Монтессори о социальном развитии ребенка

В современном мире распространено мнение, что главное условие успешной социализации детей дошкольного возраста — посещение учреждения, где они могут общаться, играть и заниматься вместе. Именно из этого постулата исходят те, кто критикует систему Монтессори за недостаток взаимодействия между дошкольниками в классах. Монтессори-педагог Лори Борн рассказывает, каковы особенности социализации детей дошкольного возраста и как этот процесс происходит в Монтессори-классах. Обсуждение проблемы социализации современных дошкольников продолжает Эмили, автора проекта по онлайн-обучению педагогов и родителей Age of Montessori. Она дополняет рассказ Лори Борн своими мыслями и аргументами. А в качестве практического примера мы приводим вопрос читательницы и комментарий Монтессори-педагога Юрия Филёва.

Чаще всего Монтессори-педагогику критикуют за недостаток социального взаимодействия на занятиях. И если в Монтессори-классе действительно не хватает общения, так ли это плохо и вредно? Давайте разбираться.

От трёх до шести лет дети меняются поразительно быстро. Изменения затрагивают каждую часть их жизни: социальную, эмоциональную, физическую, интеллектуальную. Однако Монтессори-метод рассматривает эти изменения иначе, чем традиционная педагогика. Давайте разберёмся в различиях.

Что такое социализация детей-дошкольников

Это когда они общаются и играю  друг с другом? Или нечто большее? Перед вами стандартное определение данного понятия: «Процесс, во время которого отдельные личности знакомятся с поведением, которое другие ожидают от них с учётом норм, ценностей и культуры общества, в котором живут. Средства социализации включают в себя семью, школу, друзей, религиозные учреждения и СМИ».

Ах, так это процесс, охватывающий множество разных аспектов, и длится он продолжительное время! Социализируясь, человек развивает способность учитывать в своих действиях потребности других людей. Совместная игра — лишь небольшая часть этого процесса, и комната, полная одногодков, не всегда лучшее место, чтобы узнать нормы, ценности и культуру общества.

Если вы поищете информацию о том, каковы особенности социализации дошкольников, то найдёте следующее.

Ребёнок в возрасте с трёх до шести:— изобретает игры с простыми правилами;— всё ещё путает фантазию и реальность;— научился делиться, но не всегда хочет это делать;— физически выражает гнев и нежелание делиться;— эмоционально не готов к соревнованиям;— часто играет в одиночку и не допускает к своей игре других;— иногда любит покомандовать;— любит принимать собственные решения;— предпочитает компанию из одного или двух членов;— начинает понимать понятия «хорошо» и «плохо»;— самостоятельно играет без постоянного наблюдения;— понимает и уважает правила, часто спрашивает разрешения;— любит как давать, так и брать;— иногда хочет побыть в одиночестве.

Этот список я составила, используя несколько традиционных источников. Какой вывод из него можно сделать? Кажется, что Монтессори-класс 3—6 — идеальное место для этого возраста. Дошкольник ещё не готов соперничать и нередко предпочитает работать в одиночку или только с одним компаньоном. Поделиться игрушкой по-прежнему требует от него много усилий, и всё ещё существует тоддлеровское «Я сам!», с помощью которого малыш отстаивает свою независимость в принятии решений и в действиях.

В классе много всего происходит, но не всё можно заметить невооружённым глазом. Опытный наблюдатель способен увидеть концентрацию и не прерывает юного исследователя. Со стороны может показаться, что все занимаются сами по себе (или даже антисоциальны), но это не так. Дети развивают способность сосредотачиваться на упражнении и фактически создают свою личность. Эту задачу возможно реализовать только во время самостоятельной работы.
В Монтессори-классе социализация действительно происходит, но это выглядит не так, как люди привыкли. Например, большое внимание уделяется тому, как можно помочь обществу. Ученик берёт материал с полки, работает с ним и после аккуратно возвращает на место. Вернув материал на место, он проявляет заботу о других членах класса.

