Наблюдением за развитием речи ребенка

Наблюдением за развитием речи ребенка thumbnail

юлия поруц
Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе

Ранний возраст является периодом, наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка. Основная задача развития речи детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта.

Закономерны проблемы, с которыми сталкиваются родители и педагоги детей раннего возраста:

— Недостаточный словарный запас;

— Неспособность отвечать на вопросы взрослого;

— Неспособность пользоваться речью как средством общения.

У детей раннего возраста, поступающих в дош. учреждение слабо развита речь:

— Некоторые дети не говорили, не пользовались облегчёнными словами;

— Не умели слушать речь взрослых;

— Не заменяли облегчённые слова правильными.

Наблюдению как важному методу познания природы уделяли большое внимание многие педагоги дошкольного воспитания, а именно Е. И. Тихеева, А. А. Быстров, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Т. Н. Зенина.

Используют в работе,

— Методические пособия М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина («Чтобы чисто говорить, надо», «Начинаем говорить»)

«Ранее детство: развитие речи и мышления». Л. Н. Павлова.

— «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В. В. Гербова.

«Ознакомление детей раннего возраста с природой». Т. Н. Зенина.

«Ознакомление детей с природой». С. Н. Николаева.

Цель работы с детьми:

· Развивать речевую активность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы.

А так же конкретные задачи:

· Пополнять активный словарь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами.

· Учить детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений.

· Учить слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.

· Формировать у детей интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.

· Уточнять представления детей о растениях на участке детского сада и в природном уголке.

· Знакомить детей с птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.) и их характерными признаками.

· Наблюдать с детьми за красотой природных явлений (падает снег – снегопад, кружатся листья – листопад, в небе появилась радуга, распустились цветы) и их сезонными изменениями.

В зависимости от поставленных задач используют различные виды наблюдений:

· Кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных). В процессе наблюдений, учу детей различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т. д.

· Длительные (за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают и называют наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (например, Что происходит с деревьями в разные сезоны).

Длительные наблюдения заключают в циклы. Например, циклы наблюдений за птицами на участке, за развитием растений, за снегом и т. д.

В ходе этих наблюдений у детей развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Наблюдения проводят как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей, задач и содержания наблюдения. Наблюдения в природе используют систематически, тем самым приучаю детей приглядываться, подмечать её особенности. Например, наблюдая за одуванчиками, которые доставили детям огромную радость и восторг,малыши высказывались: «Какие красивые цветы»; «Саша, посмотри, одуванчики мягкие»; «Как много одуванчиков». Красота и многообразие природы во все времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать (например, почему опадают листья, идёт снег, дождь).

В процессе наблюдений в природе знакомят детей с объектом или явлением, а также учат замечать изменения в окружающей обстановке, развивают наблюдательность, учат детей бережно относиться к природе. Помогают детям овладеть деятельностью наблюдения; ставят перед ними познавательную задачу, обучают различным способам обследования объектов.

Наблюдения связывают:

— с игрой «Полетели птички», «Солнышко и дождик»

— продуктивной деятельностью «Посмотрим на цветочек, а потом нарисуем его», «Наблюдаем за снегом, и лепим его»

— дыхательной гимнастикой «Подуем на листочек, снежинку»

Для успешного достижения поставленной цели наблюдения продумывают и используют специальные методы и приёмы, организующие активное восприятие детей: задают вопросы, предлагают обследовать объект наблюдения, сравнивают объекты между собой — Например, предлагают посмотреть на воробья и голубя и сравнить, кто из них больше? Или подбирают два растения и предлагаю сравнить их. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Учат детей замечать, что растения отличаются друг от друга по величине, цвету, форме листьев и т. д., устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы (например, листочки опадают, потому, что дует ветер; светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются деревья). Чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождают наблюдение точной речью, регулируют наблюдение по времени, объёму и содержанию.

Для своевременного и полноценного развития речи у детей устанавливают частый эмоционально-положительный контакт, создают благоприятные условия для развития самостоятельной речевой активности.

Используя метод наблюдения для речевого развития детей,руководствуются рядом требований к его организации:

1. Цель и задачи наблюдения ставят чётко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения отбирают небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое последующее наблюдение даёт детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений предусматривают системность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

Читайте также:  Развитие творчества ребенка родительское собрание

4. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: ставлю перед детьми конкретную и доступную задачу наблюдения, вместе с детьми проговаривают результаты наблюдения, сравнивают один объект с другим, предъявляют к детям вопросы разной степени сложности.

5. Наблюдение возбуждает интерес детей к природе, желание как, можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляют, уточняют, систематизируют с помощью других методов и форм последующей работы, а именно рассказывают об объектах и явлениях природы, читаю книги о природе, беседуют с детьми об увиденном, рассматриваю иллюстрации, картины, фотографии, репродукции (картины «Времена года», оформляю фотовыставки, и т. д., использую дидактические игры и игры с природным материалом.

7. В результате каждого наблюдения у детей формируется представление, элементарное понятие о том или ином объекте природы, и очень важно отношение к нему.

Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя деточки,

ждут малолеточки!

***

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

***

Бабочка — коробочка,

Ветер или дождь!

Полетишь — так ветер,

Упадешь — так дождь!

***

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

***

Мотылек-ветилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеек.

***

Уж ты, бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

Земле

Вместе с солнышком встаем,

Небу мы улыбку шлем,

Всей Земле — большой привет!

Ведь ее прекрасней нет!

Ветру

Здравствуй, ветер озорной,

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам.

Солнцу

Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь,

Наше Солнышко, наш свет,

Все тебе мы шлем привет!

Цветам

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

Животным

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам

И жучкам мы шлем улыбки.

Всех, друзья, вас очень любим.

Обижать мы вас не будем!

ПОТЕШКИ ДЛЯ «ОБЩЕНИЯ»

С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышко!

Ждут меня котята, Малые ребята!

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Курочка-тараторочка,

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком, ушки торчком!

Хвостик крючком,

Нос пятачком.

Привяжу я козлика

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая березка,

Стой, не качайся.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

ПОТЕШКИ ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР

Тарара ли, тарара,

Ушли кони со двора.

(Дети идут, высоко поднимая ноги)

А ребятки их поймали,

На колхозный двор загнали.

(двигаются прямым галопом)

***

Еду, еду к бабе, деду

(выполняют прямой галоп)

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке (меняют ногу,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку — бух! (приседают)

***

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух! –

Провалился петух.

***

Встанька на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

Всем, Надюша, расскажи,

Да проворней покажи,

Как девчата пляшут.

***

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -Бал-бал-бал!

Балды-балды! Наши гуленьки вверху –

Гру-гру-гру! Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя — петушок

Ранним рано поутру

Нам споет — ку-ка-ре-ку!

подражают голосам домашних животных)

***

Скачет зайка маленький

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-

ОСЕНЬ

Карточка № 1

Рассматривание сухого песка.

Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

Наблюдение: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко). Как можно назвать песок? (Сыпучий).

Художественное слово

Песочница, песочница,

В песке вся детвора.

Построить домик хочется,

Забавная игра.

Речной песочек, меленький –

Хорош для куличей.

Склонился повар беленький

Над формочкой своей.

А вот Андрюша с Васенькой –

Ребята хоть куда

Везут в машинах красненьких

Песок туда-сюда.

Загадка.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Дидактическая игра «Что я построю из песка» — дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель– научить составлять предложения на заданную тему.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

Цель — научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь. Ход игры. Ребенок («мышка») сидит («спит»,дети тихонько идут и читают стихотворение: Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. «Мышка» догоняет детей.

Труд в природе Очистка песка от мусора.

Индивидуальные физические упражнения

Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.

ОСЕНЬ

Карточка № 2

Наблюдаем за солнцем

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то,как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Художественное слово Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Читайте также:  Развитии ребенка тесты для школы

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку.

(А Барто)

Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

(В. Нестеренко)

Загадка.

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А в улыбке лучи

Очень горячи. (Солнышко)

Дидактическая игра. «Ласковые слова» — образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подвижная игра

«Пузырь».

Цель — научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры.Дети встают в круг и со словами:

«Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся. Пух!»

увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

Труд в природе: Очистить песочницу от листвы.

Индивидуальные физические упражнения. Перепрыгнуть дорожку из листьев.

Источник

Библиографическое описание:

Чекулова, С. В. Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников / С. В. Чекулова, Т. А. Таринская. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15387/ (дата обращения: 01.08.2020).



Встатье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к организации педагогического наблюдения с учетом возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования при реализации основной образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности.

Как строить педагогическое наблюдение, решает образовательное учреждение самостоятельно. Ведь, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» 273 ФЗ от 29.декабря 2012 года к обязанностям образовательной организации относится «… обеспечение внутренней системы оценки качества образования…» (ст. 28 п. 13), а также разработка и утверждение образовательных программ (ст. 28 п.6), где частью образовательной программы должна быть система оценки эффективности реализации образовательной программы (как один из механизмов определения качества образования). Из этого следует, что педагогические наблюдения в дошкольной образовательной организации и внедрение относится исключительно к компетенции образовательной организации и не может быть предложена «сверху» в виде федерального или регионального нормативного акта.

Нами была разработана система наблюдения, которая позволяет понять уровень сформированности или несформированности того или иного навыка.

Давно известно, что наиболее точную информацию о развитии дошкольника педагоги могут получить в естественной, непринужденной детской деятельности. Конечно, самым естественным видом деятельности для дошкольника выступает игра. Наблюдая за игрой, педагог видит, насколько развиты у ребенка коммуникативные навыки, сформированы социальные нормы, расширен словарный запас. Но спонтанная детская игра позволяет увидеть не все грани развития, значимые для педагога в построении образовательного процесса. В таком случае, эффективным инструментом педагогических наблюдений становится специально-организованная совместная с педагогом игровая деятельность.

Педагог создает игровые ситуации таким образом, чтобы максимально полно увидеть уровень овладения ребенком тем или иным навыком. При этом, руководя детской деятельностью, взрослый выступает деловым партнером игры дошкольника, оставляя за ребенком возможность самовыражения.

Необходимо помнить, что для достоверности информации, полученной в ходе наблюдений, важно моделировать те или иные педагогические ситуации, в которых ребенок сохранит спонтанность своих действий. Наиболее успешными для педагогических наблюдений выступают ситуационные моменты спровоцированные в ходе игровой деятельности.

Организуя педагогические наблюдения, важно увидеть не уровень (средний, низкий, высокий…), а конкретную трудность каждого ребенка.

Обладая этой информацией, педагог сможет откорректировать образовательный процесс таким образом, чтобы развитие было эффективно для каждого конкретного дошкольника.

Важной педагогической компетентность в этом ключе становится умение подобрать методические средства (приемы и методы) создания педагогических ситуаций, провоцирующих детей на использование конкретного навыка.

Проводя педагогическое наблюдение, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Так, например, главной особенностью развития речи 3–4‑летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых норм.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства. Организуя педагогические наблюдения воспитателю важно увидеть индивидуальные возможности каждого ребенка и строить педагогический процесс основываясь на полученной информации.

К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях. Подобные изменения — знак того, что у ребёнка в данный период начинает развиваться «внутренняя речь» — сокращённая, быстрая, но внешне не выраженная. Чтобы речь ребёнка в 4–5 лет продолжала быстрее развиваться, воспитателю важно знать речевые особенности каждого ребенка, видеть его достижения и речевые трудности. Одним из главных инструментов педагога, для организации педагогических наблюдений является, конечно, специально организованная игровая деятельность.

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей.

Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения с существительными. Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка для логопеда

В связной речи преобладает диалогическая речь, а также появляются элементы монологических высказываний. Развитие речи идет последовательно и поступательно, где каждое новообразование опирается на уже достигнутые умения и навыки. Воспитателю важно в самом начале учебного года определить уровень развития речи воспитанников, как основу для выстраивания эффективной траектории развития речи детей.

У детей 6–7 лет продолжается дальнейшее развитие речи:

увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык, совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,

вплотную подводит его к серьезному этапу — овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача педагога увидеть возможные затруднения ребенка для построения более эффективного образовательного процесса.

Особое внимание следует уделить организации педагогического наблюдения дошкольников с задержкой психического развития.

Становление словообразовательных процессов удетей с ЗПР происходит иначе, чем у нормально развивающихся детей; период детского словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем при нормальном развитии. Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Педагогу необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей и вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность.

Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений

лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Учитывая важность восприятия словесной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, педагогу важно выделить точки развития, имеющие наибольшую актуальность для каждого ребенка.

Наблюдение за речью детей с задержкой психического развития в спонтанной деятельности малоинформативно для педагога, а тестирование может вызвать у детей тревогу или страх, что существенно исказит достоверность информации. Для детей с ЗПР наиболее приемлемой формой диагностики развития связной речи выступает специально организованная игровая деятельность.

Педагогическое наблюдение является неотъемлемой частью

образовательного процесса. Благодаря ему педагоги выстраивают актуальные траектории развития детей, корректируют план учебно-воспитательной работы, оценивают эффективность реализации образовательной программы. Информация, полученная в ходе наблюдения, становится импульсом для инновационной деятельности педагога, при условии, что педагог не просто принимает ее к сведению, а всерьез анализирует и строит свою работу, развивая плюсы и минимизируя недостатки.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика М.: ТЦ Сфера, 2013.
  2. Белая К. Ю. Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2016.
  3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 2006.
  4. Савченко В. И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  5. Сенченко О. В. Организация педагогической диагностики в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Казань: Издательство Бук, 2018.
  6. Сенченко О. В. Педагогические наблюдения в дошкольной образовательной организации. Казань: Издательство Бук, 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная программа, педагог, педагогическое наблюдение, образовательный процесс, психическое развитие, речь детей, грамматический строй, игровая деятельность, образовательная организация.

Похожие статьи

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях…

развитие у детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной

развитие игровой деятельности детей в целом, использование сюжетно-ролевых игр с

— работа с родителями; — совместная деятельность ребёнка с педагогом, где присутствует…

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы…

Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск. Наличие проблемной ситуации, важной и понятной ребенку, выявленной им, при грамотном участии взрослого, является сильной мотивацией для ребенка вступить в общение, рассуждать, и…

Наблюдение как метод оценки качества образовательного

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом.

Например: С целью оценки динамики развития Ивановой Маши педагог планирует понаблюдать за

Для того чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР…

Группа детей с задержкой психического развития состоит из детей младшего и среднего

В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми

Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования. Если ребёнок в данный…

Обучение детей развитию речи и умению общаться…

Для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей. Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования

Форма игры в образовательном процессе ДОУ — это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация…

Взаимодействие участников образовательного процесса

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет

Каждый из участников педагогического процесса решает комплекс определённых задач.

Для более успешного усвоения детьми грамматических средств языка педагоги применяют в…

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного…

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет

— систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей

Организация образовательного процесса в старших группах…

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает…

Интеграция образовательных областей в образовательной

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи: ‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и…

Источник