Обогащенное развитие ребенка дошкольного возраста в игре

Ольга Морозова
Обогащение содержания ролевой игры старших дошкольников (из опыта работы)

Игра занимает важное, можно сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра – это стремление к самореализации, самовыражению.

Игра естественный для ребёнка вид деятельности. Она позволяет выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.

В старшем дошкольном возрасте замыслы детей заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста: новизной, оригинальностью. Появляются героические, фантастические, романтические сюжеты – это игры в воинов, принцесс, водолазов, индейцев, драконов, волшебниц. Бытовые сюжеты остаются, но они приобретают несколько иной характер.

Мы, к сожалению, в настоящее время часто сталкиваемся с тем, что игры детей распадаются, едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, они не способны развернуть сюжет, вдохнуть в него свою душу. Они могут днями, даже неделями играть в один и тоже сюжет, причём каждый раз сначала. При разыгрывании сюжета игровые действия «шаблонизируются»; самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. При этом способности ребёнка резко снижаются. Возникает проблема – не достаточно богат сюжет в игре, т. е. однообразие сюжета. В связи с этим необходимо обогащать сюжетно-ролевую игру через разные формы работы.

В нашей группе ребята любят играть в моряков, отправляться в путешествия к необитаемым островам, в морские круизы по разным странам.

Для того, чтобы сюжеты игр были разнообразны и богаты по содержанию мы проводим работу по развитию необходимых, для обогащения содержания игры представлений и знаний.

Довольно распространенный способ обогащения и стимулирования игры – это предварительное и последующее чтение книг под тему игры. Надо подобрать такую худ. литературу, где чётко описываются различные события и взаимоотношения действующих лиц, которые бы легко и интересно воспроизводить в игре.

Мы познакомили детей с произведениями Б. Житкова «На льдине», С. Сахарова «Два радиста», «самый лучший пароход», «Как достали якорь», «По морям вокруг Земли». Прочитали рассказы Акушина «Батискаф», Коржикова «Родной человек». Очень интересная и поучительная книга Георгия Амонина «Спутник юнги», из которой дети узнали; кто такой юнга, боцман, сигнальщик, рулевой, командир корабля; что входит в их обязанности; какие команды они отдают, за что отвечают на корабле.

После чтения рассказов мы проводим беседы о прочитанном, о том, что они знают из телепередач, кинофильмов. Во время бесед ребята охотно делятся впечатлениями от семейных поездок на дачу, на Юг к морю, на отдых в резные страны.

Организуем встречи с интересными людьми. Для лучшего, более эмоционального восприятия детьми содержания рассказов, для понимания основного смысла бесед мы используем фотографии, иллюстрации из книг.

В результате такой работы перед детьми оживают образы и события, возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации в играх, у ребят появляется желание действовать самим.

Следующая форма работы по обогащению содержания детской игры состоит в том, что я рассказываю детям, как я и мои друзья играли в детстве. Такие рассказы помогают решить одновременно две задачи – обогащение содержания детских игр и знакомство детей с основными моментами организации совместных игр. Начинаются данные рассказы с того, что дети, которые решили играть вместе (т. е. я и мои друзья) договариваются, во что можно интересно играть. Затем рассказываю, как мы распределяли роли, как при помощи «маленьких хитростей» мы решали конфликты и споры по поводу главных ролей (принимали роль по очереди, выбирали того, кто хорошо знает эту игру, если капитанами хотели быть двое – отправлялись в плавание на двух кораблях). Далее говорю, что мы определяли, кто и что будет делать в игре, как мы создавали игровую обстановку. После этого достаточно подробно рассказываю о содержании нашей игры, о том какие мы придумывали в игре приключения, случаи, события, раскрываю содержание ролевого взаимодействия и диалогов. Затем как мы заканчивали игру.

Дети не только с большим вниманием слушают мои рассказы, но и сами охотно рассказывают о своих играх дома, о том, как играли их родители, бабушки и дедушки.

Ещё одна эффективная форма работы, которая способствует тому, чтобы дети сами придумывали новые события — это создание тематических книг, в которых совместно с детьми мы рисовали сюжеты,достаточно выразительно отражающие разнообразные приключения и события: на море, в космосе, в семье, замке, на необитаемом острове. Затем предложила детям рассмотреть картинки и придумать маленькие истории к тем, которые больше всего понравились. Рассказы записывали сразу. Условно этот набор книжек можно назвать «Библиотечка для игры», которую мы периодически пополняем.

Эта работа хороша тем, что ребёнок получает возможность наполнить интересующую его игру многообразием событий и соответственно поиском выходов из создавшихся ситуаций.

Часто в игре дети не могут действовать согласованно, не прислушиваются к мнению партнеров, т. е. ребёнок не умеет комбинировать предложенные им и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Эффективным средством формирования этих сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми – совместное сюжетосложение, а именно «игры-придумывания», протекающие в чисто словесном плане.

Игра-придумывание начинается с частичного изменения – «расшатывания» сюжета известной детям волшебной сказки, постепенно переходим к более сложному преобразованию знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию новых историй на основе реалистических событий. В процессе «игры-придумывания» я стараюсь ориентировать детей на слушание друг друга и продолжение рассказа партнёра.

В нашей группе дети ещё недостаточно владеют механизмами организации совместной игры. Им сложно согласовать многообразие связи разных ролей.Например: отправляясь в морское путешествие к необитаемому острову, дети вводят в игру роли радиста, боцмана, кока, штурмана и т. д. ; не в полнее понимают, что делает каждый из них. Для преодоления подобных трудностей мы используем такой методический приём, как скрытое руководство игрой, т. е. я не участвую в непосредственном процессе игры, в любой момент включаюсь в неё на некоторое время в роли диспетчера. Я, вначале игры,как диспетчер спрашиваю капитана: «Капитан ваша команда готова к отплытию? Назовите кто ещё кроме капитана, входит в вашу команду?» Таким образом, я получаю представление о принятых ролях. Чтобы выяснить насколько правильно дети понимают их связь между собой,я задаю примерно такие вопросы: «Капитан, кто уже доложил вам о готовности к отплытию?» (радист, боцман, штурман) Дайте боцману команду проверить готовность матросов». Находясь в роли диспетчера, я могу «выходить на связь» с любой ролью, начиная с главной роли капитана и заканчивая матросами, выстраивая и задавая систему ролевых взаимоотношений.

Читайте также:  Что важно в развитии ребенка до года

В роли диспетчера или волшебницы я могу дать толчок или подсказать дальнейшее развитие событий в сюжете игры (стадо китов, пробоина в борту корабля, надвигающийся шторм, айсберг, у пассажиров началась морская болезнь). Стараюсь подбирать такие события для игры, чтобы все участники игры независимо от роли были заняты делом. Таким образом, скрытое руководство игрой позволяет влиять на процесс игры, оставаясь за её пределами.

Немало важную роль в обогащении сюжетно-ролевой игры имеет создание предметно-игровой среды. Дети старшего дошкольного возраста многое могут и хотят сделать сами, им нужно лишь немного помочь и предложить необходимые материалы. Они уже менее зависимы при разворачивании своей игры от предметного окружения, тем не менее, предметы по-прежнему необходимы, т. к. они обслуживают задуманную детьми игру.

Игровые интересы мальчиков и девочек заметно дифференцируются. Мир девочек – это мир в доме, а мир мальчиков – мир за стенами дома.

В нашей группе каждая девочка имеет индивидуальную мини-комнату с набором мебели. Они по собственному желанию меняют интерьер комнаты, пополняют их различными бытовыми аксессуарами. Для игры девочки с удовольствием используют наборы бумажных кукол с разнообразной одеждой.

Для моделирования мы создали: планшеты – магазин, квартира, парк; макеты – сказочный дворец, замок, мини-крепость; напольное панно «Дорожное движение» с набором домов разной конструкции, дорожных знаков, автосервиса.

Для реализации своих фантастических замыслов дети активно используют панно для режиссерских игр: «Космос», «Подводный мир», «Необитаемый остров». К этим играм мы подобрали характерные атрибуты, мелкие игрушки.

Систематически пополняется атрибутика к таким сюжетно-ролевым играм, как «Больница», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Моряки», «Космонавты» часть которой является результатом художественно- продуктивной деятельности детей.

Все дети любят наряжаться, поэтому мы оформили костюмерную,где собрали целую коллекцию разных вещей: платья, юбки, жилетки, шляпы, короны, различные накидки. Они в одно мгновение могут превратить мальчика в мушкетёра, а девочку в принцессу. Наряды помогают детям не только вжиться в собственную роль, но и воссоздать в представлении целую ситуацию, они необходимы для перевоплощения.

В нашей группе развивающая среда строится с учётом интересов и желаний детей.

Все вышеперечисленные формы работы способствуют обогащению сюжетно-ролевой игры. Дети приобретают умения совместно разворачивать новые сюжеты. Придавать самостоятельной игре, на любую тему, более творческий и согласованный характер.

Несмотря на то, что мы в своей группе используем все формы работы с детьми, у нас существуют проблемы – ребята всё реже и реже хотят играть в те игры, которые предлагает программа «Радуга». Причина возникновения этой проблемы в том, что дети стали играть в компьютерные игры, смотрят видеофильмы, современные иностранные мультсериалы и поэтому, гораздо чаще разворачивают сюжеты по ним.

В этой ситуации мы воспитатели затрудняемся ввести какой-либо сюжет в игру, т. к. недостаточно знакомы с большим количеством мультфильмов, с их фантастическими героями.

Однако, начатую работу по обогащению сюжетно-ролевой игры необходимо продолжать, расширять и пополнять не только знания детей, но и знания воспитателей.

Источник

Ольга Шикина
Обогащение игрового опыта детей через подбор игр и игрушек

«Обогащение игрового опыта детей через подбор игр и игрушек»

Слайд 2: Эта тема актуальна тем, что игра является — одной из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Для детей младшего возраста ведущей является предметная деятельность. Преобладающим способом решения игровых задач в этом возрасте является игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации. Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку.Слайд 3: Наблюдения за игровыми действиями детейв младшем возрасте позволили сделать следующие выводы:

• дети играют сами по себе;

• не знают, как играть с понравившейся игрушкой;

• дети не умеют слушать взрослого и адекватно реагировать на просьбу взрослого;

• не хотят и не умеют делиться игрушками;

• многие родители не принимают участия в играх детей дома.

Слайд 4:В связи с этим была поставлена цель:

Формирование игровых умений и действий с игрушками у детей

младшего дошкольного возраста.

Слайд 5:Поставлены задачи:

1. Создать условия для возникновения сюжетно-отобразительной игры.

2. Учить детей действовать с предметами и игрушками, объединять их несложным сюжетом.

3. Учить понимать и принимать игровые задачи, поставленные взрослыми.

4. Выполнять в игре 2 – 3 последовательных эпизода.

5. Обогащение игрового опыта детей для последующего возникновения сюжетно-ролевой игры.

6. Развивать умения детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации.

Читайте также:  Значение развития гибкости для ребенка

7. Положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.

Слайд 6:

Решив поставленные задачи мы ожидаем следующие результаты:

• Дети будут уметь использовать игрушку по назначению

• Дети смогут переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации

• Смогут осуществлять элементарные взаимодействия между собой на доступном им уровне

• Дополняют игровую обстановку недостающими предметами и игрушками

• Формирование условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами (предметы-заместители)

Слайд 7: Направления работы

1. Создание предметно — развивающей среды

2. Совместная с детьми деятельность (НОД, режимные моменты, игровая деятельность детей, индивидуальная работа)

3. Самостоятельная деятельность детей (дидактические игры детей, игры рядом)

4. Работа с родителями

Слайд 8: Используемая литература

Слайд 9: Этапы работы – подготовительный в котором участвовали воспитатели и родители они организовали предметно игровую среду. Купили

Модульнуяю детскую мебель: кухонный гарнитур, кукольный игровой столик.

Муляжи овощей, фруктов, фигурки животных, людей и др.

Набор игрушек для мальчиков (машины, конструктор, строительный материал и др.)

Набор игрушек для девочек (куклы, посуда, коляски, кроватка и т. д.)

Слайд 10: Игровое пространство группы

Слайд 11: 2 этап — Воспитатели и дети — обогащение опыта детей.

НОД: «Дом для матрешки», «Угостим куклу чаем», «Строим мебель для игрушек», «Скамеечки для игрушек», «Испечем оладушки» (лепка, «Покатаем кукол» и др.

Режимные моменты,Утренний и вечерний отрезок времени Дидактические игры:«Уложим Машу спать», «Искупаем Катю», «Заборчик для петушка», «Мишка с зайкой танцуют»,«Покатаем Мишку», «Перевезем урожай»и др.

Умывание, одевание, раздевание, прием пищи.

Прогулка: Игры с песком («Испечем пирожки», водой («Теплая-холодная вода», снегом («Покатаем Степашку на санках»)

Слайд 14: 3 этап – Воспитатели + родители + дети (завершающий)

Консультации для родителей:

• Особенности развития эмоциональной сферы

• Особенности предметно-отобразительной игры

• История возникновения игрушки

Родительское собрание:

круглый стол «Игрушка в жизни дошкольников»

Слайд 15:К родительскому собранию был проведен конкурс : «Игрушки, своими руками»;

Выставка этих игрушек: Куклы из ниток, кот, гусеница, кораблик, котенок, курица с яичком, игрушка-шумелка (домик, Цыпленок и др.

Слайд 16: 4 этап. Дети (самостоятельная игровая деятельность детей)

Слайд 17: Игры с машинами, строительным материалом

Слайд 18: Результаты работы с детьми в первой младшей группе

• Может играть рядом, не мешать другим детям; подражать действиям сверстника и взрослого

• Использует игрушку по назначению, осуществляет перенос действий с объекта на объект,

• Использует предметы заместители

• Общается в диалоге с воспитателем, в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью

• Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым, делится игрушками

• Родители активно включились в игровую деятельность с детьми

Слайд 19: Заключение

От своевременного обогащения опыта детей, умение действовать с игрушкой, от правильного руководства игрой зависит успех в выполнении детьми игровых действий, умение жить в едином детском коллективе.

Слайд 20: Используемая литература

Слайд 21: Спасибо за внимание.

Источник

Татьяна Рябова
Инновационный опыт «Познавательно-речевое развитие детей в игровой форме»

Актуальность

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

К сожалению в домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. А про то что бы поиграть вмести родители и вовсе забыли, а видь игра – основной вид деятельности ребенка, одно из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами. Дети не играют молча. Даже когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой. Речевое общение в процессе играет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга.

Цель моего инновационного опыта

Создание условий для эффективного познавательно — речевого развития детей.

Задачи:

Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, игровую, экспериментальную деятельность, речь.

Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

Убедить родителей в том, что игра — это и развлечение, и важнейший источник знаний для дошкольников.

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов детей во всех видах деятельности.

Предполагаемый результаты :

сформировать у детей познавательно-речевые знания, умения, навыки, проявляющиеся в повседневной и учебной деятельности.

Появление родительского интереса к проблеме организации совместной игровой деятельности с детьми.

Направления познавательной активности:

знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;

установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

формирование избирательных интересов; как следствие – формирование положительного отношения к миру.

Методы и приёмы познавательно-речевого развития:

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Читайте также:  Среда для развития способностей ребенка

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно — поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Методические рекомендации

Организуя занятия по познавательно – речевому развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются речевые обороты, выделяются новые средства выразительности речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитиеможно выделить следующие направления:

Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

2. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

3. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

4. Развитее любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

5. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

Формы проведения

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.

Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.

Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.

Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.

Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель «заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.

Используемая литература:

• М. Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

• А. Г. Арушанова. «Речь и речевое общение»

• А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

• С. В. Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

• Ж. Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

• Ф. А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста

Источник