Беседа как развитие речи ребенка

Мелихова Ирина Валерьевна
Беседа как одна из форм развития речи детей

Беседа это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям. Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают – до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения. Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах. (Например, тема уважения старших может быть затронута в беседах о труде взрослых о поведении в общественных местах, о маме.) Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое. В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и‚ наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием, что очень важно для неокрепшего сознания детей пяти — шести лет. Например, основной вопрос «Что варят из фруктов?» (компот); наводящий вопрос «Что очень вкусное сладкое можно намазать на хлеб?» (варенье, повидло); подсказывающий вопрос «А джем варят?»

Е. И. Радина и Э. П. Короткова сформулировали следующие требования к вопросам,которые задает воспитатель детям:

1) формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;

2) вопросы должны быть конкретными, четко сформулированными. Например, воспитатель хочет, чтобы дети описали внешние признаки коровы,и задает вопрос: «Что вы знаете о корове?»Дети отвечают: «Траву щиплет», «Коровы большие», «У коровы молоко». Вопрос поставлен неопределенно и не дает направления детской мысли;

3) в вопросах не должно быть непонятных для детей слов.Например: «Какие предметы делают из шерсти?» (Вместо слова «вещи» употреблено слово «предметы»);

4) не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли. Например, неправильно задавать 5—б-летним детям вопросы: «Сколько ног у лошади»; «Сколько глаз у кошки?»; «Где живет волк?», — так как, во-первых, это детям уже хорошо известно, и, во-вторых, такие вопросы ничего не прибавляют к знаниям детей о животных.Правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: «Какие у него глаза, хвост и т. д.»,установление зависимостей: «Почему волк живет в лесу?»;

5) нельзя задавать вопросы в отрицательной форме («А вы не знаете, как называется?», так как они провоцируют детей на отрицательный ответ;

б) вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;

7) количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу. В беседе большую роль играют указания педагога. Например,ребенок говорит: «Лазают по снегу». Не фиксируя внимание ребенка на допущенной ошибке,воспитательница замечает: «По снегу ползут».Ребенок продолжает рассказ: «Разведчики тихо ползут по снегу». В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей.

Это можно сделать следующими способами:

— изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;

— провести дидактическую игру на том же программном материале;

—предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню близкую по содержанию теме беседы;

прочитать художественный рассказ;

— дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.

При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными ее участниками.

Для этого, по мнению Е. И. Радиной и О. И. Соловьевой, необходимо соблюдать следующие правила[16,63

беседа не должна длится долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устают, они перестают участвовать в ней, т. е. перестают активно мыслить;

— во время беседы воспитатель должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать (неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко);

Читайте также:  Критические периоды развития ребенка понятие

—нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно;

— дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ, то можно позволить им ответить хором;

— не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний. В таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже одно сложным ответом;

— нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т. п. Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»; — часто вопрос, задаваемый воспитателем, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций, и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог должен быть готов к этому и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы, или прервать ребенка,заявив: «Об этом поговорим в другой раз».

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию — вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступить во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике. Большое значение беседе придавала Е. И. Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей. Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению.

Источник

Беседа — как метод развития связной речи

 Беседа – это целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседа является активным методом обучения детей при ознакомлении с окружающим миром и одним из самых эффективных словесных методов в развитии речи детей.

Беседа — это  организованное планомерно проводимое речевое занятие, цель которого – углубить, систематизировать представления и знания детей.

Беседа для детей дошкольного возраста является средством систематизации и уточнения знаний детей. В процессе беседы взрослый своими вопросами направляет мысли детей, подводя их к сравнениям, обобщениям, умозаключениям. Ценность беседы именно в том, что ребенка учат логически мыслить, рассуждать, а это необходимо для дальнейшего обучения в школе. В беседе ребенка учат ясно выражать свои мысли в слове, развивают умение слушать собеседника.

Содержание беседы должно быть близко и доступно детям. Ошибкой педагога является стремление дать детям в беседе как можно больше нового и сложного материала, который дети не могут осознать и усвоить, поэтому они отвлекаются и отклоняются от обсуждения вопросов. Наиболее эффективен прием дробления информации: новая информация дается небольшими частями – «сегментами» – в процессе беседы с опорой на личный опыт детей. Прием «сегментации речи» позволяет проводить беседы живо и непринужденно, добиваться активности детей.

Чем младше ребенок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. Со старшими дошкольниками необходимо в беседе выходить за рамки непосредственно личного опыта, но знания должны быть элементарными и способствовать активной мыслительной деятельности ребенка.

Большое значение в организации и проведении бесед имеют наглядные материалы (предметы, игрушки, картины, модели и т.п.). Воспитателю необходимо продумывать логику последовательного рассматривания наглядного материала, а также вопросов, объяснений, заданий для детей.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка различать цвета

Структура беседы традиционно включает три части. В первой (вводной) части детям необходимо предоставить живой образ, поэтому начать беседу можно с рассматривания наглядного материала или воспоминаний о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Во второй части (основной) следует анализ обсуждаемых явлений и фактов с выделением наиболее существенных признаков, на основе которых необходимо подвести детей к выводам. Третья часть (заключительная) направлена на обобщение, систематизирующее представления детей, способствующее выработке у детей необходимого отношения к обсуждаемым явлениям и должного поведения.

