Оценка развития ребенка в приемной семье

Оценка развития ребенка в приемной семье thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

— непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

— своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

— создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

— осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального —  педагогических воздействий;

— оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

— физическое развитие ребенка;

— нервно-психическое развитие;

— заболеваемость хроническая;

— заболеваемость острая.

Образование:

— школьная мотивация;

— успеваемость;

— дополнительное образование;

— личностное развитие;

— психические процессы;

— самооценка;

— эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

— навыки самообслуживания;

— внешний вид и поведение в обществе;

— межличностные отношения;

— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

— соблюдение прав и обязанностей в семье:

— готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

— атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   — обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   — создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   — степень эмоционального принятия детей в семье;

   — возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   — степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

— наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

— беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

— интервью;

 — анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

— акты обследования жилищно-бытовых условий.

— средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

— школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

— анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

— психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

— медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого — медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

Читайте также:  Таблица физиологического развития ребенка

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

— семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

— семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

— семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

— семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 — семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

— семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

— замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

— проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

— осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

— плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

— внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному — специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник

Оценка развития ребенка в приемной семье

Диагностика эмоционального благополучия жизни ребенка в замещающей семье.

            Прошедший 2017 год был не самым легким годом для развития института замещающей семьи в Российской Федерации. Многочисленное количество скандальных случаев и происшествий с замещающими семьями, начиная с января, сотрясали информационное пространство: здесь и скандал с семьей Дель, и случай сексуального насилия над детьми в Комсомольске-на-Амуре, и многочисленные случаи изъятия детей из замещающих семей органами опеки по абсолютно надуманным причинам (волосы не той длины у ребенка). Подобное положение вещей ставит перед органами опеки, Службами, занимающимися сопровождением замещающих семей, достаточно острую проблему: как выявлять случаи действительно угрожающие благополучию ребенка в замещающей семье, как при этом не навредить ни семье, ни ребенку в других кризисных ситуациях. В любой семье могут быть кризисные моменты, связанные с различными этапами ее развития, не приводящие к вреду для ребенка, а являющиеся частью естественной семейной жизни.

            Вопрос актуальный, требующий вдумчивого и основательного подхода для своего решения. При его решении необходимо создать действующий инструментарий, позволяющий специалистам объективно анализировать внутрисемейную ситуацию, выявляя признаки неблагополучия. При этом этот инструментарий должен быть достаточно экономичным в своем применении. Подобные требования, которые еще будут дополнительно усугубляться необходимостью не пропустить случаи действительного насилия в семье, могут приводить к случаям гипердиагностики. Особенно риск гипердиагностики может усиливаться, когда появляется иллюзия того, что можно создать идеальный диагностический комплекс методик, применение которого позволит любому специалисту в кратчайшие сроки ответить на вопрос о психологическом состоянии ребенка (в том числе, было насилие в семье или его не было). Ответить со 100% уверенностью. А у чиновников всегда будет сохраняться иллюзия того, что это возможно.

            Чтобы избежать подобных проблем, необходим многоуровневый подход в подобной работе с семьей. На мой взгляд, подобная работа должна состоять из трех этапов:

  • Сбор анамнеза семьи и ребенка, направленный на выявление факторов способствующих проявлению насилия по отношению к ребенку, выявление виктимности у ребенка (выполняется психологами детских домов и Служб по подготовке кандидатов в приемные родители, хранится в личном деле замещающей семьи, является основанием для формирования группы риска);
  • Экспресс диагностика семьи и ребенка на предмет выявления факторов риска по неблагополучию жизни в семье (выполняется специалистами, занимающимися наблюдением за семьей, анализируется психологами, является основанием для назначения углубленной диагностики семьи и ребенка);
  • Углубленная диагностика семьи и ребенка на предмет выявления эмоционального неблагополучия в семье и выявления его причин (выполняется психологами, является основанием для назначения сопровождения семьи в режиме семейной терапии или, в особо тяжелых случаях, передачи материалов в правоохранительные органы).