Как и в других дошкольных учреждениях, в Монтессори-классе существует распорядок дня. В процессе занятий акцент делается не на взаимодействии, но есть другое время в расписании, когда общение происходит естественным образом. На обеде или перемене у дошкольников есть возможность поговорить и поиграть.

В большинстве случаев, когда кто-то говорит, что в Монтессори-классе ученики не общаются (имея в виду не играют), он просто не понимает, что происходит, а замечает лишь то, что отсутствует. Будет очень полезно, если родителям объяснят, как малыш развивается и укрепляет свой характер благодаря самостоятельной работе.

Мы, педагоги, всегда следим за взаимодействием между детьми. Мы видим, как сменяются разные этапы социализации ребёнка: несколько месяцев он может заниматься совершенно один, а затем внезапно начать работать в паре с кем-то каждый день.

Дети обычно знают, что им нужно, и, проявляя к ним большое уважение, мы признаём их выбор и не заставляем делать то, что они не хотят. Монтессори-школа с её прекрасно подготовленной средой — идеальное место, чтобы развивать собственное я, которое каждый проявит в обществе по-своему.

Если ученик не взаимодействует ни с кем и ни при каких условиях, это сигнал о необходимости вмешательства и коррекции. В остальных случаях необходимо дать ему свободу и позволить самому выбрать степень активности.

Одни дети от природы более общительны, чем другие. Кроме того, особые ситуации (переход в новый класс, переезд или рождение брата или сестры) могут вызвать изменения в социальном развитии. Главное, чтобы независимо от врождённого уровня общительности, дошкольник чувствовал, что ему рады и его ценят.

Социализируются ли дети в Монтессори-классе

А вот что думает о социализации детей в Монтессори-классе Эмили, автор проекта по онлайн-обучению Монтессори-педагогов и родителей Age of Montessori.

Недавно я читала форум, на котором обсуждали Монтессори-метод, и наткнулась на следующий комментарий: «Система Монтессори не фокусируется на социальном взаимодействии между детьми, она делает упор на самостоятельности. Я наблюдала: дети в Монтессори-классе действительно самостоятельные, уверенные и гордые. Тем не менее обстановка — более строгая и спокойная по сравнению с другими дошкольными учреждениями, поскольку ученики занимаются индивидуально или по двое-трое. Основное внимание уделяется проекту, а не общению, решению проблем и развитию социальных навыков. А больше всего дошкольникам нужно учиться взаимодействовать со сверстниками. Это понадобится им в начальной школе, при общении с братьями или сёстрами».

Я уже не в первый раз слышу эту мысль и считаю её заблуждением, хотя и распространённым. Но я понимаю, как люди приходят к такому выводу. Наш метод действительно развивает самостоятельность через индивидуальную работу. Тем не менее, он также придаёт большое значение развитию социальных навыков.

В Монтессори-школах учат проявлять уважение, быть вежливыми и учтивыми согласно обычаям и культуре социума. Эта часть программы называется «Вежливость и этикет». Каждый день ученики правильно приветствуют друг друга, используют «спасибо» и «пожалуйста» и устанавливают зрительный контакт во время разговора. На групповых занятиях они учатся слушать друг друга, соблюдать очерёдность и следовать указаниям.

В Монтессори-среде поощряют вежливость в выражении своих чувств и проявление уважения к старшим и сверстникам. На самом деле большая часть классной среды — это и есть уважение. С детьми уважительно разговаривают и учат их ценить друг друга, учителей, родителей и то, что их окружает. Они видят, что с ними общаются с уважением, которого они заслуживают, и учатся вести себя так же по отношению к другим.

Читайте также:  Какое значение имеет предметно развивающая среда для развития ребенка

На первый взгляд, спокойный Монтессори-класс может показаться не самым лучшим местом для социализации. Но здесь дети действительно учатся вести себя вежливо, уважительно взаимодействовать, решать проблемы и работать сообща.

