, ребенку необходимо чувствовать, что домашние занятия — это не скучная неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Взрослый же включается в игру ребенка как партнер.

1. Развитие речевого дыхания.

Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными дыхательными движениями. Нужно научить детей правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха.

Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы:

— “хомячок” — пошмыгать носом (рот закрыт),

— “собаке жарко” — часто дышать с высунутым языком.

При этих упражнениях надо чувствовать движение стенок живота. Удлинить выдох: подуть на ватку, полоски бумаги, на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта.

Сложнее: носом вдох — живот при этом одновременно выпячивается вперед (надуть животик), ртом выдох — живот вбирается в себя. Это упражнение лучше проводить в положении “лежа”. Чтобы было увлекательнее, папа может положить на животик ребенка небольшую мягкую игрушку и сказать: “Давай покачаем мишку”. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать! Если нужно отработать до автоматизации.

2. Развитие общей мелкой моторики.

Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: рук, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие точных движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Чтобы научить развивать мелкую моторику у детей, можно взять папам игру с карточками, на которых изображены разные предметы (машина, кораблик, ракета, солнышко и т. д.) и счетные палочки. Палочка за палочкой папы со своими детьми выкладывали изображения по образцу. Затем, выкладывать фигурки по представлению. После чего усложнить задание, и выкладывать фигурки на скорость, соревнуясь семьями.

Читайте также:  Электронные книги по раннему развитию ребенка

3. Развитие фонематического слуховосприятия.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не только суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Научить ребенка вслушиваться в слова и звуки, интонационно выделять звуки в словах, определять место звука в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова на заданный звук — все это обеспечивает правильную и эффективную подготовку к обучению языку.

Для проведения “Звуковой мозаики”, игры на развитие фонематического слуховосприятия, необходимы листы с начерченными сетками (3х3) и жетоны двух цветов. Квадраты на листах того же размера, что и жетоны. Предложенная игра направлена на дифференциацию гласных и согласных звуков. Называются разные слова, если слово начинается гласным звуком, играющие выкладывают жетон красного цвета, если согласным — синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если правильно подбирать жетоны нужного цвета, получится красивый узор.

Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Для “узнавания” гласных звуков предлагаются поиграть в следующие игры:

— “Пуговицы”. Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10 пуговиц. Придумывать слова, которые начинаются со звука “А”. На каждое слово бросать пуговицу в бутылочку. Если собраны все пуговицы, закрыть бутылочку крышкой (в этой игре одновременно развиваются речь и мелкая моторика).

— “Пирамидка”. Перед ребенком и папой разбирается пирамидка. Собирая ее, произнести слова, которые начинаются звуком “А”. Одно кольцо — одно слово.

Совместная работа родителей и педагогов является одним из важнейших компонентов всей коррекционной работы и во многом определяет ее успешность. Хочется привести слова “Без хороших отцов нет хорошего воспитания, не смотря на все школы, институты и пансионы”.

Игра — основное и любимое занятие детей. Папы, не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним. Играя с ребенком, в не только способствуете, коррекции его речи, но и сами получите огромное удовольствие. Вспомните свое детство, почувствуйте себя моложе, и вы станете лучше понимать своих детей.

Источник

Речь — это прежде всего средство социального общения,средство высказывания и понимания. Особенности речи зависят отсреды обитания, традиций и соответствующего обучения.Когда ребенок начинает использовать речь как инструмент дляобщения, то в этот период он открывает для себя значенияслов, начинает осмысливать те звуки, которые произносит взрослый.Основным стимулом и источником формирования речи у детейявляются взаимодействие и взаимоотношения с родителями.Материнское общениес ребенком характеризуется заботой—теплым, наставительным отношением к ребенку.Матери больше разговаривают с детьми и помогают имисследовать окружающий мир. Они постоянно находятся рядом,поэтому их влияние на развитие речи ребенка больше, чем у отцов. Мамы говорят с ребенком, когда купают его, кормят, одевают, готовятеду, выполняют работу по дому.Отцыобычно ведут себя с ребенком как товарищи по играм.Отцы проводят больше времени, играя с ребенком, чем ухаживая изаботясь о нем.Интересно, что отцы больше беспокоятся о воспитании ребенка, вотличие от матерей, которые значительную часть времени тратят науход: кормят, одевают, заботятся о ребенке.Обычно отцы уходят утром и приходят вечером. И когда онирядом с ребенком, то ведут себя по-другому — что-то ремонтируют ит.д. С самого рождения отцы сильнее воздействуют на осязание(поднимают ребенка, щекочут, гладят). Они больше физическивозбуждают ребенка (участвуют в играх-потасовках) и чащезанимаются играми (подражают ребенку). В общении с отцами естьэлементы восторга, необычного.

Мой сын охотно помогал отцу в ремонте по дому, держалмолоток, пилу. С радостью шел с отцом в гараж, помогалремонтировать машину. Он умеет делать мелкий ремонт — можетотремонтировать утюг, починить кран. Всему этому он научилсяот отца.

Папа моего ученика Жени очень много времени уделяетфизическому развитию сына. Женя умеет плавать, вместе с папойкаждую субботу ходит в бассейн.Заметим, что отцы могут быть нежными и отзывчивыми, как иматери. Несмотря на это, у детей складываются различныепредставления о мужчинах и женщинах.В отличие от отцов, матери больше говорят с детьми, чащеиграют в обычные игры и больше времени тратят на обыкновеннуюзаботу. Дети помогают маме по хозяйству, моют посуду, накрываютна стол.Я научила сына готовить, он умеет гладить, стирать,пришивать пуговицы.Разную роль в общении с ребенком следует учитывать и приобучении разговорной речи обычных и особенных детей.Папам важно не самоустраняться от воспитания особенногоребенка и не оправдываться тем, что они заняты или не понимают, какзаниматься с таким ребенком.Тот ребенок, который много времени проводит в играх с отцом,становится более способным к обучению.Чем больше времени родители проводят со своим ребенком им,тем быстрее они находят пути к быстрому развитию своего ребенка,осознают важность занятий, вырабатывают понимание внутреннего мира ребенка.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У

ОБЫЧНЫХ И ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

3.1. Развитие самосознания у обычных детейСоциальное развитие — общение в детской среде — создаетбазу для быстрого усвоения языка. Чтобы войти в социальный мир,ребенку нужно пройти две важные ступени — достичь самосознанияи научиться осознавать других.Самосознание, как и другие стадии развития, зависит отсозревания нервной системы. Считается, что большинство детейузнают себя начиная с 15 месяцев.Самосознание позволяет чувствовать социальные эмоции —замешательство, стыд, вину, гордость.Приблизительно в то же время, когда у ребенка формируетсясамосознание, он начинает лучше осознавать других. Детинаблюдают за выражением лица родителей для того, чтобы получитьсовет или руководство к действию.Нужно научиться переспрашивать, радоваться, удивляться.Сопереживание ребенку, сопричастность, умение понять его мысли,чувства вызывают у детей чувство радости и благодарности кродителям.Эти чувства делают ребенка смелым в освоении новых навыковобщения, стимулируют его желание учиться говорить.

Читайте также:  Развитие нормального ребенка 3 возраста

3.2. Отличие самосознания у особенных детей.У особенных детей из-за диспропорции развития имеютсянарушения в самосознании.Особенные дети лишены возможности общаться в среде обычныхдетей. Они просто НЕ ЗНАЮТ, как себя вести в обществе.Чаще всего особенности их поведения не привлекают вниманияродителей и окружающих. А как же ребенок может сам осознать своеповедение?!Возьмите ребенка на руки. Посмотрите друг другу в глаза.Назовите имя ребенка, дотроньтесь до него. Покажите ребенку егоотражение в зеркале.Называйте и показывайте части тела.

Развитие осознанного подражания у ребенка.Поднимите своюруку, поднимите руку ребенка. Теперь снова поднимите свою руку ипопросите ребенка, чтобы он повторил за вами, — «Подними руку».Если ребенок повторяет за вами движения и «поднимает руку — одну,две, левую, правую, — садится, идет, значит, он понимает ваши просьбы.Теперь можно взять зеркало и перед зеркалом показать ребенку еголицо. Ребенок должен соотнести отражение в зеркале с собой.Покажите его в зеркале, когда он ест, играет, умывается.Показываете, называете: «Это глаза, это рот, это губы, это зубы,это нос, это уши, это волосы».Говорите: «Открой рот». Открываете сами рот и показываетеребенку, что рот открыт.Говорите: «Закрой рот». Закрываете рот, показываете ребенку,что рот закрыт. Проделайте так несколько раз, добиваясь повторенияребенком этих упражнений. «Открой рот. Закрой рот. Покажи язык.Убери язык». Если ребенок повторяет правильно, взгляд устойчивый,переходите к артикуляционным упражнениям.Попросите показать руки, ноги, глаза, нос, рот, волосы.Поднимите руку ребенка. Потом попросите его сделать то же самое.Нарушения поведения связаны не с тем, что ребенок не можетосознать себя в окружающем мире. Просто ребенка НЕ УЧИЛИосознавать себя. Ребенок не знает, как надо себя вести, какреагировать на окружающих. Он ведет себя так, как ему удобно, какон привык.

