Раннее развитие ребенка счету

Раннее развитие часто подразумевает и раннее знакомство со счетом. Считается, что если малыш хорошо владеет счетом, то он будущий математик или, по крайней мере, имеет математический склад ума. Как счет связан с математическим мышлением? И как различные методики раннего развития его вводят? Разберемся.

Фото автора

Что такое счет и как он связан с математическим мышлением

Если мы приходим в цирк и видим дрессированную собачку, которая «решает примеры», можем ли мы сделать вывод, что собачка умеет считать? «Конечно, собачка не умеет считать!» — скажите вы, и будете правы. Какие бы собачка не показывала чудеса счета, мы понимаем, что она считает не осознанно, а по знаку дрессировщика. Можем ли мы сказать, что у собачки развивается математическое мышление? Конечно нет, хотя мы видим, как она «делает правильные расчеты». Аналогично и с ребенком. Ребенок может считать, но делает ли он это осознано? И тут мы должны ясно понимать, что если счет его осознан, то мышление развивается, а если не осознан, то это всего лишь навык. И с мышлением он ничего не имеет общего.

Но даже если ребенок считает осознанно, то есть понимает абстрактную сущность числа, сможет ли он только с помощью одного навыка счета развить математическое мышлении? Для этого мы должны понимать, что значит обладать математическим мышлением? Математическое мышление – это, прежде всего, способность к анализу, обобщению, систематизации. Помимо этого, человек с математическим мышление должен обладать гибкостью мышления, не шаблонностью, легкостью перехода от одного пути решения к другому, умением охватывать проблему целиком, видеть взаимосвязи и проникать в сущность проблемы. Уже из одного только определения понятно, что сам по себе навык счета, отдельно взятый, не сильно может развить все эти способности к мышлению. Здесь нужен комплексный подход к обучению. Но именно осознанный счет является первым шагом к формированию предпосылок математического мышления. Поэтому так важно правильно вводить числа и учить считать малыша осознано.

Методики раннего развития и осознанный счет

Рассмотрим различные методики, как они вводят числа и какими методами учат ребенка считать. В каком случае у ребенка будет счет осознанным, а в каком – нет.

1. Методика Глена Домана

Методика заключается в том, что прямо с рождения детям показывают сначала точки (красного цвета) до ста, потом каждую карточку с точками соотносят с цифровой записью, и, наконец, переходят к примерам. Ребенок как бы «фотографирует» информацию, и может на глаз отличить, где 91 точка, а где 100. Надо заметить, что только самые упертые родители добиваются результата, ведь не каждый выдержит часами каждый день предлагать карточки ребенку, при этом не только с одной математикой. В результате ребенок понимает «число», как нечто состоящие исключительно из единичных элементов по аналогии с красными точками. Ему неведомо, что в единицу счета может входить несколько элементов, что к одному предмету могут быть привязаны несколько чисел (например, веточка одна, листочков – два, а вишен на ней три), что одной мерной ложкой, измеряя воду в банке можно получить одно число, а другой – другое. И цифра для него не абстрактное понятие, а всего лишь знак, обозначающий конкретное количество точек. Может мышление при этом развивается? Увы. Кроме, чисто «фотографической» памяти, никакие мыслительные функции здесь не задействованы. То есть ребенок если и научился считать, то считает лишь механически, без осознанности, как собачка в цирке.

Карточки для счета Глена Домана

2. Стосчет Н. Зайцева

В методике используются карточки и таблицы. Тут тоже дети соотносят цифровую запись числа до 100-а с точками. Но предлагается заниматься не совсем с пеленок, а с детьми постарше. Здесь уже не простое «фотографирование» информации, дети работают с карточками и таблицами системно. Но надо иметь в виду, что в данной методике подход к пониманию сути числа узкий. Одной таблицей и карточками обойтись для понимания математических понятий невозможно. Например, дети не узнают о составе числа как о самом понятии, а знакомятся только с составом числа десять, так как на каждой карточке это показано наглядно. Ни о мерках, ни о том, что за единицу счета можно принять несколько единиц, речи нет (здесь имеется в виду не счет двойками, тройками и так далее, а понимание того, что в единицу счета может входить несколько объектов). Все эти моменты, приводящие к осознанному пониманию абстрактной сущности числа на занятиях по данной методике не отрабатываются. С другой стороны, практика показала, если ребенок хорошо понимает, что такое число, дополнительно изображать точки на карточках ему совсем не обязательно.