Фактически большая часть «спокойного» поведения, считающегося результатом «строгости», на самом деле результат удовлетворённости. Дети, потребности в развитии которых удовлетворяют, становятся радостными учениками и почтительными членами общества.

Может создаться впечатление, что этих детей держат в чрезмерной строгости, однако в их действиях совершенно отсутствует робость. Их яркие глаза, весёлые, умиротворённые лица и готовность пригласить других наблюдать за их работой… даёт нам понять, что мы находимся в обществе людей, которые чувствуют себя как хозяева у себя дома.

Как Монтессори-педагоги социализируют детей

Наша читательница спрашивает: «Как в Монтессори-группе педагоги социализируют детей? Например, что делать, если совсем маленький ребёнок, который недавно попал в группу, пытается отнять у работающего ученика материал?»

Комментарий Юрия Филёва

Я считаю, что социализация ребёнка в детском саду Монтессори проводится не взрослыми. Этот процесс полностью ложится на окружение, а педагоги могут только создать благоприятные условия. Новый ребёнок чётко прислушивается и присматривается к отношениям, уже сложившимся внутри группы. Однако модель отношений задаёт взрослый, и ему нужно просто общаться с ребёнком как с самодостаточной личностью (каковой он всегда и является). Если взрослый уверен в стабильности ребёнка, тот именно таким и будет.

Дети в нашей школе не отнимают у других предметы.. У них просто нет такой модели поведения. Иногда случается другой момент: новенький боится, что у него могут что-то отнять, и заранее пытается обороняться, прикрывая руками свой материал. Тут достаточно сказать несколько поддерживающих слов, и через неделю этот вопрос решится сам.

Что бы я сделал, если бы при мне один ученик отнял что-то у другого? Я бы опустился на уровень ребёнка, наладил зрительный контакт «глаза в глаза» (это необходимо, чтобы быть услышанным и понятым) и сказал примерно следующие слова: «Ты хочешь с этим работать? Я слышу и понимаю тебя. Ты обязательно сможешь это сделать, когда Петя закончит. Он работает столько, сколько считает нужным, но когда ты будешь работать, я тоже никому не позволю тебе мешать. Ты можешь посмотреть, как работает Петя, или выбрать другой материал. Пойдём посмотрим, чем ты можешь сейчас заняться».

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте

Если бы все занимались в Монтессори-классе, Фрейд был бы не нужен

Источник

Татьяна Возмищева
Успешная социализация ребенка по методике М. Монтессори

Т. С. Возмищева, МБДОУ «Детский сад № 52» АГО, г. Асбест

Успешная социализация ребенка по методике М. Монтессори

О чем все чаще беспокоятся молодые мамы склоняясь над колыбелью новорожденного? В первые дни – чтобы спал спокойно, чуть позже – чтобы рос здоровым, не отставал в развитии от сверстников. Для этого нужно с ним заниматься – сначала самой. Чтобы научить чему-то ребенка, сначала нужно научиться самому.

«Помоги мне это сделать самому» — таков девиз методики Марии Монтессори. Ее идеи пронизаны огромным уважением к ребенку и признанием его индивидуальности. Каждый ребенок – это уникальная, неповторимая личность. И в каждом ребенке от природы заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. А взрослому (родителям и педагогам) нужно только вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть «уголек» в топку его ума»,а это значит:

— создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;

— не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит.

Метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов. Таким образом, дети не объект, а субъект воспитания.

Одним из условий всестороннего развития ребенка является соответствующая социально-предметная среда.

Современные родители (законные представители) сталкиваются с большими трудностями в организации дома необходимых зон для развития ребенка.

В своей деятельности применяю систему Монтессори, которая предлагает свой целостный и логичный путь воспитания,который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде». Он заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, подталкивает его к самостоятельному решению задач. Все это предлагается в игровой форме — специально оборудованная комната, где находится множество специальных игровых пособий, соответствующих возрасту детей.

