Особенности функционального развития ребенка

Особенности функционального развития ребенка thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ(младшего и старшего школьного возраста)

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ(младшего и старшего школьного возраста)

Начальное звено школы имеет решающее значение в развитии личности человека. Все, что усваивают школьники

Начальное звено школы имеет решающее значение в развитии личности человека. Все, что усваивают школьники в этом возрасте, остается на долгие годы

Период младшего школьного возраста (7– 11 лет) Особенности роста и развития: • Происходит усиление

Период младшего школьного возраста (7– 11 лет) Особенности роста и развития: • Происходит усиление роста у девочек с 9 лет, у мальчиков с 10 лет. • Начало второго вытяжения — максимальные приросты тела в длину у девочек 10– 11. 5 лет (7– 8 см в год); у мальчиков с 13. 5– 15. 5 лет (8– 10 см в год). • С 8– 9 лет наблюдается значительный прирост объема мышц (составляет 27% по отношению к массе тела). • К 10– 12 годам завершается координация движений, быстро развиваются координационные движения мелких мышц. • Прослеживаются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения. • Происходит замена молочных зубов на постоянные

Особенности ЦНС: • Заканчивается морфологическое формирование. • К 10– 12 годам завершается полное развитие

Особенности ЦНС: • Заканчивается морфологическое формирование. • К 10– 12 годам завершается полное развитие клеточных структур больших полушарий головного мозга, созревание проводимости. • В 9– 10 лет наблюдаются высокие функциональные возможности ЦНС. • К 10 годам достаточно высокая степень зрелости лобных долей коры больших полушарий головного мозга и ее связей (высших центров анализа). Происходит улучшение памяти, повышение интеллекта.

Нервно-психическое развитие: • От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и впечатлениях начинает

Нервно-психическое развитие: • От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и впечатлениях начинает трансформироваться в потребность в знании; игровая мотивация сменяется учебной. • В 8– 10 лет —совершенствование организации внимания. Формирование теоретических обобщений, позволяющих в более короткое время усвоить большой материал ценою меньшего утомления. • Значительный удельный вес конкретно-образного мышления. • В 7– 9 лет наблюдается быстрое развитие утомления при однообразной психической деятельности. Происходит формирование чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. Развивается самостоятельность. Появляется способность познания самого себя. • В этом возрастном периоде решается направление развития личности

В младшем школьном возрасте выявляются минимальные церебральные дисфункции после воздействия пре-, пери- или постнатальных

В младшем школьном возрасте выявляются минимальные церебральные дисфункции после воздействия пре-, пери- или постнатальных патогенных факторов

 Это — легкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость, стойкие трудности при овладении

Это — легкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость, стойкие трудности при овладении письмом и чтением (слабость межанализаторной интеграции). Высокая эмоциональная лабильность. Нарушения обучаемости и поведения в школе. Стойкие трудности при овладении письмом и чтением являются разновидностью парциальных задержек психического развития.

 Ребенок видит и познает ценность труда и в нем просыпается желание быть полезным.

Ребенок видит и познает ценность труда и в нем просыпается желание быть полезным. Опасность этого периода в конфликте между желаниями и возможностями. Резкая неудовлетворенность результатами своих действий ведет к развитию чувства неполноценности. Взрослым важно поддерживать дух творчества ребенка. Большое значение имеют отношения со сверстниками. Важна психологическая поддержка, проведение тренингов партнерского общения, формирование отношений доверия и уважения к личности ребенка, ибо в 7– 8 лет решается направление развития личности.

Период старшего школьного возраста (от 12 до 17– 18 лет)

Период старшего школьного возраста (от 12 до 17– 18 лет)

 Старший школьный возраст — это период постепенного перехода от детства к зрелости. В

Старший школьный возраст — это период постепенного перехода от детства к зрелости. В это время происходит качественно новый период — половое созревание. Это также период активных физических и психосоциальных процессов развития человека. Это нормальный период «смятения» как неизбежная, необходимая часть процесса роста.

Особенности роста и развития: • Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно длиннотных, —

Особенности роста и развития: • Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно длиннотных, — пубертатный ростовой скачок за счет удлинения туловища и конечностей. Скорость роста у девочек в 12 лет — 9 см в год; у мальчиков в 14 лет — 10 см в год; затем отмечается замедление роста у девочек в 16– 17 лет, у мальчиков в 18– 19 лет и прекращение роста у девушек — 18 лет, у юношей — 20– 25 лет. • Происходит изменение пропорций тела: увеличиваются поперечные и обхватные размеры тела. В этот возрастной период дистальные отделы рук и ног непропорциональны. Отмечается угловатость, неловкость, резкость движений. • Характерен индивидуальный тип биологического созревания. • Происходит развитие вторичных половых признаков. • Отмечается интенсивное развитие мышц, в том числе и мелких. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32, 6 %.

Особенности ЦНС: Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать в неоптимальном режиме

Особенности ЦНС: Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать в неоптимальном режиме гормональных влияний. • Наблюдается снижение регуляторных функций высших отделов мозга, что имеет функциональный, преходящий характер. • К подростковому периоду завершается группировка нейронов различного типа в коре головного мозга, отмечается совершенствование региональной специфичности. Характерно изменение соотношений между корой больших полушарий головного мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания подкорки, повышение активности диэнцефальных структур. • Отмечается избыточная функциональная активность органов и систем на ранних стадиях полового созревания вследствие неустойчивости вегетативной регуляции.

Читайте также:  Шкала развития ребенка rcdi

 Нервно-психическое развитие: • формирование теоретических обобщений; • психосоциальное развитие; • рост самосознания; •

Нервно-психическое развитие: • формирование теоретических обобщений; • психосоциальное развитие; • рост самосознания; • стремление к самостоятельности и самоутверждению; • формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности; • эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков — 11– 13 лет, у девочек — 13– 15 лет).

 В этот период характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться

В этот период характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Происходит становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.

В 11– 13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корковогипоталамических отношений.

В 11– 13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корковогипоталамических отношений. По завершении полового созревания (к 14– 15 годам) характеристики внимания приближаются к дефинитивному уровню. В нервно-психическом развитии происходит идентификация себя как личности, установление более тесных контактов со сверстниками. Составление для себя общей картины мира. Наблюдается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда приобретаются или предоставляются экономическая правовая и социальная независимость.

 • Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко

• Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко проявление отягощенной наследственности по психическим заболеваниям. Наблюдаются психосоматические симптомы: «ожирение от огорчений» или нервная анорексия, ночные страхи. • На росте развития подростков сказываются события детства, в частности перинатального периода и раннего детства. Это последний период в жизни, когда окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Источник

Детство человека имеет наибольшую продолжительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии действительно грандиозный. От беспомощного малыша с минимальным набором реакций к всемогущей, наделенного разумом человека — такая возрастная эволюция мозга. Самый ответственный этап этого пути есть первые 2-3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период интенсивного формирования двигательных навыков. В это же время закладываются и основы психологической деятельности.

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У ребенка преобладают импульсивные движения, которые тормозятся до конца 1-го месяца жизни вследствие развития зрительных и слуховых сосредоточений, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1-3 месяцев жизни происходит дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в действие мышцы-антагонисты. С 3 до 6 месяцев появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы при определенной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важно также осложнения акта хватания. В период с 6 до 12 месяцев возникают сложные, более координированные движения. Постепенно увеличивается период спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельного хождения, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятия различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражителей, их однообразие сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в настоящее время происходит так называемое первичное обучение, то есть формируются «нейронные ансамбли», которые в будущем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в какой-то мере критическим, ведь если ребенок не получит в это время достаточного количества информации, то дальнейшее усвоение навыков заметно затрудняется.

Наверное, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых требуют уточнения. Во всяком случае хорошо известный факт, что дети, достигшие 8-10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут освоить язык и другие человеческие навыки. Соответственно, можно предположить существование периодов наивысшей готовности к усвоению тех или иных навыков. За этими периодами обучения затруднено или невозможно.

Довольно своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является обучаемость с помощью «фиксирование» (имбринтингу). Имбринтинг проявляется в первые дни жизни, к тому же ярко у птиц. Например, гусята что только что вылупившихся из яйца, имеют тенденцию следовать любым предметом что движется и издает негромкие звуки. На месте такого предмета чаще оказывается их иметь, но если это человек, то гусята двигаются по ней. В дальнейшем образ этого человека фиксируется и стоит ей пройти мимо гусят, как они покидают мать и следуют за человеком. Если же опыт по фиксации провести на 2-й неделе жизни, то такая установка уже не производится. Очевидно, имбридинг есть и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого пока не найдено.

