Общеразвивающие упражнения и роль в развитии ребенка

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 667

Структурное  подразделение № 5

117403, г.Москва, Востряковский проезд, дом 13А Тел./факс: 8(495)384-98-74 e-mail: sch667@sinergi.ru

117403, г.Москва, Востряковский проезд, дом 19А Тел.: 8(495)383-66-01 e-mail: dou1049@sinergi.ru

Консультация для родителей:

«Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитание детей»

Подготовила воспитатель физкультуры:

Воронкова О. В.

Первая квалификационная категория

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, поэтому ему необходимо большее количество кислорода. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию), т.к. значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. При общеразвивающих упражнениях тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений

Основная характеристика общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражнения указанных групп могут быть направлены:

  • На развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т.д.;
  • На развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.;
  • На повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно – сосудистой системы, активизации обменных процессов.

Все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Общеразвивающие упражнения могут выполняться:

  • При свободном построении в звенья, в круг,
  • При построении в колонны (передача предметов друг другу), в кругу с большой веревкой,
  • Группами с большими гимнастическими обручами, веревками,
  • Парами.

Оздоровительная направленность упражнений

Руководствуясь принципом оздоровительной направленности, который выдвигает правило «не навреди здоровью» использование физических упражнений требует соблюдения правил:

  • ограничения резкого выполнения движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном отделах;
  • исключения задержки дыхания в упражнениях, направленно развивающих такие качества как сила и гибкость;
  • исключения движений, связанных с выполнением скручивания позвоночника.
  • Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут появляться изменения положительного и отрицательного свойства. Многие общеразвивающие упражнения, в особенности те, в которых укрепляются крупные мышцы плечевого пояса и спины, способствуют формированию правильной осанки.
  • Сердце – тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение общеразвивающих упражнений положительно сказывается на функции сердца, т.к. нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется. В результате сердечная мышца становится сильной, осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой. Общеразвивающие упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему..
  • Упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, называются дыхательными. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает легочную ткань и способствует глубокому полноценному дыханию. У ребенка дыхательные мышцы силой не отличаются, их надо развивать.
Читайте также:  Этапы развития опоры у ребенка

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами

  • Характерные особенности ОРУ:
  • Просты и доступны всем категориям занимающихся.
  • Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.
  • Позволяют легко регулировать нагрузку.

Рекомендуемая литература

  1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999
  3. Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002
  4. Кузнецов В.А. Гимнастика в системе физического воспитания. –М.: СГИФК, 1974
  5. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996
  6. Кузнецов В.А. Гимнастика в системе физического воспитания. – М.: СГИФК, 1974.- С.259
  7.  Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002

Источник

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И

ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место н общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения — специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются диафрагма, межреберные мышцы и т. д.).

В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

Большую роль играют общеразвивающие упражнения в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника.

Наряду с влиянием  на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные  мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т. е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Таким образом, потребность в кислороде велика, а дыхательный аппарат ребенка еще не сформирован. Параллельное расположение ребер, малая экскурсия грудной клетки, слабость дыхательных мышц ограничивают жизненную емкость легких. Дыхание у детей учащенное, поверхностное. Маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать дыхание с характером движения. Все это неблагоприятно влияет на глубину дыхания. Кроме того, специальные дыхательные упражнения тренируют диафрагму, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение  нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки. В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный) движения детей приобретают различный характер. Они могут быть четкими, энергичными и легкими, мягкими, плавными, спокойными.

Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование.

СПЕЦИФИКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗНЫХ ФОРМАХ  РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Физическое воспитание в детском  саду осуществляется в различных формах, каждая из которых решает свойственные ей педагогические задачи. В соответствии с этим подбирают общеразвивающие упражнения. Они проводятся с определенной дозировкой.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка в раннем детском возрасте

На физкультурных занятиях осуществляется целенаправленная физическая подготовка детей. Различные построения, упражнения с предметами и без них развивают у дошкольников физические качества и способности. На каждом физкультурном занятии исполняются общеразвивающие упражнения. При отборе упражнений необходимо учитывать следующее:

1. Упражнения должны быть такими, чтобы при их выполнении необходимо было приложить физические и умственные усилия. Чаще всего  это упражнения новые или более сложные по структуре, координации, организации детей. Например, упражнения с большими гимнастическими обручами проводятся подгруппами, дети располагаются в разных пространственных положениях по отношению к воспитателю и друг к другу.

2. Могут быть включены подводящие упражнения для подготовки детей к следующим наиболее сложным упражнениям. Например, пружинистые полуприседания помогают выработать у детей правильное приземление в прыжках.

3. Упражнения могут быть на разных этапах обучения, так как в занятия включаются и новые и известные детям движения, поэтому методические приемы разнообразны. Новые упражнения требуют больше времени.

4. Количество упражнений может колебаться. Это зависит от сложности движений в других частях занятия. Так, на занятии намечается обучение новому основному движению, закрепление еще основных двух движений. При этом подбираются упражнения известные и в меньшем количестве.

Примерное количество упражнений для детей двух лет — 4; трех — 5; четырех — 5—6; пяти — 6—8; шести — 8—10.

5. На занятиях широко используются предметы и снаряды. Желательно общеразвивающие упражнения проводить с такими пособиями, которые используются в основных движениях.

Упражнения  утренней  гимнастики  направлены на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков. Времени, как известно, на утреннюю гимнастику отводится мало. Поэтому пояснения, указания воспитателя должны быть краткими. Построения, раздача пособий проводятся быстро.

Для утренней гимнастики упражнения должны быть:

известные, хорошо освоенные детьми;

более простые по структуре, координации;

обязательны на формирование осанки, стопы;

дыхательные, подскоки.

Постепенно с возрастом включаются упражнения на развитие ловкости, координации, гибкости, силы, а предметы используются такие, которыми дети уже хорошо владеют, которые не требуют много времени на раздачу и сбор.

Упражнения для физкультминутки направлены на повышение обменных процессов, снятие утомления с мышц, имеющих статическую или динамическую нагрузку местного характера (напряжение пальцев во время рисования, аппликации и т. п.), сохранение, повышение умственной работоспособности.

Физкультминутка проводится сидя на стульях или стоя между столами. В нее входят упражнения:

на потягивание, осанку (разведение рук в стороны; вращение руками, согнутыми в локтях, кисти к плечам и т. п.);

на дыхание (с хорошим вдохом и длительным выдохом); приседания, подскоки с небольшой дозировкой (4—б раз); вращение кистей рук с расслаблением — урони руки; последовательное расслабление мышц рук (поднять руки, уронить кисти, предплечья свободные; кисти к плечам, руки вниз).

Всего для комплекса подбираются 3—4 упражнения с учетом характера нагрузки в данном занятии:

Для осанки и дыхания.

Для кистей или рук.

Для туловища и ног.

Консультация для воспитателей

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И

ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Подготовила воспитатель

Пироженко Л.А.

г. Иркутск

Источник

Îïðåäåëåíèå âëèÿíèÿ îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé íà ôîðìèðîâàíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Èçó÷åíèå èõ ðîëè â ôèçè÷åñêîì âîñïèòàíèè äîøêîëüíèêîâ. Àíàëèç ìåòîäîâ ðàçâèòèÿ êîîðäèíàöèè, ëîâêîñòè, ðàâíîâåñèÿ, ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ îðèåíòèðîâîê.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îñîáåííîñòè îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé è èõ ðîëü â ôèçè÷åñêîì âîñïèòàíèè äåòåé

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ çàíèìàþò çíà÷èòåëüíîå ìåñòî â îáùåé ñèñòåìå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà è íåîáõîäèìû äëÿ ñâîåâðåìåííîãî ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà, ñîöèàëüíîãî óïðàâëåíèÿ äâèæåíèÿìè, ÿâëÿþòñÿ ñðåäñòâîì äëÿ îçäîðîâëåíèÿ, óêðåïëåíèÿ îðãàíèçìà. Ñèñòåìàòè÷åñêè âîçäåéñòâóÿ íà êðóïíûå ãðóïïû ìûøö, îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ çíà÷èòåëüíî àêòèâèçèðóþò îáìåííûå ïðîöåññû, ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ïèòàíèÿ âñåõ êëåòîê è òêàíåé îðãàíèçìà.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ â äåòñêîì ñàäó èñïîëüçóþòñÿ íà ôèçêóëüòóðíûõ çàíÿòèÿõ, â óòðåííåé ãèìíàñòèêå, âî âðåìÿ ôèçêóëüòìèíóòîê, â ñî÷åòàíèè ñ çàêàëèâàþùèìè ïðîöåäóðàìè, íà äåòñêèõ ïðàçäíèêàõ. Ïðàâèëüíîå âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé âëèÿåò íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ — ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûå äâèæåíèÿ äëÿ ðóê, íîã, òóëîâèùà, øåè è äðóãèõ ÷àñòåé òåëà, êîòîðûå ìîãóò âûïîëíÿòüñÿ ñ ðàçíûì ìûøå÷íûì íàïðÿæåíèåì, ðàçíîé ñêîðîñòüþ, àìïëèòóäîé, â ðàçíîì ðèòìå è òåìïå.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ðàçâèâàþò äâèãàòåëüíûå, ïñèõè÷åñêèå êà÷åñòâà ðåáåíêà, ïîäãîòàâëèâàþò åãî ê îâëàäåíèþ ñëîæíûìè äåéñòâèÿìè, ðàçâèâàþò ñèëó ìûøö, áûñòðîòó ìûøå÷íûõ ñîêðàùåíèé, ïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ, ôîðìèðóþò ïðàâèëüíóþ îñàíêó.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ èìåþò ðÿä îñîáåííîñòåé: îíè òî÷íî äîçèðóþòñÿ, ìîãóò ïðèìåíÿòüñÿ â ðàçíîîáðàçíûõ âàðèàíòàõ è êîìáèíàöèÿõ. Ýòî îáåñïå÷èâàåò èçáèðàòåëüíûé õàðàêòåð âîçäåéñòâèÿ íà îòäåëüíûå ãðóïïû ìûøö è íà îòäåëüíûå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Áîëüøèíñòâî óïðàæíåíèé ïðîñòû ïî ñâîåé ñòðóêòóðå. Îíè ñîñòîÿò èç ýëåìåíòîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü âûïîëíåíû îòäåëüíî. Çäåñü íåò òàêîé äèíàìè÷íîñòè, ñëèòíîñòè, êàê â îñíîâíûõ äâèæåíèÿõ, ãäå êàæäàÿ ôàçà íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíà ñ äðóãîé.  ðåçóëüòàòå ñèñòåìàòè÷åñêîãî ïîâòîðåíèÿ îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ñîçäàåòñÿ ñâîåîáðàçíûé ôîíä äâèãàòåëüíîãî îïûòà, äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ è ñïîñîáíîñòåé, íåîáõîäèìûõ êàê â æèçíåííîé ïðàêòèêå, òàê è äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ñëîæíûõ ãèìíàñòè÷åñêèõ íàâûêîâ.

Áîëüøóþ ðîëü èãðàþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ â ôîðìèðîâàíèè îñàíêè: áëàãîäàðÿ èì óêðåïëÿþò ìûøöû, ñïîñîáñòâóþùèå ïðàâèëüíîìó ïîëîæåíèþ ïîçâîíî÷íèêà è ñòîïû.

Íàðÿäó ñ âëèÿíèåì íà ôîðìèðîâàíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ïðåêðàñíûì ñðåäñòâîì äëÿ ðàçâèòèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ, òàê êàê â êàæäûé êîìïëåêñ âõîäÿò óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå äèàôðàãìó — îñíîâíóþ äûõàòåëüíóþ ìûøöó, ìåæðåáåðíûå ìûøöû, ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà, ñîäåéñòâóþùèå áîëåå ãëóáîêîìó äûõàíèþ.  ðåçóëüòàòå ó äåòåé óëó÷øàåòñÿ ýêñêóðñèÿ ãðóäíîé êëåòêè, óâåëè÷èâàåòñÿ æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ, äûõàíèå ñòàíîâèòñÿ ðåæå è ãëóáæå. îáùåðàçâèâàþùèé äîøêîëüíèê ôèçè÷åñêèé âîñïèòàíèå

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте

×åòêèé ðåæèì, ñòðîãàÿ äîçèðîâêà, ïåðèîäè÷åñêîå óâåëè÷åíèå è ñíèæåíèå íàãðóçêè â îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèÿõ ñïîñîáñòâóþò óêðåïëåíèþ ñåðäå÷íîé ìûøöû, óâåëè÷èâàþò óäàðíûé îáúåì ñåðäöà, óëó÷øàþò ðèòìè÷íîñòü ñîêðàùåíèé.

Óïðàæíåíèÿ îêàçûâàþò áîëüøîå âíèìàíèå íà ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû. Áûñòðîòà ðåàêöèè, êîîðäèíàöèÿ, îñîçíàííîå îâëàäåíèå äâèæåíèÿìè èìåþò çíà÷åíèå è äëÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Êàê ïðàâèëî, îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â êîëëåêòèâå, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ó äåòåé îðãàíèçîâàííîñòè, äèñöèïëèíû.

Äâèæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ñîâåðøåííûìè, êîãäà îíè âûïîëíÿþòñÿ â ñîïðîâîæäåíèè ìóçûêè. Ìóçûêà ìîæåò ñîäåéñòâîâàòü áîëüøåé àìïëèòóäå äâèæåíèé èëè, íàîáîðîò, âûçûâàòü èõ ñäåðæàííîñòü, ÷åòêîñòü â èñïîëíåíèè. Èíîãäà ìóçûêàëüíîå ïðîèçâåäåíèå èìååò äîñòóïíûé äëÿ äîøêîëüíèêà ðèòìè÷åñêèé ðèñóíîê, êîòîðûé îí ìîæåò îòìåíèòü â ëåãêèõ õëîïêàõ, ïðèòîïàõ. Âñå ýòî ðàçâèâàåò ó äåòåé ÷óâñòâî ðèòìà, êîîðäèíàöèþ, áûñòðîòó îòâåòíîé ðåàêöèè.

Êëàññèôèêàöèÿ îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé. Îñíîâíàÿ êëàññèôèêàöèÿ îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ïðîâîäèòñÿ ïî àíàòîìè÷åñêîìó ïðèçíàêó: óïðàæíåíèÿ äëÿ ðóê è ïëå÷åâîãî ïîÿñà; óïðàæíåíèÿ äëÿ òóëîâèùà è øåè; óïðàæíåíèÿ äëÿ íîã.

Óïðàæíåíèÿ óêàçàííûõ ãðóïï ìîãóò áûòü íàïðàâëåíû:

· íà ðàçâèòèå îòäåëüíûõ äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ è ñïîñîáíîñòåé — ñèëû, ãèáêîñòè, ëîâêîñòè, áûñòðîòû, êîîðäèíàöèè, ðàâíîâåñèÿ, ðèòìè÷íîñòè, ïëàñòè÷íîñòè è äð.;

· íà ðàçâèòèå ñâîéñòâ ïñèõèêè — âíèìàíèÿ, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, îðèåíòèðîâêå â ïðîñòðàíñòâå, âî âðåìåíè;

· íà ïîâûøåíèå ôóíêöèîíàëüíîãî óðîâíÿ ñèñòåì îðãàíèçìà — óïðàæíåíèÿ äëÿ òðåíèðîâêè äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, àêòèâèçàöèè îáìåííûõ ïðîöåññîâ.

Âñå îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ìîãóò ïðîâîäèòüñÿ áåç ïðåäìåòîâ èëè ñ èñïîëüçîâàíèåì ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ è ñíàðÿäîâ.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ìîãóò âûïîëíÿòüñÿ:

· ïðè ñâîáîäíîì ïîñòðîåíèè â çâåíüÿ, â êðóã;

· ïðè ïîñòðîåíèè â êîëîííû, â êðóãó ñ áîëüøîé âåðåâêîé;

· ãðóïïàìè ñ áîëüøèìè ãèìíàñòè÷åñêèìè îáðó÷àìè, âåðåâêàìè;

· ïàðàìè.

Óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðàçâèòèå äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ.

Ðàçâèòèå ãèáêîñòè. Ãèáêîñòü — ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà âûïîëíÿòü äâèæåíèÿ ñ áîëüøîé àìïëèòóäîé. Äëÿ ðàçâèòèÿ ãèáêîñòè íóæíî óïðàæíÿòüñÿ â ðàñòÿãèâàíèè ìûøö è ñâÿçîê, à òàêæå â óìåíèè íàïðÿãàòü è ðàññëàáëÿòü ìûøöû. Ìíîãèå óïðàæíåíèÿ äëÿ òóëîâèùà, øåè, íîã âëèÿþò íà ðàçâèòèå ãèáêîñòè.

Îñîáåííîñòü ìåòîäèêè èõ ïðèìåíåíèÿ ñîñòîèò â ñëåäóþùåì.

1. Íåîáõîäèìî ÷àñòî ïîâòîðÿòü óïðàæíåíèÿ ïðè ìàëîé èõ èíòåíñèâíîñòè.

2. Ïåðåä êàêèìè-ëèáî óïðàæíåíèÿìè íà ãèáêîñòü ñëåäóåò ïðîäåëàòü äâèæåíèÿ, ñîãðåâàþùèå ìûøöû è ñâÿçêè.

3. Â ïðîöåññå óïðàæíåíèÿ ïîëåçíî âûïîëíÿòü ïðóæèíÿùèå äâèæåíèÿ.

4. Ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàòü àìïëèòóäó, èñïîëüçóÿ âíåøíþþ îïîðó èëè óâåëè÷èâàÿ âîçäåéñòâèå íà òó èëè èíóþ ÷àñòü òåëà.

5. Ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàòü àìïëèòóäó, èñïîëüçóÿ èíåðöèþ äâèæåíèÿ.

6. ×åðåäîâàòü íàïðÿæåíèå ìûøö ñ èõ ðàññëàáëåíèåì.

Ðàçâèòèå ñèëû. Ñèëà — ýòî ñïîñîáíîñòü ïðåîäîëåâàòü âíåøíåå ñîïðîòèâëåíèå èëè ïðîòèâîäåéñòâîâàòü åìó çà ñ÷åò ìûøå÷íîãî íàïðÿæåíèÿ. Ñèëà ìûøö ðàçâèâàåòñÿ â óïðàæíåíèÿõ, ãäå íóæíî ïðåîäîëåâàòü âåñ ñîáñòâåííîãî òåëà èëè âåñ âíåøíåãî ñîïðîòèâëåíèÿ. Ñóùåñòâóþò ñïåöèàëüíûå ñèëîâûå óïðàæíåíèÿ. Íàïðèìåð, ïðèïîäíÿòü è îïóñòèòü âåðõíþþ ÷àñòü òóëîâèùà, ëåæà íà æèâîòå, îïèðàÿñü íà êèñòè ðóê, èëè ëåæà íà ñïèíå. Êðîìå òîãî, ìíîãèå îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ ðàçâèòèÿ ñèëû, åñëè ó÷èòûâàåòñÿ ñëåäóþùàÿ ìåòîäèêà.

1. Ïîâòîðÿòü óïðàæíåíèå, ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàÿ ñîïðîòèâëåíèå.

2. Íåîäíîêðàòíî ïîâòîðÿòü îäíî è òî æå óïðàæíåíèå äî ïîÿâëåíèÿ óòîìëåíèÿ â ìûøöàõ, íåñóùèõ îñíîâíóþ íàãðóçêó.

Ðàçâèòèå êîîðäèíàöèè, ëîâêîñòè, ðàâíîâåñèÿ, ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ îðèåíòèðîâîê

Êîîðäèíàöèÿ — óìåíèå ñîãëàñîâûâàòü äâèæåíèÿ ðàçëè÷íûõ ÷àñòåé òåëà. Îòäåëüíûå ýëåìåíòû äâèæåíèÿ ñîåäèíÿþòñÿ â åäèíîå äâèãàòåëüíîå äåéñòâèå, êîòîðîå ïðîèçâîäèòñÿ ýêîíîìíî, íåíàïðÿæåííî, ïëàñòè÷íî, ÷åòêî. Äâèæåíèÿ òóëîâèùà, ãîëîâû, ðóê è íîã ïðîèçâîäÿòñÿ â 3-õ ïëîñêîñòÿõ ïî îòíîøåíèþ ê òåëó: ëèöåâîé, áîêîâîé, ãîðèçîíòàëüíîé.

Äâèæåíèÿ ðóê è íîã ïî îòíîøåíèþ äðóã ê äðóãó â ïðîñòðàíñòâå ìîãóò áûòü: îäíîèìåííûìè — ñîâïàäàþò ïî íàïðàâëåíèþ; ðàçíîèìåííûìè — âûïîëíÿþòñÿ â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ. Äâèæåíèÿ, âûïîëíÿåìûå ðóêàìè è íîãàìè, ìîãóò áûòü îäíîíàïðàâëåííûìè è ðàçíîíàïðàâëåííûìè.

Êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé íåâîçìîæíà áåç ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè, îíà ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì äëÿ ëþáîãî äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ. Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò áûñòðîìó ðàçâèòèþ ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè, òàê êàê çäåñü îäíîâðåìåííî ó÷àñòâóþò çðèòåëüíûå è êîæíî-ìûøå÷íûå îùóùåíèÿ, â òî æå âðåìÿ óïðàæíåíèÿ ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîÿñíåíèÿìè, óêàçàíèÿìè, êîìàíäàìè âîñïèòàòåëÿ. Âðåìåííûìè îðèåíòèðîâàíèÿìè äåòè îâëàäåâàþò ñ áîëüøèì òðóäîì, ÷åì ïðîñòðàíñòâåííûìè. Áîëüøèíñòâî îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé àêòèâíî âëèÿþò è íà ðàçâèòèå âðåìåííûõ îðèåíòèðîâîê, òàê êàê îíè ïðîâîäÿòñÿ â òåìïå è ðèòìå.

Ðàçâèòèå ëîâêîñòè íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíî ñ ñîâåðøåíñòâîâàíèåì êîðäèíàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ îðèåíòèðîâîê, òàê êàê ëîâêîñòü îïðåäåëÿåòñÿ óìåíèåì áûñòðî ïåðåñòðàèâàòü äâèãàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü â ñîîòâåòñòâèè ñ âíåçàïíî ìåíÿþùååñÿ îáñòàíîâêîé.  ýòèõ óñëîâèÿõ ïðåäúÿâëÿþòñÿ ïîâûøåííûå òðåáîâàíèÿ ê âíèìàíèþ, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, áûñòðîòå ðåàêöèè, òàê êàê óñëîâèÿ ìîãóò ìåíÿòüñÿ áûñòðî, íåîæèäàííî. Óïðàæíåíèÿ íà ëîâêîñòü çàâèñÿò îò íàëè÷èÿ äâèãàòåëüíîãî îïûòà, îò óðîâíÿ êîîðäèíàöèè â âûïîëíåíèè ïðîñòûõ, èçîëèðîâàííûõ, à òàêæå ñëîæíûõ êîìáèíàöèé äâèæåíèé. Êîîðäèíàöèÿ, ëîâêîñòü äâèæåíèé íåâîçìîæíû áåç ðàçâèòèÿ ôóíêöèè ðàâíîâåñèÿ, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåòñÿ ïîëîæåíèåì öåíòðà òÿæåñòè òåëà íàä ïëîùàäüþ îïîðû. ×åì ìåíüøå ïëîùàäü îïîðû, ÷åì âûøå öåíòð òÿæåñòè îò ïëîùàäè îïîðû, òåì òðóäíåå ñîõðàíèòü ðàâíîâåñèå. Îíî çàâèñèò è îò ñèëû èíåðöèè ïðåäøåñòâóþùåãî äâèæåíèÿ, â îñîáåííîñòè, åñëè äàëåå ñëåäóåò ñòàòè÷åñêàÿ ïàóçà.

Áèáëèîãðàôè÷åñêèé ñïèñîê

1. Áóäèíñêàÿ Ï.Ï. Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ â äåòñêîì ñàäó. Ì., 1986.

2. Ïðèìàêîâ Þ.Í. Ðàçâèòèå äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ øêîëüíèêîâ (ðàçâèòèå áûñòðîòû, âûíîñëèâîñòè, ñèëû è ðàâíîâåñèÿ). Ì., 1967.

3. Ôîìèí È.À., Âàâèëîâ Þ.Í. Ôèçè÷åñêèå îñíîâû äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Ì., 1991.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник