Может ли телевизор тормозить развитие ребенка

Может ли телевизор тормозить развитие ребенка thumbnail
Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы
Партнеры
Может ли телевизор тормозить развитие ребенка

Все мы, так или иначе, привыкли к «ящику», который передаёт нам последние новости, развлекает нас  сериалами. Многие из нас просто не представляют жизни без этого «монстра», который съедает наше время и творческое воображение.

В эпоху средств массовой информации, невозможно найти место, ограниченное от поступления информации. Информация сплошным потоком врывается в нашу жизнь, жизнь наших детей. Различные компьютеры, ноуты, видики, всё это, с первых дней, входит в жизнь маленького ребёнка.

Порою, что бы заинтересовать и отвлечь, ребёнка, как только он начинает сидеть, помещают напротив телевизора, который, со временем, заменяет родителей. Телевизор начинает воспитывать ребёнка.

Опираясь на данные ЮНЕСКО, около 93 % детей, в возрасте  3-5 лет смотрят на экран около 4-х часов в день, и это намного превосходит время общения со взрослыми.

Для родителей, это весьма удобно, ведь ребёнок не бегает, не кричит, ничего не просит, но при этом, получает массу впечатлений, приобщаясь к взрослой жизни. Покупая новые видеокассеты, игры, родители пытаются таким образом развивать ребёнка так, что бы ему было, а им не особо хлопотно.

Но чрезмерное увлечение такими, на первый взгляд безобидными вещами, может привести к серьёзным отклонениям, не только в физическом развитии ребёнка (нарушения осанки, зрения), но и в психическом. Это такие нарушения, как: отставание в развитии речи, примитивная речь.  Дети с такими отклонениями есть практически во всех садиках. В возрасте 4-х лет лет, выявляют 25 % детей с нарушениями речевого развития.

Причем такое увлечение просмотрами телевизоров, наблюдается не только в нашей стране.

В чём разница влияния речи экранной и речи родительской на скорость развития речевых особенностей ребёнка.

Если поведение можно скопировать и тем самым начать процесс социализации, то речь- это отнюдь не подражание совам и не запоминание штампов. Овладеть ею можно только в живом общении, когда малыш и слушает и отвечает собеседнику. Ведь он включается не только действиями, но и мыслями, чувствами. Начиная с грудного возраста, малыш отвечает на речь взрослых «неуловимым балетом». Замечено, что ответная реакция возникает только на живую речь.

В возрасте 2 лет, малыш не только слышит и понимает обращённую к нему речь, но и пытается отвечать на высказывания. Если же речь не адресована ребёнку, то он, скорее всего не будет реагировать на такую речь.

Для того, что бы вызвать ребёнка на общение, нужно, что бы речь дополняла его конкретные действия, реальные впечатления.

Телепрограммы не требуют ответа, речь, общение взрослых заменяет телевидение, но экранная речь никогда не будет своей, поэтому, дети и будут молчать, выражая мысли при помощи криков или жестов.

А во внутренней речи свершается и мышление, воображение, представление, всё то, что является основой внутреннего мира человека. Если же нет внутренней речи, значит и жизни, то человек остаётся неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Такой человек не может удержать содержание или же стремиться к цели, всё это приводит к тому, что внутри образуется пустота, требующая заполнения.  Всё это может приводить у детей к развитию  «дефицита концентрации». Эта болезнь проявляется при обучении детей. Таким детям сложно воспринимать слуховую информацию, они не могут удерживать в голове предыдущую фразу, связывать отдельные предложения, они не понимают текста в целом и им, конечно, становится  скучно читать детские книжки. Помимо этого, фантазия детей, также снижается, дети не хотят искать: что бы интересного совершить, ведь для этого, есть телевизор, им не интересно общаться друг с другом.

Самое страшное, что такие «экранные дети», становятся жестокими и агрессивными, у них стирается ощущение порога дозволенности. Они пытаются заполнить ту пустоту, которая царит в их душах от безделья и нежелания ничего делать, что приводит к детской преступности, детской наркомании.  Ведь пустота требуют своего наполнения — искусственной стимуляции, «таблеток счастья».

Нельзя сказать, что телевизор- причина разнузданности молодёжи. Но если речь идёт о том, как телевизор влияет не психику совсем маленького ребёнка, что он заменяет игры, активные действия, общение, то, конечно, нельзя не отметить его отрицательное  воздействие на становление психики и личности растущего человека. 

Когда внутренняя жизнь ребёнка только начинает складываться, нужно строго ограничивать, дозировать просмотр телевидения, желательно, что бы при этом, взрослые объясняли что происходит.

И лишь после 6-7- лет, когда дети готовы к использованию техники по-назначению, можно разрешать детям самостоятельное восприятие информации у экрана.

Будьте внимательны к тому, что смотрит Ваш ребёнок, выбирайте развивающие и семейные передачи для просмотра.

Если ребёнок каждый раз открывает для себя что-то новое и полезное, вреда в этом не будет, если же телевизор станет — единственным развлечением, вы достаточно скоро заметите последствия от такого времяпрепровождения.

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:

Видео

Интервью

Может ли телевизор тормозить развитие ребенка

Источник

«В общем и целом фаза оформляющего воздействия чувственных впечатлений на ребенка длится гораздо дольше, нежели полагает большинство. Постепенно сходя на нет, она продолжается до десятого года жизни, а частично — даже до восемнадцатого. Но зато в этот период оформляются и решающие для всей последующей жизни способности — закладываются основы того, что после реально окажется в распоряжении взрослого. Упущенное в эти годы невозможно впоследствии наверстать с той же интенсивностью и глубиной. Поэтому исследователи говорят об «окнах», некоторое время открытых для влияний извне, а потом неуклонно закрывающихся. Вот некоторые из них.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с умственной отсталостью

• Первая, решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие нейрональные связи не образуются, и объем мозга остается на 25 — 30% меньшим86.

• Ребенок учится стоять прямо, ходить и координировать движения рук в первые четыре года жизни. В промежутке от четырех- до десятилетнего возраста он еще может путем упражнений развить тонкую моторику рук и конечностей вообще; затем эта способность быстро исчезает.

• Опять-таки в первые четыре года жизни при естественных условиях у него развиваются острота зрения и объемно-пространственное зрение.

• А вот тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой и необходимая для целенаправленного сканирования поля зрения, к четырехлетнему возрасту еще далеко не готова. Для полного развития ей, так же как и тонкой моторике рук и конечностей вообще, требуется еще несколько лет. Примерно до девятого года жизни ее эффективность заметно отстает от уровня, свойственного подросткам и взрослым87. Согласно же новейшим исследованиям, важные составляющие управления зрением становятся полностью доступны лишь в восемнадцатилетнем возрасте!

В первой фазе своего развития ребенок учится не головой, а всем телом. Он не противопоставляет себя дуалистически миру с помощью мыслящего, регистрирующего и перерабатывающего информацию разума, а вступает в связь с вещами телесно. Он «ухватывает» и «постигает» лишь то, что прежде схватил и настиг руками; он «сопоставляет», лишь научившись стоять и ходить. В этом возрасте весь опыт еще чувственно-конкретен, «осязаем».

Вот почему мы должны осознать всю опасность столкновения малыша лицом к лицу с мнимой реальностью телеэкрана, в пределах которой такой осязаемый опыт, необходимый для его развития, вовсе ему недоступен. Жилище родителей — это конкретное трехмерное пространство, доступное телесному опыту ребенка, который может обегать и облазать все комнаты, всё ощупать и обнюхать, рассматривать и обследовать все уголки. А в пространство телеэкрана малыш войти не может, и из его опыта оно полностью выпадает.

Но и это отнюдь не все: добавим сюда неподвижность, к которой экран принуждает ребенка. Уже одного этого достаточно, чтобы забить тревогу, — ведь все важные в данном случае функции тела и мозга могут развиться только через движение. Движение — жизненная стихия ребенка. Тот, кто отключает движение, лишает ребенка важнейшего вида его активности. Такое лишение, «обкрадывание» психологи называют депривацией, а в этом возрасте оно вызывает столь тяжкие последствия, что следует характеризовать его как насилие.

Из всего этого можно сделать только один вывод: не может быть и речи о том, чтобы сажать перед телевизором ребенка до четырех лет. Программы могут быть сколь угодно «рассчитанными на детей», и притом с самыми добрыми намерениями, — им все равно не возместить вреда, который наносится ребенку тяжкой депривацией, какую представляет собой процесс зрительного восприятия.»

взято отсюда

https://www.xpomo.com/ruskolan/tolpa/look.htm#4

Источник

Елена Булюкина
Консультация для родителей «Телевизор и его влияние на речь ребенка»

В каждом доме есть телевизор, и без сомнения можно сказать, что телевидение прочно вошло в наши жизни. Многие из нас, приходя домой, после тяжелого трудового дня, включают телевизор и начинают выполнять различные домашние дела, а ребенок в это время предоставлен сам себе, и чаще всего он сидит перед экраном и смотрит очередной мультфильм или телепередачу. Но, каждый раз, включая телевизор, мы вряд ли задумываемся о его воздействии на развитие ребенка.

Можно ли и нужно ли смотреть телевизор маленькому ребенку? На эту тему существует множество различных мнений. Давайте, рассмотрим некоторые из них.

Для начала, определим, в чем же польза телевидения? Несомненно, в наше время без просмотра мультипликационных фильмов, детских передач не обойтись. Они способствуют развитию ребенка, формированию его мировоззрения и расширению кругозора, познанию нового материала.

Читайте также:  Периоды эмоционального развития ребенка

Но, существует и значительный вред от просмотра телевидения, на который хотелось бы обратить Ваше внимание. Множественные исследования доказали, что у детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержку речевого развития.

Почему ребенок, который постоянно смотрит телевизор и постоянно слышит экранную речь, говорит значительно хуже своих сверстников? Дело, все в том, что развитие речи происходит только при живом общении, когда происходит диалог между взрослым и ребенком. Речевые звуки, которые исходят с экрана телевизора, не обращены к ребенку лично, тем самым они не предполагают никакого ответа, не побуждают ребенка к конкретному действию, в нашем случае ведение диалога, тем самым никаким образом не влияют на развитие речи. Мозг ребенка не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека, потому что телевизор является «точечным» источником звука, когда в реальности звуки окружающего мира более живые и объемные. Как следствие, дети не умеют концентрировать свое внимание на конкретном звуке, страдают дефицитом внимания и нарушением слухового восприятия, у них снижен процесс формирования речи и развития артикуляции. Бывает и так, что дети не смотрят телевизор, но он постоянно работает в семье, издавая определенный фон, который тоже мешает понимать речь родителей и других членов семьи, тем самым «тормозит» речевое развитие ребенка.

Чаще всего дети, которые рано начинают смотреть телевизор и все свое основное время проводят возле него, обычно предпочитают молчать или отвечать односложными фразами, изъясняться жестами или непонятными звуками.

Отмечено, также влияние телевизора на физическое и психическое развитие ребенка. Так у детей, постоянно смотрящих телевизор, плохо развиты психические процессы (память, внимание, воображение и др., нестабильность эмоций (агрессия, плаксивость, повышенная возбудимость и др., длительный просмотр программ и несоблюдение правил просмотра телевизора способствуют снижению зрения, ограничение двигательной активности во время просмотра телепередач вызывают значительные проблемы со здоровьем.

Телевизор, конечно, смотреть можно, но чтобы не нанести вред своему ребенкунеобходимо соблюдать ряд правил:

— тщательно выбирать мультфильм или телепередачу, которые Вы решили показать ребенку, а лучше посмотреть их вместе, чтоб в дальнейшем можно было с ребенком обсудить увиденное;

— соблюдать определенного положение тела при просмотре «голубого экрана»: лежа смотреть телевизор запрещается, необходимо во время просмотра программ сидеть прямо.

— если ребенок носит очки, то просмотр телепередач только в них;

— возрастные нормы для просмотра телепрограмм:

— до 2 –х лет просмотр запрещен;

— с 2 до 3 лет — по 20—30 минут в сутки в три захода по 10 минут;

— с 3 до 7 лет не более 50 минут в день;

Есть и определенные противопоказания для просмотра телевизора:

ранние периоды после операции на глазах или различные заболевания глаз, когда ребенок нуждается в ограничении зрительной нагрузки (только после консультации с офтальмологом); заболевания у детей нервной системы или соматически ослабленные дети.

Запомните, чем больше ребенок уделяет времени просмотру телепередач, тем хуже он говорит и развивается, тем меньше у него остается времени на общение с Вами.

Предложите ребенку альтернативу просмотрам телепередач — различные совместные развлечения и мероприятия, которые еще крепче вас объединят и помогут развитию вашему малышу.

Сюда можно отнести прогулки на свежем воздухе, посещение различных развлекательных мероприятий (детский театр, цирк, кружки и секции, общение и игры с другими детьми на детских площадках, общение с животными (если нет противопоказаний). В домашних условиях — лепка из различных материалов (пластилин, различные массы для лепки, глина, соленое тесто); рисование (красками, карандашами, фломастерами, песком, крупами или макаронными изделиями, с помощью различных предметов — кисточки, пальцы, кусочки меха, ватка и др.);

аппликации из различных предметов; совместное чтение книг (пересказ и разыгрывание сюжетов сказок, проговаривание отдельных слов, фраз или тексов различными голосами и интонациями, придумывание собственных сказок и историй) и многое другое.

Развитие вашего малыша, полностью в Ваших руках, поэтому подумайте несколько раз прежде чем включить очередной мультфильм, может стоит отложить какое-либо домашнее дело, и посвятить эти 10-15

минут совместной игре ребенком, ведь на свете ничего нет важней Вас и вашего ребенка.

Источник

Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция — подвижные игры, игры для развития все органов чувств — именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.

Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция — она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.

Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).

Читайте также:  Своеобразие развития ребенка в дошкольном возрасте

В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.

Кто-то может возразить — уже несколько поколений выросло с телевизором — и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.

Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь — больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит — все вокруг такие.

Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации — слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.

Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.

Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз — это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.

Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.

Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.

Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.

В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.

Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.

Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.

Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.

Конечно, телевизор удобен родителям — именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.

Источник