Упражнения на развитие особого ребенка

Упражнения на развитие особого ребенка thumbnail

Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Они живо откликаются на все новое, пробуют, рискуют, у них есть внутренние стимулы, которые помогают им двигаться вперед. Ребенку же с нарушениями развития — независимо от его диагноза — необходима дополнительная стимуляция, помощь со стороны взрослых, чтобы осваивать новые навыки и исследовать мир.

Для того чтобы эта помощь была действительно эффективной, родителям стоит учесть несколько важных принципов взаимодействия с таким ребенком. О них рассказывает Сара Ньюмен, которая сама вырастила сына с нарушениями развития и написала одно из лучших практических руководств в этой области — «Игры и занятия с особым ребенком».

1. Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным

Задавая ребенку вопрос, все родители ждут некоторое время ответа. Они делают это бессознательно. Исследования показали, что «время ожидания» у большинства из них примерно одинаково. Однако ребенку с особыми нуждами требуется больше времени, поэтому родителям следует ждать дольше, чем подсказывает инстинкт.

Дети с церебральным параличом испытывают затруднения в управлении лицевыми мышцами: чтобы ответить улыбкой на улыбку, им требуется время. Когда, играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реакции, подождите столько, сколько подсказывает вам интуиция, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будьте терпеливыми.

2. Настойчиво повторяйте свои слова и действия

Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, придется повторять снова, снова и снова. Вы можете чувствовать, что пытаетесь прошибить головой стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.

3. Привлекайте внимание ребенка

Одно из тяжелейших испытаний для родителей связано с недостатком отзывчивости, который часто проявляют дети с особыми нуждами. Чрезвычайно тяжело постоянно отдавать ребенку любовь, время, внимание и заботу и ничего не получать взамен. Все, что вам остается, — не сдаваться и продолжать любить его. Рано или поздно вы получите свою награду, пусть и скромную.

Чтобы привлечь внимание ребенка, когда вы собираетесь с ним играть или заниматься, прежде всего сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык. Попробуйте сделать свое лицо «интересным», нескучным для ребенка. Вы можете, например:

  • Широко и часто улыбаться.
  • Строить рожицы — морщить нос, поднимать брови.
  • Издавать забавные звуки.
  • Надеть на себя что-то необычное: экстравагантную шляпу, необычные очки (очень большие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос, маску.
  • Раскрасить лицо.

Еще вы можете легонько подуть ему в щеку. Или даже просто сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем бурная активность. Никогда не заставляйте ребенка силой смотреть на вас, как бы трудно и долго он ни шел на контакт.

4. Задействуйте все его органы чувств

Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, если взрослые стараются задействовать все их органы чувств. Это особенно важно для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.

Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о каком-то предмете, включите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке.

Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие. Можно использовать метод «рука в руке» — взять руки ребенка в свои и помочь ему.

Даже взрослые нередко сталкиваются с этим: слушая объяснение, мы, кажется, все понимаем, а через пять минут все сказанное улетучивается из памяти. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, или записывали, — словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающими закрепить новые сведения в памяти.

Используйте:

1. Игрушки, на которые интересно смотреть (ярко раскрашенные, игрушки с мигающими лампочками, мыльные пузыри, разные фонарики и необычные светильники).

2. Физические движения. Качайте ребенка на коленях, щекочите, обнимайте, катайте по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.

3. Звуки. Играйте на музыкальных инструментах и пойте любимые песни. Играйте с ребенком на ксилофоне, используйте «звучащие» игрушки, берите его на концерты, слушайте с ним уличных музыкантов.

4. Запахи. Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать. Используйте масла для ароматерапии.

Читайте также:  Развитие двигательной активности ребенка в раннем возрасте

5. Осязание. Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.

5. Будьте последовательны и предсказуемы в своих действиях

Дети любят четкий режим дня и постоянство окружающей обстановки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности.

Если ребенок страдает нарушениями восприятия или недостатком коммуникационных навыков, ему может быть трудно понять, что происходит вокруг. Тем более важно организовать его жизнь по принципу четкой повторяемости и постоянства.

Избегайте резких перемен в обстановке: например, если у ребенка нарушено зрение, не меняйте и не переставляйте мебель в квартире. Будьте последовательны и постоянны в своих реакциях на поведение ребенка (особенно дурное).

