Организация процесса развития ребенка в доу

«Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы»

Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

  Воспитательно-образовательный  процесс в настоящее время является одной из основополагающей составляющей нашего общества. В связи с этим  необходимо серьезно подходить к этому процессу и рассматривать его как системный, целенаправленный, развивающий процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с детьми.

  Задача ДОУ помочь ребенку в адаптации социальных навыков, в развитии личностных и нравственных качеств, в достижении потенциальных способностей с учетом индивидуальный особенностей. Важную роль в воспитательно-образовательном процессе занимает подготовка кадров. Сейчас как никогда ранее, высокие требования к воспитателю ДОУ, что несомненно оправдано. В ДОУ должны работать высокопрофессиональные специалисты, которые способны непрерывно развиваться с учетом инновационного прогресса. Это позволит педагогу — воспитателю стать квалифицированным работником и повысить  уровень образовательного процесса в целом. В связи с этим, педагогические образовательные учреждения, должны учить не только образовательному процессу, но и помочь раскрыть потенциальные возможности каждого будущего педагога, что будет способствовать улучшению результатов в воспитательном процессе будущего поколения. Воспитатель должен быть готов к обучению и внедрению теории в практический воспитательно — образовательный процесс. Также необходим контроль и результативный анализ воспитательной работы каждого воспитателя.

  Воспитатель ДОУ для более эффективной работы должен соответствовать следующим  требованиям:

  1. Обладать теоретическими и практическими знаниями образовательно- воспитательного процесса и постоянно совершенствоваться
  2. Умение устанавливать эмоциональную связь с ребенком, с учетом психологических и возрастных особенностей ребенка
  3. Быть воспитанным, эмоционально устойчивым, приветливым, терпеливым, любознательным, коммуникативным, творческим и интересным детям.
  4. Уметь находить общий язык с родителями.

  Профессиональный воспитатель — это тот, кто в первую очередь стремиться к постоянному самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию, который проявляет творческую инициативу в использовании новых технологий и методик, способный использовать свои потенциальные возможности   современного воспитателя.

  Также, очень важным аспектом является сама организация воспитательно- образовательного процесса. Здесь необходимо следовать четким требованиям, которые способствуют более эффективному развитию ребенка. Основные требования :

  1. Чистое, проветренное, свободное помещение с хорошим освещением.
  2. Чередование видов деятельности, следуя продуманному плану с точным определением образовательных задач.
  3. Не переутомлять детей.
  4. Выбор занятий с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
  5. Воспитательно-образовательный процесс должен вызывать у детей не поддельный интерес, способствовать их  развитию как физическому так и психологическому.
  6. В процессе должны быть задействованы как активные, подвижные занятия, так и настольные, ролевые, познавательные игры. Также необходимо задействовать словесные, наглядные и практические методы проведения занятий.

Таким образом, подходя к такому важному процессу как воспитательно-образовательный, необходимо рассматривать каждый аспект в индивидуальном порядке. Нужно качественно подходить к подбору персонала ДОУ, продуманно  использовать помещение и подобрать оснащение помещения, а также  следовать тщательно проработанной и грамотно составленной программе воспитательно-образовательного процесса.

  При соблюдении вышеперечисленных аспектов необходимо развивать воспитательно-образовательный процесс с учетом инновационного динамического развития современного общества. Для этого необходимо:

  1. Проработка новых методик педагогической  деятельности, которая эффективно повысит воздействие на развитие ребенка.
  2. Внедрение новых методик в образовательный процесс. Оснащение работников ДОУ современными методологическими пособиями и современными способами воспитательного процесса.
  3. Организация форм обучения, предоставление новшеств в образовательном процессе, повышение квалификации с внедрением нетрадиционных приемов воспитания для воспитателей ДОУ.
  4. Периодическое обновление образовательного процесса.
  5. Постоянное повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Проведение конференций, семинаров, практикумов для работников ДОУ.
  6. Создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации воспитателя.

