Оптимизация развития личности ребенка в группе

Образовательные действия педагогов, направленные на индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей

     Индивидуальный подход – организация педагогом воспитательно — образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Выявление проблемных  или сильных сторон в развитии ребенка  и определение путей коррекции  или дальнейшего развития.  

     Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

1. Краткий сравнительный анализ двух подходов

Индивидуализация образования

Индивидуальный подход в образовании

Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Цель: организация процесса передачи

суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

Способы общения: прямое обучение

в соответствие с целями, поставленными

взрослыми; требование и оценка

результата

Тактика: сотрудничество и партнерские отношения

Тактика: диктат и опека

«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

«Хороший ребенок» следующий заданному (предложенному) взрослым  способу (образцу) выполнения действия

Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки  в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

     Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности.

     Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

    Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения  позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.  

Цели индивидуализации обучения?

     Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для воспитателей). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.  

Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении.

При индивидуализированном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом дети становятся заинтересованными участниками занятий (в широком смысле), имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций. Это, однако, не говорит о том, что воспитатели должны все время индивидуализировать обучение детей.

Что представляет собой индивидуализированное обучение?

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация  может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Другим примером является подгруппа детей, принадлежащих к какому-либо этническому меньшинству. Этих детей будет в некоторой степени объединять общий стиль учения, мировоззрение и язык, который характерен только для их общей культуры. Используя приемы  индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные  особенности развития.  

В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?

Читайте также:  Развитие синтаксиса у ребенка

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем.  Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.  

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала  (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно.  Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную  степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.

Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.  

Источник

МБОУ «Клюевская СОШ»

Дошкольные группы

Консультация

«Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ»

                                                                               Воспитатель: Перевозникова О.Н.

2018 г.

        Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

       Проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития познавательной активности детей, мы пришли к выводу о целесообразности внесения изменений в традиционную технологию воспитания и обучения через насыщение элементарными проблемными ситуациями, заданиями

 аналитического и прогностического характера и т.п.

     Для того чтобы развивать познавательную активность, необходимо учитывать три основных внешних условия:

  • общение со взрослыми и сверстниками;
  • субъективная позиция ребенка в деятельности;
  • направленность деятельности на познание окружающего мира.

     Также необходима планомерная работа по поэтапной организации поисковой деятельности, рассчитанная на длительный промежуток времени.

В качестве перспективных тенденций, формирующих познавательную активность дошкольников, нами выделены следующие:

 —      организация поисковой деятельности детей в микрогруппах по 6—8 человек, что способствует установлению благоприятного психологического климатаи осуществлению индивидуального подхода;

—      использование художественной литературы в качестве как информационной основы поисковой деятельности, так и средства формирования предпосылок развития познавательной активности;

—      планирование поэтапной организации поисковой деятельности по блокам, отражающим ее содержание, характер действий и результат.

      Поэтапная реализация задач предполагает некоторые особенности.

Так, задачами первого этапа (подготовительного) являются: стимулирование познавательных мотивов осуществления деятельности; обогащение чувственной сферы; накопление информации об окружающем мире. Решение поставленных задач осуществляется посредством объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, объяснение, демонстрация картин и видеофильмов, чтение художественной литературы и др.), репродуктивных методов (деятельность по заданному алгоритму).

       Второй этап (основной) направлен на овладение способами решения возникающих  перед ребенком проблем. Основными методами реализации этого этапа являются проблемные и поисковые (наблюдение, практическое экспериментирование и опыты, моделирование, решение логических задач, мозговой штурм). В процессе элементарной поисковой деятельности ребенок подбирает творческие способы решения проблемных ситуаций. Результатом этого этапа является перевод чувственной модели окружающего мира в знаковую и формирование интеллектуальной компетентности, предполагающей высокую степень познавательной активности. Овладение способами деятельности дает возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность. Также этот этап характеризуется овладением действиями моделирования. Моделирование — это вид знаково-символической деятельности, который предполагает исследование не конкретного объекта, а его модели (Л. А. Венгер). Мы считаем, что источником данного процесса является моделирующий характер детской деятельности. Дети осваивают следующие виды модельных представлений: конкретные, обобщенные и условно-символические. Усложнение в работе с моделями определяется: 1) действиями с моделями; 2) характером моделей; 3) содержанием.