Создайте для него расписание: ребенок должен вставать, ложиться, обедать в одно и то же время. Соблюдайте четкие правила поведения: например, «есть и пить можно только сидя за столом». Однако расписание не должно мешать жить, поэтому некоторые вариации в нем допустимы и даже необходимы, чтобы предотвратить нездоровую фиксацию на расписании, свойственную некоторым детям.

6. Обобщайте приобретенные навыки

Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что он способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посторонними людьми. В частности, врачи и психологи всегда проверяют успехи ребенка именно таким образом.

Если родители сообщают, что ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором, на котором тренировался дома, но и с незнакомыми вещами. Чаще давайте ему возможность проверить себя: предлагайте незнакомые предметы для игры, побуждайте играть в разной обстановке.

7. Не «застревайте» на одном навыке

Родители часто фиксируются на каком-либо одном умении и развивают его так старательно, словно от него зависит жизнь ребенка. Это может произойти оттого, что окружающие постоянно спрашивают: «А он уже сидит?», «Ну как, он уже пошел?» или может быть связано с собственными представлениями родителей о том, что для ребенка наиболее важно.

В любом случае, подобное «застревание» вредно. Ребенок — целостная личность, его навыки развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от остальных.

Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить

Например, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овладеть и физическими навыками — умением брать и отпускать предмет, и интеллектуальным навыком — способностью сопоставить размеры коробки и предмета. Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздействие на освоение других, даже если связь между ними не очевидна. Развитие навыков общения помогает ребенку лучше понимать чувства и реакции людей и, таким образом, влияет на поведение.

8. Всегда доводите дело до конца

Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хочет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда мама сделает». Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-настоящему никому не нужен.

Читайте также

«Степа у меня единственный ребенок, мне не с чем было сравнивать. Я все принимала как есть. Например, одна знакомая мама организовывала домашние музыкальные занятия. Степа никогда ни в чем не участвовал, ни за кем не повторял, на детей не обращал внимания. Сейчас-то я понимаю, что все это были признаки. Но тогда мне просто казалось, что у меня необщительный ребенок. А что не разговаривает — ну так мальчики всегда позже начинают».

Пожалуй, каждая пара мечтает о здоровых и счастливых отношениях. Но почему одни союзы способны преодолеть любые трудности, тогда как другие распадаются при первом же столкновении с препятствиями? Шансы на долговечный брак значительно повышаются, если оба супруга обладают определенными качествами, уверен коуч и консультант по личностному развитию и искусству отношений Кит Дент.

Источник

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида

Картотека игр и игровых упражнений

для детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста

Составитель: Власова О.В.

2018 год

г. Улан-Удэ

Пояснительная записка

Особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии.   Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра. Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно. Практически не сформированная произвольность поведения, неустойчивость и низкий уровень концентрации внимания не способствуют усвоению детьми   игровых правил, принятию на себя определённой роли в игре. Крайне низкий уровень наблюдательности и отсутствие тенденции к общению и познанию окружающего затрудняют выполнение детьми действий в игре.

Читайте также:  Общение понятие значение в развитии ребенка

Возможности   формирования и развития у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, овладения детьми способов усвоения общественного опыта, заключенные в игре как форме обучения, заставляют воспитателя уделять данному виду деятельности специальное внимание.  В данный подбор вошли как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную, коммуникативную стимуляцию.

Упражнение «Твердый — мягкий»

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Твердая щетка. Мягкая ватка» Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Упражнение «Кисточки»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую — для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.

Упражнение «Веревочки»

Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий

Упражнение «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.

Упражнение «Веселый массаж»

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки — бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку — ух! (движение от кончика пальцев до локтя).

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

Упражнение «Зайка»

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке   холодно   сидеть, (дует на руки ребенка),

надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой),

Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха),

На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).

Упражнение «Мокрое — сухое»

Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй — вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).

Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка»

Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом:

Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.

Девочка (мальчик) бабочку поймать не успела.

Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»

Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки. Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи».

Развитие слухового восприятия и памяти.

Упражнение «Кто там»

Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.

Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы к малышу: «Кто это? Как кричит?» Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» — кошка, «му» — корова, «ква» — лягушка и др.

Упражнение «Кто пришел»

(является продолжением упражнения «Кто сначала — кто потом).

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.

Читайте также:  Развитие ребенка старшей группы

Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)

Предложите ребенку стать «зеркалом» (обезьянкой) и повторять позы, ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Стоя перед ребенком, меняйте положение рук: «руки в стороны»; «руки наверху», «одна рука вперед, другая — на голову и т.п.

Развитие схемы тела и лица.

Упражнение «Делаем вместе»

Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком):  

Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп!

Вова топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ — топ, топ — топ!

Ручками захлопали:

Хлоп — хлоп — хлоп!

Ножками затопали:

ТОП — ТОП — ТОП.

При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортном для него темпе.

Упражнение «Водичка, водичка»

Рассказывайте сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка! Умой мое личико,

Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,

Умой ушки!

(совершайте воображаемые действия руками по лицу)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.

Упражнение «Ладушки»

Взрослый   формирует   положительный   эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивает ощущения собственных   движений. Он хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки — ладушки, Ладушки — ладошечки,

Где были? У бабушки! Звонкие хлопошечки.

Хлоп — хлоп!

Упражнение «Собери картинку»

На листе бумаги нарисован контур животного — кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Вместе с ребенком рассмотрите рисунок:

—        Кто это?

—        Где головка (туловище, хвостик, лапки)?

—        Покажи.

Покажите ребенку, как накладываются картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. На готовой работе вы можете дорисовать мелкие детали (усы, глаза, уши).

Упражнение «Сорока — сорока»

Взрослый активизирует движения пальцев рук, формирует положительный эмоциональный настрой на совместные действия. Он действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки.

«В гости к мишке (собачке, кошечке, курочке, зайчику)»

Формируйте интерес к игрушкам-животным, учите воспроизводить характерные движения животных, подражать звукам, свойственным каждому из них. Демонстрируйте имитационные и игровые действия с игрушками-животными (угостить, погладить, напоить, ходить друг к другу в гости). Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«В гости к кукле Кате»

Формируйте интерес к кукле, желание играть с ней. Учите детей различным игровым действиям с куклой в соответствие с ее функциональным назначением: здороваться, угощать, кормить, положить спать в кроватку/коляску, причесывать, катать на машине и др. Воспитывайте эмоциональное, бережное отношение к кукле как к заменителю человека (не брать за волосы, не таскать за ногу).

 «Сложим пирамидку»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами, способами действия (нанизывать кольца на стержень без учета величины, затем с учетом величины колец). Формируйте игровые действия с различными видами пирамидок (выполненной из мягких материалов, деревянной, пластмассовой, в виде елочки, животного). Обучайте ребенка способам взаимодействия в паре: устанавливайте положительный эмоциональный контакт с партнером по игре, распределяйте действия, действуйте по правилу очередности.

Предметно-практические игры с игрушками

«Мой веселый звонкий мяч»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами (лежит, прыгает, катится). Демонстрируйте различные способы действия в соответствии с его функциональным назначением: кидайте по дорожкам, желобу, прокатывайте мяч через ворота, сбивайте кегли, расположенные в конце желоба, забрасывайте мяч в корзину и др. Организуйте совместные с ребенком игровые действия с мячом. Сформированные умения используются в подвижных играх.

Упражнение «Найди и покажи»

Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением человека или куклы. Попросите малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.

Упражнения для развития мелкой моторики руки’

(любое по выбору ребенка)

Сложи фасоль в бутылку. Возьми прищепки и прикрепи их к коробке. Открой пачку бумаги. Накапай пипеткой воды в формочки из-под льда. Пересыпь ложкой крупу (пшено, гречку) из одной салатницы в другую и т.п.

Упражнение «Покажи у куклы (мишки, зайки)»

Рассказывайте потешку:

Водичка, водичка!

Умой кукле личико, Умой кукле глазки,

Умой кукле ротик, Умой кукле носик,

Умой кукле ушки!

(совершайте воображаемые действия — «умывайте куклу»)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий с игрушкой. При наличии двигательных затруднений действуйте руками малыша.

Источник