  Современный воспитатель ДОУ должен иметь возможность;

  1. Создать новый «проект» воспитательно-образовательного процесса, используя новые идеи с учетом сбора информации и его анализа, при соблюдении потребностей для развития ребенка.
  2. Спланировать «проект» в методологический образовательный по-этапный план занятий в дошкольном учреждении.
  3. Представить свой «проект» старшим специалистам образовательно учреждения для согласования его дальнейшего внедрения в образовательный процесс.
  4. Предоставление отчета внедрения «проекта» в воспитательно-образовательный процес с анализом и достигнутым результатом. В отчете должны быть указаны как успешно реализованными методиками так и не результативными, с выводом и пояснениями.
  5. В случае успешного внедрения «проекта», распространение  проекта с презентацией для воспитателей ДОУ.
Читайте также:  Джон медина развитие мозга вашего ребенка

Исходя из вышесказанного, повышение качества образования возможно с учетом рассмотрения новых идей и подходов модернизируя традиционный воспитательно-образовательный процесс. Необходимо отойти от устаревших методик, раздвигая границы, присматриваться к инновационным идеям образовательного процесса. Внедрение новизны в организацию всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении даст возможность ребенку развиваться с учетом прогрессивного развития всего человечества, и соответствовать социальным требованиям современного  общества.

Список литературы:

  1. Герасимов Г.И. Инновации в образовании : сущность и социальные механизмы /  – Ростов н/Д: Логос, 1999
  2. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе  – М.: Академия. – 2008.
  3.  Микляева Н.В. Инновации детском саду : Пособие для воспитателей / – М.: Айрис-пресс, 2008.
  4. https://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou44/doclib89/forms/allitems.asp
  5. https://mdouds6balakovo.ucoz.ru/blog/innovacionnaja_dejatelnost_v_doshkolnom_uchrezhdenii/2014-10-29-127

Источник

Автор: Бизяева Нафида Галимьяновна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЮШАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 11 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями стандартов

нового поколения

Научно-практическая конференция

Составитель:

Бизяева Н. Г.

воспитатель

подготовительной

группы

п.Юшала

2016г.

Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Читайте также:  Упражнения на развитие особого ребенка

Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с учетом особенностей образовательного учреждения МКДОУ «Юшалинский детский сад №11 «Колокольчик», возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и семьи.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

  • Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная  образовательная деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ;
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Свою совместную  деятельность с детьми организую:

  • с одним ребенком;
  • с  подгруппой детей;
  • с целой группой детей.

Выбор количества детей произвожу с учетом:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая,  познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная)
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации моей образовательной деятельности — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием стала интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

При организации партнерской деятельности с детьми использую следующие принципы:

•         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Помимо организованной образовательной деятельности мной запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

  • Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
  • Формирование у детей положительного отношения к труду.
Читайте также:  Ранние развитие ребенка первомайская

В своей группе использую такие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня как:

— Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

— Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

— Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

— Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

— Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

— Беседы, речевые ситуации, составление и рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

— Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

— Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Для  самостоятельной  деятельности  детей по санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отвожу не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей создаю развивающую предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС, что является одним из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса. Развивающая среда рассматривается как комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве. Цель создания развивающей среды в детском саду — обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствовании структуры детской личности.

Главное требование к организации предметно-пространственной среды – ее развивающий характер, адекватность реализуемой в ДОУ образовательной программе, особенностями педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Предметно-пространственная среда меняется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

В группе находится много игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодически сменяется игровой материал, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Вся организация образовательного процесса предполагает свободу передвижения ребенка по всей группе. Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы. Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр.

В соответствии с комплексно — тематическим принципом планирования образовательного процесса в группе созданы следующие центры развития детей:

  • Игровой центр.
  • Центр экспериментирования и природы, центр математики;
  • Центр детской литературы, центр речевого развития;
  • Центр развития движений, подвижных и спортивных игр;
  • Центр развивающих игр и игрушек:
  • Центр художественного творчества
  • Центр музыки и тетра(слайд)

Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод, что обязательно должен повыситься:

·       Интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;

·       Уровень профессионального мастерства педагогов;

·       Уровень образованности воспитанников.

Литература:

·        Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г №2/15).

  • «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

·        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.

·        Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143

·        

comments powered by HyperComments

Источник