Читайте также:  Все о развитии ребенка пяти месяцев

     Третий этап (этап совершенствования) призван обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека. Решая поставленную задачу, мы используем поисковые и исследовательские методы (эвристические беседы,

умственное экспериментирование), которые обеспечивают развитие

самопознания в осуществлении поисковой деятельности, а также произвольности.  Результатом этого этапа является переход на более высокий уровень проявления познавательной активности и приобретение способности

 организовывать самостоятельную поисковую деятельность с целью решения проблемных задач.

      Как показывает опыт нашей работы, такой подход к организации поисковой деятельности существенно повышает уровень развития познавательной активности детей.  Наибольший результат дают те виды поисковой деятельности, которые доступны детям как по содержанию, так и по действенной составляющей: экспериментирование, решение творческих задач  и

  дидактические игры поискового характера.

       Кроме того, в совместной деятельности мы используем такие формы работы, как «сокровищницы», организация выставок, создание коллекций, альбомов, макетов, солнечных часов в группе, разработка символа группы, составление календаря группы. Все эти формы работы включены в проектную деятельность. На данный момент педагогами ДОУ реализованы проекты: «Дерево познания», «Песчаные чудеса» (младший дошкольный возраст), «Добрая зима» (средний дошкольный возраст) «Бусинка», «Ниточка», «Друзья маленького принца» (старший дошкольный возраст).

      В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей учитываем,  что предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Для этого в центрах активности периодически обновляем материал и оборудование, ориентированное на интересы разных детей. Это создает условия для  персонифицированного  общения воспитателей с каждым ребенком.

      Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей детей основано на создании спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования с различными материалами. При этом мы используем разнообразные конструкторы, многофункциональные модули, кегли, природный и бросовый материал и т.д.

     Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также возникающую иногда потребность в уединении. Так, для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе кроме центров для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., создаем условия для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности.

     Большое значение придаем организации экспозиций разнообразных

детских работ. Следует подчеркнуть, что систематические выставки продуктов детского творчества в нашем ДОУ являются неотъемлемым компонентом развивающей среды только в том случае, если в них представлены работы каждого ребенка, независимо от их качества. Все это создает у детей чувство защищенности и психологической комфортности, способствует развитию положительной самооценки, уверенности в своих силах.

     Два раза в год проводим диагностику познавательного развития детей. Оцениваются следующие категории:

  • содержание и характер знаний;
  • особенности познавательной деятельности;
  • проявление интеллектуальных качеств.

     Каждый критерий раскрывается рядом показателей (см. табл.).

Кроме того, дважды в год проводится диагностическая игра «Вопрошайка» (автор Н. Б. Шумакова), которая дает возможность провести качественный анализ развития познавательной активности детей. Детям предлагается игра: спрашивать у взрослого все, что им хочется узнать о том, что изображено на картинке. В качестве экспериментального материала используется цветная картинка проблемного содержания. После игры предлагается составить рассказ по картинке. Исследование проводится в индивидуальной форме. Принимают участие дети старшей группы.

      Из  группы выбираются несколько детей: с высоким уровнем познавательного развития, со средним и с низким. Анализ результатов проводится по трем показателям:

  1. Уровень познавательной активности в форме вопросов.
  2. Широта и разносторонность вопросов.
  3. Поисковая направленность вопросов.

      Также показательна диагностическая методика «Внесение незнакомого  предмета  в группу», которую мы проводим также два раза в год.

     Проблема развития познавательной активности не может быть разрешима в течение небольшого промежутка времени.  Поэтому коллективом ДОУ принято решение реализовать проект «Разработка и внедрение в педагогический процесс ДОУ технологии развития познавательной активности детей как основы формирования ключевых компетентностей»

    Цель проекта: обеспечить соответствующий дошкольному возрасту уровень сформированное  ключевых компетентностей.

