Образцы для вырезания ребенку 4 года

Образцы для вырезания ребенку 4 года thumbnail

На чтение 4 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 04.05.2020

Шаблоны для детей «Учимся вырезать ножницами» — отличная практика навыков вырезания и письма.

Вы можете увеличить эффективность этих шаблонов для развития мелкой моторики детей:

  • сначала пусть дети обведут линии карандашом для тренировки графомоторных навыков,
  • а после — порежут листы по этим линиям.

Предлагается 2 дизайна шаблонов — с лягушками и божьими коровками, каждый включает по несколько листов «Учимся вырезать ножницами».

Сразу объясняйте технику безопасности при работе с ножницами, даже если не планируете оставлять ребенка один на один с этим инструментом.

Как научить ребенка пользоваться ножницами?

Хотя ножницы могут показаться ужасно опасными для родителей, они очень полезны для развития мелкой моторики. И теперь мы можем найти широкий выбор ножниц для разных возрастов, которые в первую очередь безопасны для использования.

Когда речь заходит о ножницах, первый вопрос, который чаще всего задают — когда ребенок может начать использовать ножницы. Ответ варьируется от ребенка к ребенку. Различные авторы утверждают, что 2-летний ребенок готов держать и использовать ножницы.

Чтобы ребенок хорошо знал, как правильно держать ножницы, достаточно нарисовать смайлик на ногте большего пальца или приклеить наклейку. Мы скажем ребенку, что смайлик должен всегда смотреть ему в лицо при вырезании. Это мешает ребенку перевернуть руку вверх ногами при попытке разрезать бумагу.

Когда мы только учимся вырезать ножницами, первоначальная цель состоит в том, чтобы ребенок научился размещать руку, держащую ножницы (попробуйте трюк выше), а также чтобы другая рука держала бумагу, а не лежала без дела.

Вначале помогите ребенку, держа бумагу. Когда ребенок овладевает ножницами, постепенно усложняйте задачу.

Мы переходим от простого к сложному, поэтому сначала будут прямые линии, затем ломаные, а затем округлые и изогнутые.

Учимся вырезать ножницами по шаблонам

Учимся вырезать ножницами: самые первые и самые простые задания для детей. Вы можете распечатать шаблоны для вырезания или повторить их, нарисовав самостоятельно подобные фигуры.

Шаблоны для вырезания «Самолеты»

Самые простые задания для того, чтобы научиться вырезать.

Ферма

Шаблоны для вырезания «Божьи коровки»

Не забывайте главный принцип при получении любого нового навыка для ребенка — двигаемся от простого к сложному. Эти простые шаблоны идеально подойдут для первых уроков вырезания.

Шаблоны для вырезания «Лягушки»

Фруктовые деревья

Учимся вырезать ножницами, приклеивать и узнавать различные геометрические формы.

Спираль

Очень красивый и эффектный шаблон для вырезания для детей.

Геометрические фигуры

Фермерский домик

Интересные шаблоны — полноценная подделка для вырезания, раскрашивания и склеивания.

  1. Раскрасьте детали шаблона.
  2. Вырежьте фигуры по точкам.
  3. Приклейте фигуры на лист, совмещая соответствующие цифры.

Оттачивание навыка

Для оттачивания навыка вырезания из бумаги детьми, используйте эти самые простые шаблоны. Лучше, если вы распечатаете их на цветной бумаге и предварительно порежете по пунктиру на полосы самостоятельно.

Практика вырезания ножницами

Учиться резать можно не только бумагу, но и коктейльные трубочки, нитки, старые журналы, стебли растений, мягкий пластилин, ленточки, листы ЭВА… Детям старше 4 лет можно предложить фигурные ножницы — учиться резать станет еще интереснее!

Зачем это нужно?

Чтобы научиться вырезать ножницами, ребенку придется постараться. Ведь этот навык задействует каждый пальчик руки, которые работают синхронно, и все выполняют свою задачу.

Предлагать безопасные детские ножницы и тренироваться в вырезании можно детям старше 2 лет. Но только к 6-ти годам можно ожидать автоматизации этого навыка.

Источник

Вырезание очень полезное занятие, ведь оно предоставляет нагрузку для укрепления пальчиков, что в свою очередь развивает мелкую моторику (улучшается координация движений пальцев, а это способствует образованию новых нейронных связей, т.е. развитию мышления ребенка). В дополнение к прочему вырезание предоставляет расширенный функционал для творчества. После освоения ножниц ребенок активно подключает вырезание к рисованию и аппликации. 

Подобные экспозиции у нас по всей квартире с 3 лет.

Содержание

  • Сложности в освоении ножниц для малышей (советы бывалых :-)); 
  • Задания для вырезания на начальном этапе знакомства с ножницами. Материалы для печати и снова советы (!);
  • Хронология освоения ножниц маленькой Яной;
  • Обзорчик пособий по вырезанию (про тетради Kumon для самых маленьких и украшения из бумаги для усидчивых).

Учимся вырезать ножницами | Сложности

Уверена, что с детьми постарше многое иначе. Но у нас с Яной был опыт освоения ножниц с 2 лет поэтому я опишу подводные камни при обучении вырезанию малышей и способы минимизации ущерба от них. 

  • Тугие ножницы. Основная сложность, когда малыш пытается вырезать приходится на моменты разъединения колечек ножниц и соединения. Для маленького ребенка такие манипуляции вызывают трудности, так как пальцы слабые. Встает задача как на начальном этапе дать ребенку минимальную нагрузку, такую чтобы ему не было слишком дискомфортно, чтобы не было разочарования из-за сложностей, такую чтобы его порадовал результат. Ситуация немного напоминает тренажеры у взрослых — слишком большой вес груза на тренажере принесет вред, а не пользу. С ножницами у малышей также. Производители для самых маленьких придумали ножницы с фиксатором открытого состояния. Ножницы, снабженные этим механизмом, сами раскрываются. Поэтому усилие на раскрытие ножниц с пружинкой делать не надо, усилие нужно прилагать только на закрытие (сведение колец). Чтобы еще облегчить задачу вырезания при выборе ножниц обратите внимание на количество усилий необходимое для открытия/закрытия лезвий — ножницы не должны быть тугими. У нас ножницы Koopy от Maped с фиксатором открытого состояния (  my-shop, ). Как-то я писала о них в своем профиле Instagram. В ответ на публикацию некоторые поделились, что их детям проще было начать вырезать обычными детскими ножницами.  На самом деле  ножницы с фиксатором открытого состояния упрощают процесс только в том случае если в пальцах недостаточно сил для раскрытия ножниц. В возрасте двух-трех лет Яне это действительно помогало. В то же время в 4 года фиксатором открытого состояния Яна давно не пользуется, ведь в 4 года для большинства детей не составит труда раскрыть и открыть обычные детские ножницы. Подробнее о механизме фиксации в ножницах смотрите видео:  
  • Неумение вовремя остановится. Маленькому ребенку сложно остановится на определенной точке и, как правило, на первых этапах надрез получается длиннее, чем планируются. Для получения разрезов нужной длинны можно потренироваться на специальных заданиях с точками остановки. 
  • Отсутствие плавности в движениях. Плавные изгибы двухлетки и трехлетки превращаются в ломанные прямые и кривые. Первые задания на вырезания должны включать прямые линии. К вырезанию изгибов и окружностей лучше переходить после того как вырезание прямых линий перестанет доставлять дискомфорт.

Одно немаловажное условие для увлечения вырезанием на начальном этапе, предлагать простые задания. 

Учимся вырезать (шаблоны)

Упражнения на вырезания в порядке возрастания сложности:

  1. Самое простое задание, с которого лучше начинать учить ребенка резать ножницами: выдаем ребенку узкие небольшие полоски бумаги и просим их разрезать напополам. Если готовые полоски склеить в колечки получатся цепи, которые порадуют малыша. Полоски можно резать из старых рисунков, цветной бумаги, ненужных журналов.
  2. Разрезание полосок на кусочки. На втором этапе пора перейти к разрезанию полосок на множество кусочков. Дети очень любят все кромсать на кусочки.  При первых попытках разрезания ставьте задачу «1. отделить всех персонажей друг от друга», после наработки опыта «2. разрезать полоску на ровные квадратики по линиям». Дети очень любят выполнять простые задания, с которыми они легко справляются.  Особенно задания ниже их текущего уровня развития. В целом такие задания для ребенка не дают развивающего эффекта, но этот момент можно использовать в правильном направлении. Например, печатаете лист заданий с лото для самых маленьких (сопоставление животных и их детенышей и др.) или лото на сопоставление цветов и просите ребенка самостоятельно разрезать материалы для игры. Кстати, подобную уловку с интересом к заданиям ниже текущего уровня развития используют при изучении других языков. Ловится интерес на то, что ребенку нравится, в чем он чувствует свои силы и добавляется новое развивающее направление (вырезание, иностранный язык, и т.д.).  
    Дополнительно можно предложить ребенку вырезанных обитателей моря сгруппировать по видам и наклеить на лист. Я печатала подобные картинки. Затем их разрезала на продольные полоски. Яна с удовольствием разрезала полоски отделяя морских обитателей друг от друга. На первом этапе знакомства надо давать задания включающие маленькие разрезы, но в большом количестве.

    Еще пара заданий «вырежи и найди пару»: мандалы (печатать в двух экземплярах), узоры.

  3.  Произвольное вырезание. Любой деятельности всегда интересен масштаб. Чтобы его продемонстрировать в вырезании выдайте ребенку газету или журнал с просьбой изрезать на кусочки. 
  4. Задания по остановке на точке. Для совершенствования навыка важно умение останавливаться на точке. Парочка заданий для прокачки остановок:
  5. Режем тесто для лепки. Разрезание ножницами лепешек и палочек из теста для лепки. Прошу не путать с пластилином, пластилин быстро залепит лезвия ножниц и их придется муторно отмывать. Для вырезания подходит упругое тесто. Его можно сделать самим или купить готовое. Например, в этом плане хорош Play-doh в желтых банках. Из фиолетовых не подойдет, так как он для самых маленьких и слишком мягкий. Я раскатывала скалочкой лепешки из Play-doh. Мне очень нравятся скалочки-трубочки с различными фактурами, например, как в этом наборе my-shop, подробней об этом и других инструментах для лепки в другой раз… Готовые лепешечки Яна с удовольствием резала на кусочки. Фактура у этого теста очень приятная для лепки и вырезания. 
  6. Прически для девочек. Идея оформления причесок для нарисованных девочек подсмотрена мной в тетради аппликаций Gakken для двухлеток. Выкладываю идею в другой реализации. Рисунки для заданий взяты с ресурса Freepik и чуть подправлены. Это задание сложное для малышей и подходит для детей от 3-4 лет.
    В качестве исходных данных ребенку выдаются напечатанные изображения девочек с короткими волосами и кусочки бумаги в цвет волос. Предлагается куклам создать прически.

    Покажите ребенку своим примером, как можно сделать прическу, также покажите образец кукол с длинными волосами. 

    Результат оформления причесок. Верхний ряд выполняла я, нижний — Яна.

  7. Вырезание раскрасок. Когда ребенок прокачает навык вырезания до сложных линий можно предложить ему вырезать изображения из крупных раскрасок. Их можно найти в интернете в большом изобилии. Моя горсточка раскрасок для малышей тут, доберусь выложу кучу побольше :-).
Читайте также:  Норма сна ребенка 1 год 4 месяца

Учимся вырезать ножницами | Хронология освоения ножниц маленькой Яной

С рождения Яны я веду дневник её достижений и освоения умений. Приведу записи о знакомстве с ножницами.

Вырезание в два года

Первая запись о ножницах в дневнике Яны фигурирует в возрасте 2 года 6 мес. В два года Яне понравилось резать ножницами с фиксатором открытого состояния. Она пробовала вырезать даже круг. Круги были ужасно кривые, но уже вырезались. Пробовали вырезать по тетрадкам Kumon, но для двухлетней Яны оказалось, что у тетрадей Kumon происходит слишком быстрое наращивание сложности. Поэтому до трех лет перешли на вырезалки попроще, список которых я привела выше. В этом возрасте с ножницами Яна занималась только под моим пристальным взором, ведь порыв соскочить с места и рвануть галопом в руках с ножницами может закончится плачевно. К сожалению, я не нашла ни видео, ни фото вырезалок Яны в этом возрасте. Наверно, это было настолько нефотогенично, что я воздержалась от съемки :-). 

Вырезание в три года

В три года у Яны очень популярны были тетради Kumon по вырезанию с маркировкой 2+. В 3 года 7 месяцев пришло умение относительно неплохо резать ножницами. Яна все еще предпочитала ножницы с фиксатором открытого состояния.

Видео с вырезанием в 3г. 7 м. В видео Яна повторяет, ей одной известную, мантру :-), на самом деле в этом возрасте речь у нее была развита очень хорошо. 

Вырезание в 3 года 9 месяцев. Яне очень понравилось после вырезания квадратов и обрезания у них уголков. Современные сборники заданий для детей среднего дошкольного возраста и старше помимо прочих заданий включают задания на вырезание. Эта фотография вырезалок из детского календаря, по которому мы занимались в детском саду. Для Яны идея занятий по календарю оказалась неудачной. Мы привыкли заниматься, следуя импульсам — чем хочется в настоящий момент. Обязаловка навязывает свои рамки, свои задания, свою программу и это нас ограничивало и огорчало.Самостоятельные почти ровные кружки в 3г. 11м.Творчество Яны в 3 года. При выполнении многих работ используются ножницы.

Ближе к четырем годам ножницы стали привычным для Яны инструментом и стали размещаться в открытом доступе.

Вырезание ножницами в четыре года

В 4 года ножницы стали настолько популярны у Яны, что брались с собой в поездки. На фото самостоятельная импровизация — гирлянда из флажков.Вырезалки в 4г. 4 м. Эту стену мы залепили примерно за неделю заданиями из тетрадей Kumon. Флажки из книги украшений от Клевера. Их мы вырезали вместе, их очень много и вырезать их достаточно монотонно. На стены и потолки поделки прикрепляю с помощью подушечек Patafix (my-shop), обязательно белых. В последний раз  покупала желтые, так как других не было в наличии, в итоге они оставили жирные следы на стенах, подушечки других фирм тоже.  Оформление экспозиций  вызывает интерес и мотивирует на создание других шедевров . У нас на каждой стене экспозиция: на кухне — раскраски, в гостиной — вырезалки и рисунки, в детской — аппликации.

Вырезалки в 4г. 10мес. В этот раз Яна долгое время не бралась за ножницы и умение вырезания плавных линий было утрачено.

Верней за ножницы она бралась, но вырезала долго время свои идеи с простой реализацией. Развивающие пособия же предлагают задания с постепенным наращиванием сложности и это способствует очень эффективному прокачиванию умений. 

Дети — заложники авангардизма. Навыки работы с разнообразными инструментами увеличивают их творческий потенциал.

Учимся вырезать | Развивающие книжки

За последние пару лет у нас появились любимые пособия по вырезанию. 

Для старта я не видела ничего лучше, чем тетради Kumon с отметкой 2+. Всего таких тетрадей выпущено 4 штуки:

По формату — половинка А4, мелованная бумага. У нас было три из них. Первая к нам попала, когда Яне было 2 года и особой востребованности в заданиях в том возрасте не возникло. В три года появился огромный интерес. Яна запала на вырезалки и вырезала задания залпом штук по 10, тогда я купила другие варианты тетрадей уровня сложности 2+ и одну на уровень посложней — «Готовимся к школе. Учимся вырезать». По сложности все тетради 2+ мне показались одинаковыми. Тетрадка с тигренком и ежиком на обложке кажется содержит цвета картинок более сочные. 

Для продвинутых пользователей ножницами хороша тетрадь Kumon «Готовимся к школе. Учимся вырезать» (my-shop, labirint,). Тетрадь формата А4. В ней задания более сложные — вырезание объектов по контуру, сюжетные декорации (объекты цирка, игровых площадок и т.п.). После вырезания объекты сгибаются, склеиваются и составляются объемные сценки из жизни.

Еще у нас есть сборник аппликаций GAKKEN (my-shop, labirint, ), который мне не очень нравится. Признаюсь, не люблю я мультперсонажей ярко-выраженного азиатского типа. В тетрадях Kumon это тоже есть, но в них чаще рисуют зверушек. В целом не могу сказать, что он хуже Kumonов. Тетради Kumon и GAKKEN похожи. У вторых немного попроще бумага, более блеклые цвета, немного дешевле. Думаю, у них тоже есть свои поклонники, но я к этим пособиям отношусь нейтрально в отличие от Kumon. Так как я стараюсь находить полезное даже в том, что мне  не нравится, в сборнике аппликации GAKKEN я обнаружила отличную идею создания причесок.

Читайте также:  Чем полоскать горло ребенок 4 года

И еще не могу не отметить в который раз книжки для вырезания украшений от Клевера.  Мне они ну очень нравятся. Я уже про них писала многократно и еще раз напишу, потому что они классные… Весенний вариант книги раскуплен, поэтому скрываю описание под кат, как неактуальное…показать скрытый текст

Завершение 

Многие мамы переживают за безопасность занятий малышей с ножницами. И это правильно, ведь безопасность превыше всего.  Я бы порекомендовала перед первыми занятиями с ножницами проговарить малышу правила поведения во время вырезания: не вставать с места с ножницами, не размахивать руками, после завершения положить ножницы на место.

Для сведения: В настоящее время в детских садах детей знакомят с ножницами с 4 лет. Т.е. в 4 года целой группе детей выдают колющие и режущие инструменты и это является нормой. Учитывая данный факт, можно сделать вывод, что дети помладше должны вырезать только под присмотром взрослых. 

На этом я закругляюсь. Пишите о рекордах своих малышей, делитесь историями. 

Вопрос для тех, у кого был опыт приобщения ребенка до 3 лет к ножницам, апробировавшим ножницы с фиксатором открытого состояния:

Какие ножницы предпочел ваш ребенок?

  • С фиксатором открытого состояния. Обычными было неудобно.
  • Обычные детские ножницы
  • Оба варианта были удобными. Особых преимуществ в удобстве ножниц с фиксатором открытого состояния не обнаружили

 Загрузка …

Вопрос для тех, у кого был опыт приобщения ребенка с 3 до 4 лет к ножницам, апробировавшим ножницы с фиксатором открытого состояния.

Какие ножницы предпочел ваш ребенок?

  • С фиксатором открытого состояния. Обычными было неудобно.
  • Обычные детские ножницы
  • Оба варианта были удобными. Особых преимуществ в удобстве ножниц с фиксатором открытого состояния не обнаружили

 Загрузка …

Возможно вас заинтересуют следующие материалы:

  • Рисование для малышей (Все о рисовании маленькой Яны с 1 года до 3 лет 9 мес.);
  • Статьи блога о развитии мелкой моторики.

Запись опубликована 19.03.2018 автором Мама зануда 16 33834

Источник

Для успешного разностороннего развития ребёнка большое значение имеет деятельность по развитию мелкой моторики рук. Одним из видов такой деятельности являются аппликации из цветной бумаги, шаблоны для которых разработаны методистами с учётом особенностей возрастных групп дошкольников.

Важно, чтобы сложность задания соответствовала возрасту ребёнка, чтобы занятия проводились систематически, постепенно усложняясь, и проходили под наблюдением и при помощи взрослых.

В чем польза аппликаций по шаблону для развития

Аппликации из бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети познают окружающий мир и приобретают множество навыков. Кроме развития мелкой моторики рук, это координация движений, изучение цветов и их сочетаний, понятие о композиции, знакомство с различными материалами и фактурами, развитие наблюдательности, воображения и фантазии.

Работа над аппликацией в коллективе способствует организованности, выдержке, аккуратности. Необходимо отметить также развитие пространственного воображения: занимаясь аппликацией, дети создают целое из нескольких составляющих и, наоборот, учатся делить целое на части.

Учёными доказано, что в коре головного мозга центр, отвечающий за мелкую моторику, расположен рядом с речевым центром и способствует развитию речевых навыков.

Виды аппликаций по шаблону

Различают три основных вида аппликации:

  • предметная – вырезанные части имеют простую, чёткую форму и пропорции, создаётся образ, не связанный с каким-либо сюжетом;
  • сюжетно-тематическая – соответствие определённому сюжету (взятому из сказки или придуманному самостоятельно);
  • декоративная – украшение открыток, рамок фото узорами из геометрических фигур.

Простые аппликации для детей 2-3 лет

Простыми аппликациями из цветной бумаги с помощью шаблонов можно заниматься с 2-х лет. Однако некоторые специалисты полагают, что посильные задания могут выполнять и дети с 1 года.

Начальные занятия представляют собой приклеивание кусочков бумаги на лист в произвольном виде. На этом этапе ребёнок должен уяснить и запомнить основные действия: намазать, перевернуть, приложить, пригладить. Малышей пока привлекает сам процесс, стремиться к результату они будут потом.

На второй ступени сложности используются шаблоны. Ребёнок должен разместить элементы тоже хаотично, но в пределах контура, при этом возникает определённый образ.

Шаблон аппликации с цветной бумаги «Ёжик»

Шаблон – это схематичное изображение будущей картинки, нарисованное  или распечатанное на принтере. Несложными шаблонами для аппликаций из цветной бумаги могут служить, например, ёлка с шарами, дерево с яблоками и другие.

Для такой работы нужно подготовить элементы: шары, яблоки и т. д. Ребёнок должен сам определить, как расположить их на шаблонах.

Шаблон аппликации «Пальма»Шаблон аппликации «Цветочек»

Для маленьких детей будет интересным выполнение несложной обрывной аппликации. Малыш наблюдает, как взрослый рвёт бумагу на длинные полоски, затем сам рвёт их на клочки. Этими кусочками нужно заполнить контур.

Если ребёнок захочет сам разорвать бумагу, то из этих неровных, неловких полосок тоже можно составить аппликацию, например, травку. Муравьи рисуются с помощью пальчиковых красок.

Далее задание усложняется: нужно попасть элементом на конкретное место шаблона или нарисованного контура. Так, с помощью вырезанных кружочков, выполняется изображение гусеницы. На данном этапе детей интересует уже не только процесс, но и результат.

При изготовлении аппликаций из цветной бумаги с применением шаблонов и контуров с детьми до 3-х лет используются приготовленные вырезанные элементы.

Трёхлетнему ребёнку можно уже прививать навыки работы с ножницами с закруглёнными концами.

При этом необходимо объяснить, как правильно держать ножницы и бумагу, чтобы не пораниться. Начинать нужно с прямых разрезов, затем отработать изгибы и закругления.

В этом возрасте дети уже способны создавать несложные сюжетные картинки. Наклеенные на шаблон элементы позволяют создать конкретный образ.

Фоном для аппликации может быть нанесённый контур с частично нарисованными элементами. К примеру, шаблонный аквариум с водорослями и камнями на дне дети могут заселить обитателями: рыбками, медузами и т. д.

Интересным занятием может быть соединение и склеивание разрезанной картинки. Если ребёнок справляется с таким заданием легко, рекомендуется его усложнить: к зонтику добавить дождинки, к домику с присоединённой крышей приклеить окна. Такие занятия развивают фантазию, наблюдательность, чувство пропорции.

Аппликации для детей 4-5 лет

В этом возрасте аппликации из цветной бумаги и шаблоны для них становятся сложнее. Подготавливая, совместно со взрослым, элементы для будущей картинки, ребёнок проявляет больше самостоятельности: вырезает, подбирает цвета и, таким образом, получает понятие о композиции.

Такая деятельность развивает логическое мышление, позволяет проявить творческие задатки.

Для детей 4-5 лет увлекательным занятием является изготовление открыток, которые они затем дарят родителям и друзьям.

Основа складывается пополам и внутри открытки наклеиваются элементы, образующие сюжетную картинку.

Шаблоны, разработанные специалистами, являются лишь примерами, указывающими направление работы.

Родители и воспитатели могут вносить свои идеи. Например, использование в аппликации вырезанного контура ладошки малыша, – такие картинки вызывают у детей изумление и восторг.

Аппликации с ладошкой

Техника аппликации из одних кружочков раскрывает для ребёнка взаимосвязь частей и целого.

Развивая творческое воображение ребёнка, следует показать ему различные приёмы работы с бумагой: например, сложить её в виде гармошки. Для такой картинки нужно подготовить основу, нанести контуры. Усложняется и процесс приклеивания.

Сложные аппликации для детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже обладают определёнными навыками.

Занятия аппликацией из цветной бумаги с использованием шаблонов в этот период помогают дальнейшему развитию мелкой моторики, мышления, памяти и концентрации, вырабатывается умение планировать свою деятельность.

Важным обстоятельством является и то, что ребёнок предвидит конечный результат своей работы.

В этом возрасте у детей закрепляется навык вырезания отдельных деталей и цельных силуэтов, симметричных элементов из сложенной пополам бумаги, а также умение создавать композиции и правильно располагать на основе отдельные их части.

На этом этапе дети изучают сочетания цветов, анализируют и сопоставляют детали. Становится разнообразной и фактура материала: кроме обычной цветной бумаги, используется крепированная («жатая»), мелированная (глянцевая), фактурная (с тиснением или имитирующая бархат), фольгированная.

Читайте также:  Парацетамол норма для ребенка 4 года

В этот период можно переходить к объёмным симметричным композициям.

Для выполнения такого задания шаблоны (облака, воздушные шары) вырезаются обычным способом. Далее два одинаковых шаблона сгибаются по центру и скрепляются вместе (можно сшить). Подготовленные элементы наклеиваются на основу.

Для изготовления объёмной птички шаблон сгибается пополам и склеивается, кроме крылышек, которые сгибаются по пунктирной линии.

Полученный результат можно наклеить одной стороной и крылом на основу (в виде аппликации) или превратить в поделку, привязав на нитку и подвесив на веточку.

Усвоив на предыдущих этапах азы композиции, дети 6-7 лет способны создавать целые картины – пейзажи, натюрморты, используя готовые шаблоны для аппликаций из цветной бумаги или изготавливая их с помощью воспитателя или родителей.

Аппликации с использованием одноразовой тарелки

Одноразовые тарелки являются удобным материалом, с помощью которых можно создавать оригинальные и красивые композиции. Изготовленные из полистирола или картона, разного цвета, с различным тиснёным рисунком, они могут быть как основой для аппликации, так и элементами для неё.

К изготовлению аппликаций из цветной бумаги на одноразовой тарелке с помощью шаблонов можно привлекать детей с младшего возраста. На подготовленном цветном фоне дети располагают несложные элементы в виде узора.

Усложнённый вариант – использование для фона двух или нескольких цветов и более сложные элементы. Дети 6- 7 лет составляют уже тематические композиции на тарелках или используют их как материал для отдельных элементов.

Примеры постепенно усложняющихся аппликаций на тарелках:

Комбинированные аппликации

Выполняя аппликации из цветной бумаги, шаблоны можно разнообразить, комбинируя различные материалы.

Аппликации из крупы

Таким видом аппликаций можно заниматься даже с маленькими детьми. Алгоритм работы следующий: взрослый наносит клей на заготовленный рисунок, ребёнок сыплет на него крупу и слегка придавливает пальчиком.

Оставшиеся не приклеенными крупинки нужно стряхнуть. Такое занятие воспитывает у ребёнка внимательность и аккуратность.

Дети постарше могут использовать разные виды круп. При этом клей наносится поочерёдно на отдельные участки. Для красочности картинки рекомендуется предварительно подкрасить крупу гуашью в разные цвета. В качестве шаблона можно взять собственный рисунок ребёнка, это стимулирует его, вызывает вдохновение.

Аппликации из пуговиц

Для выполнения такой аппликации необходима предварительная подготовка. Изучив рисунок и выбрав цвета, ребёнок, с помощью взрослых, подбирает подходящие по цвету и размеру пуговицы. Затем следует разложить их на рисунке, чтобы представить желаемый результат, и приступить к наклеиванию.

Для младших детей, не владеющих пока нужными навыками, можно нанести рисунок по шаблону на слой пластилина – ребёнок будет прикреплять пуговицы вдавливанием. Такая техника применима и при работе с крупами.

Для комбинированных аппликаций используется также вата, салфетки, яичная скорлупа, природные материалы – листья, лепестки, семена и многое другое.

Многослойные аппликации

Многослойные (накладные) аппликации из цветной бумаги или других материалов выполняются с помощью разработанных или изготовленных самостоятельно шаблонов.

Такая работа развивает пространственное воображение, воспитывает эстетический вкус. Выполняются они из бумаги, ткани, кожи, фетра – главное, чтобы края материала не осыпались.

Многослойные аппликации, как и другие разновидности, бывают разной степени сложности. Для маленьких это простое наклеивание деталей друг на друга. Закрепляя элементы только с одного края, можно создать эффект объёмности.

Более сложные аппликации характеризуются большим количеством деталей, для их изготовления требуются хорошие навыки работы с ножницами, чувство пропорции и цвета.

Дети старшего возраста, с развитой мелкой моторикой рук, обладающие навыками изготовления сложных деталей, создают настоящие произведения искусства – необычные композиции и даже портреты. Особую красочность им придают светотеневые эффекты.

Многослойная аппликация – это уже по-настоящему творческий процесс, в котором проявляется фантазия и художественные способности ребёнка. Необходимо продумать образ, цветовую гамму, последовательность действия, поэтому такая работа подразумевает определённый уровень интеллекта.

Аппликации из кусочков

Аппликации из разрезанных или рваных кусочков цветной бумаги с использованием шаблонов – довольно простой вид, их могут выполнять даже маленькие дети. На лист-основу нужно нанести рисунок. Помимо готовых шаблонов можно использовать детские раскраски или придумать эскиз самостоятельно.

