Методика умственного развития ребенка 6 лет

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Источник

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене

1 субтест — исследование
дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса зна­ний испытуемого;

2         субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки
предметов и явлений;

3         субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между
понятиями;

4         субтест
выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и
ход его рассуждений при  помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновре­менно про себя.

Текст методики

Субтест 1.

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно за­кончит начатое
предложение:

A. У сапога
есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

Б. В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

B.  В
году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

Г. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

Читайте также:  Критический период развития ребенка

Д. Самая большая птица…. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

Е. Розы это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).

Ж. Сова всегда спит… ( ночью, утром, днем, вечером).

3. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

И. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).

К. Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

Субтест 2.

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

А.        Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б.        Река, озеро, море, мост, болото.

В.        Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата,

Г.        Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

Д.        Тополь, береза, орешник, липа, осина.

Е.        Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

Ж.      
Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

З.         Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

И.         Число, деление, вычитание, сложение,
умножение.

К.          Веселый, быстрый, грустный, вкусный,
осторожный.

Субтест 3.

Внимательно прочитайте эти примеры. В них слева написана пер­вая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (напри­мер: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под
чертой, которое связано со словом над чертой, (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов:
(лес/деревья). Примеры:

лес/деревья – библиотека (сад, двор, город, театр, книги);

бежать/сто­ять – кричать
(молчать, ползать, шуметь, звать, плакать).

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

Огурец / овощ………….георгин (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

Учитель / ученик………врач
(шприц, таблетки, больной, палата, термометр);

Огород / морковь………сад (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы);

Цветок / ваза…………..птица
(клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья);

Перчатка /
рука……….сапог (чулки, подошва,
кожа, нога, щетка);

Темный / светлый…….мокрый (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный);
Часы / время…………..термометр (стекло, температура, кровать,
больной, врач);

Машина /мотор……….лодка (река, моряк, болото, парус,
волна).

Стул / деревянный……игла (острая, тонкая, блестящая, короткая,
стальная);

Стол  / скатерть………пол (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди).

Субтест 4.

Эти пары слов можно назвать одним названием, например:

брюки, платье… — одежда;

треугольник, квадрат… — фигура.

Придумай название к каждой паре:

а.  Метла, лопата… –

б. Окунь,
карась… —

в. Лето, зима… —

г.  Огурец, помидор… —

д. Сирень,
шиповник… —

е. Шкаф, диван… —

ж. День,
ночь… —

з. Слон,
муравей… —
и. Июнь, июль… —

к. Дерево, цветок… —

Правильные ответы:

1 субтест.

а. подошва

б. верблюд

в. 12

г. февраль

д. страус

е. цветы

ж. день
з. жидкая
и. корень
к. Москва

2 субтест

а. фасоль

б. мост

в. песок
г. Москва

д. орешник

е. указка

ж. Нестеров

з. лебедь

и. число

к. вкусный

3 субтест

 а. георгин/цветок

б. врач /больной

в. Сад / яблоня
 

г. птица / гнездо

д. сапог / нога

е. мокрый/сухой

ж. термометр /температура

з. лодка/парус  

и. игла / стальная

к. пол / ковёр

4 субтест

а. рабочие инструменты          е. мебель

б. рыба                                   ж.
растение

в. время года                        
 з. время суток

г. овощ                                    и. животное

д.куст 
                                   к.
месяц лета

Оценка и интерпретация результатов

1 субтест (дифференциация признаков, запас знаний).

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного
объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ис­пользуется помощь,
заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь).
За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении
после­дующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест (исследование операций обобщения и абстрагирования,

умения выделять существенный признак)

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?и. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут
сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребе­нок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

3 субтест (исследование способности устанавливать логические связи и
отношения)

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

4 субтест (способность к обобщению).

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки ана­логичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняю­щие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов,
полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 баллов (100 процентов оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР (задержка психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = К х 100% / 40

где  К — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были
выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4 уровень успешности — 32 балла и более (80 — 100%  ОУ),

3 уровень — 31,5 — 26 баллов (79,0 — 65%),

2 уровень — 25,5 — 20 баллов (64,9 — 50%),

1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Источник

Ирина Карпова
Основы умственного воспитания детей 5–6 лет

Умственное воспитание дошкольника происходит в процессе определенной деятельности – в общении, в игре, в определенной предметной деятельности, а уже чуть на более поздних этапах – в учебной или трудовой деятельности, в творческой продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. п.).

Наибольший эффект дает умственное воспитание дошкольника, если оно происходит под влиянием воспитания и обучения.

По определению В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой основными задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются :

формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;

развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей;

Читайте также:  Развитие речи ребенка список литературы

формирование первых познавательных интересов и любознательности;

приучение детей к умственному труду.

С точки зрения С. А. Козловой и Т. А. Куликовой для полноценного умственного развития ребенка старшего дошкольного возраста необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

становление речи;

воспитание любознательности, познавательных интересов;

формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Все эти задачи взаимосвязаны. Специфика их определяется возрастными возможностями ребенка дошкольного возраста. Решение каждой задачи связано с определенным содержанием умственного воспитания.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игре, учении, труде, бытовой деятельности.

Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает языком. Целенаправленное руководство усиливает эффективность педагогических воздействий, направленных на решение задач умственного воспитания.

Важным средством умственного воспитания детейявляется окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.

Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение,свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; для работы на огороде нужны лопата и грабли; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определенными свойствами (чашка фарфоровая, она бьется, ложка и вилка металлические, и т. д. Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения. Например, во время одевания он обращает внимание малышей на цвет одежды, на материал,из которого она сделана: «У Алеши шапочка теплая, пуховая. Она пушистая. А у Оли шапка меховая». Укладывая детей спать, воспитатель говорит: «Сейчас вечер. Скоро ночь настанет. Дети уснут, а утром проснутся и будут снова играть».

Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми,птицами приносят детям немало открытий: «цветок распустился», «появились листочки», «снежинки похожи на звездочки», «котята вчера ничего не видели, а сегодня у них глазки открылись». Знания детейв процессе наблюдений уточняются: «Я думал, помидоры на дереве растут, как яблоки», «А жуки, оказывается, тоже летать умеют». Воспитатель направляет детские наблюдения, помогает увидеть и установить то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он не только делает их жизнь богаче и интереснее, но и формирует основы материалистических представлений.

В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности — наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие этого свойства необходимо для многих профессий. Как любое другое качество, наблюдательность развивается в процессе деятельности и может формироваться направленно под руководством воспитателя.

Несложные задания на развитие наблюдательности можно давать детям систематически в повседневной жизни. Например, до прихода их в детский сад воспитатель поставил в групповой комнате букетик ландышей. «Посмотрите, дети, — говорит он,- что новое появилось у нас в комнате, и скажите мне потихоньку. Я хочу знать, кто из вас самый наблюдательный».

Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов.

В процессе бытовой деятельности взрослые приучают детей пользоваться разнообразными предметами, трудиться. Родители, воспитатели постоянно ставят перед ребенком практические, игровые и познавательные задачи, решение которых приводит к формированию знаний и умений, познавательных процессов и способностей, к развитию различных видов деятельности, мотивов познавательной деятельности, к дальнейшему усовершенствованию речи и т. д.

В годы дошкольного детства ребенок овладевает основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, трудовая деятельность, игры и учения. Растет и практическая самостоятельность ребенка. Расширяется общение — его формы и содержание. Взрослые предъявляют все усложняющиеся требования к поведению ребенка, требуют усвоения определенных правил и норм поведения. Все это определяет круг тех знаний, которыми должен овладеть ребенок.

В содержание знаний детей об окружающем входят знания о предметах, об их свойствах и качествах, о способах использования, а затем и изготовления. Круг этих предметов связан, прежде всего, с деятельностью ребенка, с теми новыми видами ее,которые формируются в дошкольном детстве: игрой, изобразительной деятельностью, конструированием, трудом и учением. Знание предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка.

Развитие игры и общения, формирование поведения и отношения ребенка к окружающему связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельности взрослых, о предметах и явлениях природы.

Труд оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов детей. Труд, связанный с активной познавательной деятельностью детей и новыми знаниями, формирует стойкий познавательный интерес.

Умственное развитие детейв разнообразной трудовой деятельности осуществляется при следующих условиях:

в процессе обучения детей трудовой деятельности педагог правильно сочетает знания, навыки, умения. Формирование трудовых навыков в отрыве от знаний и умственных умений приводит к снижению развивающегося и воспитательного воздействия труда;

при выполнении тех или иных трудовых поручений необходимо побуждать детей (на основе имеющихся знаний, навыков, умений) проявлять инициативу, самостоятельность,творчество: отобрать материал, определить действия, оценить результат.

В процессе труда, игры и других видов деятельности детей происходит приобретение и закрепление знаний, а также развитие психических процессов и способностей, без которых невозможно успешное обучение в школе.

В старшем дошкольном возрасте усиливается значение учебной деятельности.Большой путь развития проходит изобразительная деятельность: ребенок овладевает различными навыками и умениями в лепке, рисовании, аппликации. К ним присоединяется элементарная музыкальная деятельность — пение, слушание музыки, движения под музыку. Формируется в самостоятельную деятельность к концу дошкольного возраста и конструирование. Дети овладевают различными видами труда — самообслуживающим, хозяйственно-бытовым, ручным, трудом в природе и т. д. В недрах подвижных игр и на физкультурных занятиях зарождается спортивная деятельность.

Игра, являясь одной из форм деятельности ребенка, формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Однако это познание предваряется более непосредственными его формами (восприятие, наблюдение, обобщение). Это предъявляет и особые требования к руководству ходом умственногоразвития ребенка в игре:

воздействие на умственное развитие детей опосредовано содержанием игры, ее структурой, изобразительными средствами. Поэтому творческая игра не может служить средством сообщения новых знаний, планируемого закрепления знаний и умений;

обогащение содержания детских игр через расширение впечатлений, знаний детей об окружающем — основной путь руководства умственным развитием детей в творческой игре. Пере-работка знаний, их совершенствование осуществляется самим процессом игры;

тщательное наблюдение и анализ игр дает возможность выявить уровень понимания детьми тех или иных событий или явлений и организовать работу по уточнению, углублению или корректировке знаний;

Читайте также:  Условия развития личности ребенка таблица

необходимо в ходе повседневного руководства творческими играми детей поощрять творчество, фантазию, выдумку;

руководство играми должно быть направлено на постепенное приучение детей к предварительному определению темы игры, распределению ролей, определению основного направления игры и т. д.

Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

В ходе игры дети обмениваются знаниями, придумывают разные варианты игровых ситуаций. Воспитатель, наблюдая за игрой, уточняет их представления, предлагает новые роли, игровые действия, ситуации и тем самым расширяет детский кругозор. В играх дети заранее намечают тему, обсуждают план, обдумывают, какое оборудование необходимо приготовить, изготовляют его, устанавливают игровые правила. Это требует от детей умственной активности и целенаправленности и способствует их формированию.

Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют предмет по одному из признаков.

Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями,которые они претерпевают в процессе деятельности: мыло пенится; перекопанная земля становится мягкой, рыхлой; из увлажненного песка хорошо строить и т. п.

Таким образом, игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.

Умственное воспитание детей в процессе конструирования и изобразительной деятельности заключается, прежде всего, в целенаправленном обогащении представлений детей о предметах, зданиях и сооружениях, в ее организации на основе все совершенствующегося наблюдения детьми предметов и явлений окружающей жизни, формирование в ходе этих наблюдений обобщенных способов обследования предметов, обучения детей элементарной изобразительной технике. В процессе рисования, лепки, аппликационных работ происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий.

Формирование самих умственных операций и действий должно пройти путь от формирования их на сенсорном уровне до словесно-логического.

Развитие интеллектуальной функции речи осуществляется в единстве с дальнейшим развитием других функций, и прежде всего функции общения.

Специфические и общие сенсорные обследовательские действия в совокупности с общими и специальными умственными действиями, операциями составляют основу навыков и умений умственной деятельности,система которых складывается в отдельные виды познавательной учебной деятельности уже в период дошкольного детства: наблюдение, измерение, слушание и т. п.

Постепенно в условиях обучения начинают формироваться интересы. К концу дошкольного возраста они приобретают осознанный характер, познавательный интерес становится мотивом их познавательной, а затем и учебной деятельности. Основнымипедагогическими условиями формирования познавательных интересов являются:

организация разнообразной деятельности (продуктивной,

игровой, учебной, общения);

расширение и углубление знаний;

успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности.

включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи приводит к активизации умственной деятельности;

формирование у детей общего метода умственной деятельности; формирование общего метода умственной деятельности обеспечивает и решение следующей задачи – приучение детей к умственному труду, формирование умственной работоспособности;

приучение детей к умственному труду предусматривает наличие умений и способностей более или менее длительное время сосредоточиться на решении познавательной задачи и добиться результата. Итогом формирования умений должно стать развитие известной умственной работоспособности.

Основой умственного развития ребенка является его активная деятельность. Но сама эта деятельность формируется, складывается под влиянием обучения и воспитания.

Н. П. Саккулина считает, что особое значение для умственного воспитания детей имеет формирование:

умений и способностей аналитико-синтетического восприятия предметов;

обобщенных представлений о предметах, отражающих признаки, которые могут быть переданы в изображении;

восприятия создаваемого и законченного изображения и оценки его в соответствии с имеющимися у ребенка представлениями;

умений оперировать представлениями, привлекать ранее накопленный опыт и преобразовывать его с помощью воображения;

планирующей функции мышления.

Большие возможности для умственного воспитания содержит трудовая деятельность дошкольников.

В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста, о способах выполнения тех или иных трудовых операций, о значении труда и т. д.

Наиболее значимым средством умственного воспитания является учебная деятельность, которая складывается в дошкольном возрасте. Значимость ее определяется тем, что в учебной деятельности воспитатель занимает ведущую позицию и организованно всем детям передает определенный программой круг знаний об окружающем, умений, навыков, организует деятельность детей по их усвоению и применению. Четко очерченная программа знаний и умений позволяет воспитателю контролировать их усвоение каждым ребенком, осуществлять индивидуальный подход и подводить всех детей к определенным программой уровням умственного развития на том или ином возрастном этапе. На занятиях в процессе овладения знаниями и умениями у детей развивается познавательная деятельность, мышление и речь, формируются познавательные интересы.Дети овладевают самой учебной деятельностью: умениями слушать и слышать речь взрослого, действовать в соответствии с его указаниями, достигать нужных результатов в той или иной деятельности (счетной, измерительной, изобразительной, речевой, оценивать достигнутый результат с точки зрения его соответствия образцу, анализировать причины неудач и т. п.

Успешность умственного развития в процессе обучения определяется и тем, что оно организуется систематически по плану воспитателя и на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения.

Ведущее положение обучения среди других средств умственного воспитания определяется его программностью, наличием фиксированных форм обучения, которые позволяют охватить всех детей, системой методов, соответствующих возрасту детей и ведущей ролью воспитателя.

Таким образом, задачи умственного воспитания реализуются в детском саду системой средств, чем и достигается комплексный подход к умственному воспитанию и развитию