Выходит, что, если ребенок занимается исключительно только по карточкам Н. Зайцева, — осознанно считать он так и не научится.

Карточки «Столчет» Н. Зайцева. На каждой карточке числа обозначены точками

3. Палочки Кюизенера

Счет вводится палочками разной длинны и цвета, каждая палочка обозначает конкретное число (маленькая палочка – один, чуть длиннее – два, самая длинная – десять).

Цветные счетные палочки Кюизенера

Многие удивятся, но такое введение в мир чисел может запросто привести ребенка к заблуждению. В этом легко убедиться, если одинаковое количество воды налить в разные по форме сосуды: в высокий узкий, и в широкий низкий (при этом уровень воды в сосудах окажется разным по высоте). Теперь, если спросить у ребенка, где воды больше, он покажет на узкий сосуд, так как там уровень воды выше, ведь ребенку объяснили, что чем выше (длиннее) палочка, тем большему числу она соответствует. Малышу будет трудно понять, что на самом деле воды в сосудах одинаковое количество! Поэтому такое введение чисел только запутает в понимании ребенка, что же такое «число», и как оно связано с количеством и величиной.

Малышу будет трудно понять, что на самом деле воды в сосудах одинаковое количество! Ведь ребенку объяснили, что чем выше (длиннее) палочка, тем большему числу она соответствует

Читайте также:  Что подавать ребенку для развития

4. Методика «Умные цифры»

Новое пособие, которые представляют собой деревянные числа от 1 до 10, увеличивающиеся в размере с каждым большим числом. Причем таким образом, что если поставить друг на друга меньшие числа, например, два и три, то по высоте они сравняются с пятеркой, две пятерки — с десяткой.

Если поставить пятерки друг на друга — по высоте, они будут равны 10-ти

Но это пособие ведет к еще большему заблуждению. Во-первых, названо пособие «цифры», а представлены не цифры, а числа. Так как нет нуля и число 10, состоит из двух цифр – 1 и 0, и цифрой не является. Это важный момент, так как ребенок при подготовке к школе должен четко понимать и уметь объяснять разницу между понятиями «число» и «цифра».

Ребенок должен понимать, чем отличается цифра от числа

Во-вторых, ребенок, видя различную величину чисел может прийти к ложной аналогии. Так у него, например, два больших мандарина будут по количеству больше четырех маленьких орешков. Ведь ему наглядно показали, что большие числа всегда имеют больший размер, а меньшие числа – всегда меньшего размера. А значит и мандарины должны соответствовать большему числу, а маленькие орешки – маленькому (на само количество предметов он не обратит внимание, ведь в пособии сделан акцент на величине чисел)!

Ребенок будет думать, что мандарины соответствуют большему числу, а орешки — меньшему, ведь акцент в пособии сделан на величине чисел

5. Методика Б. Никитина

Знакомство с числами и цифрами происходит в игре «Точечки». Игра знакомит с составом числа из единиц, с цифровой записью чисел, также поможет закрепить счетные навыки. Такие понятия как «количество и величина», «счет с разным основанием» и другие в игре не отрабатываются. Хоть игра и полезная, но играя только в одну эту игру ребенку будет недостаточно, чтобы прийти к осознанному счету и понять абстрактную сущность числа.

Игра «Точечки»

Зато методика содержит много конструктивных игр с помощью которых можно развить пространственное мышление («Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» и другие). Конечно, эти игры не обучают счету, но зато смогут сформировать предпосылки к математическому мышлению!

Игра Б. Никитина «Сложи узор»

6. «Ментальная арифметика»

Дети считают на специальных счетах, которые называются «абакус». Счёт основан на механических передвижениях косточек по спицам по определённым правилам. Доведя движение пальцев до автоматизма, ребенок начинает считать в уме, держа образ «абакуса» уже в голове. Но педагоги стали замечать у детей, которые учились считать по этой методике, что счет их как раз-таки является не осознанным, а механическим: они не понимают, что такое сотни, десятки и единицы, любое число для них лишь набор последовательных цифр. Помимо этого, такие дети решают плохо задачи, так как не вникают в суть, а по привычке все пытаются сделать по алгоритму. В результате, знания о числах у них не является системным и последовательным.