Для повышения компетентности родителей в вопросах организации социально-предметной среды в домашних условиях использую различные формы и методы: консультации, мастер-классы,где рассказываю и наглядно демонстрирую как создавать эти условия:

1. «Все по-взрослому» — обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности.Детей обязательно нужно учить навыкам практической жизни: он должен уметь заботиться о себе. Для этого детям доступны небольшие рамки с застёжками, где происходит обучение конкретным навыкам,необходимым при одевании: рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, бантами.

2. «Я чувствую мир!» — развитие органов чувств. Зона сенсорного развития, где ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне расположены развивающие материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира — деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой.

3. «Считаем, играя» — развитие математических способностей. Зона элементарных математических представлений, где дети знакомятся с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление через различные геометрические фигуры, бусины и счетные палочки.

4. «Говорящие пальчики». Языковая зона, где дети начинают осваивать основы письма и чтения. Здесь детям доступны карандаши, алфавит, доска, буквы различной величины.

5. «Мир во всех его красках». Космическая зона, где дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием флоры и фауны.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в детской комнате может стать развивающим. Создавая условия для развития ребенка, нужно подумать над тем, к каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы.

Таким образом, родители могут отметить в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Для повышения компетентности родителей в вопросах познавательного и речевого развития организую круглые столы, где знакомлю с упражнениями-играми с Монтессори-материалами: настольными играми, например, «Прищепки в ведерке», «Перекладывание бусинок с помощью пинцета», «Режем ножницами» (возраст: с двух до пяти лет, которые помогают развить внимание, координацию движений руки, мелкую моторику, координацию, подготовить руку к письму.

Читайте также:  Виды ассоциаций в целостном развитии ребенка

Для ребенка родители – это образец, которому он подражает в процессе жизни. Ребенок копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.

Для дальнейшей успешной социализации ребенка к социуму в сотрудничестве с родителями (законными представителями) применяю в практике рекомендации, основанные на идеях Марии Монтессори. Они касаются разных сторон жизни и взаимоотношений с ребенком, и которые помогают лучше понять ребенка и создать необходимые условия для его развития.

• Ваш общий дом. Предлагаю родителям покупать одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).

Мебель в детской комнате должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребенка. Комната должна быть яркой.

• Ваша совместная деятельность. Почаще ходите с ребенком в библиотеку, зоопарк, музей, детский театр, парк, игровую площадку. Обсуждайте увиденное.

Привлекать ребенкак участию в домашних делах: покупке продуктов, приготовлении пищи, уборке квартиры.

Делиться с ребенкомсвоими интересами и увлечениями: рассказать, что известно о спорте, птицах, растениях, животных, рисовании.

В своей образовательной деятельности организую «встречи с интересными людьми» – приглашаю родителей, которые активно участвуют в обсуждении вопросов. Например, родитель, который работает в больнице, с удовольствием рассказывает и наглядно показывает о специфике своей работы.

Совместно с ребенком вырезаем из журналов интересные картинки, а потом вместе с ними рассматриваем. Совместно с детьми читаем и рассказываем различные истории.

• Развиваем самостоятельность детей. Предоставить ребенку возможность поиграть с песком, водой, формочками, пуговицами, крышками, тестом. Главное не забывать напоминать ребенку, что у каждого предмета должно быть свое место.

• Детей учит то, что их окружает.

Применяя в своей образовательной деятельности и в работе с родителями метод М. Монтессори, я пришла к выводу, что метод Монтессори создает условия для возникновения в ребенке стремление к учению и устойчивой мотивации для продолжения учебы.

Качество дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и образовательной организации. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Выбранный мною вектор по взаимодействию с родителями приносит положительные результаты, родители – активные участники в жизни группы, детского сада, участники образовательных отношений.

Список литературы

1. Бордовская Н. В. Педагогика. Учебное пособие.Издательство: Питер, 2011.

2. Дмитриева В. Г. Академия ранненго развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

3. Ефремов О. Педагогика.Издательство: Питер, 2009.

4. Латышина Д. История педагогики и образования.Издательство: Гардарики, 2007.

Источник

Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский врач, впоследствии ставшая блестящим психологом и педагогом-экспериментатором, широко известна как создатель уникальной системы развивающего обучения детей.

Важнейшим методологическим основанием педагогической системы М.Монтессори является классический постулат педагогики — идея природосообразности. Эту идею не без основания ставят в центр своего внимания все изучающие творчество М.Монтессори и ее современные последователи и интерпретаторы. Но эта педагогическая система потому и оказалась жизнеспособной до сих пор, уже в новом столетии вызывает интерес как теоретиков, так и практиков образования, что организованный ею воспитательный процесс еще и «культуросообразен». Он блестяще социализировал детей.

Помимо навыков чтения, письма, счета, художественной деятельности, которыми в ее школе (красноречиво названной «Домом ребенка») дети овладевают быстрее и эффективнее, чем в традиционной, у них успешно складываются важные социальные умения: умения ориентироваться в практической жизненной ситуации, включаться в общение с ровесниками или взрослыми, делать выбор, самостоятельно принимать решение, высказывать свое мнение, улаживать конфликт, оказывать помощь. Кроме того, дети, как хорошо социализированные люди, знали, чего делать нельзя, а что можно, каковы границы их прав и каковы их обязанности.

М.Монтессори образно рисует «траекторию» детской социальной жизни. По ее мнению, жизнь ребенка — это всегда проявление всей полноты жизненных сил, «движение к совершенствованию себя», тогда как жизнь взрослого, хочет он того или нет, развивается по направлению к смерти. Значит, ребенок по самой своей природе относится к жизни иначе, чем взрослые люди: он радуется ей, он испытывает счастье от тех действий и занятий, которые взрослым представляются надоевшим бытовым трудом или скучным общественным долгом.

Многолетние наблюдения за свободными и самостоятельно развивающимися детьми в разных странах привели М.Монтессори к убеждению, что дети обладают мощным даром «абсорбировать» культуру:

они способны воспринимать и усваивать без усилий огромные объемы культурных достижений социума, будто «впитывая» их. Поэтому приобретение детьми социальных знаний и навыков — это не процесс прямого научения, демонстрации образцов действий взрослых и их отработка под контролем. Социальные знания и умения естественно складываются в собственном опыте детей в определенной среде. Задача родителей и школьных учителей — воспитать мотивы этой активной культурной деятельности детей в специально организованной среде.

Вот почему, считает М.Монтессори, детям нужна любящая и умелая помощь: способность «абсорбировать» культуру — очень уязвимая энергия, так как принадлежит к области неосознанного, и всякое вмешательство взрослых с традиционным вербальным обучением, навязыванием примеров, мыслей для запоминания и повторения, разрушает модель той индивидуальной жизни в культуре, которая складывается у ребенка.

Интересны размышления М. Монтессори над вопросом о самом механизме неосознанного и такого энергичного вхождения детей в культуру. Она приходит к мысли, что дети, даже младенцы первого года жизни, имеют особую форму природной социальной памяти, именуемой ею тпете (греч. — «память»). На механизме тпете ребенок осваивает речь, религиозные традиции, обычаи своего этноса, нормы поведения в ближайшем социальном окружении. Все эти сложнейшие ориентиры культурной жизни в обществе он не осмысливает, а впитывает и сразу безошибочно воспроизводит.

У М.Монтессори не вызывает сомнения, что дети способны быстро приспособиться к любому уровню цивилизации и спокойно выстроить свою индивидуальность соответственно определенному времени и определенным обычаям. Она считает, что именно дети призваны изменить облик человечества. «Детство — это действительно очень важный период, потому что, если мы хотим привить людям новый образ мыслей, если мы желаем как-то изменить или улучшить обычаи своей страны, если мы хотим, чтобы характерные черты нашего народа проявились еще больше, инструментом нашего воздействия должен быть ребенок, поскольку возможности влияния на взрослых весьма ограничены. И если мы действительно стремимся улучшить условия жизни людей, поднять их уровень культуры, то ребенок поможет нам достигнуть этой цели».

Напротив, дети, которым взрослые не помогли создать положительное и оптимистическое культурное пространство, запечатлевают на уровне бессознательной тпете страхи. Повзрослев, такой человек будет «отталкивать» от себя окружающий мир, уходить от него в свое одиночество, депрессии, наркотики или начнет мстить такому враждебному социуму.

Интересна предложенная М.Монтессори периодизация социального развития детей. Она включает три уровня по шесть лет (в классической педагогике периодизация по шестилетиям была уже в системе Я.А.Коменского, но прямого сходства между ними нет). Каждый уровень (шестилетие) разделен на фазы продолжительностью в три года. Обращает на себя внимание типизация первых двух уровней социального развития, начиная со второй фазы (с детьми этого возраста М.Монтессори как раз и экспериментировала):

Читайте также:  Значение экспериментирования в развитии ребенка

§ от 3 до 6 лет — «строитель человека»: ребенок обладает всеми возможностями и готов упражнять свои главные функции;

§ от 6 лет до 9 лет — «исследователь»: ребенок испытывает активный интерес к тому, что происходит вокруг;

§ от 9 до 12 лет — «ученый»: ребенок начинает усваивать взаимосвязи между фактами, которые наблюдает, и пытается строить свою картину мира, размышляет о месте человека в нем.

В своем педагогическом опыте М.Монтессори организовала специальные педагогические условия, которые обеспечивают успешную социализацию детей.

1. Дети занимаются в разновозрастных группах по 30^0 человек, с разницей примерно в 3 года (3-6 лет; 6-9 лет; 9-12 лет). Разновозрастность позволяет образоваться естественной детской иерархии в общении, помогает избегать конфликтов и становится важной предпосылкой для сотрудничества. М. Монтессори утверждает, что между детьми с разницей в возрасте от года до трех возникает такой гармоничный контакт, какой невозможен со взрослыми. Родители и педагоги не способны объяснить, например, трехлетнему малышу многое из того, что он легко воспримет в действиях и рассуждениях пятилетнего товарища по игре.

2. Специальная организация пространства помещений для занятий — принцип «открытые двери»: между классными комнатами не1 глухих стен, а установлены перегородки высотой на уровне детских голов или шторы; дети могут свободно наблюдать происходящее в широком пространстве и перемещаться во всех помещениях. Для удовлетворения «инстинкта автономности» у каждого ребенка есть свой ящик в стенных шкафах; это развивает и привычку к порядку, организованности.

3. Вещи, предметы и учебные пособия, окружающие ребенка, составляют саму образовательную среду. Каждый предмет (например, лист цветной бумаги, колба с водой, набор деревянных геометрически тел и др.) — это продукт, который имеет свое точное название и определенное назначение. Этим надо овладеть, чтобы «войти» в культуру. «Обучающие материалы» устроены так, что ребенок может работать с ними самостоятельно и даже сам себя проверять, найдя ошибку, исправить. Все в образовательной среде детей должно мотивировать их к активной деятельности и побуждать к обретению собственного опыта.

4. Многие учебные упражнения строятся на действиях, которые происходят в повседневной домашней жизни ребенка: завязать шнурок на бантик, полить цветок, застегнуть ряд пуговиц. Примечательно отношение М.Монтессори к социализирующей роли детской игры. По ее мнению, взрослые традиционно наполняют мир детской игры примитивными копиями реальной жизни в виде игрушек и «ссылают» ребенка в этот мир. Ребенка действительно нужно учить действовать в роли мамы, папы, хозяйки на кухне, покупателя в магазине для будущей жизни. Но для этого не стоит обставлять игры детей пластмассовой посудой, картонными моделями дома и сада. Детям нужно позволять осваивать реальный мир, совершать осмысленные действия: мыть настоящие чашки, вытирать пыль, гладить одежду, резать овощи. Они овладевают социальными навыками именно в полезной деятельности.

5. Особое внимание уделяется свободному выбору: каждый ребенок сам для себя выбирает задание и работает в своем темпе, сам решает, будет работать отдельно или с кем-то вместе. Для самостоятельной «свободной работы» детей необходимо совместно с ними точно установить время начала и завершения работы, выработать некоторые обязательные для всех правила (например, «ходим по классу тихо», «не мешаем другим», «наводим порядок на своем месте», «доводим начатую работу до конца»). М.Монтессори советует предварять и заканчивать «свободную работу» специально выработанным ритуалом: тихая музыка во время уборки рабочего места, общее обсуждение вопросов: «что я успел сделать», «что у меня получилось хорошо», «какие я встретил трудности», «что нового я узнал и что хотел бы рассказать одноклассникам».

6. Максимальное невмешательство учителя в процесс самостоятельной деятельности детей. Общение ребенка на занятиях строится по принципу «Помоги мне это сделать самому». Учитель ничего не делает за ребенка, не сообщает ему готового знания, а, наблюдая за ним, помогает добиться результата самостоятельно.

Центральным понятием педагогической системы М.Монтессори является саморазвитие. Она исходит из того, что природа ребенка сама позаботится о мощной движущей силе его личностного развития. Каждая способность, каждое проявление ума, воли, характера естественно созревают и совершенствуются в условиях свободы. По убеждению М.Монтессори, свобода становится для ребенка законом предопределенной ему природой жизни, без которого не состоится личность. «В чем цель этой постоянно растущей тяги к независимости? Где кроются ее причины? Она рождается в недрах формирующейся индивидуальности и начинает действовать сама по себе. Но природа устроена так, что всякое живое существо стремится к независимости: каждый организм действует самостоятельно, и даже в этом ребенок подчиняется общему плану природы. Завоевывая свободу, он выполняет первое жизненное правило природы».

Иными словами, свободное саморазвитие, как считает М.Монтессори, одновременно предполагает независимость и самостоятельность. Ребенок, действующий и обучающийся свободно, начинает рано брать на себя ответственность. Это важнейшее качество социализированной личности созревает в системе образования М.Монтессори так же естественно, как развиваются двигательные способности или учебные навыки. Например, на класс в 30-40 детей школы М.Монтессори всегда приходится только один экземпляр учебного пособия или обучающих предметов. Если ребенок захочет взять то, чем же кто-то занят, ему неизбежно придется проявить терпение и подождать. Так дети накапливают важный опыт следования правилу: необходимо уважать тех, кто начал пользоваться чем-то раньше тебя. Трудно переоценить значение такого социального опыта в будущей взрослой жизни.

По своей природе, считает М.Монтессори, дети – существа социальные и предпочитают жить вместе не как стадо, а как сотрудничающие, объединенные общим делом индивидуумы. В детскую среду именно воспитание привносит важнейшие социальные представления о правах личности, о законах сотрудничества.

Свободная деятельность дает ребенку лишь «контуры» границ поведения, но предоставляет возможность выбирать, как поступать не ожидая наград или наказаний. На занятиях в школе М.Монтессори в разновозрастной группе детей, поглощенных самостоятельной работой, возникают особые отношения свободной дисциплины, уважения к общему благу: «… никто не завидует, если у кого-то что-то получается лучше, напротив: когда одному что-то удается, это становится причиной восхищения и радости других и дает повод для добровольного подражания. Они все выглядят счастливыми и довольными, потому что могут работать «по собственным способностям» без того, чтобы работа других вызывала неприязнь, становилась причиной болезненного соперничества и пробуждала высокомерие».

Воспитание в педагогической системе М.Монтессори целенаправленно формирует у детей способность пользоваться правом свободы, навыки саморегуляции поведения и «выводит» на самовоспитание. М.Монтессори и ее современные последователи убеждены, что педагогика Монтессори создает все необходимые условия для социального саморазвития ребенка. Эта система способствует становлению детей как свободных личностей, которые вполне способны совершенствовать общество.



Источник