Общение ребенка с другими детьми в 4 года

Общение ребенка с другими детьми в 4 года thumbnail

Самая точная и очень понятная информация о дружбе и настоящих друзьях – в советских детских песнях.

Однако первые и главные знания о дружбе ребенок получает с пеленок, в своей семье

Родители не часто задумываются об этом, думают, что малыш сам научится дружить, когда подрастет.

Ссылка на информацию фото

Но во взрослой жизни очень сложно находить друзей. А вот в дошколятах заложить желание и навыки дружбы довольно легко.

До трех с половиной – четырех лет дети играют и дружат в основном с взрослыми

Но уже к пяти-шести годам они переключаются на сверстников, с которыми играть интересно, они же и становятся первыми друзьями детей.

В этот момент очень важна поддержка родителей. Нужно начинать рассказывать крохе о дружбе.

Ссылка на источник фото

Как научить ребенка дружить: 4 правила

Прежде всего, взрослый должен быть рядом с малышом. Хотя бы иногда играть вместе с ним.

Важно показать ребенку, что окружающий мир добр и безопасен, в нем есть много добрых людей

Следующее условие: воспитывать такие качества, как самостоятельность и ответственность

Постараться остаться другом и для уже подросшего ребенка

Книги, песни, игры, фильмы – помощники родителей в воспитании дружеских чувств.

Можно собрать коллекцию сказок и мультфильмов для дошкольников – они окажут большую помощь в формировании отношения к миру вообще и к людям, а также к сверстникам.

Важно сохранять доверие у ребенка, а для этого нужно интересоваться его жизнью, чем он увлекается, какие отношения между сверстниками.

Ссылка на источник фото

Кроме того, желательно поддерживать хорошие отношения с друзьями ребенка. Воспринимать их как его друзей, одобрять их общение.

Родители не должны отказывать крохе, если у него возникла идея пригласить в гости кого-то из детского сада

Ничто не может помешать взрослым быть гостеприимным и постараться сделать так, чтобы встреча прошла на позитиве и у ребенка остались приятные чувства.

Что еще развивает у дошкольника умение дружить

Пример взрослых

Родители – главные учителя!

Дети учатся общаться с миром через подражание взрослым.

Они копируют поведение – как мама и папа общаются с друзьями, какие между ними отношения, помогают ли они друг другу, как разрешают конфликты.

Общение ребенка со сверстниками

Для детей старше четырех лет общение с ровесниками крайне необходимо.

Родители должны позаботиться об удовлетворении этой потребности. Психологи утверждают, что из-за недостатка общения, у детей может случиться «дополнительный» кризис.

Ссылка на источник фото

Многие современные дети-дошкольники сильно загружены: спортивные секции, английский язык, подготовка к школе.

А для детской дружбы времени нет.

У каких детей много шансов иметь друзей?

У тех, чьи родители
— сами умеют дружить
— дают ребенку правильную информацию
— дружат со своими детьми, участвуют в их жизни
— помогают малышу дружить, т.е. принимают его друзей

Задача взрослого – дать первые знания о дружбе, помочь ребенку начать дружить, поддержать малыша в приобретении такого опыта.

Ссылка на источник фото

Если родители научат ребенка правильно дружить, он пронесет это умение через всю свою жизнь!

Спасибо за подписку, репост и лайк

Всего Вам доброго и будьте счастливы!

Источник

Проблема с общением возникает не только у детей, но и у взрослых. Чаще всего причины похожи, но когда ребёнок не общается со сверстниками, ему легче помочь. Успешная социализация необходима для дальнейшего развития, личностного роста и успешной взрослой жизни.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

Когда начинать учить общению?

Родителям не стоит беспокоиться, если в 2-3 года малыш не дружит с другими детьми: ему достаточно семьи и родных. Задуматься о помощи следует, когда в 4-5 лет он избегает общения со сверстниками, предпочитает играть в одиночестве. К 6-7 годам у ребёнка обязательно должен быть друг или подруга, круг знакомых, с которыми бы он хотел проводить время.

Ребёнок, который не хочет общаться со сверстниками – не социопат, хотя со стороны окружающим это кажется странным. Просто у детей разный уровень доверия, личные качества и другие причины, требующие работы со стороны родителей.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

Что мешает ребёнку общаться со сверстниками

Сложно не заметить момент, когда у малыша в глазах загорается искорка и видно, что он хочет подойти к сверстникам, присоединится к игре или разговору, но будто вспоминает что-то и угасает. Именно в этом моменте нужно искать причину и понять, что помешало ребёнку начать общение:

  1. Комплексы. Иногда ребёнок не общается со сверстниками, потому что ему кажется, что он им неинтересен. Такое бывает, если родители много работают и у них нет возможности быть с ребёнком. Малыш много времени проводит за самостоятельными играми, ему становится достаточно самого себя, а новое знакомство является стрессом: он боится, что его не примут или неправильно поймут.
  2. Неуверенность в себе бывает природной стеснительностью, требующей преодоления, а может быть следствием неприятного инцидента. Дети быстро забывают плохое, но отдельные обидные слова способны поселиться глубоко в подсознании и не позволять доверять людям. Известны случаи, когда только под гипнозом во взрослом возрасте человек узнавал о своих детских травмах.
  3. Отличие в темпераментах. Некоторые предпочитают играть шумно, а другие вдумчиво и тихо, создавая собственный мир. Первым детям проще найти друзей, а вторым необходимы «единомышленники», с которыми можно часами лепить «куличики» или строить из веток домик.
  4. Не созданы условия для общения. Частые переезды, мало или постоянно разные дети во дворе, частая смена секций, занятий, постоянная занятость. Чтобы научиться общаться, нужно постоянство и комфортная обстановка вокруг.
  5. Жизненная позиция родителей, бабушек, дедушек. Когда мама негативно отзывается о соседях или их детях, а бабушка внушает, что верить никому нельзя, потому что вокруг плохие люди, то ребёнок начинает бояться. Дети доверяют родителям, поэтому постараются держаться на расстоянии от новых знакомых.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

7 советов, которые помогут социализации

Малыш не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.

1. Обеспечиваем стабильность

Ребёнку нужен социум, который будет постоянным несколько месяцев или даже год: зависит от конкретной личности. Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как здорово дружить. Некоторым нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.

Читайте также:  Примерное меню на неделю ребенку 1 год 4 месяца

Другая схожая ситуация, когда ребёнок слишком занят и его приоритеты – художественная гимнастика, хоккей или идеальный английский и школа с золотой медалью. Нужно обязательно делать «паузы» или оставлять личное время не только для ума, но и для души.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

2.  Личный пример

«А у тебя есть друзья?», «А друзья хорошие – это те, кто помогают и с кем весело?» – дети любят задавать вопросы в раннем возрасте. Если они видят, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу. Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.

В обратной ситуации, когда подруги мамы уехали в другой город, а у папы не остаётся времени на встречи с друзьями, дети не понимают ценность дружеских отношений. Для них становится нормальным, что круг общения ограничивается родственниками: ведь не просто так родители дружат только с ними.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

3. Повышение самооценки

Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Выражать мнение малыш тренируется на родителях. Важно, чтобы мама и папа умели слушать ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.

Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряжённой обстановке в семье, школе, детском лагере, чтобы ребёнок разочаровался и замкнулся.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

4. Разговоры по душам

С детьми лучше всего говорить перед сном, лёжа в кровати: они максимально открыты и не будут избегать диалога. Важно понять причину того, почему ребёнок не хочет общаться с другими.  Частая формулировка «Она ко мне не подошла и не стала играть» или «Я подошёл, спросил про машинку, но он не ответил». Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.

Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду малыша, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

5. Чужой среди своих

Дети любят разные игры, поэтому не нужно заставлять играть с компанией активистов в догонялки, если малыш хочет вместе с тихим мальчиком наблюдать, как в коробке ползает червяк или муравей. Нужно принимать его интересы и характер, не навязывая игру «вон с тем хорошим мальчиком из соседской семьи», вместо «странной девочки».

6. Помогаем непризнанному лидеру

Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Малыш привык, что взрослые с ним соглашаются или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.

Проблему «старшего ребёнка» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

7. От противного

Запрет для детей, как цветок для пчелы: их просто тянет сделать не так, как говорят родители. Наверное, замечали, что ребёнок любит требовать внимания не вовремя: может залезть на ручки вместо прогулки. Помогают крепкие искренние объятья и высказанное вслух желание, чтобы малыш был с мамой или папой: приоритеты моментально меняются и ребёнку уже не хочется спокойно сидеть.

В общении со сверстниками придерживаемся аналогичного принципа, но с осторожностью. Если ребёнок не играет и сидит рядом, то можно сказать, что пора домой, раз ему скучно, или что хотели после прогулки сходить за пирожным, но раз настроения нет, то лучше не надо. Провокации могут быть разными, зависит от характера и личности.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

3 задания для ребёнка, которому трудно общаться со сверстниками

Психология и педагогика подробно изучают проблему социализации, предлагая массу способов стать общительнее. Вот несколько из них:

  1. «Задай вопрос». В детях очень сильно любопытство. Стоит озвучить какую-то мысль о сверстнике, как ему захочется узнать, если ли у него брат, котёнок или какая любимая игрушка. Важно не соглашаться на уговоры малыша задать вопрос за него.
  2. «Подари или угости». Можно угостить детей во дворе леденцами или подарить маленькую игрушку в школе тому, кто нравится.
  3. «Или то, или это». Возможность решать подкупает, но альтернатива должна быть такова, чтобы общение со сверстниками было выигрышнее второго варианта.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

Что делать, если ничего не помогает

Если вы уже делали всё, что перечислено в статье и перепробовали массу способов, но ребёнок так и не стал общительнее, то нужно заглянуть глубже. Вспомните, каким вы были ребёнком, а ваш муж? У некоторых много друзей, а другие общаются с одним другом много лет. Возможно, в окружении малыша просто нет такого человека, которому бы он доверял больше, чем маме, или ещё не встретился друг по интересам.

Если проблема обозначилась в 4-5 лет, то нужно быть готовым к тому, что работать над характером придётся несколько лет. Главное – не сообщать о проблеме ребёнку, не делать на ней акцент: обидные фразы «Ты плохо себя ведёшь, поэтому с тобой не дружат» и «Иди уже пообщайся со сверстниками, всё один сидишь» не помогут.

Общение ребенка с другими детьми в 4 года

Если ребёнок не умеет общаться со сверстниками – это редко вина родителей, но именно им предстоит вовремя помочь в социализации и научить занимать место в обществе/группе/классе. После 7-8 лет и безуспешных попыток, родителям стоит обратиться за помощью к специалисту: важно разобраться в проблеме до переходного возраста.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Дети по своей природе стремятся знакомиться со всем новым, в том числе и с людьми. Но бывает так, что ребенок не умеет заводить друзей. Он почти ни с кем не хочет дружить, плохо ладит с ровесниками. Как помочь таким детям, и что предпринять взрослым для их успешной социализации? “ЛегкоПолезно” делится советами, как научить ребенка дружить.

Читайте также:  Рост вес ребенок 4 года норма таблица

Для начала надо разобраться, в чем причины такого добровольного одиночества. На что родителям стоит обратить внимание?

Как проявляются проблемы в общении

  • Малыш жалуется, что с ним отказываются разговаривать, играть, его игнорируют сверстники.
  • Играя во дворе, ребенок активный, веселый, но при этом не идет на контакт с другими детишками.

Дома дети, обладающие патологической необщительностью, не рассказывают о том, что произошло в школе, детском садике.

  • Малыш старается в выходные дни никуда не выходить, ему вполне комфортно быть одному.
  • При любой возможности ребенок отказывается идти в школу, ища любые причины, чтобы не посещать ее.
  • У ребенка много комплексов, он начинает стесняться и избегает контактов, боясь быть осмеянным. Например, дети дразнят его из-за картавости, полноты, неопрятности, немодной одежды.