Если дети, которых не знакомили с ментальной арифметикой, сначала учатся складывать и вычитать в пределах десяти, затем в пределах двадцати с переходом через десяток, наконец переходят к решению примеров в столбик, поэтапно осознавая каждый шаг. То у детей, обучающихся по ментальному методу, таких этапов нет, они просто решают все по непонятному им алгоритму.

Специальные счеты для обучения

Следует отметить и еще одно заблуждение, правда в него вводят рекламные агенты уже не детей, а наивных родителей, утверждая, что ребенок при ментальном обучении развивает свое воображение. В данном случае под воображением понимается лишь представление в голове образа «абакуса» и только. Но воображение, держа в голове один и тот же образ, не разовьешь, поэтому это лишь хитрые уловки, рекламы. А ведь действительно, для развития предпосылок математического мышления воображение играет важную роль, но увы, в этом случае оно не развивается.

7. Методика Мантессори

Эту методику наверно можно отметить, как наиболее приближенную к развитию мыслительного процесса ребенка, ведь дети все изучают на практике, выполняя манипуляции с предметами. И в целом методика хорошая, хотя и со своими особенностями. Но если провести анализ существующих пособий только по математике, то и там число вводится аналогично палочкам Кюиненера, с помощью счетных штанг. Внешне они выглядят немного иначе, но смысл тот же. А почему это не очень хорошо, я уже объясняла выше.

Количество полосок на штанге соответсвует числу, которое она обозначает. Но суть штанг такая же как и у палочек Кюизенера

Читайте также:  Развитие новорожденного ребенка картинки

Еще одним существенным минусом данной методики, с точки зрения развития математических способностей, является и то, что она игнорирует развитие воображения. Этот момент является важным, так как именно наличие у ребенка воображения (а именно продуктивного) является основой его будущего мышления, а значит и математического тоже.

Вывод. Оказывается, как мы убедились, получить навык счета и научиться считать можнос помощью разных методик,а вот считать осознанно при этом можно так и не научиться. Это значит, что ребенок будет уметь считать, но осознавать свои действия он не будет, поэтому развиваться у него предпосылки к математическому мышлению тоже не будут. А выбор, конечно, за вами, уважаемые родители!

Источник

Текст: Иванна Боровец

Многие родители, увлеченные теорией раннего развития, пытаются обучить детей устному счету буквально с пеленок — в ход идут яркие карточки, шумные кубики, деревянные бусы и счеты. The Village разобрался в плюсах и минусах пяти популярных методик обучения детей устному счету и узнал у экспертов, действительно ли новомодные способы лучше традиционных и как родителям самостоятельно заниматься с детьми, не прибегая к помощи центров раннего развития.

Помимо понятных всем способов обучения счету на пальцах или на счетных палочках, есть традиционный подход к обучению устному счету, который разработала советский педагог Анна Михайловна Леушина. Именно по этой методике учат считать в детском саду: дети учатся видеть и перемещать пересчитываемые предметы в пространстве, помогая себе словами. Например, «вишенка, еще вишенка» и так далее. Следующий этап — знакомство с понятиями «больше», «меньше» и «поровну», то есть счет фактически без использования чисел. Наконец, дети называют количество предметов, учатся считать от меньшего к большему и наоборот и могут ответить на вопрос «сколько?».

Плюсы

 Развивает двигательную активность и речь, так как ребенок проговаривает подсчет.

Минусы

 Не тренирует темп мышления.

Может быть скучной для детей, которые быстро осваивают каждый этап счета.

Этот метод обучения счету основан на использовании карточек с крупными яркими точками. Принцип обучения прост: родители показывают ребенку карточку и называют число. Для начала берут карточки, на которых количество точек не превышает пяти, затем в ход идут карточки с все большим числом точек: 20, 50 — и так до 100. Благодаря таким тренировкам ребенок учится считать количество предметов зрительно, не прибегая к привычному пересчету с проговариванием или сложению-вычитанию. Правда, чтобы добиться каких-либо результатов, заниматься по карточкам нужно несколько раз в день, что довольно утомительно как для ребенка, так и для родителей.