    Задачи проекта: модернизировать педагогический процесс в ДОУ; повысить уровень готовности воспитателей к реализации КОО; разработать учебно-методическое обеспечение технологии развития познавательной активности детей как основы формирования ключевых компетентностей; привлечь  родителей  к активному взаимодействию со специалистами ДОУ.

Диагностика познавательного развития детей

Возраст дошкольника

Содержание и характер знаний

Особенности

познавательной деятельности

Проявление

интеллектуальных качеств

Младший

Представления о свойствах и качествах предметов. Усвоение системы сенсорных эталонов.

Овладение способами восприятия. Развитие мыслительных операций: классификация, обобщение.

Самостоятельность. Любознательность. Гибкость.

Средний

Пространственно-временные представления.

Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания. Развитие воображения.

Овладение наглядным моделированием.

Старший

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие знаково-символической деятельности.

Развитие элементов логического мышления.

     Познавательное занятие для детей младшего дошкольного возраста           «День рождения у куклы Маши»

       Программное содержание:

  • Обогатить словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, посуды, мебели. Учить понимать обобщающие слова.
  • Научить имитировать движения животных. Сформировать умение изменять по подражанию высоту и силу голоса при произношении звуков.
  • Продолжать учить детей раскатывать комочек глины круговыми  движениями,  сплющивать комочек между ладонями. Научить аккуратно пользоваться  глиной.
  • Воспитывать доброе, заботливое отношение к игрушкам.

     Предварительная работа

Воспитатель заранее лепит из глины печенье большого размера.

     Ход занятия

Мотивация — день рождения у куклы Маши.

Сюрпризный момент — приходит кукла Маша в красивом, нарядном платье.

      Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая у Маши нарядная одежда. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Да, у куклы Маши день рождения. А как надо готовиться ко дню рождения? Правильно, молодцы! Надо убрать комнату, накрыть на стол, приготовить подарки. А что значит — убрать комнату? Да, нужно убрать игрушки, протереть пыль с мебели. Давайте мы поможем Маше убрать комнату (воспитатель закрепляет понятия «игрушки», «одежда», «мебель»).

Читайте также:  Внешние условия созданные для оптимального развития ребенка

Что нужно, чтобы накрыть на стол? (Ответы детей.) Молодцы!  Нам нужны скатерть, чашки, блюдца, чайные ложки, салфетки. (Воспитатель уточняет

значение понятия «чайная посуда».) Какие вы, ребята, молодцы. Помогли Маше убрать комнату, накрыть на стол. А ничего мы не забыли? (Нет угощения ). Где мы можем взять угощение? (Ответы.) Да, конечно, мы с вами слепим печенье из глины.

    Дети вместе с воспитателем лепят печенья. Затем воспитатель проводит сравнение своего печенья с печеньями детей по размеру.

    Воспитатель. Какие замечательные печенья мы слепили! Давайте положим их на тарелку и будем ждать… Кого, как вы думаете?

Дети. Гостей.

    Воспитатель. Какие гости могут прийти? (Ответы детей.)

Да, ребята, к кукле Маше придут в гости все наши игрушки-животные.

  • Этюды под музыку

Дети имитируют движения и звуки животных.

     Воспитатель. Ребята, мы Маше помогли, но забыли поздравить с днем рождения и подарить подарки. Что мы можем подарить? Да, конечно, мы расскажем  стихи, споем потешки, песенки.

Дети по очереди читают стихи, все вместе исполняют песенку.

     Воспитатель. А теперь поиграем.

  • Игра «Каравай».

        Познавательное занятие для детей среднего дошкольного возраста    «Зоопарк»

       Программное содержание:

Расширять представления детей о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Систематизировать знания о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения, какую пользу приносят людям).

Развивать умение отвечать на вопросы, рассуждать, делать простейшие выводы.

Вызвать у детей желание и стремление преобразовывать предметы (коробки) в животных для игровой деятельности.

