Обследование речевого развития ребенка 3 лет

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Ф. И. О. ___

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Анамнез:

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

___

Зрение ___ Слух ___

1.Вводная беседа:

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

___ ___ ___

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

— Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

— Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

— Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

— Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

— язык- (массивный, маленький, короткий)

— уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

Собака___ Кошка___

Корова___ Петух___

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Кукла___

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Чайник ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Стул___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Машина___

Колеса___Кабина___ Кузов___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

(покажи где)

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

(покажи где)

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Игрушки___ Посуда___

Одежда___ Обувь___

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Цвет:

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Величина:

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Вкус:

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Грамматический строй.

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? — красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко»___

___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Источник

Диагностическое обследование ребенка с 3–4 лет по развитию речи

Диагностику подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Степанова Людмила Александровна

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

• понимание речи;

• сформированность фонематического слуха;

• предметный и глагольный словарь;

• слоговая структура слов;

• уровень развития активной речи;

• состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

Рассмотрим методики обследования речи детей (6 серий заданий).

СЕРИЯ 1

 Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 128—133.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа на, под, в, за.

Оборудование: машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку и поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

4. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Читайте также:  Что такое нравственное развитие ребенка

Наглядный материал: набор № 3, рис. 134—139.

Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 140—142.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Окажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.

2. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.  Оборудование: предметные картинки.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 143—148.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией. 

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».

Оборудование: игрушки — кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда — куртка, рубашка, платье; части тела и лица — голова, рука, нос, глаза. 

Наглядный материал: набор № 3, рис. 149—153.Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 154—161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.

3. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем — большой. По еле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов обозначающих признаки предметов. 

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения.

Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (двух- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов. 

Наглядный материал: набор № 3, рис. 162—176.Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слона различной слоговой структуры. 

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.

1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки — зайка, мишка.

Методика обследования: психолог предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.

2. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»).

Если ребенок затрудняется, то психолог начинает читать стихотворение первым. Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.

3. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 154—161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

Иннервация мимической мускулатуры: движение оскаливания (улыбнись Петрушке); надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары); наморщивание (удивись, увидев Петрушку); нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.

Строение артикуляционного аппарата: 

— губы(толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

— зубы(норма, редкие, кривые, отсутствие зубов); 

— прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой); 

— язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

— уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее); 

— твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Движения артикуляционного аппарата: уточнение возможности движений губами:

• раздвинуть углы губ («улыбка» — улыбнись Петрушке);

• выдвинуть губы вперед («трубочка» — вытяни губки и поцелуй киску);

• округлить губки («баранка»); уточнение возможности движений языком:

• высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);

• высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);

• пощелкай язычком(лошадка поскакала);  

• «часики»;упражнение для выявления подвижности мягкого неба: произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз).

Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:

Читайте также:  График развития ребенка от рождения

— «улыбка» — «трубочка» (улыбнись Петрушке — поцелуй его);

— «трубочка» — «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыбнись ему).

Источник

Содержание диагностики

Критерии оценки

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Состояние слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания двух игрушек:  

молоточка_________ дудочки ________ колокольчика ______

свистка ____________ пищалки _______ погремушки)_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Исследование зрительного восприятия:

(показ по просьбе логопеда)

различение величины : большой ____ маленький ________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Восприятие цвета:

(показ по просьбе логопеда)

красный _____ синий __ зелёный ___ жёлтый____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Восприятие формы:

(показ по просьбе логопеда)

 круг ________ квадрат_______ треугольник ______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления):

вверху ________ внизу___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Складывание картинок из двух частей по образцу:

горизонтальный разрез _________ вертикальный разрез __________

диагональный разрез___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Складывание фигур из трёх палочек по образцу:

Из 3-х палочек: «крыша» ________ «дерево»_________

Из 3-х палочек: «домик» _________«башенка» _________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости) :

Переложить игрушку из одной руки в другую:

перед собой ________ над головой_________

Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Кинестетическая основа движений:

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой пуке, потом на левой руке________________

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Навыки работы с карандашом:

Умение держать карандаш_____________

Умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Манипуляции с предметами:

Сложить несколько небольших игрушек в ведёрко, потом по очереди их достать_______

Умение лепить: шарики _______ лепёшки ______ палочки________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Выполнить  упражнения:

Надуть щёки________________________

Показать, как ты ешь лимон («кисло»)___________________

Показать, как ты ешь конфету («сладко»)_________________

  • Прищурить глаза ___________
  • Надуть щеки (толстячок)______________
  • Втянуть (худышка) ________________

Оценивается: 

наличие или отсутствие движений, тонус, темп, переключение, объём движений, точность выполнения, добавочные движения.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Движения нижней челюсти:

  1. Открыть и закрыть рот;
  2. подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Движения губ:

Выполнить вместе с логопедом:

«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».

Движения языка:

Выполнить вместе с логопедом:

«лопата», «жало», «качели», «часики».

Движения мягкого неба:

Широко открыть рот и зевнуть.

Оценивается: 

проверяется по подражанию логопеду, отмечается отсутствие движений, тонус, темп движений, переключение, объём движений, точность выполнения, длительность, замены движений, добавочные движения.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
  3. Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
  4. Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
  5. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
  6. Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной вязкой).

Оцениваются: норма и патология в строении органов артикуляционного аппарата.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 (изолированно, в словах, во фразах)

(отсутствие, замены звуков, возможные искажения,) в речевом потоке:

Гласные:  а ____ о____ у ____ и ____ э _____ ы_____

Согласные:  б ____ б’ _____ п _____ п’ _____ м _____ м’____

в _____ в’ _____ ф _____ ф’_____

д _____ д’ _____ т _____ т’ _____ н _____ н’_____

г _____г’ _____ к ______ к’ _____ х _____ х’_____

й_____

с ______ с’ _____ з ______ з’_______ ц _____

ш ______ ж_______, ч _______, щ _______-

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

  1. Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное).
  2. Объем дыхания (достаточный, недостаточный).
  3. Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрез мерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).

Оцениваются: норма и нарушение состояния дыхательной и голосовой функции.

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. Темп (нормальный, ускоренный, замедленный);
  2. Ритм (нормальный, дисритмия);
  3. Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);
  4. Употребление основных видов интонации.

Оцениваются: особенности динамической стороны речи.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО — СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Повторить за логопедом с опорой на наглядность:

Односложные слова:

Дом_________  Кот_________  Дым_________  

Двусложные слова:

Вода_________  Каша________ Коза_________

Трёхсложные слова:

Бананы_________ Самолет_________ Петушок_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

  1. та-да ___, ба-па _____, ка-га _____, са-ша ___, за-жа ___, ца-са ____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Исследование фонетической стороны речи:

Читайте также:  Ближайшее развитие ребенка это

Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

А-а-а! (укачивает малыша)_____ О-о-о! (сердится щенок)_________

У-у-у! (гудит паровоз)_________ Уа! (плачет малыш)_____________

Ау! (кричат дети)______________ Мяу! (мяукает кошка)___________

Му! (мычит корова)____________ Ав! (лает собака)__________

Пи-пи-пи! (пищит цыплёнок)_____ Ко-ко-ко! (кудахчет курица)_____

Га-га-га! (кричат гуси)________   Би-би-би! (машина едет) ________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Слуховая дифференциация звуков

 (показать на картинках называемые логопедом предметы):

Кот — кит__________________ Бочка — дочка____________________

Дом — дым___________________ Миска-киска____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Пассивный словарь.  Понимание существительных

 (показать на картинке по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела):

Стол _____ стул _____ окно ______ голова ______ рука ______ нос ______  уши ____  глаза _____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Понимание обобщающих слов

 (показать, картинки по предложенный темам) :

Игрушки

Одежда

Части тела

Посуда

Машина

Шапка

Нос

Чашка

Кукла

Платье

Уши

Ложка

Пирамида

Брюки

Глаза

Тарелка

Мишка

Юбка

Рот

Вилка

Мяч

Шарф

Волосы

Нож

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Понимание действий:

Где девочка:  рисует _______ идёт  _______  стоит ______

сидит ________ играет__________ пьет ______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Выполнение поручений по словесной инструкции:

Принести машинку____________________________

Прокатать машинку____________________________

Поставить машинку на стол_____________________

Положить машинку в коробку____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):

Дом-домик_________________________

Стул-стульчик______________________

Кукла-куколка______________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках): 

Кот-коты__________________ Мяч — мячи__________________

Дом — дома__________________ Кукла — куклы _______________

Рыбка- рыбки________________ Чашка — чашки _______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Понимание предложно-падежных конструкций с простыми предлогами в,на :

положить кубик в машинку ________  , на стол _________

показать на картинках:  кубик в коробке ______ кубик на коробке________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам):

Собака стоит ____________ собаки стоят_________________

Самолёт летит ___________ самолёты летят______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Понимание содержания текста

(сказка «Колобок», «Репка»,)

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Активный словарь

Существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам):

Игрушки______________ Посуда____________________

Одежда_______________ Обувь_____________________

Животные_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Глаголы

(назвать действия по картинкам):

Стоит_______________ Сидит___________________

Играет______________ Рисует___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Прилагательные

 (назвать признаки по картинкам):

Красный______________ Синий___________________

Жёлтый_______________ Большой________________

Маленький____________ Сладкий_________________

Кислый_______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Состояние грамматического строя речи.

Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Вижу дом____________ Вижу рыбку______________

Вижу куклу __________ Вижу мяч ________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

 (назвать по картинкам):

Стол — столы____________ Петух — петухи_______________

Дом — дома____________ Сумка — сумки__________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам):

Красный мяч____________ Синий шар______________

Красная чашка_____________ Синяя лопатка_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами (по картинкам):

в___________ на____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам):

Стол – столик _____, нос – носик ______, дом – домик ______,

 ложка – ложечка _____, кукла – куколка _______, кровать – кроватка ______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам):

Петух поёт___________ петухи поют_________________

Мальчик играет ________ мальчики играют_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Употребление возвратных и невозвратных глаголов

(назвать по картинкам):

Мальчик умывается ________ Мама умывает мальчика__________

Девочка одевается _________ Мама одевает девочку_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – лисы ______,  это сумка кого? – мамы ______,

 это машина кого? – мальчика _______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Обследуется при наличии фразовой речи:

Пересказ текста из нескольких предложений.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено — 0 баллов.

Максимальное количество  баллов: 40.

35- 40 баллов: высокий уровень речевого развития;

25-35 баллов: средний уровень р?