Как научить ребенка дружить

  • Родителям надо понять, что конкретно мешает ребенку общаться в коллективе заводить друзей. Когда причина будет ясна, ему надо будет помочь преодолеть комплекс и трудности в общении.

Можно рассказать о своем опыте, который у вас был в его возрасте, когда вы оказались без друзей. Наверняка такой момент был в детстве у каждого из нас. Новая школа, первый день в спортивной секции, знакомство с соседскими детьми после переезда на новую квартиру – припомните такие эпизоды и поделитесь своими мыслями и чувствами. Особое внимание уделите тому, как вы справились с проблемой.

  • Хорошей поддержкой станет консультация детского психолога. Лучше, если это будет не школьный психолог, чтобы слухи не разнеслись по учебному заведению. Найдите специалиста, который найдет общий язык с ребенком.
  • Запишите малыша на танцы или в спортивную секцию, где он найдет друзей по интересам. Если в школе или во дворе порой дети не знают, с чего начать разговор, то общее дело сразу подскажет темы для общения.
  • Устраивайте совместно веселые тематические праздники, на которые пригласите сверстников ребенка из школы, детского сада. Придумайте игры и конкурсы, в которых дети смогут лучше узнать друг друга.
  • Подружитесь с родителями других малышей и вместе планируйте мероприятия: совместные прогулки, походы в парк, в кафе, на пикник и т.д. Возможно, в новой обстановке ребенок раскрепостится, и диалог со сверстниками получится сам собой.
  • Попросите классного руководителя или воспитателя почаще включать ребенка в ролевые игры или театральные постановки. Такие занятия не только выстраивают доброжелательное отношение к окружающим, но и помогают справиться с комплексами, застенчивостью.

Чтобы малыш приобрел авторитет среди ровесников, учите его навыкам поведения в коллективе. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, ребенку может просто не приходить в голову. Расскажите, как себя вести в разных ситуациях, а лучше разыграйте вместе с сыном или дочкой сценки: отобрали игрушку, обозвали обидным словом, поделились вкусненьким, сделали комплимент. Поясните, как реагировать на все эти ситуации, чтобы завоевать уважение и симпатию окружающих.

  • Возникновению дружбы способствуют совместные игры. Возьмите на игровую площадку мяч, разноцветные мелки и другие игрушки, в которые можно играть всей компанией. Однако не стоит брать с собой дорогие игрушки. Этим вы только вызовете зависть других детей и дадите повод для спора, а то и драки.
  • Если ваш отпрыск тихоня, поддерживайте его каждый шаг в знакомстве с детьми. Помедлите с критикой в адрес новых друзей ребенка, даже если вам не нравятся их манеры, стиль одежды или круг интересов. Если вам кажется, что вмешаться просто необходимо, то будьте максимально деликатны в своих оценках.

Важно помнить, что помогая ребенку наладить отношения с другими детьми, не стоит навязывать ему общение и принуждать к постоянному взаимодействию с другими детьми. Просто поддерживайте его, давая в нужный момент правильные советы.

Почаще говорите ребенку, что вы его любите, обращайте внимание на его сильные качества и положительные стороны. Если проблемы в общении коренятся в неуверенности в себе, то с ростом самооценки будет расти и круг общения.

подробнее здесь: https://legkopolezno.ru/tsennosti/druzya-i-obshhenie/10-sovetov-kak-nauchit-rebenka-druzhit/

Источник

unsplash.com

Не все люди рождаются с интуитивным знанием, как создавать и сохранять близкие эмоциональные связи, поэтому дружбе тоже нужно учиться. В этом, как и во многом другом, детям нужен взрослый, который покажет, подскажет, поделится опытом. Здесь прекрасно работает и собственный пример родителей, когда они при детях общаются со своими друзьями. Также важны послания и акценты, благодаря которым ребенок сможет ориентироваться в сложном мире взаимоотношений между людьми.    

Совсем малыши (1-3 г.), как известно, «играют рядом, а не вместе». Игрушки для них куда интереснее, чем сосед по песочнице. От «друга» чаще всего они ждут соучастия в забавах («давай с тобой попрыгаем и ножками подрыгаем») и внимания к себе («смотри, что у меня есть!»). Поэтому одна из первых и основных задач взрослого – помочь ребенку увидеть в сверстнике такого же живого, классного, самобытного человека, как и он сам.

Для этого можно привлекать внимание малыша к личностным качествам другого («Вася подошел тебя пожалеть и погладить, когда ты расплакалась, он очень внимательный и чуткий»). И подчеркивать его «схожесть» (ты танцуешь, и Вася танцует, ты хлопаешь в ладоши, и Вася хлопает, ты кидаешь мячик, Вася кидает тебе его обратно, спасибо, Вася!»).

Крепкие узелки дружбы завязываются, когда дети заняты вместе чем-то интересным и увлекательным. И когда через совместные действия и переживания растет интерес одного ребенка к другому – именно как к человеку, который близок по духу и с которым так много общего.

Для дошкольников, например, это свободная игра. А чтобы игра получилась, надо что-то придумывать, предлагать, следовать правилам, учиться совмещать интересы и разрешать ситуации, когда мы хотим разного. Игра – вообще кладезь самых разных полезных жизненных навыков. 

Для школьников это прогулки и походы куда-то, обсуждения, прослушивание музыки, совместное выполнение домашних заданий, занятия по интересам – там, где дети объединены одним делом, отношения складываются будто сами собой.

Чем старше ребенок, тем больше его потребность в том, что в отношениях с друзьями была эмоциональная близость, ощущение общности и связи, возможность встретить сопереживание и в свою очередь оказать поддержку, поговорить о том, что волнует, почувствовать себя «в своей стае».

Поэтому так важно для маленького ребенка создавать, а для «подрощенного» — предлагать ситуации и среду, где могли бы взойти и окрепнуть ростки дружбы: игры на детской площадке, активности с другими родителями и детьми, секции и студии, психологические тренинги для младших школьников и подростков (если ваш подросток не против или сам хочет туда).  

Читайте также:  Ребенок в 4 года всего 98 см

unsplash.com

С чего начинается дружба?

Со знакомства, приветствия, улыбки. Поэтому мы учим малышей знакомиться со сверстниками с самого раннего возраста: «Давай подойдем к девочке и скажем: привет! Меня зовут Саша, а тебя? Мне 3 годика, а тебе? Во что ты любишь играть?»

Подобная поддержка взрослого полезна практически всем дошколятам, не только робким и стеснительным. Спокойное, подбадривающее присутствие и помощь в освоении навыков общения намного лучше, чем навязывание: «иди с мальчиком познакомься, иди-иди, не съест он тебя». Также полезно дома с игрушками проиграть ситуацию, когда кто-то отказывается знакомиться. В игре вы можете себе взять роль того, кто спокойно и доброжелательно выдерживает отказ, не считая себя при этом плохим или неинтересным.   

Настоящая, честная дружба – это то, что мы можем выбирать сами. Детям нередко кажется, что с кем свела судьба, тот и друг. Но нет. Друзей ищут, друзей находят, и мы можем сами решить, подходит нам какой-то человек в качестве друга или нет.

Вы можете обсудить с ребенком, какими качествами, на его взгляд, обладает надежный друг. С какими людьми ему хотелось бы дружить? Какой он сам друг? Очень здорово вместе обсуждать фильмы и мультики, читать книги и истории о дружбе. Можно также посмотреть мою книгу для детей «Как найти друзей и быть хорошим другом». 

Правом выбирать себе друзей обладает каждый. Поэтому иногда возможны несовпадения: ребенок хочет с кем-то дружить, а с ним – нет. Не отмахивайтесь: мол, «не хочет дружить, и не надо, ты себе еще кучу друзей найдешь». Побудьте вместе с ребенком в его чувствах: «это очень неприятно, и я бы не хотел/а, чтобы в этой ситуации ты сделал/а о себе неверные выводы».

Проговорите важное: если у вас не сложилось, это никого не делает каким-то «не таким». У другого человека есть право на собственные симпатии, привязанности и выборы. Просто вы не совпали. Это грустно, но так бывает.

