Опрос о развитии ребенка

Опросник для родителей «Типы воспитания детей».
Воспитание –деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.
Назначение: опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
В предлагаемом опроснике вы найдете ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Все из этих утверждений носят порядковые номера. Эти же порядковые номера найдете вы и в «Бланке для ответов». Номера тех утверждений, с которыми вы согласны (совпадение вашего мнения и предлагаемого вам утверждения), обведите маленьким кружком. Остальные номера перечеркните.
1. В нашем доме главный – наш ребенок.
2. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что–то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
3. Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.
4. Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском доме, а в семье.
5. Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу только недостатки.
6. Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.
7. Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он делал все только на совесть.
8. Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.
9. Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему купить.
10. Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.
11. Раньше я все позволял (ла) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.
12. Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.
13. Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.
14. Я даю ребенку все: еду, одежду, кров – так зачем же еще уделять ему внимание.
15. Если бы вы только знали, как мешает мне ребенок!
16. Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.
17. Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей – закон.
18. Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом – права.
19. Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.
20. Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время не доволен.
21. В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.
22. Моя дочь (мой сын) никак не понимает, что раз у него есть младший брат (сестра), мы не можем уделять ей максимум внимания.
23. Я живу лишь ради своего ребенка.
24. Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…
25. Мне приходиться воспитывать ребенка в основном по телефону.
26. Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.
27. Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.
28. Лучший способ воспитания – ремень.
29. Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.
30. Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.
31. Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже «птичье молоко».
32. У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.
33. Не пойму, какая здесь трагедия, если старшему ребенку достается больше нежности и ласки, чем когда-то раньше, когда он еще в семье был лишь один.
34. Смысл моей жизни – это мой ребенок.
35. Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.
36. У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.
37. Если даже мой ребенок не ночует дома – это его дело.
38. Моя дочь (сын) в сто раз способнее, чем сын (дочь).
39. Только страх – страх наказания – узда для моего ребенка.
40. Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.
41. Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.
42. Мой ребенок знает как я занят (а) на работе и моя зарплата мне необходима, чтоб он не нуждался как другие дети.
43. Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.
44. После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.
45. Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.
46. Я продумал (а) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.
47. Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он – это его забота.
48. Я не дам даже копейки на игрушки для ребенка. Надо же, чего он захотел.
49. Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь). Что бы она (он) ни делал (а), она (он) все делает хуже других.
50. Дисциплина – это наказание и страх.
51. Мой ребенок знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.
52. Когда мой ребенок заболеет, я готов (а) выполнить его любую прихоть.
53. Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.
54. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.
55. Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что имеет.
56. Все, что хочет мой ребенок, — для меня закон.
57. По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.
58. Мне родители почти не уделял в детстве времени на мои заботы. Почему я должен (на) уделять?
59. Я совсем не для того позволил (а) себе иметь ребенка, чтобы думать каждый день во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше думает об этом государство.
60. Я думаю, что лучший метод воспитания – противопоставление ребенка другим детям.
61. Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.
62. В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботится о младших.
63. Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.
64. Если бы я сидел (а) со своим ребенком дома, он бы не имел такие необычные дорогие игрушки, вызывающие зависть у других детей.
65. В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.
66. Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь кумир другой.
67. В нашем доме дышат все лишь в такт дыханию ребенка.
68. Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.
69. Я, конечно за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.
70. Еще не хватало, чтобы я заботился (лась) о своем ребенке.
71. Я даже не скрываю то, что у меня есть среди моих детей свой любимчик.
72. Я не «пряником» воспитываю своего ребенка, а «кнутом».
73. Я привык (ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.
74. Я согласен (на), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.
75. Не пойму, что не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже видеокамеру.
76. Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на воспитание детей.
77. Моя дочь (сын) никак не хочет примириться с тем, что после моего развода с его (ее) папой у меня совсем уже нет денег, чтобы выполнять все прихоти ее (его).
78. Мой ребенок знает, что он самый лучший.
79. Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.
80. Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.
81. Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю – выздоровеет сам.
82. Моя дочка (сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до сказочной принцессы (принца).
83. Я привык (ла), чтоб мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.
84. Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе – я не потерплю.
85. Когда мой ребенок плохо себя чувствует, я дрожу над нм, как будто он новорожденный.
86. Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю новой безделушкой.
87. То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).
88. Я сменил (а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.
89. Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.
90. Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).
91. Мой ребенок полностью свободен: хочет – ходит в школу (детский сад), хочет – нет.
92. Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.
93. Моя дочь (сын) все время грезит наяву, как будто бы во сне. Лучше б она (он) занималась (лся) делом и хоть чем-то походил (а) бы на брата (сестру).
