Близнецовый метод дневники развития ребенка

Что такое близнецовый метод

Определение

Близнецовый метод — это метод, с помощью которого генетика (в частности, психогенетика) исследует различные генетические закономерности по отношению к развитию качеств личности на близнецах. Изучаемые признаки или реакции сравниваются в разных близнецовых группах, учитывая их генотипы и среду, в которой они развивались.

Изначально классический метод не учитывал разницы между гомозиготными и дизиготными близнецами и не принимал во внимание влияние внешней среды.

Основателем считается Френсис Гальтон, он первым ввел этот термин в научный обиход в 1875 году. А основы метода опубликовал Г.Сименс в 1924 году. Участвовало и множество других ученых.

Что позволяет исследовать

Есть несколько разновидностей метода, в которых изучаются разные грани:

  1. Классический: исследуются сходства внутри пары.
  2. Метод контрольного близнеца: как разные внешние факторы отражаются на одном и том же человеке.
  3. Длительное наблюдение (лонгитюдное): исследуют одних и тех же людей долгое время, следя, как у них меняются значимые признаки.
  4. Близнецовые семьи: исследуют материнский эффект (когда фенотип ребенка определяется генами матери, а не обычным сочетанием материнских и отцовских); изучают наследственные факторы передачи заболеваний.
  5. Одиночные близнецы: когда одиночнорожденные дети изучаются в сравнении с близнецами, чей второй близнец умер при рождении.
  6. Сравнение близнецов с обычными людьми.
  7. Разлученные близнецы: изучаются разлученные в раннем возрасте пары близнецов, которые больше никогда не встречались, их сходства.
  8. Частично разлученные близнецы: близнецы живут врозь какое-то время (гомо- и дизиготные пары), сравнивают их сходства внутри пары.

Целью исследователей может быть все: от выявления влияния и эффективности лекарственных препаратов до степени обучаемости (что на нее влияет) и результативности каких-либо учебно-педагогических приемов т.п. Например, фармакология не имеет более эффективного способа, чтобы оценивать действие новых лекарств, как исследования на однояйцовых близнецах.

Также изучается многоплодие с разных точек зрения: генетики, медицины, демографии и других.

Основная проблема метода

Самой важной проблемой считается подборка испытуемых по показателям фенотипа, то есть распределение по  группам: монозиготных или дизиготных.

Монозиготные

Определение

Монозиготные близнецы (или идентичныегомозиготныеоднояйцовые) — рождены от одной яйцеклетки и сперматозоида, когда зигота поделилась пополам на две идентичные дочерние части.

Такие близнецы являются естественными клонами. Имеют идентичную генетику: 100% генов у них совпадает. Они всегда одного пола, отличаются портретным сходством внешности (почти идентично выглядят), у них одинаковая группа крови. Развиваются в утробе в одной плаценте.

Около 25% из них имеют особую отличительную черту идентичности — «зеркальность». То есть  какие-то детали внешности или внутренние органы у них расположены на противоположных сторонах (родинки на разных щеках, сердце у одного справа, у другого слева, один из них может быть правшой, а другой левшой).

Примечание

Именно однояйцовые близнецы иногда рождаются каспофагами или «сиамскими» (самая известная пара родилась в Сиаме), то есть сросшимися какими-то частями тела.

Дизиготные

Определение

Дизиготные близнецы — результат многоплодной беременности, возникшей вследствие оплодотворения двух и более яйцеклеток и развития двух или более плодов.

Набор их генов находится в таком же соотношении, как у обычных братьев и сестер: 50% общих генов. Они могут быть разного пола иили непохожи друг на друга. Но развивались изначально они вместе и в одно время и пренатально, и постнатально, чем и отличаются от обычных одиночнорожденных братьев и сестер.

Распределение по группам

Есть специальные методы распределения двух видов близнецовых пар.

  1. Полисимптомный. Был предложен г.Сименсом в 1924 году. Заключается в сравнении по внешним показателям: форме носа, ушей, бровей, разрезу глаз и т.д. Этот метод считается удобным, но не достаточно надежным.
  2. Иммуногенетический. Сравниваются группы крови, белки сыворотки крови и другое. Считается, что если все показатели из этого метода совпадают, то пара близнецов точно монозиготная.
  3. По приживляемости кусочков кожи. У дизиготных близнецов пересаженная кожа всегда отторгается.
  4. Дерматоглифика. Сравниваются папиллярные узоры пальцев, ладоней и стоп. Хотя это и индивидуальная характеристика, но у монозиготных близнецов процент схожести более высокий.
  5. Совпадение изучаемого признака: если проявляется у обоих — близнецы однояйцовые, или только у одного — дизиготные.

