Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки

Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки thumbnail

Презентация на тему: » Основная идея программы оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов,» — Транскрипт:

Источник

Источник

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при использовании учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

    В этом году я начала работать по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».

   Основная идея УМК «ПНШ»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Где ученик выступает то в роли обучающего, то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации.

      Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при котором обучение идет впереди развития, т. е в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.

     То, что ученик не может сделать индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. То, что представляет сложность для малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

     Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяет младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможность его индивидуального продвижения.

    Ребенок в течение 4-х лет живет в состоянии интриги. Интрига дана через героев — брата и сестру. Они являются конкретными детьми, имеющих конкретных родителей и конкретное место проживания. Ребенок растет, развивается вместе с Машей и Мишей. Герой учебника делают ошибки, сомневаются, что снимает у детей дискомфорт, они видят, что ошибки делают не только они.

Читайте также:  Возможные нарушения развития ребенка

    Герой представляют несколько точек зрения, с которыми учащиеся могут согласиться, а могут и высказать свое мнение. Формируется понятие: «Одного мнения не бывает, надо уважать чужое мнение».

     Только тот ученик сможет чувствовать себя комфортно, который умеет работать с любым источником информации, в том числе и любым учебником. На уроке ученик учится работать над страничкой «Содержание» или «Оглавление» каждого учебника. Формируется система заданий, обучающая детей листать учебник вперед и назад, возвращаясь к рисунку, а затем к прочитанным строчкам. Например: с. 72 учебника Литературное чтение: Посмотрите еще раз текст небылицы, колыбельных песен и последней прибаутки. Найди на выставке Васнецова иллюстрации к этим произведениям.

    Идет обучение специальным приемам цель, которых формирование умения читать язык условных обозначений.

   Например: «Материал для любознательных», «Трудные задачи», «Материал для повторения», «Вспомни, что ты уже знаешь». Материал, который поможет интересно организовать урок — «А здесь ты просто улыбнись», «Ты знаешь, что происходило давным-давно», «Дополнительный материал», «Запомни слово», «Готовимся к олимпиаде».

     Цель этих пиктограмм обратить внимание на смену видов деятельности, и призвать учащихся к выполнению тех или иных видов деятельности в процессе изучения материала параграфа. Например, «Работа в парах», «Выскажи предположение», «Будь осторожен», «Повтори пройденное», «Проведи наблюдение», «Напиши мне письмо», «Загляни в картинную галерею» и т.д.

     40% программы 2-го класса по окружающему миру, изучается на основе проведения опытов самими детьми. Это свойства воды, свойства воздуха, условия, необходимые для развития растения, выращивание гриба на кусочке хлеба.

     Формирование умения работать со словарями6 толковый словарь, обратный, терминологический, орфографический, энциклопедический и т.д.

      В качестве базовых цветов для маркировки текста используют голубой и желтый.

     С помощью этих полосок организуется чтение по ролям, что немаловажно для 1-2 классов. Этот прием чтения методически оправдан.

     Во-первых, ученики вынуждены следить за читающим вслух. Формируется внутреннее чтение- чтение про себя. Во-вторых, необходимость смотреть на текущую читаемую строчку и на боковую цветную планку раздвигает угол зрения, развивает навыки периферического зрения.

   Ребенок 7 лет может сохранять внимание и продуктивно работать 5-7 минут. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет детям чувствовать себя на уроке свободно и раскованно.

        Например, на уроке одно из заданий может быть таковым, что все дети должны по очереди подойти к доске, а экспериментальное задание выполняется стоя, работа в паре или в группе также позволяет детям двигаться.

      Например, игра в мяч. Дети задают вопрос тому ученику у кого мяч. Игра: «Знают ли дети свой адрес». Встают в круг, и передаю чистый конверт, у кого конверт тот сообщает свой адрес. Или на уроке окружающего мира дети рисуют: «Дом, в котором я живу», рисовать можно и стоя.

     На занятиях создают условия для понимания значимости мнения каждого.

     Дети на уроках:

— наблюдают,

— высказывают свою точку зрения,

— привлекают свой жизненный опыт,

— фантазируют,

— советуются,

— выслушивают чужое мнение,

— соотносят его со своим.

      Изменяется и позиция учителя на уроке.

      Учитель:

— слушает,

— перефразирует,

— напоминает другие мнения,

— уточняет смысл высказывания.

    Если ребенок высказывает свои мысли, основанные на увиденном и почувствованном, если обосновывают свою точку зрения, вслушиваются в ответ собеседников, то работа получается интересной и творческой.

    Что и необходимо воспитывать в учащихся для развития в них стремления плодотворно учиться и узнавать новое.

Источник

Педагогика поддержки ребенка в современном образовании.

1 «Мозговой штурм»

  • Для чего нужна педагогика поддержки?
  • Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
  • Что является предметом деятельности ребенка взрослого при осуществлении педагогической поддержки?
Читайте также:  Роль родного языка в развитии личности ребенка шпора

Ответы Педагогика поддержки необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

 2. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности идет практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.

Давайте обратимся к терминологии.

Под педагогикой поддержки понимается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

А в чем же состоит суть педагогики поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности и развивать при этом потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку

Педагогика поддержки

То есть педагогическая поддержка –это

  • помочь другому обрести уверенность;
  •  подкрепить то положительное, что есть    в личности;
  •  удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

От того, насколько вовремя мы заметим, правильно поймём и будем корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, будет зависеть успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

Каковы же нормы педагогики взаимодействия:

а)         любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; 

б)         Совместность, сотрудничество, содействие .Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески , умение слушать, слышать и услышать; 

в)        уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем«Ребенок — главное» — правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

г)        ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

д)        признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;

е)        поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,

ж)        умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з)        собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Вы  знаете, нормы педагогики взаимодействия – это нормы нравственности каждого из нас.

А каковы же средства педагогической поддержки?

3. Средства педагогической поддержки ребенка делятся на 2 группы.

Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

4.  Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий: диагностика, реализация и итоги, т.е. мониторинг.

Читайте также:  Тест векслера развития ребенка

Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально — педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.

Обратите внимание на экран. Здесь предоставлена диагностическая таблица по разным направлениям.

Здесь нам необходима и учебная, и психологическая диагностика и диагностика здоровья.

Реализационный этап – это включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. В качестве основной задачи этого этапа является поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми

5. Методы педагогической поддержки

Хочу обратить внимание на методы педагогической поддержки на реализационном этапе.

1.Методы педагогической поддержки здоровья:

  • Методы положительного эмоционального настроя (радостная перспектива, поощрения и похвала, самонаблюдение за своими эмоциями)
  • Методы поддержки физического здоровья ребенка (физические упражнения и занятия спортом, «постепенность», массаж и самомассаж)
  • Методы поддержки психического здоровья ребенка (устранение плохих привычек, выработка положительных черт характера, релаксация)

2. Методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств:

  • Методы, связанные с поддержкой нравственной сферы ребенка (увлечение «добрым»делом, традиция, личный пример)
  • Методы укрепления чувств ответственности (доверие, просьба, беседа – размышление, лекции, поручения)
  • Методы укрепления воли ребенка (напоминание, сомнения, достижение согласия с самим собой)

3. Методы педагогической поддержки развития способностей:

  • Методы развития аналитико – рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, рефлексии)
  • Метод поддержки развития интеллектуальных способностей («мозговой штурм», «деловая игра», психотренинг)
  • Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)

3. Методы педагогической поддержки развития способностей:

  • Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
  • Методы поддержки развития коммуникативных способностей (создание воспитывающих ситуаций, коммуникативный тренинг, творческий поиск)

4. Методы развития самостоятельной личности:

  • Метод поощрения
  • Метод «ролевой игры»
  • Метод самодиагностики
  • Метод самооценки
  • Метод самоорганизации
  • Метод самореализации
  • Метод самоконтроля
  • Метод самопрогнозирования

Итоговый этап – это анализ и оценка результата практической деятельности.

Реализация педагогики поддержки способствует тому, что учащиеся активно принимают участие в различных интернет-конкурсах, в которых даются результаты формирования различных компетенций.

Сравнивая результаты школьного мониторинга с независимой экспертизой мы можем увидеть, что расхождения несущественны.

В заключении я хочу сказать, что вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит — полноценно жить и учиться.

Памятка

«Этапы, основные направления и способы осуществления

педагогической поддержки ребёнка

в решении личностно значимой для него проблемы»

Этапы педагогической поддержки

Содержание деятельности

I. Сигнальный

1. Определение проблем ребёнка:

Обращение родителей к педагогу или администрации школы;

Тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

Попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения.

3. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

II.Контактно-созидательный

Определение  эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению.

Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров.

Поиск и установление первоначального контакта с учеником.

III. Диагностический

Организация доверительной беседы с учащимся.

Диагностика («раскодирование») проблемы ребёнка.

Определение причин возникновения проблемы.

IV. Проектный

Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло.

Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы.

Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы.

V. Деятельностный

1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы.

2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка.

VI. Результативно-аналитический

совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.

Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения.

Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.

Источник