Перспективы развития домов ребенка

Перспективы развития домов ребенка thumbnail

Сегодня отмечается Всемирный день сирот, задача которого — привлечь внимание общества к проблеме детей, лишившихся семьи. «Афиша Daily» поговорила с руководителем благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Еленой Альшанской о главных проблемах сиротства в России, реформе детских домов, а также о том, как можно спасти детей.

Руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Почему проблема сирот касается вообще всех

На сегодняшний день около 48 тысяч детей находятся в базе данных нуждающихся в семейном устройстве, это дети, родители которых были лишены прав или ограничены в них. И еще около 20 тысяч детей были размещены в учреждениях по заявлению родителей — информация о них не отображается в этой базе, потому что они не нуждаются в семейном устройстве.

Я бы хотела сказать, что общество не может игнорировать детей, которые остались без заботы родителей. Что это должно быть естественным порывом души каждого. Но это громкие слова, и многие просто пройдут мимо, считая, что для этого есть государство, и сироты не их личная забота. Поэтому я попытаюсь привести аргументы, опираясь на эгоизм и элементарное чувство собственной безопасности.

Подумайте о том, насколько безопасным будет наше общество в будущем

Дети из детских домов — обычные люди, но травмы и переживания, которые они несут за собой, зачастую делают их жизнь очень тяжелой. При этом они не живут в вакууме, поэтому их сложности, не совсем правильное поведение, инфантильность и злость станут частью нашего общего мира.

Что произойдет, когда ребенок выйдет из учреждения, где он не научится взаимодействовать с обычными людьми во внешнем мире?

Такие дети чувствуют себя одинокими, никому не нужными, затравленными. Они не умеют нормально общаться вне замкнутой среды учреждения. У них отсутствует эмпатия к миру, частью которого они никогда не были.

У них есть привычка, что все решают взрослые, а уровень их личной ответственности и свободы очень низок

Ведь всегда есть тот, кто приготовит в столовой еду, заправит кровать и так далее. Таких детей чаще всего подхватывают люди, занимающиеся не совсем законными делами, но умеющие работать с маргинализированным, отверженным обществом контингентом.

Как выглядит система детских учреждений

Есть множество типов учреждений, которые находятся в ведомстве разных министерств. Например, дом ребенка, где живут дети до четырёх лет, относится к системе здравоохранения. Есть целая система учреждений, которыми занимается министерство образования: детские дома,  школы-интернаты, коррекционные учреждения, которых у нас целых восемь (для детей с проблемами слуха, зрения, интеллекта и так далее). Еще есть интернаты для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, а на самом деле для детей с разными тяжелыми нарушениями здоровья, — они находятся в системе социальной защиты.

Существуют организации в системе социальной защиты: социальные центры и приюты, которые зачастую дублируют функции детских домов. По закону там должны находиться дети, размещенные в учреждении по заявлению родителей на время оказания семье социальной помощи. Но опыт показывает, что сроки нахождения ребенка в социальном центре или приюте иногда затягиваются на несколько лет, и чаще всего дети оказываются там по нескольку раз. Когда началась реформа детских домов, мы увидели регионы, где количество детских домов снизилось, а количество приютов увеличилось вдвое.

С чем сталкиваются сироты в учреждениях

1. Игнорирование травмы

Детский дом не санаторий. Ребенок поступил туда не просто так, а потому что в его семье произошло что-то ужасное. Он мог быть жертвой насилия, включая сексуальное, а, может быть, именно само перемещение из семьи, которая его любила, но не справлялась с какими-то потребностями ребенка, и является главной травмой и насилием для него.

Воспитатели чаще всего не знакомы с понятием депривации, травмы, ее последствий, не умеют работать с травмированным ребенком достаточно чутко и аккуратно, чтобы позволить ему справиться с переживанием горя, потери, одиночества, злости и многих-многих других чувств. Травматический опыт у детей проявляется в нарушениях поведения и сложном эмоциональном состоянии. Могут наблюдаются вспышки агрессии по отношению к другим детям или персоналу, аутоагрессия, истерики, сложности в обучении, действия сексуального характера по отношению к другим детям. Такой опыт может привести к воровству и склонности к вредным привычкам — это может быть попыткой справиться с трудными переживаниями самостоятельно, заглушить болезненные чувства.

2. Система наказаний

Поскольку персонал не имеет представления об особенностях детей, переживших такой опыт, он ориентируется не на причины такого поведения, а на его купирование. Обычно это осуществляется через наказания, которые могут быть разными — в зависимости от особенностей сотрудников детского дома.

Воспитатели могут ругать, лишать чего-то, наказывать физически, запирать в «страшном» месте — вариант карцера

Если ребенка в такой ситуации наказывать, травматический опыт усугубляется. Во-первых, он сильнее злится, и поведение становится только сложнее. Во-вторых, ребенок эмоционально закрывается, выходит на уровень «выживания», что приводит к отсутствию эмпатии и понятия о моральных нормах. Кроме того, исчезает мотивация к достижению чего-либо, потому что уровень стресса не позволяет осуществлять познавательную деятельность, у ребенка нет ресурса на развитие.

Читайте также:  Тетради для развития ребенка в два года

3. Несуществующие диагнозы

Зачастую детей, нормально реагирующих на ненормальную и травматическую ситуацию, направляют в психиатрическую больницу с целью снять остроту поведения и получить объяснение о причинах происходящего. В таких случаях дети зачастую получают не совсем корректный психиатрический диагноз и медикаментозную терапию. Потому что психиатры, к сожалению, тоже не учитывают этот опыт и переживание ребенком потери семейного проживания.

4. Физическое и сексуальное насилие

В условиях огромного коллектива и отсутствия реабилитации в сиротских учреждениях часто происходят акты физического и сексуального насилия. Прежде всего это делают дети друг с другом, а воспитатели не могут справиться с ситуацией. Няня, которая остается ночью одна с 15–40 детьми, не сможет ничего сделать, если одни мальчики пойдут бить других. Бывает, что на ситуацию закрывают глаза и, более того, используют ее, чтобы выстроить контакт с агрессором, который будет помогать поддерживать порядок в группе.

Насилие в детском доме может использоваться взрослыми как педагогический инструмент, и вместо того чтобы его остановить, они позволяют ему происходить

5. Отношение к детям с инвалидностью

Самая тяжелая картинка, которую мы видим сегодня. Кроме тех проблем, которые есть у каждого ребенка — горе, потеря семьи, возможно, непроработанная травма или опыт насилия, — добавляется проблема, связанная с их основным заболеванием. Для детей, имеющих тяжелые множественные нарушения, уход в специализированных учреждениях социальной защиты осуществляется в основном младшим персоналом, не имеющим специальной подготовки. Кроме того, именно там, где детям нужно в два раза больше внимания и ухода — они зачастую не могут сами поесть, встать и так далее, — персонала не больше, что казалось бы логичным, а меньше, чем в организациях, где живут дети без особенностей. Мы видим совершенно неудовлетворительный уровень ухода за такими детьми, а состояние их здоровья часто ухудшается в системе государственной заботы.

6. Постоянные переводы с места на место

Есть дети, которые к 11–12 годам пережили от семи до восьми перемещений между организациями, годами не виделись со своими братьями и сестрами и не общались с ними. До сих пор в большинстве регионов ребенок идет по этому горестному «сиротскому этапу». После изъятия из семьи детей определяют в больницу, где они проводят около двух месяцев, затем примерно на полгода в приют. Далее братьев и сестер делят и отправляют малышей до 4 лет в дом ребенка, а старших — в детский дом.

7. Отсутствие перспектив

Если выяснится, что ребенок отстает в развитии, его переводят в коррекционный детский дом. Цепочка может закончиться детским домом-интернатом, где еще несколько лет назад образованием детей не занимались вообще. Ребенок сидит на одном месте с минимальным уходом и перспективами в будущем, после чего по достижению совершеннолетия попадает либо в психоневрологический интернат, либо в дом престарелых. Зачастую он остается без каких бы то ни было перспектив, чтобы учиться, работать, видеть мир и участвовать в его жизни.

Подробности по теме

Как выпускник коррекционного интерната сломал систему и поступил в вуз

Как выпускник коррекционного интерната сломал систему и поступил в вуз

Что представляет из себя реформа детских домов?

В сентябре 2015 года вступило в силу постановление правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Тогда же ввели «План развития жизнеустройства ребенка», по которому детские дома вместе с опекой каждые полгода должны пересматривать мероприятия по устройству ребенка и выяснять, почему он еще не дома, почему не устроен к бабушке, почему ему не ищется новая семья, если возвращение в кровную невозможно. Раньше в большинстве случаев ребенку искали новую семью, в то время как ситуация с кровной не была исчерпана полностью. Этот план, по сути, заставляет организации и органы опеки действовать последовательно.

Что говорится в реформе

Пребывание ребенка в интернатном учреждении всегда считается только временной мерой — до его возвращения в кровную семью или устройства в приемную.

Условия проживания должны быть приближены к семейным, чтобы, живя в детском доме, ребенок не терял представления о том, как устроен внешний мир, и не забывал, как живут другие люди.

Для ребенка, временно лишенного родительского попечения, организуются качественные условия социальной, психологической и педагогической реабилитации.

Дети должны учиться вовне, даже если нуждаются в коррекционных программах. А школы, в свою очередь, по принятым независимо от этого постановления ФГОСАМ и Закону об образовании обязуются обеспечивать инклюзивное образование.

Ребенка требуется размещать в организацию для детей-сирот как можно ближе к месту проживания, чтобы он мог посещать ту же школу, что и раньше, и не терять вместе с семьей своего привычного окружения.

Подробности по теме

«Нас не учат быть родителями»: как Юлия Курчанова спасает детей от сиротства

«Нас не учат быть родителями»: как Юлия Курчанова спасает детей от сиротства

Как реформа детских домов выглядит на самом деле

Как только постановление вступило в силу, общественные организации, которые и инициировали это постановление (в рамках деятельности Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ), начали мониторинг. С 2015 года мы выезжаем в разные регионы и разные организации для детей-сирот. И что же мы видим?

Читайте также:  Алые паруса центр развития ребенка

Хорошие моменты

Ситуация действительно меняется

Начали уменьшаться группы. В 2015 году мы видели группы на 15–20 детей, спальни с 15 кроватями. Сегодня, спустя три года, это в основном группы на шесть-восемь человек. Детей перестали переводить из группы в группу, дергать каждый год или два. Соответственно, воспитатели становятся постоянными. Также началась работа с кровными семьями.

Есть регионы-лидеры, которые показывают, что можно держать вместе детей от нуля до 18 лет, не разлучая братьев и сестер. Что не нужно размещать детей в больницах — обследования проводят и в поликлинике. Один из таких лидеров — Москва. Здесь все организации привели к единому виду, и теперь они — центры содействия семейному устройству.

Плохие моменты

Процесс реформы идет очень неравномерно и медленно

Многие проблемы носят общий характер, поэтому не решается в рамках реорганизации одного конкретного учреждения. Например, до сих пор в большинстве регионов организации для детей-сирот относятся к разным типам, у них разная ведомственная принадлежность. В результате, несмотря на прямой запрет постановления на разделение братьев и сестер и прямой запрет на перевод детей из организации в организацию, сама система разобщенных организаций с четким делением по возрастам или группам здоровья приводит к необходимости все это делать.

Главное, что может сделать государственная система заботы, — это хотя бы не ухудшать ситуацию детей и не вредить их психике

Мы пытаемся добиться того, чтобы отменили эту устаревшую систему разделения организаций. Когда ребенок потерял семью, это и есть его главная беда. Помочь ему справиться с горем и вернуться в семью — и есть главная задача. А медицинскую помощь или образование по нужной ему образовательной программе он должен получать вне детского дома, со всеми остальными детьми. К сожалению, пока не удается убедить все это множество разобщенных министерств.

Чего еще не хватает реформе

Еще одна проблема реформы в том, что до нее не переучили кадры, а также не подготовили ресурсы и социальное окружение. В итоге кадры зачастую не понимают, зачем все эти перемены, и саботируют их на местах. Где-то у региона не было запланировано средств на переустройство самих зданий и увеличение штата. Где-то школы вокруг ни в какую не готовы принимать на обучение детей из интерната.

В ряде регионов выбирают одно-два учреждения, делают их образцово-показательными (как минимум внешне), а в остальных ничего не меняется

Сейчас все упирается в политическую волю, например, вице-премьера по социальным вопросам региона или в активность директора социального учреждения, который своими руками создает вокруг себя эту систему. Поэтому мы видим очень разные учреждения. Но по сравнению с тем, что было десять лет назад, это существенная разница и большой шаг вперед. Не такой быстрый и точный, как нам хотелось, но дающий надежду на реальные изменения для детей.

Подробности по теме

«Что такое любовь, я не знаю»: как складывается жизнь девочек из детского дома

«Что такое любовь, я не знаю»: как складывается жизнь девочек из детского дома

Чем можно помочь детям прямо сейчас?

Помните, что это обычные дети

В детских домах живут самые обычные дети в не очень обычных обстоятельствах. Они потеряли семью, возможно, переживали насилие, часто живут в ощущении не пережитого горя и травмы, изолированы от общего мира и чувствуют это. Это важно учитывать, думая о том, как можно помочь.

Сиротам нужна стабильность

Самое главное для таких детей — стабильный личный взрослый. Лучшее, что можно сделать — помочь семье такого ребенка, чтобы он мог туда вернуться. Второе — стать приемной семьей. Третье по степени важности — стать для ребенка наставником, его постоянным волонтером.

У нашего фонда есть программы помощи кровным семьям, проекты по подготовке приемных семей и по наставничеству. Вы можете прийти к детям в качестве волонтера или наставника, а также записаться в школу приемных родителей. Или поддержать проекты, которые помогают и семьям и детям. Если вы живете не в Москве, наверняка подобные организации есть и у вас в регионе.

А еще им не нужны подарки

Людям, которые хотят помочь детям-сиротам, кажется, что более правильно потратить деньги на подарок конкретному ребенку, хотя на самом деле зарплата специалиста, который бы помог маме восстановиться в правах, или специалиста по семейному устройству помогла бы ему намного больше.

Дети должны получать подарки от близких взрослых, а не от незнакомцев, которые мелькнут в жизни ребенка под Новый год и исчезнут навсегда

К сожалению, такие ситуации учат ребенка не доверять взрослым, на постоянство которых невозможно положиться, и одновременно учат извлекать из отношений с людьми и своего статуса сироты материальную выгоду.

Источник

Перспективы развития домов ребенка

Еще 6-8 лет назад словосочетания «частный детский сад» или «частный детский центр» звучали для чиновников бессмысленно. Они не могли поверить, что такое вообще бывает. Но постепенно стала приживаться мысль о том, что сады, кружки, спортивные секции могут быть не только муниципальными или государственными, но и частными.

Читайте также:  На развитие ребенка влияет наследственность

В последние три года на федеральном уровне всерьез заговорили о том, что в социальной сфере нужно развивать конкуренцию и открыть бизнесу доступ к бюджетным деньгам.

Разработаны законопроекты, которые я назвала бы революционными.

Сегодня я расскажу о самом главном из них. Мы разберемся, какие изменения ждут нашу сферу в ближайшие годы, к чему нам нужно готовиться и как планировать развитие своего бизнеса с учетом этих изменений.

Законопроект о государственном заказе на оказание услуг в социальной сфере

На сегодняшний день вся социальная сфера является дефицитной. Например, в небольших городах, деревнях очень ограниченная возможность получить дополнительное образование. Та же ситуация с образованием дошкольным, здравоохранением.

Кроме того, отрасль монополизирована муниципальными и государственными организациями. Их на рынке около 95-97%!.

Причем раньше было какое-то «разделение обязанностей» и подобие справедливости. Государственные организации оказывали услуги за бюджетный счет, а бизнес — платно.

Но несколько лет назад бюджетным организациям разрешили оказывать платные услуги.

И что получилось?  Имея государственное финансирование, которое покрывает затраты на помещение, зарплаты сотрудникам, покупку оборудования, они могут назначать цены на свои услуги гораздо ниже, чем это вынуждены делать предприниматели.

Конечно, это неравный бой. Государственные организации здорово потеснили бизнес на рынке платных услуг. Ситуация эта вредна для экономической эффективности страны, развития конкуренции и качества услуг, которые оказывают государственные организации.

На федеральном уровне это хорошо осознают.

О необходимости разгосударствления социальной сферы говорят несколько лет и даже делают определенные шаги.

Нужно понимать, что это очень сложно. Граждане привыкли, что «социалка» у нас практически бесплатна. Сделать так, как в девяностые годы, когда всю торговлю сделали частной за одну ночь, нельзя. Приходится идти маленькими шагами, преодолевая яростное сопротивление отраслевых министерств. Это я объясняю для того, чтобы было понятно, почему изменения в этой сфере очень медленные и тяжелые.

Итак, Министерство Финансов РФ разработало проект закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Это, кстати, уже второй законопроект с таким названием. Первый был разработан в 2015 году, но так и не дошел до Государственной Думы, застрял где-то в недрах…

Второй вариант разработан более тщательно, он был одобрен Правительством РФ 16 июля 2018 года и внесен в Государственную Думу на рассмотрение 26 июля.

Одна из целей данного закона — дать бизнесу доступ к государственным деньгам.

Закон направлен на то, чтобы предприниматели наравне с государственными организациями мог оказывать социальные услуги и получать такое же финансирование.

В какой форме предполагается участие в государственных заказах? В виде участия в конкурсе или введения сертификатов. Я поддерживаю идею сертификатов, так как в данном случае выбор остается за клиентом. Притом это наиболее удобная форма.

Что же революционного в данном законе?

В первую очередь то, что требования к поставщикам — и государственным, и негосударственным — должны быть едиными. А не так, как сейчас, когда дают привилегии, например, какой-то одной организационно-правовой форме. Или выдвигают другие дискриминационные требования.

Кроме того, в настоящее же время мы сталкиваемся с тем, что негосударственным поставщикам покрывают только часть затрат по сравнению со «своими». Если закон примут, такая ситуация уйдет в прошлое. Бизнесу должны будут платить за услугу столько же, сколько государственным или муниципальным организациям.

Очень надеюсь, что этот закон будет принят еще в этом году.

2019 год предполагается посвятить разработке необходимых документов, изменению существующих, приведению в соответствие. А с 2020 года уже все должно функционировать.

Частично эта схема уже работает. Например, в сфере здравоохранения госзаказ выполняют и государственные и частные организации. Также в пилотных регионах вводится сертификат на дополнительное образование.

Что этот закон значит для вас?

  • Возможность получать финансирование за оказание образовательных услуг
  • Возможность снизить стоимость услуг для клиентов, так как часть ее будет финансироваться из бюджета государства
  • Привлечение дополнительных клиентов, которые сейчас не могут посещать ваши сады или центры.

Но поскольку речь идет в этом законе идет об образовании, то для доступа к государственным деньгам потребуется лицензия. Думаю, что о ее получении стоит задуматься.

Источник