Основным приемом беседы являются вопросы. Для успеха важна последовательность вопросов и их формулировка. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Чаще всего воспитатель использует вопросы, требующие простого называния предметов, описания их свойств, действий с ними. При этом ребенок констатирует известные ему факты – называет и описывает материал, который воспринимает непосредственно. Вопросы типа «Что это?», «Какой?», «Что делает?» можно задавать, чтобы пробудить воспоминания детей о ранее увиденных объектах или событиях; они стимулируют мыслительную деятельность и активизируют речь ребенка.

Наиболее сложные вопросы для детей те, которые предполагают установление причинно-следственных связей («когда?», «почему?»). Иногда дети не могут ответить на такой вопрос, потому что он очень общий, тогда следует конкретизировать формулировку вопроса. Например: «Когда прилетают птицы?» – вопрос не четкий, как правило, дети молчат, при уточнении: «Когда прилетают птицы – весной или осенью?» дети отвечают: «Весной». Главная задача вопросов – побудить детей к самостоятельным логическим рассуждениям, которые выражены фразами и развернутыми предложениями.

Особое внимание следует уделять также вопросам, которые задают сами дети. К сожалению, на практике часто беседа превращается в монолог-рассказ педагога или односторонний опрос детей. Тем не менее, очень важно побуждать детей к вопросам, вызывать живой обмен мнениями, подводить детей к правильным выводам и к умозаключениям. Так, в ходе беседы дети учатся выслушивать мнение других, придерживаться общей темы беседы, задавать уточняющие вопросы, тем самым совершенствуют навыки эффективного общения.

Методика проведения беседы.

1.Беседа как метод обучения используется в основном в старших группах. Однако отдельные беседы (например, о труде взрослых в детском саду, о временах года) можно успешно проводить в средней группе (со второй половины года).

2. Содержание беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, диафильмов, кинофильмов, теле передач и т.д..

3. Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику.

4. Воспитатель должен глубоко продумывать содержание бесед, отбирать для обсуждения те факты и явления, которые подводят детей к обобщающим выводам и в то же время требуют дополнительных объяснений, сведений, чтобы дети полнее и глубже осмыслили материал наблюдений.

5. С точки зрения методики, правильно, если следующие беседы будут сложнее предыдущих. В них должны появляться новые мыслительные задачи, повышаться требования к речи детей.

 6. Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей.

 7. Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных вопросов. Кроме того, подбирает необходимые наглядные пособия, технические средства, продумывает, как учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить дифференцированное руководство ими во время беседы.

8. Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих знаний о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Эти знания ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин, просмотра диафильмов, телепередач 

9. Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности. Беседа требует от ребенка напряжения внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать, в то же время сдерживать себя от выступления, когда не спрашивают. Перед воспитателем стоит задача поддерживать в течение всего занятия активность детей

10. Начать беседу можно по-разному — с упоминания, с рассказа, с рассмотрению картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.  

11. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание.  

12. Готовя беседу, воспитателю надо спланировать ее этапы, то есть выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.                                                                                            

Читайте также:  Значение эмоционального общения со взрослым для развития ребенка

13. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д.                      

14. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей.

15. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала.                                                                                                                        

16.  В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и ​​явлениях, о которых идет речь. Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов.

17. Важным показателем активного участия детей в беседе являются их вопросы. Надо учить детей задавать вопросы воспитателям и товарищам. Воспитатель должен быть внимательным к вопросам детей, которые возникают у них в процессе беседы: одобрить удачные вопросы, отметить наблюдательность, любознательность.

18. Нельзя допускать короткие ответы, ответы одним словом. Если на вопросы воспитателя в ходе беседы дети отвечают только «Да» и «Нет», то такую беседу нельзя считать развивающим методом.

19. Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных- сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе.

20. Ответы детей надо внимательно выслушивать. Нельзя их прерывать, если в этом нет прямой необходимости. Нецелесообразно ценой долгих усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или не может преодолеть застенчивость. В таких случаях можно удовлетвориться коротким ответом.

21. В беседу можно включить прослушивание пластинок, магнитофонных записей, литературных текстов -это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

22. При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

23. В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале (на это отводится 3-5 минут); 

Значение беседы:

1. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми

2. Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе. Воспитатель учит детей в ходе бесед правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударения, обогащает и активизирует их словарь.

3. Под влиянием бесед речь дошкольников становится точной, содержательной.

4. В беседе активизируются нравственные и эстетические представления детей, сосредоточивается их внимание на ярких впечатлениях.                        

5. Беседы, идейно направлены и богатые по содержанию, подводят детей к доступным для них суждениям, выводам.

6. Ребенок на ярких примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему. Опираясь на знания, ребенок обдумывает свое поведение, оценивает поступки.                                                                        

7. Беседа формирует у ребенка соответствующее отношение к фактам действительности, способствует воспитанию организованности и формированию определенных моральных качеств. Таким образом, беседа как метод активного познания окружающего мира способствует развитию всех сторон речи ребенка: лексической, грамматической, фонетической, а также связной речи.

Источник