Гендерное различие в развитии ребенка

Гендерное различие в развитии ребенка thumbnail

Ученые (Fagot, Leinbach & Hagan, 1986; Caldera, Huston, & O’Brien, 1989) задались вопросом: «Насколько точно гендерные стереотипы отражают различия в поведении мужчин и женщин»? Оказалось, что не все стереотипы корректно отражают реальность. Всего образовалось 3 группы:

  1. Фактические гендерные различия, которые нашли научные подтверждения.
  2. Различия, которые обсуждаются, но не соответствуют происходящему в жизни.
  3. Сомнительные и неоднозначные доказательства разницы между полами. Нуждаются в дополнительном исследовании.

Ниже представлены полученные данные. Изучая их и обсуждая гендерные различия, следует иметь в виду, что характеристики мужчин и женщин во многом совпадают. Некоторые мужчины более уступчивы, разговорчивы и заинтересованы в искусстве, чем некоторые женщины. Помимо этого, хотя мужчины кажутся конституционно предрасположенными к тому, чтобы быть более сильными и лучше приспособленными к агрессивному взаимодействию с окружающей средой, некоторые женщины превосходят их в выносливости. Об этом свидетельствуют более крепкое здоровье и долголетие женщин, а также их успех в качестве игроков в регби! Кроме того, в области интеллектуальных и профессиональных достижений есть выдающиеся женщины-архитекторы, математики, инженеры и ученые, хотя мужчины получают больше поддержки в этих областях. Уже во взрослом возрасте между мужчинами и женщинами возникает много различий в плане занятости, возможностей трудоустройства, власти и статуса на рабочем месте, обязанностей по уходу за ребенком в семье, сексуального опыта и проблем репродуктивного здоровья (Tavris, 1992).

ФАКТИЧЕСКИЕ, НЕОДНОЗНАЧНЫЕ И МИФИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ФАКТИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Физическое, моторное и сенсорное развитие

Девочки при рождении более развиты, чем мальчики, как с физической, так и с неврологической точек зрения. Они начинают раньше ходить и быстрее достигают половой зрелости. Мальчики в момент рождения имеют большие по объему легкие, сердце и мышцы. А вот болевой порог у них ниже. С возрастом мальчики становятся лучше в тех действиях, где нужно включать силу и грубые моторные навыки. В то же время мальчики более уязвимы для болезней, имеют высокий уровень детской смертности от недоедания и многих наследственных аномалий. Большая часть выкидышей у беременных происходит при вынашивании мальчиков. Женщины определенно не слабый пол с точки зрения физической уязвимости.

Когнитивное развитие

В младенчестве и в раннем школьном возрасте девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, имеют больший словарный запас и лучше понимают прочитанное. В среднем детстве и подростковом возрасте половые различия очень малы или отсутствуют. Примерно с 10-ти лет мальчики преуспевают в визуально-пространственных способностях: манипулирование объектами в двух- или трехмерном пространстве, чтение карт или наведение на цель. Начиная примерно с 12-ти лет, мальчики начинают преуспевать в математике, особенно в математических рассуждениях. Почти все дети, которые в младших классах средней школы отмечены как исключительно талантливые в математике, являются представителями мужского пола.

Социальное и эмоциональное развитие

Мальчики чаще становятся агрессорами и жертвами агрессии, особенно физической, даже в ранней социальной игре. Девочки уже в 2-х летнем возрасте проявляют большее послушание и следование требованиям взрослых, чем мальчики, которые реагируют на правила разнообразно. В отношениях со сверстниками половые различия не всегда очевидны. При этом в дошкольном возрасте мальчики меньше уступают девочкам, чем мальчикам. Девочки уступают ровесникам одинаково независимо от пола.  Девочки более заботливы в отношении детей младшего возраста, чем мальчики.

Атипичное развитие

В школе у мальчиков чаще возникают проблемы с чтением, дефекты речи и эмоциональные проблемы. Генетические дефекты, физические недостатки и умственная отсталость выше среди мальчиков, чем у девочек.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Уровень активности

Обычно мальчики более активны, чем девочки. Однако, во многих исследованиях различия в уровне активности мальчиков и девочек обнаружено не было.

Зависимость (от окружающих)

Дети младшего возраста в равной степени зависят от опекающих их лиц. Однако именно девочки старшего возраста и взрослые женщины склонны относить себя к зависимым людям.

Страх, застенчивость, тревога

У маленьких детей явных различий в уровне робости не обнаружено. Тем не менее, девушки и женщины говорят о себе, как о пугливых и робких существах.

Исследовательская активность

Мужчины чаще вовлекаются в рискованные развлечения и занятия. Ряд работ на тему ранней исследовательской деятельности показал, что мальчики более азартны и любопытны, они могут атаковать барьеры, возникающие между ними и желанным объектом. Тем не менее, различия в уровне исследовательской активности между полами не всегда прослеживаются.

Уязвимость от стресса

Последние данные показывают, что мужчины более уязвимы к дисгармонии в семье и межличностному стрессу. Это подтверждается тем, что мальчиков чаще приводят  к детскому психологу. Тем не менее, необходимо провести дальнейшие исследования, прежде чем можно будет сделать окончательные выводы.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка щелково

Ориентация на социальные стимулы

Есть некоторые свидетельства того, что девочки-младенцы могут ориентироваться на лица больше, чем мальчики, а также могут узнать лицо своей матери в более раннем возрасте.

МИФИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Социальные навыки

Мальчики социальны не менее, чем девочки. Мальчики и девочки проводят равное количество времени с окружающими и одинаково реагируют на попытки коммуникации.

Потребность в любви и привязанности не зависит от пола. Забота похожа на врождённую способность, хотя все же девушки и женщины больше заботятся о детях, родственниках и друзьях.

Внушаемость и соответствие стандартам

Девочки не более внушаемы, чем мальчики. Оба пола в равной степени склонны соответствовать стандартам группы сверстников и подражать чужим реакциям.

Стиль обучения

Девочки не проявляют большего усердия в обучении и выполнении скучных заданий, чем мальчики. Мальчики не лучше справляются со сложными познавательными заданиями. Так же они не более восприимчивы к зрительным стимулам, а девочки — к слуховым.

Достижения

У мальчиков нет большей мотивации на достижения, чем у девочек. Различия в мотивации достижения и поведении меняются в зависимости от типа задачи и условий. В нейтральных условиях девочки часто более ориентированы на достижения, чем мальчики. Однако, конкуренция с большей вероятностью повышает мотивацию достижения у мальчиков, чем у девочек.

Самооценка

Девочки не имеют более низкой самооценки, чем мальчики. Было обнаружено совсем немного отличий в удовлетворенности собой. Тем не менее, девочки оценивают себя более компетентными в социальных навыках, а мальчики считают себя более сильными и влиятельными.

Вербальная агрессия и враждебность

Различий в выражении вербальной агрессии между мальчиками и девочками обнаружено не было.

Источник: Maccoby and Jacklin (1974);Tavris (1992); Hyde and Linn (1988); Linn and Hyde (1989).

ГЕНДЕРНЫЕ ТИПЫ В РАМКАХ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

Различие между полами начинает быть заметно в самом раннем возрасте (Fagot, Leinbach, & Hagan, 1986; Caldera, Huston, & O ‘ Brien, 1099). В группах детского сада было установлено наблюдение за детьми. Оказалось, что даже малыши в возрасте от 15 до 36 месяцев предпочитают брать игрушки в соответствии с их половой принадлежностью  (O’Brien, Huston, & Risley, 1983). Это обсервационное исследование выявило еще один распространенный вывод: девочки менее строго, чем мальчики, подчиняются гендерно-подходящему поведению. Девочки чаще играют с грузовиком, чем мальчики обнимают куклу. Есть много причин для демонстрации приверженности к гендерно-ролевым стереотипам. Наша культура в основном ориентирована на мужчин, которые имеют больше привилегий,  им чаще оказывают почет и уважение. Мужская роль определена достаточно четко. За счет этого они имеют более узкие гендерные стандарты. Девчонка-сорванец выглядит в глазах общества не так ужасно, как изнеженный маменькин сынок. Родители и сверстники осуждают мальчиков за то, что они плачут, отступают перед лицом агрессии, носят женскую одежду или играют в куклы. Напротив, случайные вспышки гнева, грубая игра, ношение джинсов или катание грузовиков умеренно приемлемы для девочек. Матери, отцы и другие взрослые более негативно реагируют на поведение свойственное противоположенному полу у мальчиков, чем у девочек. Именно родители мальчиков начинают бить тревогу и препятствовать нежелательному поведению более активно (Fagot, 1977b; Fagot & Leinbach, 1987; Langlois & Downs, 1980). Исследования показали, что отцы склонны более негативно реагировать на женское поведение мальчиков, чем матери. Такое сильное беспокойство по поводу неподходящего гендерно-типичного поведения, которое проявляют отцы, может быть проявлением их беспокойства по поводу своей собственной мужественности (Goodenough, 1957) или может быть связано с распространенным мужским беспокойством в нашей культуре (Seavey, Katz & Zalk, 1975).

Тем не менее, мальчики и девочки развивают отличительные паттерны интереса, которые соответствуют их гендерным ролям. В национальном опросе приняли участие более 2000 детей в возрасте от 7 до 11 лет  (Zill,1985). Зилл зафиксировал, что мальчики любят оружие, бокс, борьбу, каратэ, командные виды спорта, а также создание и ремонт вещей больше, чем у девочки. Девочки, напротив, предпочитают кукол, шить, готовить, танцевать и присматривать за детьми младшего возраста больше, чем мальчики. Данные модели интереса у детей поощряются взрослыми различными способами, например, при выполнении домашних обязанностей. В 1990-х годах девочки чаще застилали постель, убирали, мыли посуду и стирали. Мальчики чаще занимались ремонтом, выносом мусора и стрижкой газонов (Goodnow, 1988; McHale et al., 1990).

Опять же, надо помнить, что между семьями существуют индивидуальные различия. На некоторых мальчиков возложены обязанности по мытью посуды, а некоторые девочки в состоянии чинить технику! Несмотря на это, современные гендерные роли, по прежнему, имеют множество «старых» стереотипов.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Читайте также:  Диагностика интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: гендерные различия, различие пола и гендера, гендерные роли, половое различие, половое воспитание, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами

Источник

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание детей

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Читайте также:  Набор карточек для развития речи ребенка

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Гендерное воспитание детей

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

Гендерное воспитание девочек

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

Гендерное воспитание мальчиков

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Источник