Оценка развития личности ребенка

Оценка развития личности ребенка thumbnail

Диагностика и мониторинг личностного развития ребенка

Введение

Цель мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.

Основные требования к проведению мониторинга личностных достижений. Это четкая определенность объектов и предметов мониторинга; участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса; наличие единых параметров, критериев слежения и оценки образовательных результатов; управляемость и гибкость мониторингового процесса; научно-методическое и психологическое обоснование мониторинга.

Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, анкеты, психологические тесты и методики. В процессе мониторинга учреждения образования выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др.

Формирование личностных качеств – процесс длительный. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой образования детей.

Динамику личностного развития ребенка в процессе освоения им образовательной программы можно проследить по 4 направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.

1.1.Терпение

1.2.Воля

1.3. Самоконтроль

Способность переносить нагрузки в течение определенного времени

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Умение контролировать свои поступки

— терпения хватает меньше чем на половину занятия

— терпения хватает больше чем на половину занятия

— терпения хватает на все занятие

— волевые усилия побуждаются извне

— иногда самим ребенком

— всегда самим ребенком

— постоянно находится под воздействием контроля извне

— периодически контролирует себя сам

— постоянно контролирует себя сам

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

2.Ориентационные качества

2.1..Самооценка

2.2.Интерес к занятиям

Способность оценивать себя

адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

— завышенная

— заниженная

— нормальная (адекватная)

— интерес к занятиям продиктован извне

— интерес периодически поддерживается самим ребенком

— интерес постоянно поддерживается самим ребенком

1

2

3

1

2

3

Тестирование

Анкетирование

3.Поведенческие качества

3.1.Тип сотрудничест.

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

— избегает участия в общих делах

— участвует при побуждении извне

— инициативен в общих делах

1

2

3

Наблюдение

4.Творческие способности

Креативность в выполнении творческих работ

— начальный уровень

— репродуктивный уровень

— творческий уровень

1

2

3

Анкетирование

  • 1 блок – организационно – волевые качества – они являются основой деятельности любой направленности;

  • 2 блок – ориентационные свойства личности – побуждают активность ребенка;

  • 3 блок – поведенческие характеристики – отражают тип общения со сверстниками;

  • 4 блок — творческие способности (творческое воображение, творческое мышление)

Эти качества выделены объектом наблюдения. В последнее время у школьников отмечается резкое снижение организационно – волевых качеств: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи, заставлять себя выполнять необходимую, но не особо интересную работу, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Состав каждого блока личностных качеств можно проследить по таблице.

Работа по предложенной технологии позволит содействовать личностному росту ребенка, выявить то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.

К 1 группе показателей относятся:

  • Терпение. При оценивании его уровня, наивысший балл – 3 ставится за то, что у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних побуждений.

  • Воля. Высшим баллом оценивается способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога. Терпение и воля вырабатываются методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Еще одним условием воспитания этих качеств является выработка у ребенка веры в свои силы, избавления от страха перед неудачей.

  • Самоконтроль. Показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: за собственным вниманием, своей памятью, за собственными действиями и т.д.

Для диагностики вышеперечисленных личностных качеств детей наиболее распространен метод наблюдения.

Ко 2 группе показателей относятся самооценка и интерес к занятиям.

Самооценка. Это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы. А значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения. Нормальная самооценка означает, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно этот уровень самооценки является действенным стимулом саморазвития личности. Завышенная самооценка может появиться как в результате неумеренных похвал, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одаренности, которую ребенок воспринимает как превосходство над другими.

К 3 группе показателей относится тип сотрудничества.

Сотрудничество (способность ребенка принимать участие в общем деле). Совместная деятельность связана с распределением функций между участниками и предполагает умение ребенка: считаться с мнением других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу. В таблице выделены несколько уровней сотрудничества

Диагностировать тип сотрудничества можно с помощью наблюдения.

К 4 группе показателей относятся творческие способности.

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Источник

Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством          образования в начальной школе

Самсонова О.Н. руководитель кафедры начальных классов МОУ СОШ № 35

   Сегодня школа вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается Новая социально-экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. «Развивающемуся обществу, — подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… , прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание». 

          Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.     

  Изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли универсальные учебные действия: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их пополнения и обновления. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Поэтому диагностико-технологическое управление качеством образования включает обязательное планирование мониторинга качества знаний, т.к. контроль и диагностика знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса.

Читайте также:  Гомеопатия задержка речевого развития ребенка

           Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».                                             

                   В системе общего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей деятельности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются универсальные учебные действия, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.

Основная задача начального общего образования – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.                            

Решение   этих задач возможно, если исходить из их гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Сразу же, в первые дни обучения   каждый учитель исследует и составляет диагностическую карту первоклассника, опираясь на психологическое тестирование (входную диагностику), с целью зафиксировать начальный результат. Определив уровень интеллектуального развития школьника, можно в какой-то мере прогнозировать то, каковы будут его  успехи в обучении, скорректировать образовательный процесс.

Систематическая   диагностика («Лист личных достижений») помогает проследить траекторию изменения интеллектуального развития ребёнка, чётко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, то есть определить каково качество образования.

      В ходе работы по данному вопросу нами выработан алгоритм действия учителя при оценке качества образования в процессе  развития личности ребёнка , его  познавательных и созидательных способностей,  формирования  целостной системы  универсальных учебных действий.

  • Определение способностей и возможностей каждого учащегося
  • Определение критериев обученности  
  • Уточнение цели диагностики.
  • Определение темы, содержания, форм, методов диагностики.
  • Подготовка текстов контрольных работ, срезов знаний, тестов.
  • Определение сроков проведения  диагностирования.
  • Осуществление анализа, оценки, обобщения, систематизации полученных данных.
  • Ознакомление ученика и родителей с результатами диагностики
  • Коррекция   учебного  процесса   в соответствии с полученными результатами

В зависимости от текущих целей учитель может оценить результаты учебной деятельности каждого ученика или класса( «Сад успеха»), определить относительное место учащегося в классе, выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями, что позволяет оценить эффективность работы педагога с конкретным ребёнком, своевременно проводить коррекцию успешного обучения, для обеспечения равных возможностей получения качественного начального общего образования.

        Педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная система сочетания индивидуальной деятельности с работой в малых группах, продуманная система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития. То , что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, в малой группе.

Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика устойчивой мотивации познания, развитие различных сторон его жизни.

         Безусловную ценность для формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности представляет портфолио  ученика («Портфель достижений») .Основные цели и задачи ведения порфолио:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

.
       Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, обучить приёмам рефлексивной самооценки.(«Волшебная линеечка», «Знаковая оценка», «Баллирование»…)          Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Всё это в комплексе создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений , компетенций, видов и способов деятельности.

   Известный физик Ландау дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто», А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, навыки и умения.

Источник

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.  Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, психологические тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

        Диагностика личностного развития учащихся.

Оценка личностного развития учащихся начальной школы проводится в трех направлениях:

  • определение уровня и структуры мотивации;

  • диагностика самооценки в плане общего отношения к себе, а также отношение к различным сторонам своей личности (например, оценка волевых качеств);

  • отношение к другим и характер взаимоотношений с окружающими.

  1. Диагностика мотивации учебной деятельности (методика Н.Г. Лускановой ) важна для понимания причин реализации или не реализации потенциальных возможностей (способностей) в успешности. При низкой общей мотивации к учению важна вероятность того, что успешность также будет невысока, или будет иметь тенденцию к снижению в будущем (к среднему звену). 
    Важно также по результатам диагностики выяснить причину негативного отношения к школе. 
    Это может быть:

    • высокая сложность материала при невысоком интеллектуальном потенциале учащихся;

    • высокий темп освоения программы при замедленном типе восприятия;

    • большой объем информации для осмысления и запоминания, особенно при большой дополнительной нагрузке (внешкольные увлечения);

    • несоответствие типа восприятия и темповых реакций ученика и учителя, а также отсутствие взаимопонимания с учителем;

    • несложившиеся отношения в коллективе, отсутствие друзей;

    • неправильное поведение родителей в плане сопровождения учебного процесса, некорректное отношение к успехам и неудачам.

  2. Диагностика самооценивания и отношения к различным сторонам собственной личности (методика «Лесенка самооценки» ) также важна для понимания развития ребенка. Заниженная самооценка может быть причиной неуверенности в себе, в собственных силах и возможности достижения результатов в какой-либо области. Результаты оценивания личностных качеств могут служить дополнительной информацией для учителя в плане взаимопонимания с учащимся.

  3. Характер взаимоотношений с окружающими, наличие у ребенка друзей (или их отсутствие) также может быть причиной общего снижения мотивации и изменения отношения к школе (социометрия).

Читайте также:  Все для развития ребенка в актау

Показатели тревожности, эмоциональный фон и энергетика ребенка, а также данные по проективным рисуночным тестам снимаются при наличии личностных проблем и при индивидуальной работе с ребенком по запросу родителей или классного руководителя (тест Тэммл, Дорки, Амен; цветовой тест Люшера; проектировочные рисуночные тесты).

 3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагности-

ческие исследования

Достижение воспитатель-

ного результата

 1-го уровня

1 раз в  конце учебного года

Смыслоообразование.

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1. «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» (Н. Лускановой)

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Самоопределение

Развитие доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей.

1. « Выявление уровня развития самооценки» методика  В.Г. Щур

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Морально-этическая ориентация.       

 Формирование установки на безопасный  здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Решение предложенных ситуаций  с целью оценки  собственного поведения и поведения других с точки зрения нравственных, культурных норм.

2. Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием.

3. Тест. Выявление отношения родителей  к образовательному процессу.

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Сводная характеристика

 достижений и положительных качеств обучающихся класса

Накопительная    оценка:     портфель   достижений

Диагностика действия  смыслообразования использовалась

Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета с выбором ответа.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?

    • не очень

    • нравится

    • не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома

    • бывает по-разному

    • иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю

    • остался бы дома

    • пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится

    • бывает по-разному

    • нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы

    • не хотел бы

    • не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю

    • не хотел бы

    • хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто

    • редко

    • не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю

    • хотел бы

    • не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    • мало

    • много

    • нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся

    • не очень

    • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

2

1

3

3

1

3

4

3

1

5

3

1

6

1

3

7

3

1

8

1

3

9

1

3

10

3

1

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Результаты: высокий уровень школьной мотивации  

хорошая школьная мотивация

школа привлекает внеурочной деятельностью

  низкая школьная мотивация

школьная дезадаптация.

Диагностика действия самоопределения была использована методика В.Г. Щур “Лесенка”.

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.

Критерии оценивания

  • 1-3 ступени – низкая самооценка – у _учащегося класса

  • 4-7 ступени – адекватная самооценка – у _учащихся класса

  • 8-10 ступени – завышенная самооценка – у _ учащихся

Диагностика морально-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Читайте также:  Игры для развития ребенка от 2 лет занятия

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

А Нравится

Б Не очень нравится

В Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А. Нет

Б. Иногда

В. Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка данных:

  • За первый ответ (А) – 2 балла,

  • За второй ответ (Б) – 1 балл,

  • За третий ответ (В) – 0 баллов

Анкета для учащихся

Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)

Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.

Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:

Хорошая жизнь — это _________________________________________________

Счастливый человек — это тот, кто…____________________________________

Больше всего я ценю в людях…________________________________________

Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________

2. Назови самые большие твои желания:

Первое желание_____________________________________________________

Второе желание______________________________________________________

Третье желание ______________________________________________________

3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

— на уроке;

— в общественных делах;

— на занятиях кружка, клуба, секции;

— при проведении досуга;

— нигде;

4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

— дома;

— в классе;

— в кружке, клубе, секции;

— в компании друзей;

— нигде;

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — скорее, согласен;

2 — трудно сказать;

1 — скорее, не согласен;

0 — совершенно не согласен.

Утверждения

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащегося школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.

Методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым)

Цель: получение информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты: Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 — в полной мере;

4 — в значительной степени;

3 — на достаточном уровне;

2 — в незначительной степени;

1 — практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей точке зрения.

Утверждения 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи) 5 4 3 2 1

2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах) 5 4 3 2 1

3. Ответственнсть (умение держать слово) 5 4 3 2 1

4. Воля (умение не отступать перед трудностями) 5 4 3 2 1

5. Хорошие манеры поведения 5 4 3 2 1

6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей) 5 4 3 2 1

7. Образованность 5 4 3 2 1

8. Ум (способность здраво и логично мыслить) 5 4 3 2 1

9. Высокие жизненные запросы 5 4 3 2 1

10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения) 5 4 3 2 1

11. Честность в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

12. Доброта в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

13. Чуткость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

14. Справедливость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1

15. Терпимость к взглядам и мнениям других 5 4 3 2 1

Обработка полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества разделить на три группы: а) качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств; б) качества 6-10 — блок жизненной компетентности; в) качества 11-15 — блок морально-психологических качеств. Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителя по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания:

Уроки нравственности

1.Активность и пассивность

2.Ответственность и безответственность

3.“Тление и горение”

4.Поступок и проступок

5.Разумная и неразумная любовь

6.Красивое и безобразное

7.Зло и добро

8.Творчество – способ преобразования мира

Уроки толерантности

1.Кто я? Мои силы, мои возможности.

2.Что такое идеальное “Я”

3.Расскажи мне о себе

4.Я изменяюсь

5.Смысл жизни

6.Имею право

7.Талант и упорство

8.Мое будущее

Экскурсии и выставки

1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного села, края.

2.Презентация выставки собственных рисунков.

3.Посещение музея детского творчества.

4. Посещение Детской школы искусств.

Творческий отчет класса

Классные часы:

Правила поведения в школе

Правила поведения в школьном автобусе

Каждой вещи свое место.

Мои обязанности в школе и дома.

Трудовые обязанности ребенка в семье.

О чем может рассказать дневник школьника.

Родительские собрания :

1.Значение творчества в жизни человека

2. Культура речи

3.Преобразование пространства средствами искусства

4.“Посеешь привычку-пожнешь характер, посеешь характер-пожнешь судьбу”

Источник