Изготовление элементов аппликации проводится совместно с ребёнком – маленькие дети с удовольствием рвут бумагу на кусочки. Если уже имеются навыки работы с ножницами, можно позволить эти элементы вырезать.

Важная деталь: чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть фрагменты.

Подобрав нужные цвета, можно приступить к наклеиванию. Клей наносится не на мелкие детали, а на шаблон, по участкам.

При занятии с малышами этот процесс осуществляется взрослым, дети более старшего возраста сами наносят клей кисточкой. Приклеивая кусочки бумаги, ребёнок должен точно попадать в контур.

Разновидностью аппликации из кусочков является торцевание. Эта техника довольно сложна, но детям 6-7 лет она вполне по силам, особенно при коллективной работе.

Для овладения техникой торцевания педагогам и родителям предлагаются мастер-классы по этой теме.

Аппликации осенней тематики

Яркие краски осени дают возможность создавать колоритные картинки осенней природы. Для аппликаций на эту тему используется как цветная бумага, так и природные материалы: разноцветные листья, лепестки поздних цветов, семена, колоски, веточки и другие предметы.

При изготовлении аппликаций на осеннюю тематику из цветной бумаги по шаблонам и в свободной композиции сохраняются основные атрибуты – вырезаются и раскрашиваются цветы, грибы, фрукты, жёлуди, силуэты деревьев. Обязательный компонент – осенние листья.

При работе с природным материалом нужно его подготовить. Собранные листья необходимо предварительно выровнять и высушить под прессом. Если листочку требуется придать какую-либо форму, то для этого используется свежий лист, который затем высушивается.

Для коллажей и мозаичных картин можно приготовить картонные шаблоны, на которые наклеиваются элементы.

Осенняя природа – благодатная почва для полёта детской фантазии. Аппликации из листьев, помещённые в рамку для фотографий, украсят любой интерьер.

Эффектным украшением будут и осенние фонари. Для этого стеклянный сосуд оклеивается снаружи разноцветными листьями (бумажными или природными), внутрь ставится небольшая свечка.

Аппликации зимней тематики

Для создания зимних и, в частности, новогодних аппликаций применяется любая из описанных техник, в зависимости от возраста детей.

Самым распространённым видом зимних аппликаций являются снежинки – это подвид аппликации силуэтного типа. Правильно складывать лист, обрезать край и острый уголок, делать надрезы рекомендуется сначала на обычной бумаге – так вырабатывается навык.

Кроме того, подвесками из таких снежинок украшают комнату. Тонкие, воздушные снежинки можно наклеить на окна и другие поверхности.

Для маленьких детей лучше подготовить шаблоны (круги с нанесённым контуром) и сделать обрывную снежинку из кусочков. Для плоских, объёмных, многослойных  снежинок требуется заготовить схемы для вырезания.

Для изготовления традиционной ёлки малыши используют треугольники из зелёной бумаги, снеговик делается из белых кружков, воспитатель или родитель помогает дополнить аппликацию деталями.

Детям постарше можно предложить сделать ёлку из полосок бумаги или создать картинку зимнего леса с помощью шаблонов, используя мелкие бумажные кусочки или вату. 

Ярко и объёмно смотрится ёлка из бумажных шариков. Для этого изготавливается шаблон и элементы из крепированной бумаги.  Основной цвет – тёмно-зелёный, для гирлянды делаются разноцветные шарики.

После нанесения клея на шаблон рекомендуется сначала расположить гирлянду, затем заполнить контур «хвоей» и дополнить аппликацию звездой и основанием.

Интересная аппликация с изображением зимних аксессуаров позволяет детям проявить творческую фантазию.

Украшением шапочки и варежек может служить любой орнамент, фигурки животных, зимние картинки, бисер или стразы.

Для имитации меха используется вата.

С помощью одноразовой тарелки можно сделать поделку-маску белого медвежонка. В тарелке вырезаются отверстия – глаза, поверхность оклеивается кусочками бумаги, для носа используется одноразовый стаканчик.

Старшие дошкольники и учащиеся младших классов способны под руководством взрослых создавать сложные зимние пейзажи с использованием смешанных техник.

Аппликации весенней тематики

Подснежники и ландыши, скворцы и цветущие деревья ??