Образование ребенка условий его развития

Образование ребенка условий его развития thumbnail

Ирина Ворожбитова
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе

Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка в школу в научных исследованиях называют «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы, прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Как показала практика нашей работы, грамотный подход к этой ситуации помогает не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимают суть проблемы.

Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.

Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной,методической работы стоят следующие задачи:

создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

— обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Работа по преемственности педагогов МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» даёт возможность нашим детям приобрести стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основная цель взаимодействия детского сада и школы — обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группе и первом классе прогимназии.

Содержание преемственности отражено в плане о сотрудничестве. В начале учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план совместной работы по преемственности.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения, непрерывность воспитательного и образовательного процесса, начиная с раннего возраста.

Система работы психолога включает: проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:

— методическая работа с педагогами;

— работа с родителями;

— работа с детьми.

Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов прогимназии и детского сада:

-семинаров (“Формирование портрета выпускника дошкольного учреждения”, “Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы”, “Роль сюжетно — ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности”, “Совместная деятельность прогимназии и детского сада, как условие успешной реализации требований ФГОС в вопросах воспитания и обучения”);

— круглого стола (“Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе”, “Изучение программ и новых педагогических технологий для дошкольников и младших школьников”, “Проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ”);

— открытых показов образовательной деятельности в ДОУ и прогимназии (занятие по ИЗО “Снегурочка”, занятие по математике «Путешествие в страну Математики», урок по обучению грамоте “Звук и буква Б” в 1б классе, урок математики в 1а классе);

— заседаний МО (“Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе”, “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”).

Работа с родителями осуществляется через:

— совместные родительские собрания с педагогами, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе;

— информационные стенды, сайт детского сада и прогимназии “Первые шаги ребёнка к школе”. “Как научить ребёнка думать”, “Практические рекомендации по подготовке руки ребёнка к письму”);

— индивидуальные консультации с педагогами прогимназии;

— день открытых дверей в прогимназии.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность развита на будущего школьника и это необходимо для осуществления новой учебной деятельности, например, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Непрерывность дошкольного и начальногообразования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Читайте также:  Ребенок до года развитие по месяцам презентация

Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Работа с детьми заключается:

— в проведении экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу; — праздников “Золотая осень”, “В гостях у деда Мороза”, “Нашим мамам”, “Скоро в школу!”, “До свидания детский сад”;

— в посещении школьных музеев “Боевая слава”, “Очаг мой, Дагестан”, “Русская изба”, “Семейные реликвии”;

— в знакомстве и взаимодействии дошкольников с учителями, учениками начальной школы;

— в участии игровых программ (“Игра по станциям “Путешествие в школу”, спортивных состязаниях “Весёлые старты”; “Весёлые эстафеты ”;

— в проведении выставки рисунков “Что нам осень подарила”, «Зимушка – зима», “Космос и человек”, “Спорт глазами детей”, “Спички детям не игрушка ”.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир,поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование — это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Поставив перед собой цель — развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.

В процессе исследовательской работы (детского проекта, после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы. Актуальные темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять, использовать как темы для конкурса «Я исследователь». Главное, чтобы у ребенка возник интерес именно к выбранной теме проекта. Воспитатель средней группы Карпенко Наталья Николаевна работала с детьми над проектом «Наши пернатые друзья». Конечным продуктом проекта были различные по форме кормушки и скворечники, которые родители воспитанников развесили на деревьях на территории детского сада и прогимназии. Дети имеют возможность на прогулке наблюдать за птицами, которые поселились в их скворечниках. Родители воспитанников старшей группы, воспитатель Магомедова Мадинат Абдулаевна, организовали поездку на рыбный завод, где дети имели возможность увидеть, как разводят мальков в искусственно созданной среде. Так появилась идея создания исследовательской работы «Живой мир рыбы». В процессе проведения исследовательской деятельности воспитатели развивают экологическую грамотность детей, воспитывают активную природоохранную позицию. Воспитатель подготовительной группы Магомедэминова Эльвира Османовна с группой воспитанниковвыполнила исследовательскую работу на тему: «Помни корни свои». Отправляясь в прошлое своего рода, детям хочется узнавать больше и больше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Каждый человек должен знать о своем роде. Педагоги учат детей помнить своих предков, чтить их память, традиции своей семьи. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Результаты нашей работы видны. Наши ученики стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Учащиеся 3 – 4 классов готовят исследовательские работы о домашних и диких животных, о растениях, включая в них загадки и стихи для дошкольников. Таким образом, они учатся выступать перед аудиторией. Ученики прогимназии постоянно принимают участие в разных конкурсах, фестивалях на уровне города и республики. В Фестивале «Первоцвет» наши учащиеся ежегодно занимают призовые места.

Совместная деятельность психолога и педагогов детского сада и прогимназии обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% выпускников ДОУ высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации.

Читайте также:  Ребенок по неделям развития картинки

У дошкольниковнеобходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:

• способность действовать по образцу;

• умение слушать и выполнять инструкцию;

• умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

• умение задавать и отвечать на вопросы;

• умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.

Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Мы считаем, что сотрудничество детского сада и прогимназии в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.

Источник

Успешно подготовить ребенка к школе способны комплексные образовательные программы.

Узнать подробнее…

Дополнительные развивающие занятия с логопедом и психологом помогут ребенку обрести уверенность в общении и лучше адаптироваться к школе.

Подробнее о занятиях…

Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?

С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.

Способы и средства воспитания детей

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.

Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.

Развитие ребенка 1 – 5 лет

Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.

Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.

Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.

Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.

В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.

Физическое воспитание

Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.

Что можно делать в это время:

  • Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
  • Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.

    Что могут делать родители?

    • Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
    • Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
    • Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.
Читайте также:  Развитие умений ребенка в процессе деятельности

Умственное воспитание

Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:

  1. Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
  2. Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  3. Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  4. Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  5. Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  • Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  • Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  • Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Нравственное и духовное воспитание

Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.

Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.

Что могут сделать родители?

  • Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
  • Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
  • Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
  • Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.

К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.

Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.

Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Источник