Нравственное развитие ребенка через творческое развитие

Нравственное развитие ребенка через творческое развитие thumbnail

Татьяна Моисеенко
Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему моего выступления «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».

Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Сущность художественно-эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.

Существуют различные определения понятия “художественно-эстетическое воспитание”:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.

Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в нравственном, духовном и интеллектуальном.

Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности. Нашу группу посещают дети от 2,5 до 4 лет. На этом возрастномэтапе происходят следующие изменения:

• дети овладевают сенсорными эталонами, которые помогут им освоить цвета, формы, размеры. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и получать потом от этого удовольствие.

• обогащается содержание творческой деятельности.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем дошкольном учреждении, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия,как: музыкальное, чтение художественной литературы, рисование, аппликация, лепка, конструктивная деятельность. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.

Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей.Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка курсовая

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Таким образом, художественно – эстетическое воспитание действительно занимает важное место в развитии нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возрастаНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитие

b][/b]

Источник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Россоши

россошанского муниципального района Воронежской области

ДОКЛАД

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

Музыкальный руководитель IKK

Куделина Марина Сергеевна

г.Россошь, 2018 г.

Введение

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно — эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Цель художественно-эстетического воспитания — воспитание целостной гармонически развитой личности. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

Вторая задача состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и наслаждаться ими».

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности. Художественно — эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы.

Основная часть

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработок НОД и праздников  по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем помогают детям приобщиться к таинствам празднования праздников.

Задачи праздников:

  • Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру.

  • Приобщать к музыкальной народной культуре.

  • Формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений.

  • Обогащать  впечатления детей за счет различных форм работы

  • Развитие познавательных и творческих способностей.

  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.

  • Развивать познание о Благодати, добре.

  • Обогащать  впечатления детей за счет различных форм работы

  • Развитие познавательных и творческих способностей.

  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное. 

В нашем детском саду отмечаются такие православные праздники, как «Покров», «Рождество», « Благовещение»,«Пасха», «Троица», «Сретение»и др. Празднование таких праздников стало в нашем  детском саду традицией  В каждой группе , начиная с старшего возраста музыкальные руководители и воспитатели проводят интегрированные НОД, праздники. Предварительно мы опрашиваем родителей , предлагаем заполнить анкету, дающее разрешение родителей на данные занятия . Дошколята чувствуют себя настоящими мастерами вырезая ангелов из бумаги, чтобы украсить рождественскую елку, украшая пасхальные яйца-крашенки и писанки. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, поэтому мы привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организуем тематические вечера и посиделки, спортивные соревнования. Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка. Родители делятся старинными секретами росписи яиц, рассказывают истории возникновения праздников. Большая работа проводится с нашей Россошанской и Острогожской епархией, в 2014 г. был заключен договор о сотрудничестве. На каждый православный праздник, который проводится в ДОУ из нашей епархии приглашается священник. На празднике звучат красивые стихи, песни по тематике, хороводы, игры. Каждая праздничная неделя завершается выставкой по теме праздника. В выставках и конкурсах принимают участие не только родители, но и сотрудники. Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение, учат любить свою культуру и страну. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка танец

Заключение

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

— устойчивость навыков поведения;

— сформированность основ ценностных сфер личности;

— стабильность психического развития;

— целостность восприятия мира;

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

— формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.

Список использованной литературы

  • Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-127с.

  • Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

  • Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. — №6. — С.57-67.

  • Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1992.-с.156.

  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

  • Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.

  • Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.

  • Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.

  • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1999.

  • Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1999.

  • Обухова Л.Г. Психология детства. М., 2002.-263с.

  • Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.

  • Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.

Источник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Россоши

 россошанского муниципального района Воронежской области

ДОКЛАД

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

Музыкальный руководитель IKK

Куделина Марина Сергеевна

г.Россошь, 2018 г.

Введение

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно — эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Цель художественно-эстетического воспитания — воспитание целостной гармонически развитой личности. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

Вторая задача состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и  наслаждаться ими».

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности. Художественно — эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы.

Основная часть

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработок  НОД и праздников  по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем помогают детям приобщиться к таинствам празднования праздников.

Читайте также:  Развитие успешности ребенка в школе

Задачи праздников:

  • Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру.
  • Приобщать к музыкальной народной культуре.
  • Формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений.
  • Обогащать  впечатления детей за счет различных форм работы
  • Развитие познавательных и творческих способностей.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
  • Развивать познание о Благодати, добре.
  • Обогащать  впечатления детей за счет различных форм работы
  • Развитие познавательных и творческих способностей.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное. 

В нашем детском саду отмечаются такие православные праздники, как «Покров», «Рождество», « Благовещение»,«Пасха», «Троица», «Сретение»и др. Празднование таких праздников стало в нашем  детском саду традицией  В каждой группе , начиная с старшего возраста музыкальные руководители и воспитатели проводят интегрированные НОД, праздники. Предварительно мы опрашиваем родителей , предлагаем заполнить анкету, дающее разрешение родителей на данные занятия . Дошколята чувствуют себя настоящими мастерами вырезая ангелов из бумаги, чтобы украсить рождественскую елку, украшая пасхальные яйца-крашенки и писанки. Основными  принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, поэтому мы  привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организуем тематические вечера и посиделки, спортивные соревнования. Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка. Родители делятся старинными секретами росписи яиц, рассказывают истории возникновения праздников. Большая работа проводится с нашей Россошанской и Острогожской епархией, в 2014 г. был заключен договор о сотрудничестве. На каждый православный праздник, который проводится в ДОУ из нашей епархии приглашается священник. На празднике звучат красивые стихи, песни по тематике, хороводы, игры. Каждая праздничная неделя завершается выставкой по теме праздника. В выставках и конкурсах принимают участие не только родители, но и сотрудники. Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение, учат любить свою культуру и страну. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Заключение

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

— устойчивость навыков поведения;

— сформированность основ ценностных сфер личности;

— стабильность психического развития;

— целостность восприятия мира;

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

— формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.

Список использованной литературы

  • Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-127с.
  • Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
  • Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. — №6. — С.57-67.
  • Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1992.-с.156.
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
  • Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.
  • Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.
  • Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
  • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1999.
  •  Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1999.
  • Обухова Л.Г. Психология детства. М., 2002.-263с.
  • Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
  •  Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.

Источник