«Я отнесу эти сладости девочкам, и тогда они будут со мной дружить»… Обычно родители впадают в отчаяние от таких слов. Отразите то, что происходит: «Да, нам всем важно чувствовать себя неодинокими, и иногда кажется, что если «задобрить» тех, с кем хочется общаться, они будут уделять внимание и дружить.

Но знаешь, что я тебе скажу: дружба, которая «держится» на сладостях, похожа на соломенный домик Ниф-Нифа. Она развалится сразу же, как только сладости или другие дары исчезнут. Настоящая же дружба похожа каменный домик Наф-Нафа. И строится она на том, что мы интересны друг другу как люди.

Давай подумаем, как тебе лучше поступить в этой ситуации: придумать для всех интересную игру или, может, оглянуться вокруг — вдруг с тобой кто-то очень хочет общаться, а ты этого не замечаешь?»

Посмотрите, как выглядят друзья со всего света:

Когда с друзьями не очень складывается, это расстраивает. Могут даже возникнуть мысли, что кто-то активный и классный достоин быть в центре внимания и иметь много друзей, а кто-то (несовершенный и со своими особенностями) – нет. Но это неправда. Любой человек достоин любви, уважения и дружбы, абсолютно любой.

Сомнения в собственной ценности и ожидание чужой инициативы мешают устанавливать дружеские связи. Поэтому вместо слов «Я никому не нравлюсь, со мной никто не хочет дружить» предложите ребенку другой «внутренний диалог»: «Я могу быть хорошим другом, умею хранить секреты и придумывать разные интересности, и обязательно с кем-нибудь подружусь». 

Поддерживающе и сочувственно поделитесь с ребенком собственным опытом – как у вас в детстве складывались отношения со сверстниками, как вы проживали сложные ситуации, в том числе те, когда вам не с кем было общаться. Что показала дальнейшая жизнь?

Что самое важное в дружбе?

Умение выслушать, порадоваться за успехи и поддержать, когда грустно. В дружбе мы учимся очень полезному навыку: понимать, что мы со своими друзьями в чем-то похожи, но у нас и много различного – у каждого могут быть свои потребности, чувства, устремления.

И хорошие, надежные отношения складываются только тогда, когда мы признаем эти различия, видим, что мы не одинаковые, и не ждем, что друзья будут во всем с нами соглашаться, смотреть на мир так же, как мы, и хотеть того же. Уважение укрепляет дружбу, а обзывательства, нечестность, стремление командовать и желание намеренно сделать другому больно – разрушают.   

Чего нельзя требовать от друзей?

От друзей нельзя требовать, чтобы они дружили только с нами и чтобы уступали нам во всем. Но и нам в свою очередь не нужно подчиняться всем желаниям своих друзей и соглашаться на то, что кажется неправильным. Каждый человек может соблюдать свои интересы и распоряжаться тем, что ему принадлежит, по своему усмотрению.

В дружбе каждому из нас нужно не только ощущать связь с другим, но и оставаться при этом самим собой.

Конфликты, обиды, «я с тобой больше не дружу!» – все это тоже нередко бывает. Надо ли вмешиваться взрослым, если дети ссорятся – это всегда вопрос конкретной ситуации. Обычно нужно вмешаться, когда любому из детей угрожает физическая опасность. Во всех остальных случаях стоит помочь своему ребенку выйти из конфликта достойно – отразить то, что происходит, проговорить чувства, вместе подумать, как лучше поступить.

Мы не можем никак повлиять на поведение друзей, но своих детей мы можем учить выражать несогласие, говорить «мне неприятно, пожалуйста, не делай так больше», окликаться на душевную боль другого, выражать сожаление о том, что случилось, признавать ущерб, если он был причинен, находить слова для примирения.

А также проживать чувства и поддерживать себя, если дружба заканчивается: «Терять друзей больно. Но все хорошее, что было между вами, навсегда останется в твоей памяти. Все, чему она тебя научила, пригодится, когда ты найдешь новых друзей. А ты их обязательно найдешь!» 

Читайте также: 

Смотрите наши видео

Во время загрузки произошла ошибка.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник