Особенности развития детей раннего возраста из дома ребенка

Особенности развития детей раннего возраста из дома ребенка thumbnail

Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной). Этот характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недостаточности развития аффективной стороны личности, задержки или искажения формирования психических функций, получил название «синдрома сиротства».

Еще Н.М. Щелованов указывал на то, что дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, могут успешно развиваться только лишь при условии хорошо организованной педагогической работы. Он же указывал на факторы, которые служат причиной нарушений развития: безразличие к детям персонала, равнодушие к подаваемым ими знакам общения, отсутствие необходимых игрушек, сенсорная депривация.

Многочисленные исследователи (Й. Лангмейер, З. Матейчек, 1984; М.И. Лисина, 1990; Р.Ж. Мухамедрахимов, 2003; и др.) делают вывод, что в Домах ребенка обеспечивается удовлетворение преимущественно физиологических потребностей детей, тогда как психологические игнорируются. Основными факторами, обусловливающими отклонение в психическом развитии воспитанников Домов ребенка, считают неполноценное общение со взрослым, связанное с большим количеством детей в группе, ориентацией персонала на физиологический уход, частой сменой персонала и переводом детей из группы в группу, жестким регламентом жизни детей и деятельности персонала.

В настоящее время, говоря об общей детской популяции, приходится констатировать, что до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% — имеют перинатальную энцефалопатию.

Если же мы возьмем ту категорию детей, которая оказываются в Домах ребенка, то статистика врожденных нарушений будет еще более неутешительна. Это связано преимущественно с тем, что среди матерей-отказниц преобладают женщины, не способные контролировать состояние своего здоровья во время беременности, а также те, кто объективно наносит вред своему здоровью.

Благодаря высокой пластичности детской психики в раннем возрасте, ее широким компенсаторным возможностям, при обеспечении правильного ухода и благоприятных условий развития оказывается возможной успешная коррекция имеющихся отклонений. Если же ребенок оказывается в крайне неблагоприятных для развития депривационных условиях, у него не происходит компенсации нарушенных функций. Более того, обедненная среда закрытого детского учреждения, не способствующая полноценному психическому развитию, способствует еще большему отдалению ребенка от возрастной нормы.

Если в первые полгода жизни у воспитанников Домов Ребенка обычно наблюдается своевременное возникновение зрительных, слуховых и двигательных реакций, то, начиная со второго полугодия, у депривированных младенцев часто обнаруживаются проявления регресса: нежелание инициировать контакт со взрослым; отсутствие положительных эмоциональных проявлений — улыбок, мимических реакций, двигательной активности в ответ на появление взрослого; преобладание отрицательных эмоций; нарушение зрительной фиксации (ребенок отказывается смотреть в глаза взрослому); отсутствие слухового сосредоточения (не прислушивается к голосу взрослого).

Начиная со второго года жизни у детей, находящихся в условиях полной материнской депривации, уже отмечаются достаточно отчетливые признаки дизонтогенеза. В поведении преобладает выраженная пассивность, пониженный аффективный резонанс, бездеятельность.

На третьем году жизни обращают на себя внимание такие особенности развития детей, как отсутствие каких-либо зачатков высших эмоций — радости, горя, сопереживания. В поведении детей и их общении со взрослыми преобладают примитивные проявления — реакции захвата, протеста, отказа, немотивированной агрессии.

У детей раннего возраста, воспитывающихся в депривационных условиях отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с гиперчувствительностью к новизне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, необычных игрушек, предъявлению новых тактильных, голосовых, зрительных стимулов.

Страхи депривированных детей оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры, мышления, речи.

У депривированных младенцев не наблюдаются характерные в норме для семейных детей страхи чужих взрослых и разлуки с близкими («страхи 8-го месяца жизни»). Часто проявляется страх изменения окружающей обстановки, страх тактильного контакта (поглаживания, прикосновения, взятия на руки — ребенок съеживается, напрягается), страх визуального контакта (ребенок избегает взгляда глаза в глаза), страх громкого голоса.

Прогноз компенсации депривационных нарушений формирования эмоциональной сферы зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации.

Дети Домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству со взрослыми, потребность в уважении и взаимопонимании.

Воспитанники детских закрытых учреждений по данным многих авторов (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, 1940; Лямина Г.М., 1964; Попова М.И., 1968; Е.К. Каверина, 1950; М.Ю. Кистяковская, 1970; Ф.И. Фрадкина, 1955; и др.) значительно отстают в развитии речи. В первые полгода у соматически и неврологически здоровых младенцев Домов ребенка, как правило, наблюдается своевременное (или с незначительным запаздыванием) возникновение предречевых голосовых реакций. Однако в последующем, после полугода, психоречевое развитие резко замедляется (так называемый феномен угасания развития). На фоне общей задержки психического развития преобладает отставание развития пассивной и активной речи. Особенно снижен показатель овладения активным словарем. Голосовые проявления отличаются редкостью и бедностью артикуляций, рудиментарностью гуления и лепета, недостаточностью интонационной выразительности речи. Первые слова появляются достаточно поздно — после полутора-двух лет. Речь детей бедна по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций. У детей недостаточно сформирован навык артикуляции, звукопроизношение отличается неточностью и бедностью используемых фонем и слогов.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка с глубокой умственной отсталостью

Нарушения предречевого развития в депривационных условиях проявляются синдромом депривационной предречевой ретардации, в структуру которого входят: 1) недифференцированный крик-плач; 2) ретардантные формы модулированных вокализаций (гуканье, гуление, лепет, двуслоговой лепет, псевдослова), 3) снижение или отсутствие звуко- и слогоимитации. После шести месяцев предречевые нарушения, как правило, имеют тенденцию к ухудшению.

Дифференцированный крик-плач характеризуется наличием интонационной выразительности, специфического сигнального значения, пауз и модуляций. Для недифференцированного крика-плача характерно отсутствие указанных признаков и генерализованный характер голосовой реакции (высокая интенсивность, сопутствующее двигательное возбуждение, вегетативные реакции в виде гиперемии кожи). У здоровых детей, воспитывающихся в полных семьях, начиная со 2-го месяца наблюдается как минимум 4 формы крика-плача, отличающиеся друг от друга по интонации, сигнальному значению, проявлению: алиментарный (связанный с потребностью в пище), сомнолентный (связанный со сном), анксиозный (обусловлен дискомфортом) и эмоционально положительный (связан с потребностью в общении). Для каждой формы крика-плача характерна особая интонация.

Возможны два варианта синдрома депривационной предречевой ретардации — собственно депривационный, отражающий легкую и среднетяжелую степень расстройств, и анаклитический (тяжелый). Последний встречается после шести месяцев.

Собственно депривационный вариант синдрома включает первые два компонента синдрома — недифференцированный крик-плач и ретардантные формы модулированных вокализаций. Ретардантные формы модулированных вокализаций характеризуются: соответствием более раннему возрасту, коротким периодом существования, однократностью появления с последующим угасанием или регрессом до более ранних форм, ограниченностью звукопроизношения до одного-двух звуков. Специфическими отличиями гуления являются отрывистость, отсутствие протяжности и разнообразия звуков. Лепет характеризуется ограниченностью слогового звукопроизношения, наличием двуслоговых лепетных форм и псевдослов.

Речь детей раннего возраста характеризуется: отсутствием активного словаря (неспособность назвать предметы окружающей обстановки и предметы, изображенные на картинке, их действия и признаки, отсутствие инициативных обращений и диалоговой речи); небольшим количеством произносимых звукоподражаний (в среднем 1—2); преобладанием рудиментарных речевых форм — невербальных вокализаций (в основном лепет); небольшим количеством понимаемых слов; отсутствием понимания признаков предметов и их действий; преобладанием понимания простых словесных инструкций.

Существуют различные гипотезы о причинах подобного отставания воспитанников закрытых детских учреждений. Но все они сходятся в том, что в основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения со взрослым, и в первую очередь недостаток эмоциональных контактов с ним.

Дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка практически отсутствуют. Воздействия взрослого носят, скорее, характер групповой отнесенности. Поведение детей жестко регламентируется взрослыми и приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка.

К активной речи дети, растущие в семье, переходят в конце второго полугодия жизни, дети из Дома ребенка — в конце третьего. Условия жизни сказываются также и на темпах развития речи у детей. Большая часть воспитанников из Домов ребенка и в конце третьего года жизни еще не владеют активной речью; в семье к этому времени таких детей в 3 — 4 раза меньше.

Исследователи отмечают, что тенденция обогащения речи в значительно большей степени обнаруживается у детей, растущих в семье. Речь воспитанников Дома ребенка менее красочна, она бедна прилагательными, недостаточно развернута и точна, в ней мало глаголов, обозначающих предметно-практическое действие, и наречий. Их речь ситуативна, она изобилует указательными местоимениями.

Таким образом, овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте. У детей из семьи речь возникает в ее активной и пассивной формах раньше, чем у воспитанников из Домов ребенка; становление ее совершается на более коротком отрезке времени.

Понимание депривированными детьми раннего возраста речи взрослого также имеет свои особенности. Дети, растущие в семье, начинают применять слова вскоре после того, как у них отмечается понимание речи взрослого, далее происходит стремительное, на коротком временном отрезке, усложнение и обогащение активной речи ребенка, а также столь же быстрое повышение уровня понимания речи взрослого. Воспитанники Домов ребенка на начальных этапах овладения речью характеризуются тем, что на длительное время задерживаются на стадии только понимания речи взрослого, не переходя к активному пользованию ею. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне понимания речи взрослого. Дальнейшее развитие активной речи и понимания ее идет медленно, растянуто во времени и не достигает высоких ступеней ни в том, ни в другом.

Источник

Инна Иванова
Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка

Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка.

Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей.

Читайте также:  Роль игры в воспитании и развитии ребенка

Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медицинской, педагогической и социальной реабилитации, решаются задачи развития физиологических, возрастных, двигательных, речевых, интеллектуальных функций детей грудного, раннего и дошкольного возраста.

Дети, попадающие в дома ребенка,часто имеют отягощенную наследственность: алкоголизм и наркомания, врожденная психическая и неврологическая патология у родителей. И часто у таких матерей нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними. Сонастройка матери и малыша – это особый дар Природы. Созвучие возникает на уровне физиологии, эмоционального контакта, интуитивного понимания того, что происходит сейчас с самым любимым и значимым человеком. Такая особая связь есть между мамой и малышом дана нам природой для того непростого периода, когда ребенок еще настолько незрел, что не в состоянии сообщить нам о своих потребностях, своем состоянии, своих сложностях. С другой стороны, такая особая связь помогает малышу созревать психически через взаимодействие с маминой более зрелой, совершенной, развитой системой чувствования, мировосприятия, мышления. Ощущая эту более сложную структуру психики мамы, ребенок создает на ее основании свою собственную, как строитель дома заливает фундамент в форму, каркас.

Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, лишены этого главного и нужного общения с матерью.

При отсутствии общения с близким взрослым, которым чаще всего является мать, возникает отдельный вид депривации, названный материнской. У детей из Дома ребенка снижается базовое доверие к миру.

Для его возникновения необходимы два условия: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Основными симптомами материнской депривации является резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в :

— замедлении темпа формирования двигательной сферы;

— трудностях в установлении прочных, доверительных взаимоотношений со взрослыми;

— замедленном развитии всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, в результате чего страдает развитие и становление активной речи.

Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени.

Как было сказано выше, причинами такого отставания является разлука с матерью, а также дефицит общения со взрослыми в самом учреждении, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ними.

Своевременно и правильно организованное непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми способствует переходу к речевому общению. В ходе непосредственных эмоциональных контактов со взрослым у ребенка формируется потребность в общении. В результате этого взаимодействия в первом полугодии наблюдается подстрой вокализации младенца к интонационным способностям взрослого. В конце второго полугодия возрастает интерес ребенка к внешним органам речи взрослого, возникает понимание речи.

Эмоциональное общение со взрослым помогает ребенку принять его требования к овладению речи и создает условия для успешного решения задач усвоения и использования слова.

Речь возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, сотрудничества между ними. Ситуативно-личностное (непосредственно эмоциональное) общение подготавливает ее появление. В исследованиях Т. А. Финашиной и А. Г. Рузской в 1982 году высказана гипотеза, которая состояла в том, что особенности развития речи детей в закрытых детских учреждениях обусловлены задержками перехода от их личностной формы общения к деловой, а также некоторой упрощенностью их реализации. Под эффективными компонентами общения подразумеваются все эмоциональные действия детей, используемые ими в общении со взрослыми (улыбки, смех, ласки и пр.); под деловыми — все контакты, опосредованные предметом.

М. И. Лисина, кандидат педагогических наук в 1980 году проводила сопоставление становления речи у детей, воспитывающихся в разных условиях (в семье и в закрытых детских учреждениях) и характера их общения со взрослыми. Она считает, что дети, воспитывающие в семьях, контактируют с ограниченным коллективом взрослых (1-2 человека). Эти взрослые и их поведение и требования постоянны. Дети вступают в качественно-однородные эмоциональные отношения. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер, их взаимодействия адресуются ребенку индивидуально. Дети, воспитывающиеся в семье, практически находятся в постоянном контакте со взрослыми,общаясь с ними по различным поводам: деловым, познавательным, личностным.

Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными проблемами поведения и отношением к ребенку. Малышу приходится каждый раз настраиваться на нового человека, чтобы узнать и понять этот сложный и такой многообразный окружающий мир. Эмоциональная составляющая, доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка снижена. Количество и качество взаимодействия персонала с детьми даже в режимные моменты (кормление, переодевание) не соответствует потребности ребенка, т. к. взрослый в силу объективных причин не всегда может уделить ребенку должного внимания. Понимание речи возникает с относительно небольшим запозданием (у детей с незначительными отклонениями в физическом и психическом здоровье) по сравнению с детьми из семей, снижена мотивационная сторона коммуникативных возможностей и способностей детей. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею. М. И. Лисина сделала предположение, что задержки в развитии речи у детей в доме ребенка связаны не только и не столько с дефицитом общения со взрослыми в целом и с недостаточностью эмоциональных контактов в особенности (хотя они несомненно имеют место и играют определенную роль, а связаны, прежде всего, с общей организацией их коммуникативной деятельности. Это отражается на различных аспектах их общения с окружающими людьми.

Читайте также:  Образовательная среда как ресурс развития успешной личности ребенка

Ею был сделан соответствующий вывод, что пребывание детей в Домах ребенка противоречит основной потребности развития малыша,а именно: потребности общения с ограниченным и постоянным числом близких и доступных взрослых.

Однако, многолетний опыт работы в Доме ребенка позволяет мне сделать вывод, что в последние несколько лет ситуация кардинально поменялась к лучшему. Дети, поступающие в Дом ребенка с рождения, и не имеющие отягощенного неврологического и соматического статуса, практически не отстают в развитии (1-2 эпикризных срока). В то время как дети, поступающие из неблагополучных семей в возрасте одного, двух лет отстают в развитии на 4-5 эпикризных сроков и более. Эти дети иногда полностью отказываются от общения, и требуется достаточно длительное время коррекционного воздействия, чтобы у ребенка сформировалось прежде всего желание взаимодействовать со взрослым. Это говорит о том, что дефицит нужного и качественного общения ребенок испытывал в семье. А зачастую ребенка нужно просто «спасать» от так называемых «близких» людей. Попав в условия нашего дома ребенка, малыш быстро набирает вес, начинает улыбаться и идти на контакт, у него появляется желание и стремление общаться с сотрудниками учреждения, говорить о своих маленьких успехах и неудачах. У ребенка появляется уверенность в том, что его примут, оценят и поймут, порадуются его достижениям.

Из всего этого можно сделать вывод, что современная диагностика и правильная, своевременная организация ранней коррекционной помощи детям позволяет смягчить, а иногда и вовсе устранить недостатки в развитии.Для этого в учреждении проводятся следующие мероприятия:

1. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности дефекта развития ребенка.

2. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативные навыки).

3. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка.

В Доме ребенка оптимизируются воспитательные и образовательные процессы сопровождения и реабилитации воспитанников:

1. Учреждение работает по своей образовательной программе, мною и коллегами разработана рабочая адаптированная программа, создаются индивидуальные программы развития ребенка со сложной структурой дефекта.

2. Значительно улучшилась предметно-пространственная среда групп и кабинетов специалистов, создана сенсорная комната.

Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения; для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность, что обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Этому способствуют определенные стимулы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В группах создается уютная, «домашняя» обстановка.

3. Количество детей в группах не превышает 5 — 6 человек, что соответствует современным требованиям (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).

4. Предъявляются особые требования к качеству образования и профессиональной компетенции работников учреждения.

5. Все специалисты учреждения работают в тесной взаимосвязи. Регулярно проходят медико-педагогические совещания, где специалисты и педагоги предоставляют отчет о проделанной работе, коллегиально анализируются данные диагностики развития каждого ребенка, причины его отставания в той или иной сфере и планируются основные направления его дальнейшего развития, социальной адаптации и реабилитации.

6. Социализируя ребенка, педагоги и специалисты активно посещают детские мероприятия, проводимые в городе. Организуются экскурсии с детьми в парки, на выставки, в цирк, зоопарк, аттракционы, в театр. Очень много развлекательных мероприятий проводится в самом учреждении с привлечением спонсоров.

7. Среди сотрудников и детей учреждения возникают взаимные симпатии, что очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии детей.

Конечно, любящую мать не заменит никто. И тем радостнее видеть счастливые и благодарные лица воспитанников, которые совсем недавно погибали в рука своих «близких» и в каждом взрослом видели прежде всего врага.

Анализ специальной литературы и многолетний опыт показывает, что проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста (с 0 до 3 лет, детей-сирот — решается в настоящее время на государственном уровне в соответствии с принятыми ФГОС. ДО.

Раннее вмешательство позволит достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

.

Источник