      Предварительная работа

Чтение, рассматривание иллюстраций, альбомов, загадывание загадок по теме; сбор коробок разных размеров; изготовление клеток для животных из коробок.

      Ход занятия

Мотивация — сделать макет для сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зоопарк».

     Воспитатель Что такое зоопарк? (Ответы детей.) Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие животные.

     Воспитатель. Чем дикие животные отличаются от домашних? Чем похожи? (Ответы детей.)

  • Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

На столе 2 картинки — дом и лес. Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением диких и домашних животных. Дети «расселяют» животных — кого в дом, кого в лес.

  • Этюды

Дети изображают животных с помощью движений, мимики.

     Воспитатель. Можем ли мы сейчас поиграть в зоопарк?

Дети. Нет.

     Воспитатель. Почему? (Ответы детей.) Правильно, у нас нет атрибутов — ни животных, ни клеток. Сможем ли мы сами сделать атрибуты для игры?

Дети. Сможем.

     Воспитатель. Из чего?

Дети. Из коробок.

  • Изготовление аппликаций

Дети наклеивают нарисованные уши, глаза, хвост, нос, лапы животных на коробки.

Воспитатель предлагает детям выступить в роли экскурсоводов и рассказать о своем животном: чем питается, где живет, как спасается от врагов, дети по очереди выполняют задание.

В конце занятия воспитатель подводит итоги и хвалит детей за активность, старание.

       Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста                  «Маленький Робинзон».

     Цель:

Активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

    Задачи:

Развивать поисковую деятельность детей, а именно: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

Развивать у детей способность к созданию определенного продукта.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков, а именно: экспериментирования с объектами живой и неживой природы; создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями.

Активизировать речь.

Совершенствовать стиль партнерских отношений.

    Ход занятия

Первый этап:

Цель. Уточнить знания о способах выживания; об орудиях труда, способах разведения огня, о пище, о жилье; способствовать накоплению познавательного опыта.

Методы. Чтение художественной литературы, просмотр телепередач,

беседа, опыты разведения огня, фильтрации воды, конструирование домика из различных материалов.

Второй этап

  • Обследовать остров, соблюдая осторожность.
  • Перечислить правила безопасного поведения (дети наклеивают в начало ленты картинку с изображением острова, фигурку человека, рисуют знаки, предупреждающие об опасностях).
  • Поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем (также наклеивают на ленту).
  • Изготовить примитивные орудия труда: дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок; на ленту наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.
  • Придумать и зарисовать разные типы жилья (шалаш, палатка, дом из камней, землянка и т.д.).
  • Изготовить посуду для пищи из найденных пластиковых бутылок, половинок кокоса, листьев и т.д.
  • Обсудить проблему поиска воды: морская вода не для питья, поэтому нужно поискать родниковую или озерную воду А если нет ни озера, ни ручья, как быть? (Собрать дождевую воду и очистить.)
  • Найти знакомые съедобные растения (бананы., орехи, апельсины. И Т.Д.).
  • Добыть огонь.

♦ Беседа по вопросам:

— Что такое остров? (Суша, со всех сторон окруженная водой.)

— Если вокруг нет людей, то, как вы думаете, на какой остров попал герой? (На необитаемый.)

— А как вы думаете, какой климат на острове? (Жаркий, так как нарисована пальма.)

— Что нужно сделать герою, чтобы выжить и дождаться спасателей? (Найти воду для питья, пищу, построить жилье.)

— Что мы можем сделать, чтобы, оказавшись в подобной -ситуации, не растеряться и выжить, пока не прибудут спасатели?

Третий этап

     Цель: Совершенствование накопительных практических навыков.

     Задачи:

Поощрять стремление образовывать проблемы.

Побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим действиям и открытиям.

Совершенствовать умение пользоваться различными материалами (пластик, дерево, пробка, солома, бумага и т.д.).

     Постановка новой проблемы:  Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создают  энциклопедию «Азбука выживания», ставят спектакль, сочиняют книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове».

Источник