94. Я держу своих детей в «ежовых рукавицах».
95. Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.
96. Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.
97. Мой ребенок мной всегда гордится. Я достиг (ла) всего и он имеет все. Для чего ж ему необходимо еще и общение со мною.
98. Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня «можно», что «нельзя».
99. Раз мой муж (жена) нашел (а) себе другую, новую семью, Я не могу по-старому баловать ребенка.
100. Мой ребенок знает, что он – идеал.
101.Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.
102. Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.
103. Мой ребенок – лишняя обуза для меня.
104. Младший сын (дочь) меня все время раздражает. Хорошо, что у нас есть еще один ребенок.
105. Если кто-то вдруг пожалуется мне на моего ребенка, я с ребенком разберусь сам так, что он об этом еще долго будет помнить.
106. Моя дочь (сын) прекрасно знает, что она (он) должна (ен) ухаживать за дедушкой.
107. Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.
108. Если даже я немного уделяю времени своему ребенку, я стараюсь это компенсировать любыми ценными подаркам.
109. Только мое настроение определяет, как сегодня буду я воспитывать ребенка.
110. Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сам (а) взялся (лась) за воспитание нашего ребенка.
Бланк для ответов
1 | 12 | 23 | 34 | 45 | 56 | 67 | 78 | 89 | 100 | I |
2 | 13 | 24 | 35 | 46 | 57 | 68 | 79 | 90 | 101 | II |
3 | 14 | 25 | 36 | 47 | 58 | 69 | 80 | 91 | 102 | III |
4 | 15 | 26 | 37 | 48 | 59 | 70 | 81 | 92 | 103 | IV |
5 | 16 | 27 | 38 | 49 | 60 | 71 | 82 | 93 | 104 | V |
6 | 17 | 28 | 39 | 50 | 61 | 72 | 83 | 94 | 105 | VI |
7 | 18 | 29 | 40 | 51 | 62 | 73 | 84 | 95 | 106 | VII |
8 | 19 | 30 | 41 | 52 | 63 | 74 | 85 | 96 | 107 | VIII |
9 | 20 | 31 | 42 | 53 | 64 | 75 | 86 | 97 | 108 | IX |
10 | 21 | 32 | 43 | 54 | 65 | 76 | 87 | 98 | 109 | X |
11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | XI |
Шифр к коду типов воспитания детей
Горизонтальные столбики, отмеченные римскими цифрами, обозначают:
I — Кумир семьи;
II — Гиперопека;
III – Гипоопека;
IV – Безнадзорность;
V – Золушка;
VI – «Ежовые рукавицы»;
VII – Повышенная моральная ответственность;
VIII – «Культ болезни»;
IX – «Кронпринц»;
X — Противоречивое воспитание;
XI – Смена образцов воспитания.
Синергетические типы воспитания – это типы воспитания, которые обычо сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект.
Синергизм в переводе с греческого означает – содействие, соучастие, сотрудничество. Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» или Кумир + Гиперопека + «Культ болезни» и т.д.
Расхождения во взглядах между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении ответов мамы и папы.
Источник
Уважаемые родители!
При заполнении анкеты поставьте любой знак (галочку, крестик и т.п.) после соответствующего утверждения о Вашем ребенке. В тех случаях, когда после вопроса анкеты есть чистая строка, впишите в нее, пожалуйста, ответ на поставленный вопрос. Большое спасибо!
