Задержка развития ребенка лечение народными средствами

Задержка развития ребенка лечение народными средствами thumbnail

Почему мой ребенок так часто болеет простудой?

Почему у моего ребенка появился рахит, несмотря на то, что я кормила его грудью, и давала витамин Д?

Почему у моего ребенка так медленно растут волосы на голове?

Почему мой ребенок такой слабый, не держит головку, не садится самостоятельно, не начинает ходить в положенное время?

Почему у моего ребенка так поздно режутся зубки?

Почему мой ребенок не начинает говорить?

Если у вас возникли такие вопросы, вряд ли вы получили на них вразумительные ответы. Что-то вроде, «это ваша особенность», “подождите чуть-чуть”, “сделайте массаж, походите в бассейн”, «скоро заговорит», «может у вас чего-то не хватило ребенку, когда вы его носили в животе».

Как помочь своему малышу? Возможно, данная статья будет для вас очень полезной, и даст ответы на волнующие вопросы.

Китайская медицина считает, что здоровье ребенка, его умственное и физическое состояние, зависят от Почечной энергии родителей, и, в частности, матери. Как такое может быть?

Традиционная Китайская Медицина (ТКМ) отводит Почкам значимую роль. Почки отвечают за процессы роста, развития, старения организма, за функции мочеполовой системы, мозга, костной системы, дыхательной системы, за работу органов осязания, обоняния, слуха.

Функции Почек гораздо шире нашего традиционного представления. Почки относятся к органам Чжан и считаются основными органами, хранящими истинную энергию Инь и Ян.

Давайте рассмотрим функции Почек в ТКМ.

  1. Почки – это место хранения Цзин.
  2. Почки контролируют водный обмен организма. Почки обеспечивают циркуляцию жидкости в организме и вывод«лишней» жидкости из организма.
  3. Почки отвечают за “приём энергии Ци” — это регулирующее воздействие почек на легкие и на весь процесс газообмена.
  4. Почки отвечают за функцию слуха и за состояние внешних половых органов и ануса.

Более подробно хочется остановиться на первой функции – хранение Цзин.

Цзин – это тонкая энергия, субстанция, эссенция, которая поддерживает рост, развитие и работу всего организма и отвечает за половую функцию.

Именно Цзин определяет течение всей жизни человека. При истощении Цзин Почек наступает старость.

– Цзин рождает костный мозг

Почки контролируют костную систему, участвуют в процессе образования костного мозга, и связаны с головным мозгом.

Почки наполняют головной мозг. При слабости Почек может развиваться истощение спинного и головного мозга, что проявляется снижением памяти, внимания, отставанием в умственном развитии.

При недостатке Цзин Почек аналитические и умственные способности снижаются, появляется замедленность реакций, психическая слабость.

Почки хранят Волю-чжи, решительность, напор, твердость и целеустремленность человека.

Если почечная Цзин обильна, то кости крепкие и здоровые, имеют правильную форму.

Зубы –это отростки костей. Почки обеспечивают питание костей и зубов. При нормальной функции Почек зубы крепкие, растут и развиваются нормально, нет кариеса. Пустота Почек может вылиться в нарушение развития костей, их ломкости.

Речь, внешний вид, пережевывание пищи тесно связаны с состоянием зубов. Здоровые, ровные, крепкие белые зубы всегда считали признаком красоты человека и его хорошего здоровья. Шатание зубов, кровоточивость десен, атрофия десен, потемнение зубов – все это признаки патологического изменения системы Почек.

–  Цзин образует кровь, питает волосы.

Почки контролируют состояние волос на голове и на теле. Великолепие Почек отражается на волосах. Корень роста волос находится в почках. Цзин может превращаться в Кровь, при обилии Цзин и Крови волосы получают достаточное питание, крепкие и блестящие.  При истощении Почек волосы преждевременно седеют, становятся ломкими и выпадают.

Если функции Почек столь значительны, значит сохранение почечной энергии в нормальном состоянии – залог крепкого здоровья.

Определение «недостаточность почечной энергии» близко по значению с нарушением работы эндокринной системы «гипоталамус — гипофиз — половая железа, надпочечная железа, щитовидная железа“, а также с нарушением общего гормонального фона, которые приводят к определенным заболеваниям и симптомам.

