Всестороннее развитие ребенка курсовая

Всестороннее развитие ребенка курсовая thumbnail

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

всестороннее развитие личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

•         * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

•         * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

•         * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

•         * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

•         * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

•         * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

•         * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

•         * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

•         * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

•         * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

•         * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

•         * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

•         * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

•         * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

•         * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

методы всестороннего развития детей

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Читайте также:  Методы перинатального развития ребенка

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Источник

Всестороннее комплексное развитие ребенка

Автор: Наталья Феликсовна Кацевич, ведущий педагог-психолог «Школы Сотрудничества»

Сегодня большинство родителей понимает, как важно подготовить ребенка к 1 классу, чтобы он уверено и комфортно начал свой школьный путь к знаниям. Но с точки зрения психологов надо не столько научить писать и читать, а подготовить руку к письму (мелкая моторика), развить внимание и память.

Выдающийся психолог Л. А. Венгер говорил: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Поэтому стоит поговорить о ВСЕСТОРОННЕМ КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА, куда входит физическое, личностное, социальное и интеллектуальное развитие. В этом контексте умение ребенка читать и писать – не единственное и даже не самое важное перед 1 классом. Если ребенок не считает до 100 перед приходом в 1 класс, то его научат – лишь бы был хороший учитель и не отбил желание учиться. А вот если у ребенка не развита память или проблемы с речью, то хорошо и легко учиться ребенок не сможет.

Поэтому мы предлагаем вашему вниманию цикл статей-тестов, которые помогут определить, насколько ребенок готов к школе. Важно, чтобы все тестовые задания проводились в игровой форме и были увлекательными. Каждая из этих игр-методик может иметь продолжение . Например, ребёнок может исправлять ошибки Буратино, помогать Коту Леопольду или стать Шерлоком Холмсом.

Внимание! Если Вас не устраивают полученные результаты, попробуйте сами сделать задание, но, например, левой рукой и показать своему малышу, что и у Вас не всё получается. Чаще подбадривайте, хвалите: Вы все-таки пока не в Кембридж экзамены пока сдаете, а дети очень чувствительны к мнению родителей.

Итак, приступим.

Первый и главный аспект

Психологическая готовность к школе подразумевает в первую очередь 1.Мотивационно-личностную готовность, которая включает в себя:

  • умение общаться со сверстниками, педагогами;

  • умение различать хорошие и плохие поступки;

  • быть уважительным и доброжелательным;

  • наличие у ребёнка желания учиться;

  • представление о себе как о будущем школьнике;

  • принятие нового статуса-школьника и связанных с ним обязанностей.

Давайте проведем с ребенком несколько игр-заданий

1 задание.

Устное изложение.

Предложите малышку проанализировать ситуацию, которая изображена на картинке. Пусть ребёнок составит по картинкам рассказ и расскажет о поступках героев.

hello_html_77885e21.png

2 задание

Тест на коммуникацию.

Приготовьте листочек с нарисованными варежками и коробку с цветными карандашами. И договаривайтесь с малышом, что каждый из вас раскрашиваете варежки так, чтобы они были одинаковыми – вы левую, он правую – и придумайте сюжет или орнамент.

Это простое казалось бы задание учит ребёнка договариваться, принимать инструкции взрослого, а также находить своё решение – это необходимые качества для жизни в коллективе.

3 задание.

Беседа и игра.

Задание представляет собой беседу и ответы на вопросы по определению «внутренней позиции школьника», которую разработала к.п.н, Н.И. Гуткина.

Поиграйте в школу, дайте ребенку возможность самому выбрать роль. Если дети в игре выбирают роль ученика, а не учителя и играют «в уроки» (письмо, чтение, решение примеров), то можно говорить о том, что сформировалась позиция школьника. В случае несформированности дети предпочитают играть роль учителя, а не ученика, вместо уроков – перемены, приход и уход из школы .

Кроме наблюдения за ребёнком, Вы можете провести беседу, которая состоит из 12 вопросов.

Ты хочешь идти в школу?

Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

Ты любишь, когда тебе читают книжки?

Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

Какие у тебя любимые книжки?

Почему ты хочешь идти в школу?

Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

Тебе нравятся школьные принадлежности?

Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?

Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты беседы, следует обратить внимание:

Ключевыми являются вопросы: 2 — 8,10 -12.

Вопросы №1 и № 9 не являются информативными, так как на них практически все дети отвечают утвердительно. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 несогласием еще на год остаться в детском саду.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос № 7. Он хочет научиться читать, писать? Или ему надоело в детсаду? Или он хочет быть большим?

Читайте также:  Козенский дошкольный центр развития ребенка мозырского района

Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса у ребёнка, а также уровня его развития. О последнем , дает некоторое представление ответ на вопрос № 6 о любимых книгах.

Ответ на вопрос № 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

Если ребёнок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе № 10 и наоборот.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) «внутренней позиции школьника», В неясных случаях ставится знак (±).

В любой из этих тестов можно играть многократно, с другими заданиями. И с каждым разом малышу будет проще настроиться на школу.

Источник

Всестороннее развитие малыша.

        Многие мамы и папы малышей, а так же бабушки и дедушки ошибочно думают, что главное дело родителей заключается в том, чтобы ребенок был здоровым, сытым, аккуратным. А развитие ребенка  интеллектуальное и физическое часто делегируются родителями на детский сад и школу. В некоторых семьях дети не посещают детский сад. Осознают ли родители в полной мере, что в этих случаях они несут ответственность за всестороннее развитие своего ребенка и за его будущее успешное обучение в школе. В любом случае, посещает ребенок детский сад или нет, родителям необходимо знать и понимать, что никакое образовательное учреждение не может заменить живое общение ребенка с родителями.

Возникает вопрос «Что же делать?»

Позволю себе дать несколько рекомендаций.

  • Общение с ребенком начинаем с раннего возраста.

Дети в этом возрасте много гуляют, поэтому используйте прогулки для общения и познавательного развития ребенка.

Во время прогулок с детьми наблюдайте за погодой, явлениями природы, за предметами, которые вы видите на улице. Старайтесь разговаривать с детьми как можно больше обо всем, что вы видите вокруг, даже если малыш не умеет говорить. Главное не молчите ВЫ. В это время у ребенка идет накопление пассивного словаря, и каков  будет его объем, зависит от вас. А когда ваш ребенок начнет говорить, то вы поймете, что все делали правильно. Речь родителей должна быть грамотной, предложения развернутыми. Старайтесь не просто называть предметы и явления окружающего мира, но и объяснять, чтобы ребенку было понятно, что и почему происходит в мире. Таким образом у ребенка формируются целостные, основанные на собственном опыте, понятия. Например: о временах года,  их названиях, признаках, их смене, о месяцах и т.д.

  • Повторяем, не раздражаясь.

Все мы знаем о том, что дети просят повторить одно и то же слово, повторить ответ на вопрос «почему?», прочитать в десятый раз книжку или рассказать историю. Вы не будете раздражаться, если узнаете, что это нормальное состояние для детей дошкольного возраста. Повторяйте и объясняйте столько раз, сколько необходимо. Очень часто ребенку трудно запомнить с первого раза, повторите то, что он просит, не отказывайтесь.  Подкрепляйте тем самым пытливость его ума. Если вы уже несколько раз рассказывали ребенку о чем-то, то на очередной его вопрос спросите его: «А ты как думаешь?». И возможно, вы услышите его ответ на свой же собственный вопрос.

  • Если ваш ребенок посещает детский сад, то поддерживайте связь с педагогами и специалистами. Интересуйтесь не только тем, как поел, поспал, как вел себя ребенок — это конечно важно. Но не менее важно,  как ребенок общается в коллективе, как усваивает учебный материал, помощь каких специалистов (логопеда, психолога, дефектолога) ему нужна. Ведь своевременное обращение к специалисту поможет избежать многих проблем при подготовке  ребенка к школе и в школьном обучении.

Узнайте у педагогов, может надо закрепить дома какой-то изучаемый материал, технику рисования, или работу с ножницами.

Если ли ребенок не посещает дошкольное учреждение, то тогда родителям необходимо изучать специальную литературу, в которой указываются возрастные нормы и представлены занятия, которые помогут родителям в домашних условиях правильно и грамотно построить работу с ребенком. Если есть необходимость,  не бойтесь общаться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу) для консультаций. Лучше вовремя предупредить проблему, чем затем с ней бороться.

По возможности, посещайте детский сад. Как бы хорошо родители не занимались со своим ребенком, обеспечить всестороннее развитие самостоятельно достаточно сложно.

                                                                                                 Желаю вам удачи.

Источник

Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.

Читайте также:  Центр развития ребенка на лосиноостровской

Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты принципа всестороннего развития

  1. Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
  2. Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
  3. Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
  4. Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
  5. Творческое развитие: реализация творческих навыков.
  6. Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.

Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.

Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
  • Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
  • Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.

Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.

Как создать условия для развития ребенка?

Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.

методы всестороннего развития детей

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

· Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка.

· Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

· Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

· Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

· Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка.

· При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы.

· Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

· Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

· Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

· Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

  • Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
  • Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
  • Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

  • Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
  • Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

  • Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
  • Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

всестороннее развитие личности ребенка

Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:

  • Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
  • Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
  • Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.

Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.

Источник