Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Младший школьный возрастной этап развития ребенка thumbnail
  • Влияние сверстников играет все большую роль в отношениях детей в младшем школьном возрасте.
  • Первоклассники, как правило, становятся лучше в совершествовании своих бытовых навыков
  • Во втором и третьем классах дети начинают понимать более сложные идеи, такие как причина и следствие.
  • Десятилетние и 11-летние дети все больше заинтересованы в том, чтобы проводить время с друзьями.
    • В четвертом-пятом классах многие дети начинают общаться с более невербальным языком, например, позой и тоном голоса.

    Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Физическое развитие

Первоклассники обычно начинают год нескоординированным и неуклюжим, потому что большие мышцы рук и ног лучше развиты, чем мелкая моторика, используемая для небольших движений.

В возрасте 7 и 8 лет ваш ребенок продолжает работать над совершенствованием своих физических навыков. Моторный контроль и выносливость могут улучшиться.

В возрасте 11 или 12 лет девочки и мальчики начинают развиваться с разной скоростью. Девочки имеют тенденцию к росту в возрасте от 9 до 11 лет, в то время как мальчики активно растут в возрасте от 11 до 12 лет.

Рекомендации для родителей:

  • Тренируйте мелкую моторику: для этого можно тренироваться с ножницами, научить ребенка плести браслеты из бисера или резиночек, ежедневно тренировать письмо, учить ребенка завяывать пуговицы, шнурки, молнии
  • Следите за аппетитом ребенка и помните, что ему нужно больше времени для сна
  • Танцуйте  с музыкой, возможно, даже добавляя крутые движения, такие как вращение на месте, не двигаясь с одного места

Когнитивное развитие

В младшем школьном возрасте формируется умение мыслить и умение решать проблемы. Дети склонны говорить на более взрослом уровне и начинают проявлять интерес к конкретным видам деятельности, которые их интересуют. Большинство детей в возрасте возрасте 7-9 лет:

  • Ищут причины, лежащие в основе вещей; задают вопросы для получения дополнительной информации
  • Способны понимать причину и следствие и делать более глубокие связи (например, понимают 6 + 2 = 8, затем 8 — 6 = 2)
  • Начинаю планирование вперед; могут создать рисунок чего-либо для построения или план для эксперимента
  • Увеличивают время внимания; могут сидеть и обращать внимание на то, что их интересует, по крайней мере, 30-45 минут
  • Любят коллекционировать вещи

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Дети 3-4 классов обычно начинают больше думать об абстрактых идеях, а не о вещах, которые они могут наблюдать. Улучшается умение организовывать мысли и планировать. Тем не менее, вашему ребенку все еще сложно сортировать факты из мнений. Большинство детей:

Языковое развитие

В течение этого периода развитие языка обычно продолжается неуклонно. Словарь растет, и дети начинают проверять слова, которые они прочитали, но не услышали. К концу третьего класса большинство детей могут делать следующее:

  • Понимают, что они читают, и начинают двигаться от «обучения чтению» к «чтению, чтобы учиться»,
  • Изучают лексику через чтение
  • Начинают играть со словами, чтобы делать каламбуры; понимать шутки и загадки
  • Используют «плохие» слова для ударной ценности
  • Используйте письмо как способ выразить чувства, рассказать истории и обобщить информацию

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Социальные и эмоциональные вехи

Младшие школьники могут быть немного грубыми социально и эмоционально.

Дети начинают сужаться до нескольких хороших друзей, но эти дружеские отношения могут быстро измениться. К концу третьего класса большинство детей:

  • Испытывают моменты крайней незащищенности и нуждаются в большом поощрении от родителей
  • Часто меняют свое настроение
  • Испытывают ощущение, что все против них, а затем могут быстро вернуться в состояние,  что все просто отлично

Дети в возрасте 10-11 лет  имеют очень активную социальную и эмоциональную жизнь. В этом возрасте ваш ребенок может изо всех сил пытаться  найти свои таланты, одновременно пытаясь выглядеть как все.  Дети в этом возрасте часто:

  • Не уверены в себе и изменениях в своем телах
  • Имеют перепады настроения и низкую самооценку (это проявляется более выраженно у девочек).
  • Проверяют родителей и учителей на прочность,  пытаясь выяснить, какие правила являются предметом переговоров, а какие нет
  • Все более независимы от семьи и у них растет интерес к своим друзьям
  • Может столкнуться с сильным давлением со стороны сверстников и трудно сопротивляться, если у них проблемы  с самооценкой

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Рекомендации для родителей:

  • Начните видеть вещи с других точек зрения и включите их в повседневную жизнь
  • Поддерживайте ребенка
  • Проводите совместное время досуга и личное время с каждым ребенком
  • Воспитывайте не словом, а примером
  • Говорите детям, что любите их и гордитесь ими
  • Скажите, что ребенок может вам доверять
  • Развивайте ребенка, не зацикливайте развитие на посещении только школьных занятий и игр в планшет.

Этапы развития младших школьников типичны, но помните, что дети развиваются в своем собственном темпе. Если вы обеспокоены развитием своего ребенка, рекомендуем лично поговорить со своим врачом или учителем. И школа, и врач могут помочь вам разработать план, куда идти дальше. Полезно и важно общаться с другими родителями и предупреждать возможные сложности.

Именно для предупреждения возможных сложностей и для того, что бы в системе развивать младших школьников,  создан клуб Гениальных детей.  

Запишите ребенка в клуб Гениальных детей и получите уникальную систему развития вашего ребенка. 

Клуб развития ребенка — это школа развития вашего ребенка прямо у вас дома. Это 365 полезных занятий по семи сферам развития:

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

В основу Концепции годовой программы и названий дней развития легли увлекательные книги для детей.
Все 365 дней клуба — это 365 детских книг и историй, порой невероятных, сказочных, порой волшебных, часто невыдуманных.

Каждый день — новая книга и приключение. А какое задание скрыто за ее названием, узнают участники клуба Гениальных детей.

Путешествие в страну развития ждет вас не выходя из дома.

Записывайте ребенка прямо сегодня

Зачем записать ребенка в клуб гениальных детей?

— Для развития памяти и внимания
— Чтобы ребенок подготовился к школе или стал лучше учиться
— Всестороннее развитие и общее развитие
— Расширение кругозора за пределами школьной программы
— Разностороннее развитие в одном месте
— Регулярное получение знаний с удовольствием
— Подготовка к школе, обучение важным жизненным навыкам
— Показать, что обучение может быть в радость.
— Показать, чтоо получать знания необходимо не для оценки, а для себя и для применения их в повседневный жизни.

Каков формат клуба?

В течение целого года на почту будут приходить видео-уроки, на разные сферы развития наших детей. Уроки в формате видео-заданий отправляются ежедневно один раз в день в 12 часов дня. 

Итогом выполнения задания могут быть — видео-ролики, снятые детьми на заданную тему, рисунки, ответы к задачам или головоломкам, мнение ребенка или изобретения. 

Уроки можно делать ежедневно, или выполнять все задания один раз в неделю. 

Вам останется лишь подключить ребенка к системе и показать, как загружать ответы. Это не только полноценная школа развития у вас дома, но и уникальная возможность познакомиться с другими ребятами и родителями, подружиться и поверить в себя. 

Будут ли ежедневно проверяться уроки?

Ежедневно уроки проверяться не будут, будут выборочные проверки и ответы детям. Мы данным образом обучаем детей делать не потому что «проврят и сделают а-та-та», а потому что самому нравится и хочется.
Воспитанные постоянной проверкой в школе, в интитуте дети получают свободу и не умеют работать, когда нет постоянных проверок. В итоге из-за свалившейся свободы дети отчисляются с первых курсов повсеместно. 

Читайте также:  Методика умственного развития ребенка 6 лет

Однако наша команда будет проверять и комментировать работы детей с большим удовольствием.

Сегодня последний день, когда Вы можете записать ребенка в клуб по акционной цене. 

В полдень 15 января выйдет первый урок клуба, и цена за год участия станет выше.

Оплата за клуб единовременная за год обучения и 365 развивающих уроков по всем семи сферам. Никаких дополнительных оплат за продление доступа не потребуется

Источник

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

  1. Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.
  2. Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.
  3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).
  4. Мотивация достижения становится доминирующей.
  5. Происходит смена референтной группы.
  6. Происходит смена распорядка дня.
  7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
  8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Физиологические особенности младших школьников

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

Основные новообразования младшего школьного возраста
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия

Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

Ирина Базан

Литература:
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. Возрастная психология.
В.В. Давыдов. Возрастная и педагогическая психология.
Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология.
О.Б. Дарвиш. Возрастная психология.

Интересные статьи на сайте

Источник

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

         Младший школьный возраст является специфическим этапом в развитии ребенка. В это время ребенок начинает систематическое школьное обучение и осваивает новый вид деятельности – деятельность учебную, имеющую в дальнейшем большое значение для общества. От того насколько успешно ребенок пройдет этап начального школьного обучения напрямую будет зависеть его успешность на выходе из школы, возможность дальнейшего обучения и развития. Поэтому именно в этот стартовый период необходимо обеспечить доступность и качество обучения.

      Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии.

      Младший школьный возраст – это сензитивный период для освоения закономерностей внешнего материального мира (Д. Б. Эльконин). Этот возрастной период характеризуется широчайшим разбросом возможностей детей, в том числе и для знакомства с проблемами энергосбережения и формирования культуры энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

       С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

       Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). В период младшего школьного возраста происходит интенсивное биологическое развитие всего детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения еще преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому  дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Учитывая данные особенности развития, в начальной школе более целесообразным представляется применение интерактивных досок, чем персональных нетбуков (ноутбуков) или применение интерактивных досок в комплексе с персональными или мобильными компьютерами.

Читайте также:  Значение кукол для развития ребенка

       В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

В норме к 7 – 8 годам функционально активизируются нервные волокна, осуществляющие взаимодействие как между полушариями, так и между отдельными зонами коры головного мозга. Они играют важную роль в осуществлении полисенсорной, межмодальной, эмоционально-мотивационной интеграции, чем создают основу для обеспечения  школьного образовательного процесса. В этот период формируется  индивидуальный латеральный профиль (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха) и индивидуальный профиль общей функциональной активности. В среднем функциональное созревание правого (образного) полушария происходит в 4 – 7 лет, а левого (логического) – в 9 – 12. То есть, к третьему классу в норме у учащихся 3-4 классов все равно более развито правое полушарие, а левое (логическое) актуализировано и находится в стадии развития.

        Вместе с тем активный рост физических параметров сочетается с повышенной утомляемостью и нервно-психической ранимостью. Это проявляется в том, что  работоспособность младших школьников обычно резко падает через 15 – 20 минут после начала урока и после второго урока. Для этого периода характерно неустойчивое психоэмоциональное состояние, связанное с быстрой утомляемостью (астенизацией), рассеянностью внимания, генерализованностью и низкой точностью  восприятия. В этой связи необходимо строить обучение таким образом, чтобы освоение содержания обучения или наиболее сложные виды учебной деятельности приходились на первые 15-20 минут урока и на первые два урока.

        Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

        С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .

       Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

        К 10 – 11 летнему возрасту мозг завершает свое интенсивное развитие. В последующем его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными.

        Интенсивный рост лобной доли начинается  не ранее 8 лет и заканчивается к 12–15 годам. Ее развитие делает возможным к средней школе обработку информации за счет внутренней речи, что значительно быстрее, чем при вербализации во внешней речи.

         В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

        Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

       В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок «иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и величина.

        Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

       Формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета) позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные по сравнению с дошкольником мыслительные операции в наглядно-образном плане, а после 9 лет и на простейшем логическом уровне. Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7–11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.

       Младший школьный возраст – период интенсивного речевого развития. Чтение и мышление вслух необходимо поддерживать до 3 класса (до 9, а иногда и 10 лет), пока не будет развита «внутренняя» речь. Это определяет методическую целесообразность и важность одновременного использования печатного учебного пособия и электронного образовательного издания. При этом эффективным является чтение вслух стихотворных фрагментов из учебного пособия, обсуждение в формате беседы иллюстраций из учебного пособия и электронного образовательного издания, а также тех заданий, которые учащиеся выполняют как на уроке (в рамках освоения традиционных учебных предметов или внеурочных занятий по предлагаемой образовательной программе).

        Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).

Читайте также:  Протокол обследования ребенка с нарушениями в развитии

        Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

При организации обучения педагогу важно понимать, что возможности познавательных процессов младших школьников ограничены объективными нейробиологическими законами. Если задание, предлагаемое ребенку, входит в противоречие или опережает возможности его мозга, то происходит срыв компенсаторных возможностей ЦНС, сопровождающийся так называемым «энергетическим обкрадыванием» (истощением) его ресурсов. Вот почему современные нейробиологи высказываются все чаще против ранних, не сбалансированных по нагрузке форм обучения.

        Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

       Исследования показали, что реакция на несвоевременное и перегрузочное обучение может быть отсроченной, т.е. проявиться в дальнейшем на последующих этапах развития в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, нарушении речи (дизартрии, заикании и т.п.), невротических расстройствах, склонности к частым заболеваниям.

       Сегодня все чаще психологи  сталкиваются в консультативной практике с детьми, получающими опережающую нагрузку на ЦНС. Такой ребенок на фоне высоких достижений в области математики или литературоведения демонстрирует яркое отставание элементарных моторных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и другие продукты питания и т.п.).

       В последнее десятилетие российские и зарубежные специалисты фиксируют и исследуют психические нарушения, связанные с интенсивными процессами информатизации, а именно компьютерную зависимость. Формы компьютерной зависимости разнообразны, но наиболее ярко проявляющимися в раннем школьном возрасте являются две: игровая (гейм-аддикции) зависимость и Интернет-зависимость. Проведенные мониторинговые исследования показали, что к концу начальной школы риск развития игровой компьютерной зависимости выявляется уже у 40 % школьников.

       Стремительное наполнение домашней среды компьютерами приводит к существенному изменению среды развития ребенка в семье. В ситуации, когда родители мотивируют приобретение компьютера как помощника в учебной деятельности, качественные ЭОР, «работающие» на развитие и  на образование ребенка, представляются разумной альтернативой индустрии игровых программ и одним из возможных вариантов преодоления их  отрицательного воздействия на психику младших школьников, в том числе и противодействие возникновения гейм-аддикции.  В связи с этим необходимо просвещение семьи и тесное взаимодействие педагогов с родителями для  их информирования и знакомства с возможностями использования электронного образовательного издания дома.

        При этом нельзя забывать, что инновационные процессы, стремительно происходящие в школьном образовании, увеличивают риск неблагоприятных воздействий на организм детей и подростков. Важно помнить, что исходно школьное обучение является нагрузочным и связано с широким диапазоном рисков.

       В связи с этим, учителю необходимо строго следовать требованиям СанПин[1], а также чередовать работу с использованием ИКТ с работой в традиционном формате, при освоении учебного курса по энергосбережению и энергоэффективности отдельно остановиться на вопросах, связанных с влиянием на здоровье учащихся средств ИКТ, со здоровьесберегающей экологичной средой учебной деятельности, с рисками использования ИКТ для здоровья учащихся, с гигиеной работы за ПК.

Литература:

  1. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
  2. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  7. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  10. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  12. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

Источник