Нарушенное развитие личности ребенка

Нарушенное развитие личности ребенка thumbnail

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском,
так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным
нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных
способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.

Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее
внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности.
Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к
объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и
переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и
обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в
развитии.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг
явлений:

  • формирование антисоциальной мотивации,
  • появление эмоциональных
    нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы
    (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
  • низкий уровень социальной компетентности и т.д.
  • Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других
    сферах, условно могут быть разделены на два класса:

    • специфические для определенного возрастного этапа
      (например,
      отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным
      препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого
      феномена, например, в два-три года не может считаться негативным
      явлением развития);
    • неспецифические (общие) — такие нарушения
      в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие
      ситуативное эмоций и пр.

    Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются
    сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление
    позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

    Вот ряд специфических проявлений эмоциональных
    нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения
    в личностном развитии.

    Так, в младенческом
    возрасте эмоциональными нарушениями личности
    являются:

  • отсутствие «комплекса оживления», определяющего
    эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте
    четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено
    индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном
    развитии ребенка);
  • задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения
    эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки,
    которая в норме возникает в три месяца;
  • неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого
    (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и
    т.п.);
  • апатия и равнодушие ребенка в ситуации
    взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
  • На втором году жизни
    эмоциональными нарушениями являются:

  • отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще
    в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со
    взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться
    серьезной аномалией процесса развития личности;
  • высокая интенсивность и длительность эмоционального
    заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у
    ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
  • отсутствие четко дифференцированной эмоциональной
    реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием
    эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции
    при общении с близкими людьми прежде всего,
    родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим
    условием развития симпатии к другому человеку становится уровень
    активности этого человека в совместной с ребенком деятельности.
    Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и
    симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными
    и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так,
    ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном
    случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного
    занятия) вызвать недовольство или противодействие;
  • отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
  • боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и
    чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким
    детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка
    со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте
    свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об
    эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы,
    нежели в осторожности взрослых людей;
  • эмоциональная фиксация на каком-либо одном
    предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при
    манипулировании предметом являются признаком нормального развития
    эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает
    радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это
    может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую
    эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к
    повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным
    и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением
    желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего
    результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз
    повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции
    от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
  • депрессия, длительность которой не адекватна силе
    воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со
    стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально
    негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной
    саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных
    негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
  • амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем
    возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным,
    если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на
    удовлетворение потребностей (ситуациях «хочу нельзя»). Вне подобных
    ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений
    личностного развития.
    В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и
    дошкольного возраста такое явление не свойственно,
    так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при
    наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый
    предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр
    взаимоисключающих друг друга действия).
    Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок
    «мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет
    или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные
    эмоции;
  • Читайте также:  Какова роль речи в развитии личности ребенка

  • равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
    социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации
    восстанавливает нормальное развитие ребенка.
  • В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями
    являются следующие
    феномены:

  • отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в
    неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
    при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку,
    идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все
    коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном
    поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное
    явление, но оно еще и негативно влияет на
    развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих
    межличностные отношения.

    Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным
    показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность
    эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной
    индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса.
    Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов
    возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным
    «застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения,
    ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как
    аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями
    нейродинамики психических процессов.

    Отсутствие эмоционального предвосхищения
    может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения
    в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без
    эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума
    произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость
    внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон
    временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени
    выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения
    будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком
    желаний другого человека;

  • отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность
    откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего,
    «близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года
    жизни, но является признаком нормального развития личности не только в
    раннем, но и дошкольном возрасте;
  • отсутствие специфического феномена эмоциональной
    саморегуляции для дошкольного возраста «чувства
    вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и
    способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
  • множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих
    различные ситуации.
  • Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных
    эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и
    агрессивность.

    Источник

    Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

    Формирование личности ребенка

    Что такое формирование личности

    Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

    По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

    Читайте также:  Критерии нормального развития ребенка в один месяц

    Фазы развития личности

    Имеется три фазы формирования личности ребенка

    Адаптация

    Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

    Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

    Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

    Индивидуализация

    У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

    Индивидуализация

    Интеграция

    У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

    Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

    На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

    Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

    Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

    Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

    Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

    Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

    Факторы

    Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

    Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

    Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

    При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

    Категорический запрет

    Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

    Читайте также:  Развитие ребенка год два месяца

    Гиперопека

    При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

    Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

    Чрезмерная требовательность

    Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

    Нотации

    Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

    Нотации

    Безмерное баловство ребенка

    Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

    Какие условия обеспечат успешное формирование личности

    Важные условия для формирования личности ребенка.

    Пример родителей

    Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

    Коммуникация с окружающими

    Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

    Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

    Забота и внимание

    Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

    Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

    Смотреть видео

    Источник