Нервное развитие ребенка первого года жизни

Нервное развитие ребенка первого года жизни thumbnail

Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы развития , а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.
 
1 месяц
 
Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
Потягивается.
Упирается ножками, поддерживаемый под мышки
 
Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
Спит около 20 часов в сутки.
 
2 месяц
 
Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
 
3 месяц
 
Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время — 5-6 минут.
Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
Наблюдавшееся ранее «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.
Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
Ребенок иногда узнает мать.
Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
Гуление становится разнообразным.
Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
 
4 месяц
 
Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
Громко смеется, когда с ним играют.
Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает «мост»; хватает, гладит и удерживает предметы.
Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
Неудовольствие выражается хныканьем.
 
5 месяц
 
Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
Различает тон, с которым к нему обращаются.
Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом «складного ножа»).
Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
 
6 месяц
 
Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
Эмоциональные проявления более разнообразны.
Первые попытки произносить слоги — «ба»,»ма» и т.д.
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
 
7 месяц
 
Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
Движения становятся более целеустремленными.
Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
Появляются повторения слогов — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д.
На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
 
8 месяц
 
Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.
Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свидания», «дай ручки» и т.д.).
Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.
 
9 месяц
 
Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.
Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
Подражает взрослому — повторяет за ним слоги.
На вопрос «где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
Знает свое имя — оборачивается на зов.
С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
 
10 месяц
 
Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -»ав», корову -»му» и т.д.; произносит наиболее легкие слова — «мама»,»баба»;выполняет простые требования; понимает запрещение.
Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
 
11 месяц
 
Употребляет первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «дай»).
Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где киса?» приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
Стоит самостоятельно.
Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
 
12 месяц
 
Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету).
Пьет из чашки, сам держит ее.
 
Растите здоровыми!

Читайте также:  Книги о развитии ребенка способностей

Нервно психическое развитие ребенка до 1 года Основные показатели и величины

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Нервно-психическое развитие в момент появления ребенка на свет находится на начальном этапе, тем не менее нервная система уже отвечает за обеспечение ребенка первого года жизни врожденными рефлексами, необходимыми для питания, защиты, знакомства с окружающим миром. А самое главное — эти рефлексы являются базой для формирования в будущем более сложных видов деятельности.

У ребенка первого года жизни работают все органы чувств с нервно психическое развитите детей до годамомента появления на свет. Его нервная система развивается особенно интенсивно в первые три месяца жизни. С рождения здоровый, доношенный ребенок уже имеет рефлексы, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни. К ним относят рефлекс кашляния, глотания, чихания, сосания и пр.

По мере того как будет совершенствоваться нервно-психическое развитие малыша первого года жизни, эти рефлексы будут эволюционировать. Кроме того, они пополнятся рядом новых приобретенных рефлексов, которые станут подтверждением развития анализаторной функции коры головного мозга.

Прежде чем рассмотреть особенности нервно-психического развития ребенка до года, отметим, что каждый малыш индивидуален и развивается по своему графику. Тем не менее не будет лишним знать о неких нормах, которые считаются общепринятыми, чтобы хотя бы примерно понимать, насколько правильным является процесс развития крохи в вашем случае.

Первый месяц

Нервно-психическое развитие малыша первого месяца жизни отмечается, в первую очередь, улучшением координации глаз. Кроха уже умеет задерживать взгляд на лице взрослого или на привлекающих его внимание предметах. При резких звуках нервно психическое развитите детей до годановорожденный часто вздрагивает, как будто прислушивается к музыке или голосам в комнате, что выражается сосредоточенностью.

Ребенок в месяц уже пробует издавать звуки, улыбается родителям в ответ на обращенную речь, окрашивает крик эмоциями.

Голову месячный кроха уверенно удерживает в вертикальном состоянии, старается это сделать и в положении на животе. Если поддерживать ребенка под мышки, он будет упираться стопами в поверхность. В этом возрасте все еще сохраняется тонический рефлекс рук. Сон занимает около 20 часов.

Второй месяц

В этот период слуховое и зрительное сосредоточение проявляется более заметно. Малыш уже осознанно отслеживает передвижения предметов, ищет источники звука, поворачивая голову, перестает сосать, если видит перед собой что-то интересное.

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка консультация для воспитателей

Ребенок в этом возрасте удерживает голову не только в вертикальном положении, но и на животе, пробует поднимать верхнюю часть тела, стоит, выпрямив ноги, если удерживать его под мышками. Тонус рук и рефлекс ползанья у ребенка к этому времени исчезает. Становятся более яркими эмоциональные реакции: кроха улыбается, проявляет оживление при приближении близких. Целенаправленными становятся движения.

Третий месяц

Нервно-психическое развитие детей третьего месяца жизни позволяет им сосредоточенно следить за перемещением предмета в течение нескольких минут, правильно находить источник звука, поворачивать голову в его сторону. В этот период малыш реагирует не только на мамину грудь, но и на бутылочку или нервно психическое развитите детей до годаложку — развивается условный рефлекс.

Малыш проявляют радостное оживление при виде близких, случайно касается игрушек, которые висят над кроваткой. В вертикальном состоянии при поддержке упирается ногами в поверхность, при этом ноги согнуты в области тазобедренного сустава.

В положении лежа кроха поднимает верхнюю часть тела, опирается на локти, пробует сесть с поддержкой, голову держит долго и уверенно, переворачивается на бок со спины. Ребенок лучше управляет руками, пытается схватить предметы и попробовать их на вкус. Кроха все чаще узнает близких, смеется, когда находится в хорошем расположении духа, и капризничает, если не хочет оставаться один.

Четвертый месяц

За движущимися предметами малыш четвертого месяца жизни следит не только в вертикальном положении или на спине, но и лежа на животе. Кроха с настороженностью относится к незнакомым лицам, близким же часто улыбается, пытается произносить малопонятные звуки. Когда его развлекают, смеется заливисто и долго.

Мышцы детей выходят из состояния гипертонуса. Движения уже более координированные и свободные. Малыш легко переворачивается в разные стороны, производит разные манипуляции с предметами, целенаправленно захватывает игрушки.  Кроха подолгу «гулит», хныкает, если чем-то недоволен. До года он еще не раз покажет родителям, насколько ему одиноко и скучно, когда их нет рядом.

Пятый месяц

Малыш узнает мать и скучает, когда ее не видит. У него проявляются разные реакции на незнакомых людей. Оннервно психическое развитите детей до года намеренно берет доступные ему предметы и пробует их на вкус. В плаче ребенка улавливаются интонации, которые до года он отлично научится различать в обращенной к нему речи.

В пять месяцев большинство детей делают попытку сесть и с удовольствием тренируются, если их поддерживают. Если взять кроху под мышки, то он сможет стоять прямо, не сгибая ног. При игре пытается сбросить с лица накинутую пеленку.

Шестой месяц

Нервно-психическое развитие детей на шестом месяце жизни позволяет им переворачивается на спину с живота, уверенно сидеть без поддержки, ползать, подниматься на ножки с помощью родителей. Малыш одной рукой берет игрушку, перекладывает ее в другую руку, поднимает предмет с пола при поддержке или в положении сидя.

Более интересными и разнообразными становятся эмоциональные реакции ребенка. Он произносит первые слоги, ест с ложки.

Седьмой месяц

Малыш интересуется своим отражением в зеркале. Поднимает соску или бутылочку и берет их в рот. Самостоятельно не нервно психическое развитите детей до годатолько сидит, но и ползает, стоит на коленях, удерживаясь за бортики кроватки или манежа, при поддержке уверенно переступает ножками.

Игрушки малыш перекладывает из руки в руку, стучит ими о кроватку, намеренно бросает. Очень многие движения окрашены эмоциями. Малыш с особым нетерпением ждет, когда его возьмут на руки, повторяет простые слова, ищет глазами называемые ему предметы.

Восьмой месяц

У детей восьмого месяца жизни по-прежнему проявляется интерес к отражению в зеркале, они пытаются ему улыбаться и коснуться его. Ярче становится мимика, увереннее движения. Кроха самостоятельно принимает нужное ему положение, в случае необходимости использует опору.

В положении стоя для ребенка не представляется сложным удерживать равновесие при поддержке за одну руку. Он пробует ходить вдоль стенки или бортика кроватки, выполняет простые действия по просьбе взрослых, играет сам в периоды бодрствования, пьет из чашки, ест твердые продукты (сухарик, сушку).

Девятый месяц

Ребенок понимает, как искать спрятанный под пеленкой предмет, отлично ходит при поддержке за обе руки, садится из нервно психическое развитите детей до годаположения стоя, самостоятельно встает на коленки. У девятимесячных детей улучшается мелкая моторика рук, за счет чего их движения становятся более точными.

Нервно-психическое развитие детей характеризуется отчаянным желанием быть похожими на взрослых, которым они пытаются подражать во всем, повторяя их интонации, действия, мимику. Малыши знают свое имя и имена близких, производят манипуляции с предметами, соответствующие их назначению.

Десятый месяц

Ребенок уже умет самостоятельно подниматься и стоять без опоры, пробует ходить за одну руку, копирует движения взрослых, «сражается» за свои игрушки.

Малыш называет предметы отдельным слогами, пробует повторять самые простые слова, понимает запреты. Поднимается по ступенькам, удерживаясь за опору и переставляя ноги поочередно.

Одиннадцатый месяц

В словаре детей на одиннадцатом месяце жизни появляются новые слова-обозначения. Некоторые из них имеют нервно психическое развитите детей до годаобобщенный характер. Кроха выполняет простые просьбы взрослых, показывает части тела на игрушках и на себе, выполнят сюжетные действия с игрушками, пробует строить башню из кубиков, собирать пирамидку.

Читайте также:  Занятия по развитию с 10 месячным ребенком

Нервно-психическое развитие позволяет ребенку самостоятельно стоять, помогать маме снимать с него обувь или носки, поднимать предметы с пола, не теряя равновесия, уверенно ходить, держась за одну руку.

Двенадцатый месяц

Малыш двенадцатого месяца жизни изучает новые слоги. В его словаре уже около 10 простых слов, и каждый день появляются новые. Он отвечает на простые вопросы взрослых, показывает части тела на игрушках.

Нервно-психическое развитие годовалых детей в большинстве случаев позволяет им самостоятельно ходить, есть ложкой, аккуратно пить из чашки.

Источник

Возраст

Зрительные и слуховые реакции

Эмоции, навыки, умения,

социальное поведение

Звуки, речь

10 дней

·   Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

·   Вздрагивает и мигает при резком звуке

18—20 дней

·   Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

·   Реагирует на голос взрослого прекращением или изменением характера плача

1 месяц

·   Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого

·   Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

·   Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

·   Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

·   Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом

·   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

2 месяца

·   Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете

·   Длительно следит за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой (до 1 м)

·   Ищущие повороты головы при длительном звуке (прислушивается)

·   Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого

·   Крик интонационно-выразительный

·   Начинает гулить

3 месяца

·   Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке

·   Плавное слежение за игрушкой во всех направлениях

·   Поворот головы и глаз к источнику звука

·   Ищет глазами человека, издающего звуки

·   «Комплекс оживления» как реакция на общение — проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук, ног, звуками

·   Крик с отчетливыми интонациями

·   Певучее гуление

4 месяца

·   Находит глазами источник звука

·   Адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию

·   Узнает мать (радуется)

·   Громко смеется в ответ на обращение. Ищет взглядом другого человека, тянется к нему. Легко и часто возникает «комплекс оживления»

·   Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления

·   Длительно гулит

·   Смеется

5 месяцев

·   Переводит взгляд с предмета на предмет

·   Узнает голос матери или близкого человека

·   Различает строгую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса

·   Радуется близким

·   Пьет из ложки

·   Демонстрирует страх или оживление

·   Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье

6 месяцев

·   Рассматривает окружающие предметы и людей

·   Активное внимание: поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой или взрослым

·   По-разному реагирует на свое и чужое имя

·   Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами

·   Произносит отдельные слоги (начало лепета)

7 месяцев

·   Узнает голоса близких

·   Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт

·   Страх сменяется любопытством

·   Пьет из чашки, которую держит взрослый

·   На вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный постоянно в определенном месте (например, часы, телевизор)

·   Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2—3)

8 месяцев

·   Игровой контакт со взрослыми

·   Использует лепет и жест как средства коммуникации

·   Знает свое имя

·   Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках

·    По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия («ладушки», «дай ручку» и т. п.)

·   Громко, четко и повторно произносит различные слоги

9 месяцев

·   Плясовые движения под плясовую мелодию (если взрослые поют и пляшут с ним)

·    Подражает действиям других людей

·   Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками

·   На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения

·   Оборачивается на зов

·   Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете

10 месяцев

·   Голосом сигнализирует о биологических нуждах

·   По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы

·   При заигрывании выполняет разученные ранее действия и движения («ладушки», «сорока-ворона» и т. п.)

·   Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

11 месяцев

·   Первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу

·   По просьбе взрослого выполняет разученные действия — кормит куклу, катит автомобиль

·   Произносит первые слова-обозначения («дай», «мама» и т. п.)

12 месяцев

·   Узнает на фотографии знакомое лицо, например, мать

·   Различает две контрастные формы предметов

·   Протягивает игрушки, сопровождая это смехом или лепетом

·    Ищет спрятанную игрушку

·   Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых

·   Выполняет поручения: принеси, найди, отдай папе, положи на место

·   Понимает слово «нельзя»

·   Самостоятельно пьет из чашки, держит чашку, пьет и ставит чашку

·   Легко подражает новым слогам

·   Произносит 5—10 облегченных слов

Источник