Роль сенсорного развития в жизни ребенка

Роль сенсорного развития в жизни ребенка thumbnail

Роль сенсорного развития в воспитании дошкольника

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и так далее. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т.д.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства — живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

— формирование сенсорных эталонов

— обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Сенсорное развитие это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета — о их форме, цвете, величине и т.п.

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по освоению образовательной области «Познание», развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является сенсорное развитие.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, формировать умение называть свойства предметов.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование, игровая деятельность т.к. играя ребенку легче запомнить.

Значение сенсорного развития состоит в том что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Читайте также:  Влияет кесарево сечение на развитие ребенка

Маленькие дети начинают открывать окруж.мир впитывая в себя потоки сенсорной информации. В период 1 года жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. В возрасте 2-3 лет в жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинает накапливаться представления о цвете форме величине и др.свойствах предметов. Важно что бы эти представления были разнообразными.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Усвоение сенсорных эталонов это использование их в качестве единиц измерения при оценке свойств предметов.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в 3 этапа:

1 этап – предэталонный происходит на 3 году жизни. Ребенок начинает называть треугольные формы крышами, про круглые формы говорит что это мячик. Т.е. при использовании одного предмета другой используется как образец.

2 этап – средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, т.к. она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества при сравнении с другим.

3этап – на 4-5 году жизни уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра узнавая их оттенки.

На уровне восприятия происходит и ознакомление с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон – короткими и длинными.

Интеграция образовательной области познания имеет связь с другими образовательными областями, такими как

  1. Физическая культуру – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т.д.)

  2. Коммуникация – необходимо больше разговаривать с детьми, например что стоит у нас в группе – шкаф какой большой. Стульчик какой маленький и т.д.

  3. Художественное творчество – это рисование, разными цветами красок.

  4. Чтение художественной литературы – например сказка про машу и трех медведей где описаны размеры большой средний маленький.

  5. Социализация – это разные виды игр. Во время игр детей приучаю выполнять элементарные трудовые поручения например: катя положи маленький кубик на большой, или посади большую куклу на большой стул и т.д.

Для сенсорного развития детей в моей группе создана развивающая предметная среда. У нас есть дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где весят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (одела юбку красную, шапку зеленую и т.д.).

Занятия по сенсорному развитию проводятся с дошкольниками 2-3 лет 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 10 минут. Программа рассчитана на 1 год. На занятиях проводятся физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, пальчиковая гимнастика. На каждом занятии предполагается освоение или закрепление детьми теоретических знаний, практических умений и навыков.

На занятиях я старалась создать доброжелательную обстановку. Использовала сюрпризные моменты, стихи, потешки, загадки, песни; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; дидактические игры, игровые упражнения на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики; подвижные игры с речевым сопровождением.

Для возникновения интереса у детей сами специально организовывали игру. Стремились к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье») ; умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки») ; при одевания («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее») ; во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке») ; в развлечениях («Праздник мыльных пузырей», «Разноцветные шарики», «В гостях у Петушка», «Веселые матрешки») в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями) ; в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.) . Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка

Источник

                                 Значение  сенсорного  развития дошкольника.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном  детстве  имеет большое значение. Этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, и др.) считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное  восприятие  необходимо , для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности .С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается лепке, конструированию, рисованию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни , обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур.  С формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования         предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  •  В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, различать форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Источник

Надежда Омарханова
Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста во все времена было важнейшим условием для полноценного развития ребенка.Уже с самого рождения малыш активно воспринимает окружающий мир: он слышит, видит, ощущает. К двухлетнему возрасту его мозг достаточно развит и готов к восприятию таких сложных понятий как форма, цвет, величина, пространственные отношения.

Читайте также:  Социализация ребенка с нарушениями в развитии

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.

Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.

Основная важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться различные представления. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

*цвет: белый, черный и все цвета спектра;

*форма: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

*величина: большой, средний, маленький, такой же (одинаковый);

*звуки: звучание различных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.

Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, время, вкус и запах.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие различных явлений и предметов окружающего мира.

В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Сенсорное воспитание должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования веществ, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов, таких как общепринятая «звуковысотная» шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система геометрических форм и т. д. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Сенсорные действия формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка, расширение словарного запаса.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Источник