Нравственное развитие личности ребенка
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.
Огромное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок, общаясь с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов), усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает следующее:
1. Ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение.
2. У ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него ощущение дискомфорта.
3. Ребенок проникается определенным эмоциональным отношениям к этим нормам.
4. Отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый помогает ребенку осмыслить правильность и необходимость определенного нравственного поступка. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание.
Притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении ребенка получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества.
Нереализованное притязание на признание может привести к различным нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает придумывать неправду или хвастать.
Потребность в реализации притязания на признание проявляется в том, что дети начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка. Взрослый должен с уважением и вниманием относиться к достижениям ребенка. Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты не сможешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя не получится», и т.п. Подобные неуважительные реплики взрослого могут привести ребенка к потере уверенности в своих возможностях, у него может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности.
Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной — разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:
— объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;
— ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;
-дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;
— систематичной, а не даваться от случая к случаю;
— включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста является соподчинение мотивов. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль.
Недаром В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые не присутствуют в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.
Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
— у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
— возрастает действенность нравственных представлений;
— возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«У человека можно отнять все, кроме одного – выбрать собственный путь» В.Э. Франкл Влияние современного мира на нравственное развитие личности ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.
3 слайд
Описание слайда:
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Общество нуждается в подготовке широко- образованных, нравственных людей , обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания В современном мире ребенок развивается , окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного , так и негативного характера
4 слайд
Описание слайда:
Проблемы Нет официальной идеологии Равнение на западную культуру Разрушены нравственные представления о браке и семье Антидуховная пропаганда СМИ Воспитательная функция школы не являлась приоритетной Состояние экономики
5 слайд
Описание слайда:
Привело к тому,что Выросла преступность Ухудшилось физическое здоровье Пьянство и наркомания Разводы Брошенные дети Низкая гражданская активность Не готовность к трудовой деятельности Не сформировано чувство ответственности
6 слайд
Описание слайда:
Ожегов Сергей Иванович «Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения. Определяемые этими качествами»
7 слайд
Описание слайда:
Духовность, нравственность Объединяющее начало общества, выражаемое в виде моральных ценностей. Показатель существования определенных ценностей, целей, смыслов Внутренние качества человека, этические нормы, правила поведение,определяемое этими качествами.
8 слайд
Описание слайда:
Духовно-нравственное воспитание Нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм) Нравственная позиция (способность различать зло и добро, проявление самоотверженности, любви, готовность преодолевать жизненные испытания) Нравственное поведение (готовность служить людям, Отечеству, проявление доброй воли, послушания)
9 слайд
Описание слайда:
Воспитательные факторы духовной нравственности Семейный уклад Образование Язык Песня, сказка,молитва Жизнь героев, гениев, святых История,искусство Армия Национальная территория Труд
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Личность школьника
12 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Тьютор
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Оставьте свой комментарий
Источник
Галина Мунина
Консультация «Нравственное становление личности дошкольника»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создание условий для присвоения детьми моральной позиции.
Главная задача – это объединение обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно –нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах общества.
Моральное развитие в детстве трудно переоценить. Именно дошкольное детство- главный период – становления личности, согласно ФГОС- формирование у ребенка положительного отношения к миру.
Вера в справедливый мир позволяет дошкольнику придерживаться правил и норм поведения. Соблюдение правил взаимодействия позволяет ребенку прогнозировать положительный результат общения. Ребенок с младшего возраста должен понимать слова «можно» и «нельзя». Моральный образец взрослого человека является для маленького ребенка примером подражания. Нужно постараться привить ребенку правила взаимной вежливости и социального взаимодействия.
Для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Педагог должен побуждать ребенка к совершению хороших поступков. Многие дети не понимают моральные нормы, нарушают их.
Дошкольный возраст – усвоения моральных норм и развития моральных эмоций. Согласно ФГОС условием нравственного развития дошкольника выступает социальная ситуация возможность свободного выбора детьми деятельности, принятие самостоятельных решений.
Игра является главным развитием для присвоения моральных норм. В игре дети договариваются, делят главные роли, уступают друг другу. Появление моральной мотивации в старшем дошкольном возрасте подтверждается тем, что наблюдаются самостоятельные проявления чувство вины, стыда.
Нравственное развитие ребенка тесно связано с патриотическим воспитанием к своей стране, к своей Родине.
Любовь к Родине – это воспитание в человеке потребности трудиться на благо Родине, бережно относиться к ее богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность очень важна для воспитания в детях трудолюбия. Труд ребенка невелик, однако он необходим для формирования его личности, но не всегда дети могут сами знать, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого. Воспитатель должен следить за выполненным дошкольниками их трудовых обязанностей. Воспитывать будущих граждан страны нужно учить радоваться труду на общее благо, прививать им чувство ответственности, требовать четкого выполнения порученного дела, приучать самостоятельно замечать и устранять непорядок. Следует воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.
Чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры, викторины помогут им осознать необходимость бережного отношения к природным богатствам страны.
При ознакомлении с родным городом целесообразно проводить целевые прогулки, экскурсии. Изучать с детьми места глее живешь, любить гулять по знакомым улицам, знать чем они славятся – это задача для любой семьи. Очень важны совместные прогулки родителей и детей к памятникам, обелиску, в музей. Это создает определенный эмоциональный настрой.Большое внимание нужно уделить в работе с родителями по теме: «Мой родной город», «Родная природа». Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом — выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди взрослые должны передать детям. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Обо всем этом нужно рассказывать нашим детям, они должны знать нашу историю.
В детском саду на НОД вводятся эталоны: добро – зло, честность – ложь, щедрость – жадность, справедливость – несправедливость, хороший поступок – плохой поступок и др. эти эталоны задают ребенку пространство нравственных отношений между людьми и помогают различать поступки.
Каждая НОД должна включать в себя элементы развития самопознания. Необходимо организовывать проигрывание ситуаций морального взаимодействия и морального выбора. Заучивание с детьми пословиц, поговорок, включающих в себя «народную мудрость» развивают в детях нравственное воспитание.
Формировать в детях волевые усилия, развивать произвольность, строить свое поведение в соответствии с определенными правилами. Произвольность хорошо развивается в сюжетно – ролевых играх, где соблюдение правил становится удовольствием и окрашено эмоциональным отношением.Работа с родителями может включать в себя: домашние задания, тематические круглые столы и информационные стенды, развлечения.
Особая роль в нравственном становлении личности дошкольника отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Чем теснее познавательный процесс связан с нравственными качествами, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты.
Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научно основе, учитывался современный уровень развития с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированный подход к ребенку, как к личности.
Литература:
1.«Растите детей патриотами» А. Д. Жариков Москва «Просвещение»1980г
2. «Родной край» Р. И. Жуковский, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова Просвещение 1985 г
3. «Эстетическое воспитание в детском саду.» Н. А. Ветлугина Просвещение 1985 г
4. Журнал «Воспитатель»дошкольного образовательного учреждения №2 2015г Издательство «Творческий центр Сфера»
5. Журнал «Воспитатель»дошкольного образовательного учреждения №1 2015г Издательство «Творческий центр Сфера»
Источник
Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.
Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.
Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.
Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.
Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.
Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.
Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:
— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;
— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;
— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.
Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.
Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.
Источник