Оценка физического развития ребенка презентация

Оценка физического развития ребенка презентация thumbnail

1. Физическое развитие ребёнка

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Пропедевтика детских болезней
Касатикова Н.В.

2. План лекции

1. Оценка физического развития ребёнка
2. Биологическая акселерация
3. Вариабельность физического развития

3. Физическое развитие

это динамический процесс роста и биологического
созревания ребенка в том или ином периоде
детства

4. Критерии физического развития

масса тела;
длина тела (рост);
окружность головы;
окружность грудной клетки;
пропорциональность этих показателей.

5. Физические показатели новорождённого

• При рождении доношенного ребенка масса тела в
среднем составляет у мальчиков 3500 г, у девочек
3300 г. Допустимые нормативные колебания массы
тела от 2500 г до 4000 г. Если масса тела при
рождении превышает 4000 г, ребенок считается
крупным.
• Длина тела у новорожденного в среднем равна 50
см. Допустимые колебания 46-56 см.
• Окружность головы у ребенка при рождении равна
34-36 см, окружность грудной клетки 32-34 см.

6. Физиологическая потеря (убыль) массы тела

В первые дни жизни ребенка вес тела несколько
уменьшается, что называется физиологическая
потеря (убыль) массы тела. Максимально
допустимое уменьшение веса на 6-8% от массы тела
при рождении. Этот процесс продолжается до
третьего дня жизни, а до 7-8 дня вес
новорожденного восстанавливается.

7. Динамика массы тела

В 1 месяц она увеличивается на 600 г, во 2 и 3
увеличивается на 800 г. А в каждый последующий
месяц ребенок прибавляет на 50 г меньше, чем в
предыдущий (т.е. в 4 месяца – 750 г, в 5 месяцев – 700
и т.д.). К 4,5 месяцам масса удваивается, а к 1 году
утраивается.
1 полугодие: М = М р + 800 х n , где n – число месяцев;
М р – масса ребенка при рождении.
2 полугодие: М = М р + (800 х 6) + 400 (n-6), где n –
возраст старше 6 месяцев.

8. Длина тела

1 квартал – по 3 см (9 см); 2 квартал – по 2,5 см (7,5 см);
3 квартал – по 1,5 см (4,5 см); 4 квартал – по 1 см (3 см).
Примерно 24-25 см за 1 год жизни.
Окружность головы и грудной клетки
Окружность головы увеличивается на 1 см в месяц, а
окружность грудной клетки на 1,3 см в месяц.

9. Динамика физических показателей после первого года жизни

Масса тела в 1 год составляет 10 кг. От 1 года до 5 лет:
m = 10+n , где n – число лет ребенка. От 5 лет до 10
лет: m= 20 + 3х(n-5), где n – число лет ребенка.
Длина тела в 1 год составляет 75 см. От 1 года до 5 лет
= 75+5n , где n – число лет ребенка. В 5 лет длина тела
составляет 110 см. От 5 до 10 лет = 110+6х(n-5).
Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в
год. В 5 лет = 50 см, потом по 0,5 см в год.
Окружность груди от 1 года до 10 лет увеличивается
на 1,5 см в год, в 10 лет = 63 см, после 10 лет
увеличивается на 3 см в год.

10. Изменение пропорций тела

11. Варианты оценки физического развития по центильным таблицам

Рост и вес ребёнка соответствуют возрасту,
физическое развитие среднее, гармоничное.
Рост и (или) вес ребёнка не соответствуют возрасту,
физическое развитие ниже (или выше) среднего,
дисгармоничное (или резко дисгармоничное).

12. Биологическая акселерация

ускоренный рост и созревание детей по сравнению с
прежними временами.
Со стороны физического развития это проявляется
в первую очередь более быстрым увеличением
длины тела ребенка и впоследствии большим
ростом взрослых лиц.
Кроме рассмотренного ускоренного роста,
развития костной ткани, у детей отмечается
раннее умственное, эндокринное, половое,
эмоциональное созревание.

13. Основные причины

значительная миграция (территориальное передвижение)
населения планеты и бракосочетания лиц разных рас
более рациональное питание
часто перекармливание ребенка, особенно белками и
жирами, повышающими рост через эндокринную систему;
экологические факторы:
— влияние космической радиации;
— действие магнитного поля;
— повышенный радиационный фон;
— химические вещества (лекарственные средства,
консерванты, пестициды, углекислый газ и т.п.)
влияние повышенной солнечной радиации, а также прием
витамина Д) с целью профилактики и лечения рахита
(особенно его передозировка) это ускоряет процесс
окостенения.

14. Гипостатура

это одинаковое отставание роста и массы тела у детей
первого года жизни по сравнению со средними
нормативными показателями соответствующего
возраста.
При этом фактическая масса тела хоть и меньше
средних показателей, однако отвечает росту ребенка.
Проявлений гипотрофии здесь нет. По центильным
таблицам физическое развитие часто оценивается
как низкое гармоничное.

15. Причины гипостатуры

недостаточное количество белка и витаминов,
начиная с внутриутробного периода и на первом
году жизни.
Чаще всего задержка роста развивается в случае:
— продолжительной гипотрофии (больше 6 месяцев);
— продолжительных заболеваний.

16. Паратрофия

результат хронического нарушения вскармливания
детей первого года жизни, которое характеризуется
увеличением массы тела по сравнению с
нормативными данными на 10% и больше.
I степень — 11-20%
II степень — 21-30%
III степень — 31% и больше

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка для пмпк

17. Причины паратрофии

нерациональное вскармливание ребенка, часто
искусственное
конституциональная склонность
нарушения метаболизма (быстрое всасывание и
усвоение жиров, углеводов в желудочно-кишечном
тракте, повышенная гидролабильность тканей).
В ядрах гипоталамуса происходят функциональные
нарушения, ведущие к дискоррекции между
чувствами аппетита и сытости, может быть
повышение инсулина, соматотропного гормона
гипофиза, задержка в организме лишнего
количества воды и др.

18. Липоматозный тип

у ребенка здоровый вид: кожа и
слизистые оболочки естественного
цвета, тургор тканей, сила мышц
удовлетворительные и т.д.
анализы крови нормальные
Ребёнок болеет редко, а течение
заболевания нетяжелое и поддается
лечению.

19. Липоматозно-пастозный тип

• бледность и пастозность кожи, бледность слизистых
оболочек, анемия. У ребенка увеличена масса тела,
однако кожа при этом дряблая, снижен тургор тканей,
малыш вялый, малоподвижный.
• На первом году жизни часто аллергический диатез,
рахит, снижение иммунологического статуса.
• Дети склонны к разным патологиям желудочнокишечного тракта, при которых быстро теряют
значительную массу тела (однако она восстанавливается
за короткое время).
• Часто патология органов дыхания, которая
сопровождается обструктивным синдромом. В будущем
это нередко переходит в астматический бронхит, а затем
в бронхиальную астму.

20. Нанизм (карликовость)

нарушение физического развития, выражающееся
отставанием в росте по сравнению со средней нормой
для возраста, пола, популяции, расы.
У взрослых лиц белой расы принято считать
карликовым рост ниже 130 см у мужчин, ниже 120 см
у женщин.
Классификация:
карликовость с пропорциональным телосложением
карликовость с непропорциональным
телосложением

21. Этиология нанизма

генетические нарушения роста организма при
эндокринных и неэндокринных заболеваниях.
В патогенезе нанизма лежат нарушения функции
гипофиза, щитовидной железы, обмена веществ.

22. Симптомы карликовости

Основной симптом — задержка роста
Частые признаки нанизма:
кожа сухая, морщинистая, бледная с
желтоватым оттенком (вид старого
человека)
детские, мелкие черты лица
недостаточное развитие мышц
избыточное отложение жира на
груди — «ложные» молочные железы
низкое артериальное давление
бесплодие

23. Гигантизм

это клинический синдром, в
основе которого лежит
гиперпродукция
соматотропного гормона, что
приводит к чрезмерному
увеличению роста.
Чаще всего возникает при
заболеваниях гипофиза.

24. Симптомы гигантизма

Развивается гигантизм на протяжении нескольких
лет. Увеличение роста проявляется в препубертатном
и пубертатном периодах.
Дети при этом жалуются на ухудшение общего
состояния, головную боль, слабость, быструю
утомляемость, боль в конечностях. Постепенно
уменьшается сила мышц.
Физическое развитие ребенка при гигантизме
диспропорциональное: центильные коридоры
показателей роста преобладают над массой.

25. Спасибо за внимание!

Источник

1. Методы оценки индивидуального физического развития детей и подростков

ГБОУ ВПО
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Выполнила : студентка, П-308 А группы
Юсупова Амелия Ранитовна
Проверил : профессор, Хайретдинова Татьяна
Борисовна

2.

Метод сигмальных отклонений
(по
графическому профилю)
Оценка проводится по показателям роста (Р), В (веса), ОГК
(окружности грудной клетки) индивидуума (М).
Шаг 1). В таблицах «Стандарты физического развития»
находят средние показатели Р, В, ОГК (Мср.) и показатель
сигмального отклонения (σ) для данной возрастной группы.
Шаг 2). Находят фактическое отклонение по каждому
показателю (разница между индивидуальными и средними
данными).
Если М > Мср
фактическое отклонение ставится со
знаком «+»,
Если М<Мср
со знаком «-».

3.

Шаг 3). Рассчитываем величину сигмального отклонения
(ВСО)= фактическое отклонение / σ.
Показатели ВСО по Р, В и ОГК откладывают на графике.
Строят график:
-3 σ -2 σ -1 σ Мср +1 σ +2 σ +3 σ
Р
В
О
Недостатком метода является то, что каждый из признаков
оценивается отдельно, т.е. отсутствует корреляция между оцениваемыми
признаками ростом, массой тела, окружностью грудной клетки.

4.

При оценке физического развития данным методом отвечаем
на 2 вопроса:
1. Какое физическое развитие?
Если график находится в пределах:
— 1 σ до +1 σ — развитие среднее;
+1 σ до +2 σ — развитие выше среднего;
+2 σ до +3 σ — развитие высокое;
-1 σ до -2 σ — развитие ниже среднего;
-2 σ до -3 σ — развитие низкое.
Если показатели Р, В и ОГК разбросаны по разным
интервалам графика, то уровень физического развития
определяется по показателю Р.
2. Пропорционально ли физическое развитие?
Если диапазон колебаний показателей ВСО лежит в
пределах :

развитие пропорциональное
выше 1σ
развитие не пропорциональное.

5.

Пример, девушка 17 лет, русская имеет рост 160 см, массу тела 57 кг,
окружность грудной клетки 79 см. Оценить физическое развитие методом
сигмальных отклонений.
Таблица расчета сигмальных отклонений
Признаки
Показат
ели
обследу
емого
М
δ
Фактическое
отклонение
Величина
сигмального
отклонения
Рост
160
162,85
5,18
— 2,85
— 0,6
Вес
57
55,83
5,38
+1,17
+ 0,2
Окружность 79
грудной
клетки
79,91
4,81
— 0,91
— 0,2
Фактическое отклонение = Индивид.данные- М(ср.)
(ВСО)= фактическое отклонение / σ.

Читайте также:  Самооценка ребенка формирование развитие

6.

Профиль физического развития
-3 σ -2 σ -1 σ Мср +1 σ +2 σ +3 σ
Р
В
О
Заключение :
1. Физическое развитие среднее
2. Развитие пропорциональное (т.к. все показатели
укладываются в пределы 1σ).

7.

Метод оценки по шкалам регрессии
Метод по шкалам регрессии является более точным, т.к.
показатели физического развития в таблицах «Стандарты
физического развития (шкалы регрессии)» скоррелированы.
Расчеты проводят аналогично методу сигмальных отклонений.
Шаг 1). В таблицах находят показатели Р индивидуума и
соответствующие ему средние значения В и ОГК; находят
показатель сигмы регрессии (σр) для данной возрастной группы.
Шаг 2). Расчеты проводят по показателям В и ОГК. Находят
фактическое отклонение по этим показателям (разница между
индивидуальными и средними данными).
Если М > Мср
со знаком «+»,
если М<Мср
со знаком «-».
Шаг 3). Рассчитывают ВСО= фактическое отклонение / σр.

8.

При оценке физического развития данным методом отвечаем
на 2 вопроса:
1. Какое физическое развитие?
Оценивается по таблицам по показателю роста.
2. Гармонично ли физическое
развитие?
При оценке используются показатели ВСО ,В и ОГК,
которые оцениваются отдельно.
Если ВСО лежит в
пределах :

развитие считается гармоничным
1,1-2σ
дисгармоничным
2,1 — 3σ
резко дисгармоничным.
Недостаток — он позволяет оценить лишь морфологический статус
ребенка, но не уровень биологического развития.

9.

Пример, девушка 15 лет имеет рост 173 см, вес 60 кг, окружность
грудной клетки 82 см.
Оценка физического развития по шкалам регрессии:
Признак
Индиви
д.
данные
М
δ
Фактичес
кое
отклонен
ие
Величина
сигмальн
ого
отклонен
ия
Рост
173




Вес
60
59,4
6,2
+ 0,6
+ 0,09
Окружность
гр.клетки
82
83,3
4,7
— 1,3
— 0,27
Фактическое отклонение = Индивид.данные- М(ср.)
(ВСО)= фактическое отклонение / σ.
Вывод:
Физическое развитие высокое, гармоничное.

10.

Комплексный метод
Оценка проводится в 3 этапа:
1 этап: Оценка морфологических показателей по шкалам
регрессии.
2 этап: Оценка функциональных показателей (ЧД, ЧСС,
АД).
3 этап: Биологические показатели (годовая прибавка роста,
число постоянных зубов, вторичные половые признаки и др.)
Функциональные и биологические показатели индивидуума
оцениваются по таблицам соответственно возрасту.
Для каждого этапа оформляется заключение и делается
общий вывод.

11.

Пример ,оцените готовность к обучению в школе Иванова Вячеслава
по данным :
Возраст 6 лет 2 месяца.
Медицинские критерии:
1. Морфологические показатели:
Рост 115 см
Вес 20,1 кг
Окружность головы 49 см
Окружность груди 58 см
2. Функциональные показатели:
ЧД 22 в мин
ЧСС 92 уд. в мин.
АД 90/65 мм рт. ст.
Жизненная емкость легких 1260 мм
Мышечная сила рук правой 7,7 кг
левой 7,4 кг
3.Биологические показатели:
Число постоянных зубов 9

12.

Ответ:
1. Морфологические показатели:
Рост 115 см
Вес 20,1 кг
Окружность головы 49 см
Окружность груди 58 см
Погодовая прибавка веса 1 кг
Пропорции тела 43
2. Функциональные показатели:
ЧД 22 в мин
ЧСС 92 уд. в мин.
АД 90/65 мм рт. ст.
Жизненная емкость легких 1260 мл
Мышечная сила рук правой 7,7 кг
левой 7,4 кг
3.Биологические показатели:
Число постоянных зубов 9
4 коридор
5 коридор
5 коридор
в норме 20-22 в мин.
в норме 90 уд в мин.
норма
1200 мл
очень низкий уровень
в норме 2-4
Вывод :
1.Физическое развитие среднее, гармоничное.
2.Функциональные показатели соответствуют возрастным нормам.
3.Биологический возраст опережает паспортный.

13.

Метод центильных шкал
Оценка проводится по
специальным таблицам, в которых
представлены показатели Роста,
Веса, Окружности грудной клетки,
Окружности головы. В таблицах
представлены значения этих
показателей и интервалы между
ними, называемыми коридорами.
В оценке используются не сами
значения показателей, а коридоры
между ними.

14.

15.

Коридор Характеристика коридора
№1
Область «очень низких величин» (до 3 центиля)
№2
Область «низких величин» (от 3 до 10 центиля)
№3
Область «величин ниже среднего» (от 10 до 25 центиля)
№4
Область «средних величин» (от 25 до 50 центиля)
№5
Область «средних величин» (от 50 до 75 центиля)
№6
Область «величин выше среднего» (от 75 до 90 центиля)
№7
Область «величин высоких» (от 90 до 97 центиля)
№8
Область «очень высоких величин» (от 97 центиля)
В современных учебниках (например, Пропедевтика детских
болезней, автор Капитан Т.В.,2006) выделено 7 коридоров, что
может привести к ошибкам в определении гармоничности
развития ребенка и его соматотипа.

16.

Определение физического развития :
Шаг 1).Измерить
Р(рост),
В (вес),
ОГК (окружность грудной клетки) ,
ОГ (окружность головы)
Рядом указать центили и № коридора.

17.

Пример, у мальчика 5 лет
1).Р=107 см
от 25 до 50
центиля(%)
4 коридор
В=17 кг
от 25 до 50 %
4 коридор
ОГК =55 см
от 25 до 50 %
4 коридор
Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное,
мезомикросоматотип.
ОГ=51 см
от 25 до 50 %
4 коридор

Читайте также:  Какое место игре в развитии ребенка отводят родители

18.

ШАГ 2) Определи уровень физического развития
ПРИМЕР: физическое развитие
мезомикросоматотип.
среднее, гармоничное,
Уровень физического развития определяется по той
области, которая соответствует росту ребенка !
Центильный интервал роста
Физическое развитие
До 3 центиля
Очень низкое
От 3 до 10 центиля
Низкое
От 10 до 25 центиля
Ниже среднего
От 25 до 50 центиля
Среднее
От 50 до 75 центиля
Среднее
От 75 до 90 центиля
Выше среднего
От 90 до 97 центиля
Высокое
Свыше 97 центиля
Очень высокое

19.

Запомни! Уровень
физического развития
определяется ТОЛЬКО по
росту ребенка! При
определении уровня
физического развития не
смотри на номера
коридоров массы тела,
окружности грудной клетки,
окружности головы!

20.

ШАГ3. Определи гармоничность физического развития!
1) Выписать номера коридоров Р(рост), В (вес), ОГК (окружность
грудной клетки)
2) Найти разницу между MAX и MIN номерами коридором
3) Если разница составила 0-1
физическое развитие гармоничное
2
дисгармоничное
3 и больше резко дисгармоничное
необходимо указать за
счет какого
показателя
наблюдается
дисгармоничность !

21.

Пример, юноша 15 лет имеет рост 160 см, вес 65 кг, окружность
грудной клетки 92 см.
1).
Р=160 см
4 коридор
В=65 кг
7коридор
ОГК =92 см
8 коридор
2).Разница MAX и MIN коридора
8коридор
4 коридор
4
3). Развитие дисгармоничное за счет избытка массы тела

22.

Шаг 4) Определение соматотипа :
1). Выписать номер коридора Р, В, ОГК
2). Вычислить сумму номеров этих трех коридоров
3). Если сумма
от 3 до 10
микросоматотип
при сумме от 11 до 14 баллов
мезомикросоматотип
при сумме от 15 до 17 баллов
мезомакросоматотип
при сумме от 18 до 24 балла
макросоматотип
Преимущества центильных шкал, в сравнении с другими
методами: использование этих таблиц проще и удобнее; они
более строго отражают распределение антропометричес¬ких
признаков, имеющих ассиметрию.

Источник

Источник