Сложность в том, что, несмотря на большое количество методов, ни один из них не дает 100% гарантии по типу зиготности пары.

Особенности

Фактор среды развития

Исследование в традиционном случае основано на утверждении, что среда влияет на оба вида близнецовых пар одинаково. Поэтому их качества определяются преимущественно генетикой.

Позднее появились работы другого характера, в которых такая точка зрения (об одинаковом влиянии среды на моно- и дизиготных близнецов) ставилась под сомнение. В них утверждается, что у монозиготных пар близнецов влияние среды более схоже, чем у дизиготных.

Исследования продолжаются в двух направлениях:

  1. Одни ученые учитывают индивидуальные факторы влияния внешней среды и внутрипарной на каждого из близнецов.
  2. Другие не учитывают своеобразие среды у разных видов близнецовых пар и исследуют их только с точки зрения генетики (ее преобладающего влияния). То есть в случае, когда их тесты или опросники показывают, что какой-то признак больше свойствен монозиготной паре, они делают вывод, что пара его унаследовала генетически.
Читайте также:  Развитие органов пищеварения у ребенка

Сторонники своеобразия сред основываются на различиях в пренатальном и постнатальном периодах развития моно- и дизиготных близнецов. 

В пренатальном периоде развития

Определение

Пренатальное развитие — это внутриутробное развитие плода с момента зачатия до рождения.

На этом этапе уже выявляются некоторые различия в развитии представителей пары близнецов. Но одни ученые считают этот факт оказывающим влияние на последующее развития разных качеств личности этих близнецов: эти различия не генетические, но влияют. А другие считают, что влияние это незначительное, и вовсе его не учитывают. Считают, что незначительные различия в пренатальном периоде не искажают картины наследуемых психологических признаков. 

В постнатальном периоде развития

Определение

Постнатальное развитие — период от момента рождения до смерти.

О том, как сильно влияет на становление черт личности испытуемых разница в их постнатальном развитии, ученые спорят намного сильнее. Можно сказать, что они учитывают только постнатальный период. Потому что в это время сильно влияние родителей и общества, а также взаимоотношений между самими близнецами в паре. Все эти факторы либо явно усиливают сходство между партнерами-близнецами, либо их различия в развитии. 

В целом, монозиготных близнецов окружающие в большей степени воспринимают как одно целое, отмечая больше их сходства. Родители тонко подмечают различия и настраивают каждого на ту или иную роль в паре, которую ребенок и привыкает исполнять.

У дизиготных другая ситуация — постоянно подчеркиваются их различия и родными, и посторонними людьми. Вплоть до духа соперничества. К тому же исследования показали, что родители обращаются с монозиготными детьми более схоже, чем с дизиготными. Это доказывает, что среда влияет по-разному на разные типы пары близнецов.

Фактор отсутствия различий у испытуемых

Близнецовый метод предполагает рассмотрение пары близнецов на предмет наличия изучаемого признака. Он будет либо выявлен у обоих представителей пары, либо только у одного. 

  1. В первом случае (признак выявлен у обоих близнецов) эта пара называется конкордантная. То есть полное сходство.
  2. Если признак выявляется только у одного из близнецов пары, то она дискордантная (присутствуют различия).

Когда в сопоставлении участвуют и дизиготные пары, и монозиготные, выявляется степень их конкордантности, то есть схожести. На основании этого выявляется коэффициент схожести, который дает возможность сделать вывод, насколько на изучаемый признак влияет наследственность. При этом учитывается, что схожесть монозиготных близнецов заведомо выше именно по причине их большей генетической схожести.

Если различий в проявлении признака между моно- и дизиготными близнецами не обнаруживается, то считается, что этот признак определяется в основном факторами внешней среды, а не наследственными.

К чему приведет несоблюдение условий

Несоблюдение условий схожести близнецов приведет к ошибочным результатам исследования.

Если неверно будет выявлена зиготность близнецовых пар или неверно учтено влияние среды, тогда результаты изучения не смогут отразить, насколько по-настоящему тот или иной признак определяется генетикой. А значит, не будет помогать в решении важнейших вопросов, касающихся человеческого организма и психики.

Преимущества близнецового метода

  1. Отвечает на большой спектр вопросов.
  2. Используется для исследования в разных областях психологии.
  3. Используется во многих отраслях, отличных от психологии (в биологии, физиологии, генетике, медицине, педагогике и других).
  4. Выявляет индивидуально-психологические отличия и основные детерминирующие факторы психологического развития личности.

Недостатки метода

  1. Многие считают этот метод невалидным (ничего не доказывающим). 
  2. Существует большой процент ошибочности при неправильном учете фактора влияния среды на моно- и дизиготных близнецов.
  3. Метод хоть и широко применим, но не универсален: его применение может быть ограничено из-за систематических различий между близнецами и не близнецами по нескольким признакам (масса, процент врожденных аномалий, психологические и социальные постнатальные особенности развития).

Примеры исследований

Пример №1

Психогенетическое исследование: изучали индивидуальные различия в проявлении способностей к различным предметам школьной программы. Выявили, что 40%-60% этой способности наследуется. Приблизительно такой же расклад относительно способностей к математике.

Пример №2

Исследование Юлии Ковас. Участвовали 13 тысяч близнецов 9–16 лет из нескольких стран. Темой исследования была мотивация к обучению в школе: почему дети хотят или не хотят учиться, и почему одни предметы вызывают интерес, а другие нет.

Было выявлено, что у монозиготных близнецов, выросших в одной семье и учащихся в одном классе школы, степень мотивации к учебе может быть разной. Из этого исследовательница сделала вывод, что не только семья и школа влияют на желание детей учиться, но и множество субъективных факторов самой личности. Также было выявлено, что генетика тоже влияет на мотивацию.

Читайте также:  Мебель для центра развития ребенка

Пример №3

На основе близнецового метода выявили, что корью и коклюшем заболевают по большей части из-за внешних факторов (инфекций), а на заболеваемость туберкулезом во многом влияет генотип.

Источник

Близнецовый метод изучения детской психики

МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ (от греч. psyche — душа, genos — происхождение) — методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания. Тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.

В детской психологии подробно описано исследование В.С. Мухиной, в котором автор изучала собственных детей – близнецов, вела дневниковые записи и анализировала данные. Данный метод хорошо отражает влияние среды на развитие личности, а также показывает влияние собственной активности на психическое развитие. 

В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод» Как известно, однояйцевые близнецы имеют одну и ту же наследственность. Они представляют собой как бы два экземпляра одного и того же организма В случаях, когда нужно проверить некоторые условия и возможности развития, проводят исследования на близнецах.

Близнецовый метод — это сравнительное изучение условий развития и обучения близнецов Суть его заключается в сопоставлении особенностей их развития и успешности в усвоении ими знаний Учитывая, что монозиготные (одно яйцевые) близнецы имеют одинаковый генетический код, разница в их развитии и поведении дает основание для вывода о роли влияния определенных факторов среды, в частности учебно-воспитательных, на развитие психических функций.

Этот метод был использован, например, в работе О.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович. Исследователи долгое время наблюдали двух близнецов, у которых были замечены значительное отставание в развитии речи. Результаты исследования показали, что одним из факторов, что мешает развитию полноценной речи, является то, что общение этих близнецов друг с другом не создавало объективной необходимости в развитии правильной, целостной речи. Другим фактором была склонность к задержке речи.

Тогда исследователи провели специальный формирующий эксперимент. Они поместили близнецов в разные группы детского сада, создав этим объективную необходимость в общении с другими детьми, а также ввели в эксперимент дополнительное условие: с одним из близнецов (более слабым) начали специальные языковые занятия с целью развить у ребенка лучше различения звуков, выработать лучшую произношение и т.д.

В результате были получены данные о развитии языка и всего психического развития близнецов под влиянием необходимости в общении, обнаружена разница в их языке и мышлении в связи с тем, что один из них систематично учился.

Источник

Близнецовый метод в психологии предложен в 1875 году английским психологом, антропологом и составителем статистик Френсисом Гальтоном. Интерес к изучению наследственности возник у Гальтона после выхода в свет книги его двоюродного брата Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Близнецовому методу предшествовали работы «Наследственный талант и характер», «Наследственный гений» и «Первые шаги в направлении к одомашниванию животных». Всё это постепенно привело к пониманию важности изучения наследственного влияния.

Френсис Гальтон выдвинул теорию, что у успешного и богатого человека, шанс родить ребёнка, который станет успешным, составляет 25%. Немного, но у рядового обывателя, шанс на то, что его ребёнок станет богатым и знаменитым равен 0,25%. Его оппоненты возражали, что имеет значение воспитание и образование, которое дают богатые люди своим детям, но Гальтон доказал, что приёмные дети богатых родителей редко достигают успеха, если они рождены бедняками, пьяницами и людьми низшего сословия, без особых талантов.

Эта тема требовала подтверждения, и именно изучение близнецов доказало, что теория Гальтона имеет право на жизнь. Два идентичных человека, и как на них влияет воспитания и среда обитания, всё это изучает Близнецовый метод?

Виды близнецового метода в психологии

Тут нужно немного обратиться к биологии, в частности, к разделу оплодотворения. Обычно к моменту оплодотворения у женщины созревает одна яйцеклетка, и порой, вскоре после оплодотворения, она разделяется на самостоятельные организмы, вследствие чего рождаются близнецы. Такие близнецы называются однояйцевые, или монозиготные. У них одинаковый набор генов и они полностью идентичны. У них одна группа крови, один набор генов, и даже отпечатки пальцев практически идентичны.

В случае когда созревает сразу две, или больше яйцеклеток, и все они оплодотворяются, рождаются разнояйцевые близнецы, или дизиготные. В этом случае, у таких младенцев больше различий, и более того, у этих близнецов могут быть даже разные отцы, но всё же, сходство у них тоже очень большое.

Сам метод направлен на изучение, как среда обитания, образ жизни и другие факторы влияют на поведение близнецов. То есть, насколько сильно генетика влияет на поведение людей.

Родители близнецов стараются воспитывать детей, даже дизиготных одинаково. Покупают им одинаковую одежду, игрушки, отдают их в одну секцию. И это влияние среды обитания сглаживает разницу между дизиготными близнецами, и делает их более схожими. А если бы их разлучили в младенчестве и они воспитывались в разных семьях? А если разлучить монозиготных близнецов, сколько сходства между ними останется.

Близнецовый метод в возрастной психологии

Близнецовый метод исследования в психологии открыл некоторые закономерности, как генетика влияет на близнецов. Многие спорят и не верят, что диабет, ожирение, алкоголизм, склонность к депрессии и масса других заболеваний – это наследственное, и винят нездоровый образ жизни либо лень.

Близнецовый метод показал, что даже у разлученных сразу после рождения близнецов, в дальнейшем жизнь складывается практически одинаково.

В конце прошлого века последовала серия скандалов, из-за обнаружения таких опытов, которые проходили в Америке. При появлении в приютах для брошеных детей близнецов, их не отдавали в одну семью, как это принято с обычными братьями-сёстрами, а разделяли. Подбирали семьи различного уровня доходов и социального статуса. Как правило, приёмным родителям сообщали лишь то, что они участвуют в социальном эксперименте, но не говорили о наличии брата/сестры у ребёнка. Исследователи регулярно наведывались в семьи, проводили опросы, и просили заполнить анкеты родителей и их детей. На основании этих анкет делали выводы о влиянии наследственности близнецов.

Правда выявилась случайно, когда двое братьев встретились в одном колледже. О них писали все газеты, и таким образом нашёлся и третий брат. В ходе следствия выяснилось, что был и четвёртый брат, но он умер сразу после рождения.

В приюте отговаривались, что разделили братьев не намеренно, а из благих целей, чтобы близнецы не соревновались за любовь родителей и не конкурировали между собой. Но найденные фотографии, анкеты и видеозаписи говорили о том, что за развитием братьев пристально следили и записывали каждый их шаг, каждый шрам, и каждый поступок.

С появлением интернета и соцсетей, близнецы стали находить друг друга, так как у таких детей очень сильная связь, и они на уровне подсознания чувствуют, что где-то живёт их вторая половинка. Выяснились удивительные подробности близнецов. Даже воспитанные в разных семьях, порой в разных странах, и в разной вере, близнецы имеют одинаковые привычки. Они женятся в одно и то же время, называют детей одинаковыми именами, и их партнёры имеют большое сходство. У них схожая профессия, вкусы в одежде и предпочтения в еде. Несчастные случаи с ними происходят также в одно время, с одинаковыми последствиями.

Близнецовый метод в психологии применяют, когда хотят получить более точные результаты по определению психологии личности, психосоматике и социальной диагностике. Как правило, организмы однояйцевых близнецов одинаково реагируют на одинаковые методы лечения, включая немедикаментозное лечение. Сейчас появилась отдельная наука, изучающая близнецов – это «Гемеллология». В последние годы, динамика рождения близнецов увеличилась, и шансов родить двойню, а то и тройню достаточно высоки даже у тех семей, в роду у которых ранее близнецы не рождались. Доктора связывают это с лекарством от бесплодия, которое увеличивает шансы на многоплодную беременность и выживаемость эмбрионов. Так что, сейчас у гемеллологов нет недостатка в изучаемом «материале», надеюсь, больше не будет нужды разделять близнецов в детстве ради экспериментов.

Есть и негативный момент в исследовании близнецового метода. Зная о влиянии наследственности, некоторые люди не пытаются что-то изменить в свой жизни. Ведь если родители были пьяницами, значит, и выросшим детям есть чем себя оправдать. Дескать это не они виноваты, а генетика. Это немного не так. Наследственность влияет, но не более чем на 30—50% на поведение человека, и шанс есть у каждого. Зная свою генетическую предрасположенность к каким-либо заболеваниям, их можно избежать. В основном именно на это и направлен метод близнецового исследования.

Источник