Катя, 9 лет, на первом занятии опускала голову, не смотрела насебя в зеркало. Не говорила ни одного звука. Через неделю занятийподходила сама к зеркалу, рассматривала свое лицо, целовала своеотражение. Играла с игрушкой-обезьянкой, гладила ее, целовала,потом ругала ее, била. Я говорила звуки, слоги, слова, используяфонетическую ритмику. Катя повторяла по подражанию движениярук, открывала и закрывала рот. Через две недели сказала на собаку«Ав-ав» и назвала свое имя — «Катя».

Другой пример.Василиса, 6 лет. Взгляд неустойчивый, скользит по предметам.Захват слабый, игрушки не держит, бросает на пол.Через две недели занятий — внимание устойчивое. Смотрит насебя в зеркало, улыбается. Повторяет по подражанию звуки «С»,«И», «Л». Чувствует ритм.Сама держит бубен, слушает слоги, ритм отбиваетправильно.

Еще один пример.Я хорошо помню, как вел себя мой ученик 7,5 лет на днерождения. Выражение его лица мне не нравилось, оно былоотрешенным. Танцевал он некрасиво, «вихлялся». На следующий денья сказала ему, что мне не понравилось, как он себя вел на днерождения, изобразила, как он танцевал. Он равнодушно смотрел наменя, не выражая никаких эмоций.Через месяц нашего общения я вновь напомнила ему об этомслучае и показала то же самое. Он покраснел, выражение его лицаизменилось. Ему стало стыдно, и он это почувствовал, он спряталлицо в ладони и потихоньку подглядывал за мной через раздвинутыепальцы, иногда смеялся. А я обрадовалась и поняла, что сознаниепросыпается, и ребенок осознает себя и свое поведение.Мы живем в обществе, и нужно воспитывать в ребенкеуважение к нормам поведения в обществе.И здесь важную роль имеет обучение общению с помощью речи.Жене с синдромом Дауна нравится копировать Бабу-Ягу изфильма «Морозко». Он поправляет воображаемые волосы, как этоделала в фильме Баба-Яга, и говорит: «Кар-кар-кар». Видя. что ясмеюсь, он остается очень доволен, что его сценическиеспособности произвели на меня впечатление, и пытается дальшеимпровизировать.Мы ходили в булочную, покупали баранки или бублики. Кстати,покупал Женя сам. Я давала ему деньги. От волнения голос у негостановился хриплым, он торопился, невнятно произносил фразу:«Дай бублик». Но сердобольные продавщицы всегда относились кнему с большим вниманием, особенно восторгаясь его громким«Спасибо». Иногда он шутил с молоденькими продавщицами иговорил: «Пока, девочки, придуеще». Я смотрела на него и радовалась его внутренней свободе,умению шутить, его доброте.

Так ребенок учится адекватно себя вести. Он хочет получатьположительные эмоции и оценки от окружающих.Когда ребенок видит положительную оценку своему поведению состороны окружающих, он больше стремится к общению и желаетбыстрее научиться говорить.Очень важно объяснять ребенку, что можно делать, а что нельзя.Мы читали с сыном, а потом с моими учениками книгуМаяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Я объясняла,как нужно вести себя в гостях, на улице, в транспорте, в театре.Когда сыну исполнилось 7 лет, мы говорили о дружбе, о том, какиекачества ценятся в людях — умение уважать другого человека,доброта, честность. Если я что-то обещала своему сыну, то всегдавыполняла свое обещание.Я объясняла своему ученику с синдромом Дауна, почему непринято громко разговаривать и смеяться на уроках, в театре. Оннаучился тихо говорить в автобусе. У него появилось чувствособственного достоинства, самоуважения. Он стал уступатьместо пожилым людям.Развивая внимание, воображение, обучая ребенка логическимыслить, вы развиваете его самосознание, формируете характер иличность своего особенного ребенка. Выражая словами своеотношение к людям и их поведению, ребенок лучше осваивает речь иучится пользоваться словом как инструментом общения.



Источник