К концу первого года, или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощущая их на ощупь и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые ощущения, производит важные навыки активного восприятия мира. На этом этапе нередко двигательный развитие связано с языковым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он владеет языком, хотя возможны и отклонения в форме диссоциации указанных функций.

Читайте также:  Занятия для развития моторики для ребенка 5 лет

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира. В дальнейшем это ощущение может гипертрофироваться в определенной мере и вызвать появление своеобразного наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-2, 5 лет ребенок, как правило, коммуникабельная, дружелюбная, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пуберантним периодом, потому что происходит значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым несогласованием нейроэндокринной и сердечно-сосудистой регуляции. В психологическом плане наблюдается достаточно сформировано чувство «Я». У ребенка, уже овладел фразовым языком и имеет пусть небольшой но собственный жизненный опыт, отмечается очень сильное влечение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятна родителям. Эта упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этот возрастной период могут наблюдаться различные неврологические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6-8 лет ребенок вступает в новый ответственный период называется вторым пуберантним. У ребенка уже хорошо развита моторика и речь, она точно умеет анализировать ситуацию, у нее уже развитое чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время нет у нее чувство самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности наблюдаются игровые элементы. При поступлении в школу могут наблюдаться отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать умственную отсталость, слабую сообразительность, пониженную память. Для дифференциации подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12-16 лет) тоже сопровождается значительными изменениями в поведении подростков. Движения становятся угловатыми, резкими, порывистыми; порывистость прослеживается и в психологических процессах. Желание быть взрослыми может проявляться и в подражании привычек взрослых, в отвержении всех авторитетов, активном противодействии любым методам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этот период вегетативная регуляция несовершенна: отмечается повышенная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Окончательное завершение формирования нервной системы заканчивается в 18-20 лет. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга становится подобна таковой у взрослых примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многостепенность становления нервной системы имеет важное клиническое значение.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (младшего и старшего школьного возраста)

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (младшего и старшего школьного возраста)

Начальное звено школы имеет решающее значение в развитии личности человека. Все, что усваивают школьники

Начальное звено школы имеет решающее значение в развитии личности человека. Все, что усваивают школьники в этом возрасте, остается на долгие годы

Период младшего школьного возраста (7– 11 лет) Особенности роста и развития: • Происходит усиление

Период младшего школьного возраста (7– 11 лет) Особенности роста и развития: • Происходит усиление роста у девочек с 9 лет, у мальчиков с 10 лет. • Начало второго вытяжения — максимальные приросты тела в длину у девочек 10– 11. 5 лет (7– 8 см в год); у мальчиков с 13. 5– 15. 5 лет (8– 10 см в год). • С 8– 9 лет наблюдается значительный прирост объема мышц (составляет 27% по отношению к массе тела). • К 10– 12 годам завершается координация движений, быстро развиваются координационные движения мелких мышц. • Прослеживаются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения. • Происходит замена молочных зубов на постоянные

Особенности ЦНС: • Заканчивается морфологическое формирование. • К 10– 12 годам завершается полное развитие

Особенности ЦНС: • Заканчивается морфологическое формирование. • К 10– 12 годам завершается полное развитие клеточных структур больших полушарий головного мозга, созревание проводимости. • В 9– 10 лет наблюдаются высокие функциональные возможности ЦНС. • К 10 годам достаточно высокая степень зрелости лобных долей коры больших полушарий головного мозга и ее связей (высших центров анализа). Происходит улучшение памяти, повышение интеллекта.

Нервно-психическое развитие: • От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и впечатлениях начинает

Нервно-психическое развитие: • От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и впечатлениях начинает трансформироваться в потребность в знании; игровая мотивация сменяется учебной. • В 8– 10 лет —совершенствование организации внимания. Формирование теоретических обобщений, позволяющих в более короткое время усвоить большой материал ценою меньшего утомления. • Значительный удельный вес конкретно-образного мышления. • В 7– 9 лет наблюдается быстрое развитие утомления при однообразной психической деятельности. Происходит формирование чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. Развивается самостоятельность. Появляется способность познания самого себя. • В этом возрастном периоде решается направление развития личности

Читайте также:  Влияние алкогольной семьи на развитие личности ребенка

В младшем школьном возрасте выявляются минимальные церебральные дисфункции после воздействия пре-, пери- или постнатальных

В младшем школьном возрасте выявляются минимальные церебральные дисфункции после воздействия пре-, пери- или постнатальных патогенных факторов

 Это — легкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость, стойкие трудности при овладении

Это — легкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость, стойкие трудности при овладении письмом и чтением (слабость межанализаторной интеграции). Высокая эмоциональная лабильность. Нарушения обучаемости и поведения в школе. Стойкие трудности при овладении письмом и чтением являются разновидностью парциальных задержек психического развития.

 Ребенок видит и познает ценность труда и в нем просыпается желание быть полезным.

Ребенок видит и познает ценность труда и в нем просыпается желание быть полезным. Опасность этого периода в конфликте между желаниями и возможностями. Резкая неудовлетворенность результатами своих действий ведет к развитию чувства неполноценности. Взрослым важно поддерживать дух творчества ребенка. Большое значение имеют отношения со сверстниками. Важна психологическая поддержка, проведение тренингов партнерского общения, формирование отношений доверия и уважения к личности ребенка, ибо в 7– 8 лет решается направление развития личности.

Период старшего школьного возраста (от 12 до 17– 18 лет)

Период старшего школьного возраста (от 12 до 17– 18 лет)

 Старший школьный возраст — это период постепенного перехода от детства к зрелости. В

Старший школьный возраст — это период постепенного перехода от детства к зрелости. В это время происходит качественно новый период — половое созревание. Это также период активных физических и психосоциальных процессов развития человека. Это нормальный период «смятения» как неизбежная, необходимая часть процесса роста.

Особенности роста и развития: • Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно длиннотных, —

Особенности роста и развития: • Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно длиннотных, — пубертатный ростовой скачок за счет удлинения туловища и конечностей. Скорость роста у девочек в 12 лет — 9 см в год; у мальчиков в 14 лет — 10 см в год; затем отмечается замедление роста у девочек в 16– 17 лет, у мальчиков в 18– 19 лет и прекращение роста у девушек — 18 лет, у юношей — 20– 25 лет. • Происходит изменение пропорций тела: увеличиваются поперечные и обхватные размеры тела. В этот возрастной период дистальные отделы рук и ног непропорциональны. Отмечается угловатость, неловкость, резкость движений. • Характерен индивидуальный тип биологического созревания. • Происходит развитие вторичных половых признаков. • Отмечается интенсивное развитие мышц, в том числе и мелких. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32, 6 %.

Особенности ЦНС: Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать в неоптимальном режиме

Особенности ЦНС: Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать в неоптимальном режиме гормональных влияний. • Наблюдается снижение регуляторных функций высших отделов мозга, что имеет функциональный, преходящий характер. • К подростковому периоду завершается группировка нейронов различного типа в коре головного мозга, отмечается совершенствование региональной специфичности. Характерно изменение соотношений между корой больших полушарий головного мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания подкорки, повышение активности диэнцефальных структур. • Отмечается избыточная функциональная активность органов и систем на ранних стадиях полового созревания вследствие неустойчивости вегетативной регуляции.

 Нервно-психическое развитие: • формирование теоретических обобщений; • психосоциальное развитие; • рост самосознания; •

Нервно-психическое развитие: • формирование теоретических обобщений; • психосоциальное развитие; • рост самосознания; • стремление к самостоятельности и самоутверждению; • формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности; • эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков — 11– 13 лет, у девочек — 13– 15 лет).

 В этот период характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться

В этот период характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Происходит становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.

В 11– 13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корковогипоталамических отношений.

В 11– 13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корковогипоталамических отношений. По завершении полового созревания (к 14– 15 годам) характеристики внимания приближаются к дефинитивному уровню. В нервно-психическом развитии происходит идентификация себя как личности, установление более тесных контактов со сверстниками. Составление для себя общей картины мира. Наблюдается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда приобретаются или предоставляются экономическая правовая и социальная независимость.

 • Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко

• Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко проявление отягощенной наследственности по психическим заболеваниям. Наблюдаются психосоматические симптомы: «ожирение от огорчений» или нервная анорексия, ночные страхи. • На росте развития подростков сказываются события детства, в частности перинатального периода и раннего детства. Это последний период в жизни, когда окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Источник