Плюсы

 Дети легче усваивают понятие о количестве без привязки к изображению цифры или предметам.

Они учатся считать сразу большими числами — до 100 и дальше.

Минусы

 Не подходит подвижным детям, которые не могут долго сидеть на месте.

Не развивает логику и пространственное мышление, не отрабатывает практическое применение навыка.

Требует активной тренировки в течение дня, что не подойдет сильно занятым родителям.

Для обучения нужно приобретать специальные материалы и изучать принципы проведения занятий.

stoschet.ru

Методика подходит для детей с трех-четырех лет; она основана на специальных таблицах с цифрами от 0 до 9 и их образами. С помощью первой таблицы ребенок легко осваивает сложение и вычитание в уме в пределах сотни. Вторая — помогает в освоении трехзначных чисел и дает представления об их составе: сотнях, десятках, тысячах. Третья знакомит учеников с многозначными числами. Основная задача методики — связать воедино звуковой, количественный и цифровой образы числа, для этого ребенок тренируется в нахождении, узнавании и назывании числа. По задумке автора, научившись находить в таблице любое число, ребенок легко освоит сложение и вычитание в пределах сотни.

Плюсы

 Легко обучает считать в пределах 100.

Таблицы помогают ребенку правильно усвоить суть счета без привязки к предметам или пальцам.

Минусы

 Основана на механическом запоминании чисел.

 Нет тренировки мелкой моторики, необходимой для письма.

 Нужно учиться методике, чтобы заниматься с ребенком самостоятельно.

 Нужно покупать специальные материалы и карточки.

7steps-to-book.com

Основана на целостности детского мышления и задействует сразу два вида памяти: зрительную и двигательную. Тренировки проходят с помощью цифровых кубиков, по которым дети учатся узнавать количество без пересчета. Сначала ребенку нужно освоить счет до десяти, потом научиться вычитать и прибавлять сразу по 3, 5, 6 и так далее. Кроме того, обычно дети интуитивно понимают, что такое «больше» и «меньше». Тренироваться можно во время игр, еды, прогулок — везде, где есть несколько предметов, которые можно пересчитывать.

Плюсы

 Игровая форма занятий.

 Небольшая продолжительность занятий (10–20 минут).

Минусы

 Лучше заниматься в небольшой группе из двух-трех человек.

Новомодная методика быстрого счета, которая активно развивается в последнее время. В ее основе — счеты абакус, придуманные еще в древности. Сначала детям нужно научиться выставлять числа, перебирая кости счетов пальцами. Потом счеты убирают, и дети тренируются быстро выполнять вычисления в воображении. Преподаватели, которые занимаются с детьми ментальной арифметикой, говорят, что занятия со счетами развивают у детей образное и логическое мышление, так как задействуют оба полушария мозга одновременно. При этом развивается креативное мышление и смекалка. Ментальной арифметике учат с четырех до 12 лет.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по методу монтессори

Плюсы

 Быстрые результаты в усвоении навыков счета.

Отрабатывается мелкая моторика.

Минусы

Навык формируется постепенно на протяжении одного-двух лет.

Навык может угасать, если прекратить тренировки на счетах.

 Высокая стоимость занятий (от 5 тысяч рублей в месяц).

Не подойдет детям, которые физиологически не склонны к быстрому темпу мышления и соревнованиям на уроках: у них такой подход вызовет стресс.

Обещанная работа обоих полушарий достигается не за счет методики как таковой, а за счет дополнительных упражнений на двигательную активность, которые преподаватель вводит на свое усмотрение.

Важнее всего не зацикливаться на какой-то одной методике, а чередовать разные счетные материалы и задания. Умение пересчитывать предметы куда важнее, чем умение писать цифры и примеры.

Традиционная методика Леушиной имеет свои недостатки: занимаясь по ней, дети тратят много сил и времени на то, чтобы научиться узнавать цифры, произносить числа по порядку и учить наизусть состав числа. Зачастую дети выучивают, что «пять плюс три равно восемь», как стишок без понимания и не могут сказать, сколько будет 3 + 5 и сколько будет 3 + 3 + 2. Это для них совершенно новая отдельная информация, которую нужно запоминать отдельно.

