Общение и развитие личности ребенка в школе

Общение и развитие личности ребенка в школе thumbnail

Общение со взрослыми, сверстниками играет ведущую роль в развитии личности младшего школьника. Постепенно все более отчетливым становится отношение ребенка к самому себе.

К началу школьного обучения при наличии коммуникативной активности, самостоятельности у ребенка закрепляется осознание собственного «Я». Образ «Я» становится более содержательным благодаря овладения новой социальной ролью: ученик не только участник учебного процесса, но и общения. Овладение новыми видами деятельности способствует значительному развитию самосознания, что позволяет адекватно оценивать позицию взрослых людей, их индивидуальные особенности, мотивы поведения. Опыт приобретается в практике общения с людьми. Большую роль для формирования коммуникативных навыков по-прежнему имеют воспоминания отдельных событий своей жизни, особенно эмоционально ярко окрашенных, которыми мыслит ребенок. Он учится воссоздавать отношения между другими людьми, пытается моделировать на этой основе новые контакты со сверстниками.

Mif6 24 08 15В общении совершенствуются, закрепляются нравственные качества личности: добросовестность, ответственность, аккуратность, социальная надежность (устойчивая реализация социальной роли).

В младшем школьном возрасте возрастает уровень запросов к самому себе, к своему успеху в межличностных отношениях, социальному положению среди сверстников и взрослых. Дошкольник любил себя, но такого качества как самолюбие еще не было. Оно связано с процессом становления самооценки, так как она возможна только на фоне обобщенного отношения к окружающим людям и понимания своей коммуникативной ценности, что происходит с развитием мышления и речи. Формирование самооценки тесно связано с развитием самосознания. Его интенсивный рост будет наблюдаться в подростковом возрасте. Младший школьник пока учится ориентироваться на мнение окружающих, а к концу начального обучения анализирует свое поведение и общение с опорой на самооценку.

Б. Г. Ананьев считал самооценку наиболее сложным результатом сознательной деятельности ребенка. Самооценка к началу школьного обучения ассимилирует в себе социальные умения личности, связанные с жизненной практикой, сложившимися моральными качествами. Самооценка – это знание своих качеств, открытие для себя собственных переживаний. Для этого приходится пройти долгий путь от простого «Я сам» до открытия дверцы в свой внутренний мир. Этот путь возможен только благодаря общению.

У личности возникают все новые «психологические приобретения» – самоуважение, чувство собственного достоинства, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и личным установкам в отношении самого себя. Школьник готов о них говорить и объяснять собственную активность с учетом существующей самооценки. Взрослым все сложнее удается использовать в общении с ребенком приемы внушения: приходится все чаще убеждать и доказывать.

Личность младшего школьника становится не только чувствующей, но и думающей, готовой усваивать социальные нормы, ценности, образцы сообразно сложившимся, внутренним условиям поведения и общения. Анализу подвергается теперь весь мир переживаний – как внешний, так и внутренний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) в младшем школьном возрасте обуславливают личностную активность в освоении окружающего мира.

Внутреннее, целостное развитие личности невозможно без переживаний, которые Л. С. Выготский назвал «единицей изучения личности и среды». Внутреннее развитие осуществляется в процессе осознания (рефлексии) того, что происходит с человеком при общении с людьми из ближайшего социального окружения. Адекватность самосознания – показатель социального благополучия ученика.

Mif7 24 08 15С точки зрения развития сознания большое значение имеет не изолированные изменения отдельных психических функций (внимание, память, мышление), а всей личности в целом. В частности, Д. Б. Эльконин, Л. Н. Леонтьев подчеркивали, что дошкольное детство является периодом первоначального фактического формирования личности, развитием личностных «механизмов» поведения. Они служат своеобразной экспериментальной моделью выработки более устойчивых характеристик индивидуальности, неповторимости каждого человека. Л. Н. Леонтьев началом рождения личности считал момент, когда складывается соподчинение мотивов, то есть ребенок знает, что он хочет, и как себя для этого надо вести. Далее ребенок привыкает распоряжаться своими мотивами – личность становится все более зрелой.

Чем стремительнее происходит развитие личности, тем выраженнее становится предпочтение общения со сверстниками взамен уже сложившимся формам личностного поведения со взрослыми. Младший школьник уже способен опосредовано понимать роль взрослого для понимания самого себя. Коммуникативное поведение ребенка опосредствуется действиями взрослого: какие он совершает поступки, как относится к предметам, людям, ситуациям. Младший школьник во многом старается подражать, действовать как старшие. Образ взрослого, воплощаясь в различных социальных ролях, становится фундаментальной основой всех новообразований в структуре личности младшего школьника.

На фоне личностного роста идет активный поиск возможностей включиться в систему отношений ближайшего социального окружения. От характера и содержания такого включения будет зависеть вся последующая жизнь, поэтому окончание начальной школы с точки зрения развития личности и навыков общения является чрезвычайно важным и заслуживает пристального внимания всех заинтересованных в эмоциональном и социальном благополучии ребенка взрослых.

Школьный коллектив играет большую роль в развитии социально адекватной личности ученика. Под его влиянием постепенно формируется устойчивая социальная направленность личности, складывающаяся под влиянием коллективных интересов. Младшему школьнику привлекательна активная роль в межличностных отношениях со сверстниками, он начинает интересоваться общими делами, событиями, мероприятиями, стремится сам определить свое место в коллективе.

Защиринская Оксана Владимировна - Психолог

Защиринская Оксана Владимировна

Психолог

Научный руководитель Центра, доктор психологических наук, детский и семейный психолог, психотравматолог.

Источник

Психология

Дети и общение в школе: что хорошо и что плохо ( от 7 до 12 лет)

7 августа 2015
12 424 просмотра

Екатерина Ушахина

Общение в школе очень часто становится настоящим испытанием для ребенка. Родители всеми силами стараются помочь своему ребенку пережить конфликты и преодолеть трудности. Но часто оказывают ему медвежью услугу, формирую неправильную модель поведения.

Авторы книги «Эмоциональный интеллект ребенка» помогают понять психологию ребенка в возрасте от 7 до 12 лет, объясняют, как себя вести в сложных ситуациях, что можно считать нормальным, а что должно вызывать опасение.

Читайте также:  Ребенок зачатие и развитие эмбриона

Никакой неловкости

В школе ребенок входит в большие социальные группы и подпадает под их влияние. У детей активно развиваются познавательные способности и они узнают о власти интеллекта над эмоциями. Ваш ребенок начинает испытывать все большее влияние со стороны сверстников, и вы можете заметить, что одной из основных мотиваций его жизни становится стремление любой ценой избежать неловкости. Детей этого возраста начинают волновать стиль их одежды, тип рюкзака и как их сверстники относятся к тому, что они делают. Ребенок пойдет на все, чтобы не привлекать к себе внимания, особенно если друзья будут дразнить его или критиковать его действия. Не пытайтесь бороться с этим.

Конформизм

Конформизм в этом возрасте является вполне здоровым, хотя нередко и вызывает раздражение родителей, которые хотят, чтобы их дети были лидерами, а не исполнителями. Он означает, что ваш ребенок все лучше распознает социальные сигналы и приобретает навык, который будет ему служить на протяжении всей его жизни. В период от восьми до двенадцати это особенно важно, потому что дети этой возрастной группы могут дразнить и унижать беспощадно. На самом деле дразнилки являются кузницей, которая формирует многие возрастные стандарты поведения. Девочек дразнят не меньше, чем мальчиков, хотя у мальчиков передразнивания нередко приводят к физическим столкновениям.

Эктомия эмоций

Дети довольно быстро понимают, что если их дразнят, то лучше всего вообще эмоционально не реагировать. Протест, крик, жалобы учителю или гнев, когда крадут шапку или обзывают, могут повлечь дальнейшие унижения или изгнание из группы. Поэтому, чтобы сохранить достоинство, лучше подставить другую щеку. Понимая ситуацию, дети производят «эктомию эмоций», убирая чувства из сферы взаимоотношений со сверстниками. Большинство детей мастерски овладевают этим приемом, но наибольших успехов добиваются те, кто в младшем возрасте научился управлять своими эмоциями.

Что чувствуете он и вы

Поведение вашего ребенка означает, что он способен распознавать стандарты и ценности, принятые в группе сверстников, и это позволяет ему стать ее частью. Если узнаете, что ваш ребенок участвует в травле другого ребенка, которую считаете несправедливой, скажите ему о том, что вы чувствуете. Используйте этот прецедент, чтобы донести до него свои ценности — доброту и честность. Если ваш ребенок не проявил жестокости, не следует быть особенно резким или сурово его наказывать. Для детей этого возраста, которые хотят входить в избранный круг и при этом испытывают сильное давление со стороны сверстников, такое поведение нормально.

Признание сверстников

Если ваш ребенок жалуется, что его исключили из группы или сверстники относятся к нему несправедливо, вы можете воспользоваться методами эмоционального воспитания, чтобы помочь ему справиться с чувствами печали и гнева. Преодолев негативные эмоции, попробуйте вместе поискать решение проблемы. Например, можно исследовать способы, при помощи которых человек создает и поддерживает дружеские отношения. Не пытайтесь доказать ребенку, что его стремление одеваться и вести себя,  как другие дети, глупо. Признайте его желание быть принятым сверстниками и помогите ему этого добиться.

Не смейся надо мной

Если ваш ребенок высмеивает правила, принятые в мире взрослых, не принимайте эту критику близко к сердцу. Дерзость, сарказм и презрение к ценностям взрослых — нормальное поведение в этом возрасте. Если ваш ребенок действительно грубо с вами разговаривает, скажите ему об этом, но особым способом. («Когда ты смеешься над моей прической, я чувствую, что ты меня не уважаешь».) Так вы сможете привить ему такие ценности, как доброта и взаимное уважение в семье.

Несмотря на фрондерство, дети в этом возрасте, как и все другие, хотят чувствовать себя эмоционально связанными со своими родителями и нуждаются в их любящем руководстве.

По материалам книги «Эмоциональный интеллект ребенка».

Фото отсюда.

Источник

Развитие личности в начальных классах школы

Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений         и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности»[1].  Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок.  В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.

Личностное развитие человека отражает  его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии. 

Один  из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности — учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет  жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.

Ребёнок вступает  в новую для него  систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками,  взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося.  С  расширением круга общения ребёнка, его отношений в  коллектив сверстников — происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.

Читайте также:  Гендерное различие в развитии ребенка

Большую  значимость принимают   общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается  доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь»[2].  Именно в этом и состоит одно  из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности.

 Для развития успешной личности необходимо руководствоваться  следующими  личностно — ориентированными принципами:

  • «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители»[3].

Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей).   Он стремится не повторять проступки.

Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от  влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.

Использованные источники:

  1. Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
  2. https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
  3. https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm

[1] Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с

[3] https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/

Источник

Ермакова Елена
Общение и его особенности в младшем школьном возрасте

При поступлении ребёнка в школу он включается в процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения, благодаря которым развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие.

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития.

У первоклассников в период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников,не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой».

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока ещё «сам по себе». Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведённый Я. Л.Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого-нибудь лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не предлагает её товарищу сам. Он отдаёт ручку учительнице, которая и передаёт её ученику». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознаёт,можно выразить так: «Я и моя

учительница».

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребёнка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований, проведённых Коломинским Я. Л., показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного возраста. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других.Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Читайте также:  Центр развития и спорта для ребенка

С 8 до 11 лет дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребёнком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так дети, получающие при социометрических исследованиях наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»)характеризуется рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией, большинство из них хорошо учится; девочки имеют привлекательную внешность.

Дети, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе,также обладают некоторыми общими характеристиками: они имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, капризны, грубы, замкнуты, плаксивы; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Все эти перечисленные качества имеют определённые особенности проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учёбе. Для популярных мальчиков большое значение имеет и физическая сила, ловкость.

Для первоклассников с низким социометрическим статусом характерны следующие особенности: неопрятность, плохая учёба и поведение, непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые проявляются внешне, но и по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии выбора несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте стоит общественная активность, организаторские способности, и по-прежнему – красивая внешность. В этом возрастеприобретают значимость и некоторые личностные качества: самостоятельность, честность. На второй план отходят показатели, связанные с учением.

Для «непривлекательных»третьеклассников наиболее существенны такие черты: пассивность, недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников, отражают особенности восприятия или другого человека. это связано с общими закономерностями развития личности в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте своеобразно складываются и первые впечатления о другом человеке. Оно отличается ситуативностью, ориентацией на внешние признаки, физический облик.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста говорит и то, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают те замечания, которые они получают в присутствии одноклассников; они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых сверстников.

Изменения, которые происходят в этом возрасте, необходимо учитывать при организации воспитательной работы, т. к. психологический климат тесно связан с формами педагогических воздействий. Взаимооценки в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель. Преобладание доброжелательного тона, поощрений, поддержки и т. п., формирует благоприятный фон эмоциональных отношений детей друг к другу. Использование наказания, угроз, насмешек и т. п. порождает недоверие к взрослым, друг к другу и конфликты в коллективе.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных взаимоотношений, как мы уже отметили, решающая роль принадлежит педагогу. Именно педагог в силу своей исключительной значимости для ребёнка может сыграть решающую роль в определении статуса ученика в системе личных отношений.

Если судить по анализу характеристик, которые педагоги дают детям с различным социальным статусом, то видно, что изолированных детей не любят сами педагоги. Учителя вольно или невольно сами способствуют изоляции ребёнка в классе частыми отрицательными оценками, резкими замечаниями. Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребёнка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и поэтому избегают общения с ними. Именно педагог может сыграть решающую роль в выведении из статуса «изолированного» ученика. В каждом конкретном случае линия поведения учителя должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребёнка и т. д.

При изменении позиций непризнанных учеников особо следует обратить внимание на изменение социальных ожиданий. Обеспечив школьнику успех в деятельности, где он по новому раскроется для окружающих, необходимо придать этому успеху гласность. Большую роль здесь должны играть коллективные обсуждения. На них педагог должен максимально использовать свою силу воздействия на коллектив, заострив внимание класса на положительных моментах поведения и деятельности тех, чей статус необходимо изменить. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Именно этот возраст характеризуется стремлением ребёнка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или в случае неудачи, наоборот, чувства неполноценности. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Успеваемость уже отходит на второй план, т. к. дети постепенно начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учёбой.

Задача взрослых – помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников.

Источник