            На какие именно моменты должен обращать внимание специалист при сборе анамнеза. При сборе анамнеза семьи нужно обращать внимание на опыт воспитания замещающих родителей в их родительских семьях, того, какой стиль воспитания был характерен для их родителей, были ли случаи насилия по отношению к ним в родительской семье. Наличие опыта насилия в родительских семьях, использование директивного стиля воспитания может являться фактором риска при воспитании замещающими родителями приемных детей. Необходимо прояснять опыт собственной семейной жизни замещающих родителей: были ли в браке, сколько было браков, причины расторжения браков, опыт воспитания собственных детей, проблемы при воспитании собственных детей (очень могла бы помочь характеристика на кровных детей замещающих родителей из школы). Необходимо учитывать результаты психологической диагностики замещающих родителей, которую они проходили в период подготовки, когда были кандидатами. Здесь следует учитывать их склонность к директивности, конфликтности, готовности или не готовности идти на компромисс, стрессоустойчивость (данный критерии можно подчерпнуть из результатов анализа опросника СМИЛ).

Читайте также:  Беседа как развитие речи ребенка

            При сборе анамнеза ребенка также необходимо учитывать его опыт семейной жизни, наличие или отсутствие случаев насилия по отношению к нему в семье. Необходим подробный сбор информации о жизни ребенка в детском доме, особенно надо сделать акцент на случаи «дедовщины» по отношению к ребенку в детском доме, так как практика показывает, дети, подвергшиеся «дедовщине» сами нередко склонны к насилию. Следует точно устанавливать психиатрический диагноз ребенка для учета его влияния на поведение.  

            Что должен включать в себя этап экспресс диагностики? На мой взгляд, здесь необходимо использовать минимальное количество методик, которые позволили бы выявить признаки эмоционального неблагополучия в семье за минимальное время. Я бы использовал в подобных случаях, при посещении семьи на дому, две методики – это тест Люшера и ЦТО. Методики надежны, давно апробированы, их применение возможно специалистами различного уровня при минимальном времени подготовки специалистов. Еще одним плюсом данных методик является наличие неплохих компьютерных вариантов их применения. При этом качественный анализ результатов методик осуществлять должен все равно психолог, а специалист на выезде может обратить внимание на ряд ярких критериев тревоги: вегетативный коэффициент, как характеристика физического состояния, и показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы, как характеристика эмоционального состояния. При проведении теста ЦТО обращается внимание на самооценку испытуемого и на ранг членов семьи в его выборке, при более подробном анализе рассматривается количество взаимных положительных выборов. Хочу отметить, что на данном этапе необходимо обследовать всех членов семьи, а не только ребенка.

           Третий этап – это этап подробного исследования семьи и ребенка на основе факторов риска, выявленных на втором этапе. Какие методики, на мой взгляд, здесь можно применить?

               Первое, это методики, направленные глубокое изучение эмоционально-личностной сферы членов семьи и ребенка и выявления возможного неблагополучия:

  • опросник подростковой депрессии (ATQ),
  • шкала депрессии Бекка для взрослых членов семьи,
  • тест Люшера,
  • подростковый вариант опросника Кеттелла (выявление эмоциональной устойчивости, склонности к зависимому поведению, развитие самоконтроля),
  • СМИЛ для взрослых членов семьи,
  • опросник Спилбергера для прояснения уровня тревожности.

             Второе, это методики, направленные на прояснения особенностей общения ребенка и членов семьи, выявления зон риска в общении:

  • рисованный апперцептивный тест,
  • методика «Незаконченное предложение»,
  • интервью «Волшебный мир», тест Томаса «Типы поведения в конфликте»,
  • тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»,
  • тест-опросник на эмпатию В. В. Бойко,
  • тест-опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко.

         Третье, необходимо применение методик, которые бы показывали адекватность восприятия ребенком реальности, склонности его ко лжи и фантазированию. Здесь я бы применил тест Векслера на интеллект и тест на акцентуации характера. Дети со следующими типами акцентуаций могут быть склонны к преувеличению трудных и неприятных моментов во взаимоотношениях между членами семьи, могут быть склонны к фантазированию.

         Застревающий тип

         Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.

         Эмотивный тип

         Главной особенность эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (“глаза на мокром месте”).

        Тревожный тип

      Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

         Циклотимический тип

        Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными. В гипертимической фазе поведения типично, что радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

         Демонстративный тип

        Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элемент этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

Читайте также:  Значение изодеятельности в развитие ребенка

         Возбудимый тип

        Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

         Дистимический тип

        Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

         Экзальтированный тип

    Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением.

         Четвертое, необходимо обследование семьи в целом для выявления особенностей взаимодействия между членами семьи и потребностями в изменении данных отношений у каждого члена семьи в отдельности. С этой целью я бы применил методику «Семейный системный тест Геринга FAST». Плюсом данной методики, на мой взгляд, помимо того, что я указал ранее, является ее возможность терапевтического применения, когда члены семьи, наблюдая за диагностикой друг друга, начинают осознавать действительное положение дел в семье, начинают понимать взгляды друг друга на видение семейной ситуации.

         Такой тщательный и многоуровневый подход при анализе психологического климата семьи и его влияния на эмоциональную сферу ребенка, на мой взгляд, может помочь в своевременном реагировании и профилактике экстренных ситуаций в семье, и в тоже время исключит вероятность скоропалительных и необоснованных выводов и решений, способных навредить семье.

         Коллеги, те взгляды на данную проблему, которые я описал в статье, являются результатом моего опыта работы с замещающими семьями. Не буду утверждать, что предлагаемый мной здесь подход идеальный – всегда есть место оптимизации и улучшению. Поэтому, мне очень хотелось бы услышать ваши отзывы и предложения по данной теме. Возможно, кто-то может предложить свой подробный взгляд по данной проблеме. Мне было бы очень интересно ознакомиться с мнением профессионалов и практиков.

Приложение.

Второй этап работы с семьей.

Регистрационный лист опроса семьи при ее посещении на дому с целью прояснения психологического климата в семье.

  1. Опрос семьи «Удовлетворенность жизнью».

1.1. Каждого члена семьи просят оценить свою удовлетворенность семейной жизнью: «Оцените по 10-ти балльной системе свою удовлетворенность жизнью вашей семьи месяц назад, сейчас».

МАМА

ПАПА

ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК

КРОВНЫЙ РЕБЕНОК

МЕСЯЦ НАЗАД

СЕЙЧАС

Оцениваются следующие критерии:

— средний индекс удовлетворенности семейной жизнью у всех членов семьи месяц назад — ______;

— средний индекс удовлетворенности семейной жизнью у всех членов семьи сейчас — _____;

— динамика удовлетворенностью семейной жизнью, вычисляемая как разница показателей двух предыдущих индексов — _______ (отрицательная динамика является фактором риска, при котором следует дополнительно обследовать семью);

— динамика удовлетворенностью семейной жизнью у каждого члена семьи в отдельности – мама (_), папа (_), приемный ребенок (_), кровный ребенок (_)(отрицательная динамика является фактором риска, при котором следует дополнительно обследовать семью).

1.2.  Каждого члена семьи в отдельности просят рассказать о запомнившихся положительных и отрицательных семейных событиях за прошедший месяц. Во время рассказа регистрируется то, сколько раз упоминалось местоимения «мы» или «он», «они».

МЫ

ОН, ОНИ

МАМА

ПАПА

ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК

КРОВНЫЙ РЕБЕНОК

ИТОГО

ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ

100 – «МЫ»*100/ «ОН, ОНИ»

Если процентное соотношение будет равно 30% и более процентам, то это повод дополнительно обследовать семью.

  • Изучение эмоционального состояния членов семьи (тест Люшера)
  • ПЕРВЫЙ ЦВЕТОВОЙ ВЫБОР

    ВТОРОЙ ЦВЕТОВОЙ ВЫБОР

    ВЕГЕТАТИВНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

    ПОКАЗАТЕЛЬ СУММАРНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ОТ АУТОГЕННОЙ  НОРМЫ

    МАМА

    ПАПА

    ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК

    КРОВНЫЙ РЕБЕНОК

    Шифр цветов: синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0.

    Формула для вычисления вегетативного коэффициента вычисляется по второму цветовому выбору):

    ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета).

    Правила вычисления показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы:

    определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия, для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются (значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным).

    Если показатель вегетативного коэффициента меньше 0,5 и больше 2, то это повод дополнительно обследовать семью.

    Если показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы 20 и более, то это повод дополнительно обследовать семью.

  • Социометрия семьи (ЦТО).
  • ЦВЕТОВОЙ ВЫБОР

    МАМА

    ПАПА

    ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК

    КРОВНЫЙ РЕБЕНОК

    МАМА

    ПАПА

    ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК

    КРОВНЫЙ РЕБЕНОК

    СРЕДНИЙ РАНГ ЧЛЕНА СЕМЬИ

    Если средний ранг кого-то из членов семьи 5 и ниже, то это повод для дополнительного обследования семьи.

    Источник