У методики Домана, на мой взгляд, есть определенный минус: дети запоминают в лицо данную карточку с хаотично расставленными точками. Но, к примеру, если сделать новую карточку c таким же числом точек, то детям придется запоминать ее заново.

Ментальная арифметика — раскрученная модная методика, и родителей часто подкупает именно то, что она обещает одновременно развитие межполушарных связей, устный счет и многое другое. Реально же сама методика подходит далеко не всем детям, и зависит это в первую очередь от преподавателя.

Многие дети очень хорошо осваивают устный счет, играя в настольные игры из серии «Банды умников»: «Турбосчет», «Фрукто10», «Этажики», «Проныры» и другие. Кроме того, существует большое число различных счетных материалов: помимо счета на пальцах и счетных палочках, я бы отметила «счетные бусы» — веревочку с пятью синими и пятью красными бусинами; счетные кубики Unifix, при помощи которых можно знакомить детей со сложением, вычитанием, умножением; счетные наборы Base Ten, куда входят кубики для обозначения единицы, палочки — для десятки, плоскости — для сотни, а тысяча представлена в виде большого куба. Еще есть прекрасный английский счетный материал «Нумикон» — плашки с круглыми дырочками. При работе со всеми этими счетными материалами дети задействуют и моторику, и визуальную опору.

Юрий Новоселов

основатель школы устного счета «Соробан»

Японские разработчики не скрывают тот факт, что ментальную арифметику могут освоить люди с определенными интеллектуальными задатками. Поэтому методика в том виде, в котором ее преподают в других, классических школах ментальной арифметики, срабатывает лишь для 25 % учеников. Обычно изучение теории растягивается до полугода, лишь потом дети могут попробовать себя в устном счете.

Мы доработали теоретическую базу таким образом, чтобы в процессе обучения ребенок мог выполнять практические задания: в «Соробане» есть онлайн-тренажер, который в игровой форме выдает упражнения. Ребенок самостоятельно выполняет задания и сразу видит результат, что повышает его мотивацию. На самом деле, практической пользы в обычной жизни от быстрого умения считать немного. Мы тренируем мозг: учим образному мышлению, нестандартным решениям и многому другому. А быстрый счет — это лучший способ, тренажер для достижения цели.

Надежда Шульга

преподаватель курсов «Интеллект» и «Развитие математического интеллекта» «Президентской школы»

Желательно показать ребенку наглядно, как применяется навык счета в жизни. Так, счету можно учить, измеряя ладошками длину стола или других объектов, на кубиках «Лего» во время игры (считать детали при изготовлении поделок), считать количество предметов, например, определенного цвета или формы. Так ребенок освоит понятие числа комплексно, сможет «пощупать», «почувствовать» цифры. Обычно к началу занятий в школе дети не только осваивают счет то 0 до 10 и обратно, но и умеют соотносить цифры со счетом реальных предметов, решают несложные арифметические и логические задачки и узнают простые геометрические фигуры.

Женя Кац

Очень полезно играть с детьми в магазин, причем монетками могут быть те же счетные палочки или счетные кубики. Важно давать дошкольникам много заданий по принципу «перевода с языка на язык», например: бросать игральный кубик, и если выпало 5, то приклеивать пять наклеек или строить домик из пяти кубиков и так далее.

Кроме того, детям важно любые знания пропускать через тело, поэтому полезно переводить числа в движения: считать число шагов, прыжков, хлопков в ладоши. Например: если я говорю «ква-ква-ква», то надо три раза подпрыгнуть, а если «кар-кар» — два раза махнуть руками, ну а если «кар-ква-ква», то один раз махнуть руками и два раза прыгнуть. Чтобы дети лучше запомнили цифры и их последовательность, полезно вместе играть в классики на асфальте, прыгая по цифрам в нужном порядке. Заниматься счетом можно и нужно между делом, лишь бы эти занятия вас радовали.

Обложка: LIGHTFIELD STUDIOS — adobe.stock.com

Источник