1. Социальный раздел
1. Фамилия ребенка ____________________________________
Имя _______________________________________________
Отчество ___________________________________________
2. Дата его рождения ___________________________________
3. Домашний адрес ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
телефон _____________________________________________
4. Члены семьи, проживающие вместе с ребенком (если в семье есть другие дети, укажите их возраст):______________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Другие родственники, с которыми ребенок общается: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кем заполняется анкета _______________________________
_____________________________________________________
6. Ребенок имеет:
отдельную комнату ___
отдельную комнату с братом ___
отдельную комнату с сестрой ___
отдельную комнату с _________________________________
свой уголок в общей комнате ___
не имеет своего места ___
другое ___________________________________________
_____________________________________________________
7. Кто из взрослых больше всего бывает с ребенком? _____________________________________________________
_____________________________________________________
8. С кем из членов семьи больше всех дружен ребенок? _____________________________________________________
_____________________________________________________
2. Медико-психологический раздел
Течение беременности:
1. Какая по счету беременность __________________________
2. Были ли у матери во время беременности:
хронические заболевания: да ___ нет ___
вредная работа: да ___ нет ___
другие медицинские проблемы: да ___ нет ___
Роды:
3. Какие по счету? _____________________________________
4. На каком сроке беременности? _________________________
5. Протекание родов:
естественным путем ___
кесарево сечение ___
щипцы ___
другое ______________________________________
_____________________________________________________
Сведения о ребенке:
6. Была ли родовая травма: да ___ нет ___
7. Вес при рождении ___________________________________
8. Рост при рождении __________________________________
9. Закричал сразу: да ___ нет ___
10. Взял грудь сразу: да ___ нет ___
когда ________________________________________________
11. Выписан из роддома:
вместе с матерью ___
из роддома переведен в больницу ___
Развитие ребенка на первом году жизни:
12. Заболевания на первом месяце жизни:
не было ___ были ___
какие ________________________________________________
_____________________________________________________
13. Заболевания на первом году жизни
не было ___ были ___
какие ________________________________________________
_____________________________________________________
14. Были ли ушибы головы: да ___ нет ___
15. Были ли характерны для ребенка и до какого возраста:
частый крик ___ до ________________________________
двигательное беспокойство ___ до ___________________
частые срыгивания и рвота ___ до ___________________
нарушения регулярности сна и бодрствования ___
до __________________________________________________
плохой аппетит ___ до _____________________________
боязнь новых людей и обстановки ___ до _____________
16. Какие трудности, связанные со здоровьем и поведением ребенка на первом году жизни, Вы могли бы отметить? _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
17. Начал ходить в возрасте ______________________________
18. Что Вы еще могли бы отметить в развитии Вашего ребенка до года? ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие после первого года:
19. Были нарушения в развитии речи: да ___ нет ___
до какого возраста _____________________________________
сохранились сейчас: да ___ нет ___
какие ________________________________________________
_____________________________________________________
20. Первые слова:
до 1 года ___
к 2 годам ___
старше 2 лет ___
21. Речь фразами:
к 2 годам ___
к 3 годам ___
старше 3 лет ___
22. Общение со взрослыми в раннем возрасте (до 3 лет):
взрослые общались в ребенком только по мере необходимости ___
кто-то из взрослых постоянно с ним занимался ___
23. С кем ребенок наиболее охотно общался:
с папой ___
с мамой ___
с кем-то из братьев ___
с кем-то из сестер ___
с другими ___ (укажите, с кем) _______________________
_____________________________________________________
24. Воспитывался только дома: да __ нет ___
— у родственников: да ___ нет ___ (укажите, у каких) _________
_____________________________________________________
другое _______________________________________________
25. Кто в основном находился с ребенком:
мать ___
отец ___
бабушка ___
кто-то еще ___ (укажите, кто) _______________________
_____________________________________________________
26. Был помещен в дошкольное учреждение: да ___ нет ___
в возрасте ______________ лет
27. Тип детского сада:
обычный ___
логопедический ___
санаторного типа ___
другой __________________________________________
28. Привыкал к детскому саду:
быстро ___
медленно ___
не привык совсем ___
пришлось забрать ___
29. Находился на пятидневке: да ___ нет ___
в каком возрасте _______________________________________
30. Болел во время посещения детского сада:
очень часто ___
довольно часто ___
редко ___
31. Отношение к саду:
положительное ___
безразличное ___
отрицательное ___
32. Особенности поведения в саду:
был активным ___
был пассивным ___
конфликтовал с детьми ___
33. Жалобы воспитателей на поведение в саду:
не было ___ были ___ какие ____________________________
_____________________________________________________
34. Занимался с логопедом: да ___ нет ___
35. Спал во время дневного отдыха:
в детском саду до ______________ лет
дома до ______________________ лет
36. Обычно поднимается утром легко: да ___ нет ___
37. Засыпает вечером легко: да ___ нет ___
38. Стремление двигаться:
чрезмерное ___ в возрасте __________________лет
большое ___ в возрасте ____________________ лет
умеренное ___ в возрасте ___________________ лет
был малоподвижен ___ в возрасте ____________ лет
39. Задавал вопросы:
без конца ___ в возрасте ___________________ лет
довольно часто ___ в возрасте ______________ лет
время от времени ___ в возрасте _____________ лет
довольно редко ___ в возрасте ______________ лет
редко ___ в возрасте _______________________ лет
очень редко ___ в возрасте __________________ лет
40. Выучил буквы в ___________ лет
41. Начал читать по слогам в ___________ лет
42. Начал читать бегло в ____________ лет
43. Было ли у ребенка выраженное желание идти в школу:
да ___ нет ___
44. Группа продленного дня:
не посещал ___
посещал ___
в каких классах, полный или нет день _____________________
_____________________________________________________
45. Смена класса:
не было ___
была ___
когда и по какой причине _______________________________
_____________________________________________________
46. Смена учителя начальной школы:
не было ___
была ___
когда и по какой причине _______________________________
_____________________________________________________
47. Успеваемость в начальной школе (в среднем):
49. Нелюбимые предметы: ______________________________
_____________________________________________________
50. Выполнение домашних заданий:
самостоятельно ___ с ___________ класса
с помощью взрослого ___
51. Основные трудности при выполнении домашних заданий: _____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
52. Дополнительные занятия вне дома:
музыка ___
танцы ___
спорт ___ какой ___________________________________
рисование ___
иностранный язык ___
другое ___ укажите, что ____________________________
_____________________________________________________
53. Любимые занятия дома (самостоятельно):
раскрашивание ___
рисование ___
прослушивание пластинок, аудиокассет, CD ___
вырезание из бумаги ___
лепка ___
конструирование картинок ___
занятия с мозаикой, кубиками ___
игра в куклы, с машинками ___
просмотр телевизионных передач ___
компьютерные игры ___
чтение ___
другие игры и занятия ___ укажите, какие _____________
_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
самостоятельно ничем не может заняться ___
надоедает другим ___
54. Любимые занятия вместе с матерью/отцом:
чтение ___
спорт ___
рукоделие ___
разговоры ___
конструирование ___
приготовление пищи ___
изготовление поделок ___
прогулки ___
возня ___
работа на садовом участке ___
другое ___ укажите, что ____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
55. Ухаживает за домашними животными:
да ___ нет ___ какими _________________________________
56. Игрушки дома:
мало ___
средне ___
очень много ___
57. Смотрит телевизор:
очень часто ___
средне ___
редко ___
в среднем в день:
менее одного часа ___
1– 2 часа ___
более 2 часов ___
58. Имеет ли постоянные обязанности: да ___ нет ___
какие_________________________________________________
59. Любит поддерживать порядок в своих вещах:
да ___ нет ___
60. Чрезвычайные обстоятельства в жизни ребенка:
сильный испуг ___ в возрасте _________________ лет
смерть близких ___ в возрасте ________________ лет
помещение в больницу ___ в возрасте _________ лет
разлука с близкими ___ в возрасте _____________ лет
развод родителей ___ в возрасте ______________ лет
что-то другое ___ в возрасте __________________ лет
укажите, что __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Какова была реакция ребенка на эти события _______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
61. Продолжительные психотравмирующие ситуации:
конфликты в семье ___
ревность по отношению к другому ребенку ___
длительная разлука с семьей ___
конфликт с учителем ___
что-то другое ___ укажите, что ______________________
__________________________________________________________________________________________________________
62. В настоящий момент для ребенка характерны:
чрезвычайная подвижность ___
чрезвычайная любознательность ___
упрямство ___
агрессивность ___
стремление все ломать ___
боязнь новых людей и обстановки ___
выраженные страхи ___
гневливость ___
капризность ___
плохое настроение ___
чрезвычайная впечатлительность ___
резкие смены настроения ___
повышенная утомляемость ___
вялость ___
заторможенность ___
нежелание ничем заниматься ___
плохой аппетит ___
нарушения ночного сна ___
непереносимость жары и духоты ___
укачивание в транспорте ___
непереносимость ожидания ___
чрезвычайная привязанность к матери ___
Что еще Вы можете отметить? ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
63. Как Вы наказываете ребенка? __________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
64. Как Вы поощряете ребенка? __________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
65. Отношение к похвале и порицанию:
радуется (когда хвалят) ___
огорчается (когда ругают) ___
равнодушен к похвале ___
равнодушен к порицанию ___
66. Отношение к оценкам:
сильно переживает ___
средне ___
равнодушен ___
67. Играет с другими детьми:
часто и подолгу ___
время от времени ___
редко ___
предпочитает играть один ___
68. Имеет ли друзей:
да ___ сколько ________________________________________
нет ___
69. Отношения со сверстниками:
стремится быть во всем первым ___
— и это ему удается ___
первым быть не удается, и из-за этого возникают конфликты ___
отношения ровные, дружелюбные ___
в основном подчиняется другим ___
избегает детей, общается со взрослыми ___
другое ___ укажите, что ____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
70. Имеются ли у ребенка какие-либо специфические способности (к музыке, рисованию, языку и др.)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
71. Что Вы еще можете добавить о развитии своего ребенка? _____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
72. Что Вас беспокоит в ребенке? _________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник