Преодоление проблем в речевом развитии ребенка раннего возраста

«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»

Ранний возраст — важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно — психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

В исследованиях отечественных ученых  Л. А. Венгера, Л. А Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других подчеркивается, что дошкольный возраст — это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются

все психические процессы (восприятие, мышление, воображение),

становится произвольным внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственном, художественно — эстетическом развитии детей в сензитивном периоде.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Хотелось бы остановиться на возрастных особенностях детей раннего возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее он развивается. Если к году в активном словарном запасе ребенка 10- 15 слов, то к двум годам он составляет 250- 300; к трем- 1000-1500 слов. В интенсивно развивающейся активной речи ребенка осваиваются основные грамматические структуры. Он пытается строить простые предложения, в разговоре  со взрослыми использует практически все части речи.

По мере взросления уровень физического развития замедляется, а уровень психического развития ускоряется. Однако темпы развития в период раннего детства неравномерны, имеют скачкообразный характер. Показатели физического и психического развития носят индивидуальный характер. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные требования. Она должна быть:

— по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;

— эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слова.

— правильной, отчетливой, неспешной;

— понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;

— более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.

Ребенок может говорить только о том, что он видит и делает здесь и сейчас, поэтому включенность слов в конкретные действия — важный принцип формирования активной речи.  Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию.

В своей работе использую специальные игры и занятия, которые создают условия для развития у детей разных сторон речи:

— потешки,  хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой — «топ- топ», «да- да», звукоподражательные игры ( в них развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость произношения), игры с сюжетными игрушками, игры — инсценировки (способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса)

— чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание иллюстраций (воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы, при затруднении сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.)

— игры — занятия с предметными и сюжетными картинками ( «угадай, что на картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая их, дети узнают персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)

— игры, направленные на развитие мелкой моторики ( они включают движение кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью, упражнения для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью,  двигательного центра мозга)

Читайте также:  Отставание физического развития ребенка

Важно отметить, что центральными и определяющими фигурами в речевом развитии ребенка являются родители.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

 Родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей.  Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

    Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

    Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

    Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

    Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

    Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

    Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

    Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

    Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи.

Проблемы в речевом развитии ребенка необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства. В противном случае они могут вызвать большие затруднения при обучении в школе.

Памятка для родителей

Речевое развитие детей раннего возраста

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,  социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

   — Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание и раздевание , игра,  прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

   — Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова  длиннее ,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

    -Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?,  вместо: «Он играет?»

    -Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

   — Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

    -Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.

   — Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

   — Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

   — Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

    Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Источник

Наталья Вахрушева
Преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста в процессе общения со взрослым в условиях дома ребенка

Читайте также:  Эссе на тему ребенок с проблемой развития

Вахрушева Наталья Валентиновна

студентка 5 курса

«Бурятский государственный университет»

Педагогический институт

Кафедра Психология детства

Улан-Удэ

«Преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста в процессе активизации общения со взрослым в условиях дома ребенка»

Ранний возраст в жизни ребенка – период стремительного психического и физического развития. Это является основой становления ребенка как личность. Ранний возраст и, в особенности, третий год жизни является сенситивным периодом развития речевой функции. Очевидно, что необходимым условием благополучного развития речи и психических функций ребенка, его социальной адаптации является организованное в сенситивный период развития речевой функции коррекционное воздействие и именно в этом возрасте необходимо создать условия для нормализации речевого и психического развития детей с задержкой речевого развития.

Невнимание к речевому развитию детей раннего возраста приводит к негативном последствиям всего развития детей: снижению функций мышления, воображения, памяти, внимания. Отсутствие должного внимания к речевой сфере детей приводит к нарушениями коммуникативного развития детей и становления их эмоционально-волевой сферы. Данные вопросы отражены в трудах А. Н. Гвоздева (2007, М. И. Лисиной (2007, Н. Н. Матвеевой (2005, Н. В. Серебряковой (2007) и других авторов. Данные авторы отмечали, что эффективным развитие речи детей рассматриваемого возраста может быть исключительно при воздействии взрослых: как ближайших родственников, так и педагогов.

Актуальность темы заключается в том, что особую важность представляет процесс речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка. У таких детей, зачастую, наблюдается задержка развития многих функций, в том числе и речевой. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, вопросы, связанные с преодолением задержки речевого развития детей раннего возраста остаются недостаточно разработанными. Создание коррекционно-педагогических условий преодоления задержки речевого развития детей раннего возраста, в процессе общения со взрослым является важным аспектом в работе Дома ребенка. Создавая такие условия для речевого развития детей раннего возраста как речевая предметно-развивающая среда, речевая мотивация ребенка и создание системы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, специалисты Дома ребенка имеют возможность помочь ребенку усовершенствовать свою речь для комфортного общения со взрослым.

В 2018 году на базе ГБУЗ «Специализированный психоневрологический Дом ребенка «Аистенок» города Улан-удэ было проведено эмпирическое исследование с целью оценки эффективности процесса активизации общения детей раннего возраста и взрослых в системе преодолений нарушений речевого развития в условиях воспитания детей в Доме ребенка. В эксперименте принимали участие 20 детей раннего возраста (2,3 – 3 лет).Из них: 10 детей – экспериментальная группа, 10 детей – контрольная группа.

Предварительно был проведен обзор имеющиеся медицинской документации детей, проведено наблюдение за поведением детей в досуговой деятельности,а также проведена диагностическая работа: оценка речевого развития детей осуществлялась по методике Н. В. Серебряковой [5].

Анализ анамнестических данных показал, у 80% детей наблюдались нарушения уже в пренатальном периоде. В структуре класса болезней нервной системы и органов чувств у детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, была отмечена патология органов зрения, которая была представлена у 4 детей ангиопатией сетчатки, косоглазием у 1 %. Так же мы видим, что почти все дети, были рождены от матерей страдающих алкоголизмом, наркоманией, и рожденных на фоне осложненного течения беременности.Исследование показало: детей I группы развития (соответствующей норме) и II (задержка на один эпикризный срок) среди участников исследования не было выявлено. У всех участников исследования преобладала более глубокая задержка (III и IV группы развития. Наблюдение за поведением детей в игре, в общении со сверстниками показало, что у всех участников исследования страдает активная речь, сенсорное развитие, наглядно-действенное и логическое мышление. Игровая деятельность обеднена в связи с недостатком получения информации, низким социальным развитием ребенка.

Общий уровень сформированности импрессивной речи у воспитанников двух групп сходен: средний уровень показали 30% детей экспериментальной и 40% детей контрольной групп. Низкие результаты у 70% детей экспериментальной и 60% детей контрольной группы. В начале диагностики каждый ребенок был окликнут по имени. 30% воспитанников с ЗРР детей экспериментальной и 40% детей контрольной группы не откликнулись на свое имя сразу. Данные дети характеризовались некоторой замкнутостью, погружением в собственные мысли. Находясь среди сверстников такие дети вели себя отстраненно, были невнимательны, не проявляли инициативы к общению. При выполнении заданий им особенно сложно было воспринимать задание, требовалась стимулирующая помощь, привлечение внимания. При указании на знакомые предметы у участников двух групп, в целом не возникло трудностей только в случае, когда детям была оказана стимулирующая помощь. В целом, все участники смогли назвать на картинках нужные предметы, провели действия с игрушками, а также правильно показали называемые взрослым действия, изображенные на иллюстрациях. В целом, дети с ЗРР хорошо понимают обращенную к ним речь, тем не менее, при относительно сохраненной смысловой логической памяти такие воспитанники характеризуются снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания. Именно поэтому им тяжело запомнить сложную инструкцию, они путаются в последовательности выполнения заданий. Низкие результаты сформированности импрессивной речи у воспитанников выявлены в связи с быстрой утомляемостью детей, повышенной отвлекаемостью, низкой мотивацией, а также невнимания к инструкции.

Читайте также:  Развитие ребенка после года

Результаты диагностики сформированности экспрессивной речи в двух группах также оказались сходными: по 30% детей двух групп показали средние и по 70% — низкие результаты. Был сделан вывод о том, что понимание чужой обращенной речи воспитанниками осуществляется лучше, чем воспроизведение своей.

Дети, в целом, понимают обращенную к ним речь взрослого, но внимание слабое, общий предмет разговора дети быстро теряют, требуют повторения инструкции. Дети двух групп практически не разговаривают сами, вступают в речевое общение только после стимуляции речи взрослого. Словарь воспитанников с ЗРР представлен звукоподражаниями («му», «ав», «ату» – поезд, «дю-дю» – паровоз, словами-фрагментами («бока» – яблоко, «сина» – машина, «тюя» – кастрюля, «сядка» – лошадь, «кока» – мор-ковка, контурными словами («дизидом» – помидор, «алада» – голова, «агась» – кровать, «акан» – диван, «адидо» – помидор, «пани» – штаны, «акует» – огурец, «мамдока» – помидор, «амимика» – пирамидка, диффузными словами («годи» – красный, «акуда» – кукла, «агеда» – тарелка, «абони» – автобус, «куда» курица, «ледик» – козлик) и отдельными правильно произносимыми словами, с учетом произносительных возможностей («баабан», «кука» – кукла, «каф» – шкаф, «масина», «диван», «синий»). Наблюдалась замена существительных названиями действий (чайник – «сяй пить», ложка – «кухать», пирамидка – «сабиать»). Отмечено явление полисемантизма – одно слово обозначало несколько предметов («бади» – платье, юбка; «сина» – машина, автобус, поезд, стремление детей делать слоги в словах «открытыми»«агузи» – огурец, абони» – автобус, «абани» – банан. Воспитанники с ЗРР требовали существенной стимулирующей помощи, вторичного произнесения инструкции, отмечалась быстрая истощаемость. Дети отвлекались, мотивация была средняя.

Таким образом, проведенный обзор имеющейся документации, проведение диагностики, а также наблюдение за поведением детей раннего возраста с ЗРР показал: речевое развитие детей не соответствует возрастной норме. У детей двух групп наиболее сохранен пассивный предметный словарь. Больше сложностей в пассивном глагольном словаре (дети путают слова «гладить», «мыть», «строить», «лечить», хотя пассивный предикативный словарь бытового уровня достаточно сохранен («кушать», «пить», «играть», «одеваться»). Экспрессивная речь большинства детей экспериментальной группы изобилует звукоподражаниями при «нежелании» повторять «взрослые» слова. Например, дети использовали слоговой лепет, не несущий смысловую нагрузку, в ситуации двигательной активности или радостного возбуждения. Исследование показало, что все дети нуждаются в существенной психолого-педагогической и логопедической помощи.

В ходе экспериментального исследования была разработана и апробирована специальная система коррекционно-развивающихся занятий с активным участием взрослых, способствующая повышению уровня речевого развития воспитанников. В формирующей работе участвовали дети экспериментальной группы. Основное внимание в процессе реализации формирующей программы уделялось развитию общения между взрослыми сотрудниками Дома ребенка и детьми экспериментальной группы. Коррекционная работа начиналась с подготовительного этапа, где происходило знакомство с малышом, далее использовались игры с игрушками и различными предметами, затем — тактильные игры. В процессе формирующей работы в общении со специалистами Дома ребенка дети учились получать информацию от взрослых, налаживать эмоциональный контакт. Всякая речевая инициатива детей поддерживалась со стороны взрослых. Проводилась работа, направленная на развитие слухового внимания, восприятия, дыхания, мелкую моторику. Воздействие осуществлялось как на развитие импрессивной так и экспрессивной речи детей.

Для доказательства эффективности проведенной формирующей работы с детьми двух групп вновь был проведен контрольный этап исследования.Вторичная диагностика показала: результаты воспитанников экспериментальной группы, тесно взаимодействующих со взрослыми в процессе формирующей работы, существенно улучшились как в понимании обращенной речи, так и в воспроизведении своей речи. Дети, которые получали логопедическую помощь по традиционной программе, показали на контрольном этапе результаты значительно ниже своих сверстников как в импрессивной так и в экспрессивной речи. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной формирующей программы.

В целом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка, в процессе активизации общения со взрослым являются эффективным в случае, если у детей: совершенствуется способность к речевому подражанию; формируется внутренний и внешний лексикон (номинативный, предикативный, и атрибутивный, обеспечивающий общение.

Таким образом, все задачи были выполнены, цель достигнута. Несомненно, дальнейшие исследования о роли общения со взрослыми для речевого развития детей раннего возраста с ЗРР должны продолжаться и в дальнейшем.

Список используемой литературы

1. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс. 2007. 472 с.

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. М.: Мозаика-синтез. 2011. 18 с.

3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. СПб.: Питер. 2007. 430 с.

4. Матвеева Н. Н. Методика диагностики коммуникативной деятельности детей 2-3 лет с задержкой речевого развития // Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. М.: АРКТИ. 2005. 220 с.

5. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. В. Серебрякова. М.: Каро. 2005. 48 с.

Источник