Причины следующие:

1.Недостаточность первичной энергии: слабое здоровье родителей, ранний брак родителей, частые роды, преждевременные роды и т.д.
2.Половое невоздержание: частые половые контакты приводят к истощению почечной Цзин.
3.Длительные заболевания: длительные хронические заболевания, трудноизлечимые болезни.
4.Естественное старение организма: возрастное физиологическое старение организма.
5.Прочие причины: побочное действие лекарств, умственное или физическое истощение, физические или моральные травмы и т.д.

В чём опасность “недостаточности почечной энергии”?

1. истощение жизненной энергии  ведет к раннему старению организма.
2. снижение иммунитета приводит к снижению сопротивляемости организма к болезням.
3. снижается «качество жизни».

Ребенок при рождении наследует от своих родителей врожденную Пред-Небесную Цзин, она невосполнима.

То есть можно уже родиться с «недостаточностью почечной энергии» и со всеми вытекающими проблемами.

Несмотря на то, что Пред-небесная (врожденная) Цзин невосполнима, ее можно поддерживать с помощью Пост-небесной (приобретенной)  Цзин, которую мы получаем из пищи, воды и воздуха.

Почки хранят врожденную и впитывают, усваивают приобретенную Цзин.

При «недостаточности почечной энергии» присутствуют скрытые изменения в эндокринной системе, которые не обнаруживаются обычными методами диагностики.

Врачи китайской медицины применяют натуральные растительные средства, которые подбирают в зависимости от формы «недостаточности почечной энергии».

Китайские средства стимулируют Почки через нормализацию работы «гипоталамуса», через восстановление функции эндокринной системы, и таким образом можно устранить причину болезни, обрести здоровье.

“Шесть трав” или Лювэй дихуан вань является одним из часто используемых в китайской медицине общеукрепляющих средств.

Первые упоминания о данном препарате встречаются в трактате известного древнекитайского врача Цянь Чжуняна (династия Сун, пятый век н.э) «Ключ к терапии детских болезней».

Там оно упоминается как общеукрепляющее детское средство, которое применяют при пяти типах задержки развития у детей:

  1. позднее стояние
  2. поздняя ходьба
  3. замедленный рост волос
  4. позднее прорезывание зубов
  5. поздняя речь

при пяти проявлениях вялости

  1. вялость головы
  2. вялость шеи 
  3. конечностей
  4. мышц
  5. рта,

а также при других нарушениях развития у детей.

“Шесть трав” относят к умеренно-стимулируюшим средствам, которые не обладают побочными воздействиями на организм человека.

В составе натуральные травы: корень ремании клейкой приготовленной, корневище ямса китайского, кора пиона полукустарникового, пория кокосовидная, плоды корнуса лекарственного, корневище частухи подорожниковой.

Основные функции: питает и тонизирует Инь почек, а также питает субстанцию Цзин и мозг. Используется при синдроме пустоты Инь почек.

Применение у детей: частые простудные заболевания, незарастание родничка, отставание в умственном и физическом развитии, рахит.

детям 2-3 раза по 2-4 пилюли или принимать по назначению врача. Продолжительность приема: 2-4 недели.

Кроме того, современные исследования показали, что укрепление почек усиливает функции почек по расщеплению витамина D, что повышает способность организма по усвоению кальция. Укрепление почек повышает функции костных клеток и предотвращает потерю кальция.

Применение “Шесть трав” одновременно с приемом витамина Д3 + К2 и кальция, поможет укрепить костную структуру, повысить усвояемость кальция, нормализовать кальций-фосфорный баланс, помочь при лечении рахита.

Читайте также:  Индивидуальная диагностика развития ребенка 4 лет

Источник

Сегодня детей с задержками психического развития становится все больше. До 20-25% детского населения имеют ЗПР. Более 50% школьников имеют трудности с усвоением школьной программы. По данным зарубежных исследований 2009 года, проведенных в 18 странах, до 23 % детей в возрасте от 2 до 9 лет имеют интеллектуальные нарушения. По данным МО РФ более 60% детей дошкольного возраста находятся в группе риска по психической дезадаптации, и около 35% имеют расстройства нервно-психической сферы.
Современные методы диагностики, лечения и реабилитации детей с задержками развития на высоком уровне. Но, к сожалению, не всегда в полном объеме используются на практике.

Детям с задержками развития необходимо тщательное последовательное обследование детским неврологом, правильная диагностика. Обязательно динамическое наблюдение и коррекция терапии. Требуются повторные курсы медикаментозной терапии. Применяются при необходимости методы аппаратной терапии. Есть возможности использования альтернативных методов терапии.

Обращение к специалистам для решения проблемы Вашего ребенка поможет преодолеть беспокойство и держать под контролем ситуацию развития ребенка. Необходимо тщательно подбирать специалистов для проведения психолого-педагогической коррекции.

Чем раньше Вы обратитесь к специалистам по лечению и реабилитации ЗПРР, тем успешнее будет развитие Вашего ребенка. Вы получите необходимые знания о том, какие обследования и тесты необходимы именно Вашему ребенку с ЗПРР. Проясните вопрос о том, какие именно высшие психические функции отстают в развитии. У одних детей может страдать эмоционально-волевая сфера, у других интеллектуальная. У одних больше выражены нарушения памяти, у других – мышления или восприятия.

У третьих в большей степени страдает речевая функция. У четвертых — нарушения крупной или мелкой моторики. Важно понять какого характера эти нарушения, на каком уровне. Все эти тонкости необходимо знать, чтобы выстроить грамотную работу по реабилитации ребенка с задержкой психоречевого развитии.

Самостоятельно родитель не может решить такое количество задач по развитию ребенка, в связи с отсутствием необходимых знаний.
Такой лечебной и коррекционной работой занимаются специалисты: детские неврологи, нейропсихологии, дефектологи, детские и семейные психологи и другие. Здесь также имеет значение коммуникация между специалистами, которые занимаются реабилитацией детей с ЗПРР. Если эти специалисты не работают в команде, то эффективность усилий по умственному развитию ребенка уменьшается.

Однако, это не значит, что родитель должен полностью доверить ребенка в руки специалистов. В процессе восстановления нервной системы и в развитии высших психических функций ребенка огромное значение имеет вовлеченность родителей в процесс реабилитации, их высокая мотивация на достижение успехов в этой работе.

Родитель выступает активным участником в занятиях и развивающих играх с ребенком. Он обучается навыкам эффективного общения с ребенком. Отслеживает, какие внутрисемейные правила, программы и установки приводят к нежелательным последствиям в развитии ребенка. Нечеткость внутрисемейных правил и норм, их противоречивость, непоследовательность в воспитании приводят к росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости психики ребенка и семьи в целом.

Программа «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев» предусматривает регулярное взаимодействие специалистов и родителей для достижения наилучшего результата.

Причины задержки психоречевого развития оцениваются всесторонне. Это могут быть причины на уровне изменения физиологии ребенка, неврологического дефекта. Могут быть психогенные причины, связанные с множественными психотравмирующими ситуациями. Могут быть причины, связанные с некорректной организацией развития ребенка, неумения создавать необходимую развивающую среду. Могут быть причины, связанные с наличием хронических заболеваний у ребенка и тогда требуется привлечение сторонних специалистов.

Оценить степень задержки развития и провести дифференциальный диагноз с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с генетическими синдромами могут только специалисты в этой области. А также специалисты помогут Вам понять, какой прогноз в отношении развития ребенка.

Чего точно не нужно делать родителям – это ждать когда проблема сама собой разрешится. Она не разрешиться, не рассосется. Она усугубиться, если вовремя не заметить, не принять меры, не помочь ребенку стать успешным.

Вторая ошибка родителей при подозрении на задержку развития – это разовые обращения к специалистам, которые назначают однократный курс терапии, который, как правило, не приносит желаемого улучшения. Родители начинают ходить от одного специалиста к другому, разочаровываясь в каждом. Таким образом, порождается «синдром неоправданных ожиданий». Необходимо понять, что только длительная реабилитация и лечение даст положительный результат.

Третья ошибка родителей – это попытка экономить на проблеме. Не вкладывать финансовые ресурсы в развитие ребенка, а пытаться своими силами решить проблему.

Этот путь допустим только при легких формах ЗПР. Однако оценить степень расстройства родитель самостоятельно не сможет.
Вывод: не стоит дожидаться пока ребенок станет школьником и проблемы с обучением и поведением в школе выявят всю сложность проблемы незрелой психики ребенка. Обращайтесь к специалистам как можно раньше, если хотите вырастить здорового, успешного, счастливого ребенка.

Требуется консультация специалиста.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт: https://nevrolog-nikiforova.ru/consult
WhatsApp 8(962)362-02-26

Инстаграм неврология: https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova

Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057

Телеграм: https://t.me/nevrolog_nikiforova

Источник

«Не волнуйтесь, мамочка, ведь мальчики обычно позднее девочек начинают разговаривать».
«Ну что вы, ничего не нужно с этим делать, сама заговорит, через годик-другой».
«Нет повода расстраиваться – у вас просто «молчун» растет».
«Да просто глицин подавайте, и все».
«Ждите, речь сама прорвется».

Эти и многие другие «успокаивающие» фразы, наверное, не раз слышали родители детей, которым был поставлен диагноз ЗРР. Но в этих словах больше вреда, чем пользы, так как они дают ложную надежду, что «все пройдет само».
«Само» ничего не бывает.

От специалистов, которые руководствуются таким халатным, попустительским подходом к коррекции нарушений речи (не уверена, что «это», вообще, допустимо называть коррекцией), нужно уходить. Иначе вы рискуете потерять время и деньги. И если деньги можно заработать, то время вам никто не вернет. Это драгоценный ресурс, особенно когда дело касается здоровья ребенка.

Итак, первое, что нельзя делать родителям: нельзя недооценивать диагноз ЗРР.
Задержка развития речи у детей при несвоевременном обращении к специалистам или при непрофессиональном подходе к коррекции провоцирует развитие других проблем. Если ничего не предпринимать, то у ребенка вскоре появятся сложности с взаимодействием в коллективе (ведь без развитой речи сложно общаться со сверстниками и взрослыми), проблемы с эмоциональной сферой, с развитием психических процессов, включая мышление и воображение.

Читайте также:  Пальчиковые развитие ребенка от 1 года

Качественная и целенаправленная работа с речевыми патологиями у ребенка требует комплексного решения при содействии специалистов различных областей: врача-невролога, логопеда, педиатра, педагога и психолога.

Каждый из специалистов обеспечивает проработку проблемы с позиции своей профессиональной этики и надлежащих методов с учетом типа ЗРР: афония, брадилалия, тахилалия, дислалия, алалия, афазия или какой-либо другой вид нарушения речи.

В отсутствие серьезных физиологических патологий речевого аппарата и органических повреждений зон головного мозга, отвечающих за речь (ее развитие), коррекция задержки речевого развития преимущественно сосредотачивается на работе психолога и логопеда.
Такая работа подразумевает как индивидуальные, так и групповые занятия этих специалистов с ребенком. Также психолог и логопед подготовят список заданий для выполнения их ребенком дома, вместе с родителями.
В рамках такой «домашней коррекции» при легких формах ЗРР родителям нельзя позволять ребенку просто показывать пальцем на предметы/объекты (как он привык ранее), которые его интересуют. Несмотря на очевидное удобство такой формы взаимодействия, на сформированные бытовые привычки общения, родителям детей с ЗРР необходимо мотивировать ребенка на проговаривание слов, звукопроизношение их частей (насколько это возможно, конечно).
Допускать тыканье пальчиком вместо произношения звуков/частей слов/целых слов – это второе, что нельзя делать родителям при коррекции проблем с речью у ребенка.

Третье, что нельзя делать – это «сюсюкать», коверкать слова, поощрять неправильное произношение слов.
Например, на произношение малышом в возрасте 2-3 лет «мяа» вместо «мама» или, например, «циоек» вместо «цветочек», родителям необходимо дать негативную оценку действия малыша («Ваня, так нельзя говорить. Это неправильно») и сразу показать ребенку, как правильно произносить эти слова.
В этом возрасте ребенок в рамках коррекции речи должен интенсивно учиться произносить уже отдельные слова и простые фразы.
Конечно же, случаи ЗРР, где причиной нарушения служат сложные патологии речевого аппарата и различные дисфункции работы головного мозга, сюда не относятся.
Такое поведение родителей в ответ на неправильное произношение слов допустимо только при легких видах ЗРР и ЗРР психологической этиологии.

Надеяться на народную медицину, гомеопатию (в качестве единственного варианта решения проблемы), а также на прочие неэффективные, граничащие со знахарством методы – это четвертое, что нельзя делать родителям при ЗРР.
Только наука, профессионализм, работа в системе «ребенок-специалист-семья» могут быть максимально полезны в работе с задержкой развития речи.

И, пятое, что никогда нельзя допускать любящим и заботливым мамам и папам, бабушкам и дедушкам – опускать руки и отчаиваться.
Вера в лучшее, в свои силы, вера в своего ребенка, в его ресурсы, и, конечно же, упорный труд наряду с работой в слаженной команде обязательно принесут результаты.

Вот увидите.
И обязательно услышите.

_________

1 бесплатная консультация (вопрос психологу)!

Источник

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое — подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Читайте также:  Наша история ребенок с отклонениями в развитии

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник